+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выездные проверки при внутреннем финансовом контроле

Содержание

Проверка вне закона: что нарушают ревизоры и как можно вас спасти

Выездные проверки при внутреннем финансовом контроле

Контроль

О чем пойдет речь: работа финансовых ревизоров заключается в том, чтобы выявлять и пресекать финансовые нарушения. Но иногда проверяющие не соблюдают правила проверки. В таком случае учреждениям нужно фиксировать ошибки ревизоров и доказывать, вплоть до суда, что проверка проведена с нарушениями законодательства.

Владимир ЛОБАНОВ, юрист

Бывает, что нарушения допускают сами ревизоры, а не бухгалтеры учреждения. Например, проверяющие:

  • не предупреждают учреждения о проверке;
  • нарушают сроки проверки;
  • запрашивают лишние документы;
  • отправляют уведомления на домашний адрес сотрудников учреждений.

Далее приведу примеры, как реагируют на нарушения суды: когда они поддерживают учреждения, а когда проверяющих.

Не уведомляют учреждение о предстоящей проверке

Если счетная палата собирается провести в учреждении проверку (плановую или внеплановую), она должна известить об этом его руководителя. Но иногда специалисты высылают уведомление уже вместе с готовым актом проверки финансово-хозяйственной деятельности. В подобных ситуациях суды:

  • приходят к выводу о нарушении срока уведомления о проведении плановой проверки;
  • удовлетворяют требования учреждений об отмене представления, которое вынесла счетная палата.

Например, такие выводы содержат постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа:

Нередко аудиторы органов финансового контроля без уведомления прибывают на проверку в учреждение. Данный факт отмечен в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2015 г. № Ф03-2051/2015 по делу № А24-4634/2014. Причем проверяющие не согласились с выводами судей.

Но доводы счетной палаты о том, что нарушение срока уведомления не помешало учреждению подготовить необходимые для проверки документы, суд не принял. А Верховный суд РФ отказал органу финансового контроля в передаче дела для пересмотра в судебную коллегию по экономическим спорам (определение от 26 ноября 2015 г.

№ 303-КГ15-11543).

Уведомление о проверке

Счетная палата должна уведомить учреждение о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Форма уведомления – копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа.

Способы уведомления:

– заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении;– электронный документ, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу учреждения;

– иные доступные способы.

Контрольно-счетные палаты муниципальных образований проводят внешний муниципальный финансовый контроль, а не государственный контроль в финансово-бюджетной сфере.

Поэтому при проверках бюджетных учреждений они должны соблюдать сроки, которые указаны в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (см. шпаргалку). Такие выводы сделаны, например, в решении Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2015 г.

по делу № А49-7204/2015, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2015 г. № ФОЗ-2051/2015.

Не укладываются в сроки и план мероприятия

Если ревизоры нарушили сроки проведения проверки и ее предмет, суды могут признать:

  • незаконными действия проверяющих;
  • недействительными пункты представления.

Например, подобное решение вынесено в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2021 г. № Ф02-4353/2021 по делу № А78-10871/2015.

Причина в том, что орган муниципального финансового контроля превысил пределы проверяемого периода и предмета проверки.

И хотя проверка затянулась, представление все равно содержало много неточностей, на что суд тоже обратил внимание.

В частности, аудиторы предписали учреждению вернуть в бюджет суммы, но при этом не указали:

  • размер сумм возврата;
  • конкретные фактические данные, материалы и документы проверки.

Верховный суд РФ также отказал счетной палате и не передал дело на пересмотр в судебную коллегию по экономическим спорам (определение от 15 декабря 2021 г. № 302-КГ16-16864). Срок, в который ревизоры должны провести проверку, указан в уведомлении о проведении. А на сколько ее можно продлить при необходимости – в регламенте контрольного органа.

Запрашивают нелегитимные документы и информацию

Иногда ревизоры требуют от бухгалтеров представить информацию в порядке, который не соответствует:

Учреждение вправе обратиться в суд, если счетный орган запросил документы или материалы, которые ранее он уж получал. В исковом заявление можно указать:

«Неопределенность содержания законодательного регулирования:

  • допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения;
  • ведет к произволу и, соответственно, к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона».

Зачастую суды признают недействительным требование контрольного органа ознакомить его с первичной документацией подрядчика, которая подтвердит фактическую стоимость:

  • использованных материалов;
  • поставленного оборудования.

В частности, такой вывод сделан в решении Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2013 г. по делу № А60-49812/2012.

Обратиться в суд имеет смысл, если ревизоры направили предписание о том, чтобы учреждение должно предъявить им большой объем документов в короткий срок (например, в течение шести-семи рабочих часов). Суд признает это предписание неисполнимым.

Поскольку установленный в нем срок недостаточен для того, чтобы подготовить и представить все запрашиваемые документы. Тем более что это может заблокировать работу учреждения по основной деятельности.

К данному заключению пришли арбитры в  постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2012 г. по делу № А82-4747/2012.

Не утверждают стандарты контрольных мероприятий

В каждом публично-правовом образовании должны быть утверждены стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ).

И некоторые учреждения пытаются оспорить представления и предписания ревизоров, апеллируя к тому, что у счетной палаты нет разработанных и принятых стандартов проверки.

Однако суды не считают отсутствие стандартов основанием для признания незаконными:

  • актов проверки;
  • документов, принятых по результатам актов.

Если у контрольно-счетного органа нет стандартов внешнего государственного финансового контроля, это не значит, что оспариваемое представление незаконно. В противном случае было бы невозможным исполнение положений закона, регламентирующего деятельность контрольно-счетных палат (решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2015 г. по делу № А55-2538/2015).  

Адрес: school.budgetnik.ru

Пройдите курсы повышения квалификации или профпереподготовки в Школе Главбуха госучреждения. Для подписчиков действует специальная выгодная цена! Учебные программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер». Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 037521 от 25 мая 2021 г.
Доступ к Школе открыт круглосуточно.

Марина УТКИНА, руководитель Школы Главбуха госучреждения

Источник: https://e.budgetnik.ru/529106

Внутренний финансовый контроль

Выездные проверки при внутреннем финансовом контроле
Эффективно использовать деньги, трудовые и материальные ресурсы учреждения поможет правильно организованный внутренний финансовый контроль.

Как грамотно организовать систему внутреннего контроля в учреждении – в статье.

Сначала определите, кто будет проводить внутренний контроль.

Выбор зависит от объема работ, организационной структуры и финансового положения учреждения. Возможны такие варианты:

  • создать отдельное структурное подразделение (отдел, службу, департамент);
  • распределить контрольные функции между сотрудниками (подразделениями);
  • сформировать комиссию для проведения проверок;
  • ввести в штат единицу ревизора (внутреннего аудитора);
  • привлечь внешнего аудитора на договорной основе.

Затем разработайте порядок внутренних проверок учреждения. Его оформляют отдельным разделом в учетной политике или утверждают локальным актом (положением о внутреннем финансовом контроле).

В порядке отразите следующее:

  • цели и задачи внутреннего контроля;
  • процедуры и методы (количество и сроки проведения ревизий);
  • субъекты (права, обязанности и состав) и объекты внутренних проверок;
  • ответственность лиц, которые допустили недостатки, искажения и нарушения;
  • порядок, в котором оформляют результаты и устраняют нарушения.

Положение о внутреннем финансовом контроле согласуйте с ГРБС.

Процедуры и методы внутреннего контроля

Разделите внутренний финансовый контроль по этапам: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводите до начала хозяйственной операции. На этом этапе определяйте целесообразность и правомерность расходов. В ходе такого контроля:

  • анализируйте договоры и контракты, которые заключает учреждение (соответствуют ли их суммы доведенным лимитам);
  • проверяйте плановые документы (сметы и денежные расчеты).

Текущий контроль – это повседневный мониторинг. Вам необходимо оценить, эффективно ли учреждение расходует деньги. В частности, уточните:

  • как отражает бухгалтерия санкционирование расходов (платежные ведомости, заявки на кассовый расход, счета до оплаты);
  • наличие денег в кассе и на лицевых счетах;
  • дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Последующий внутренний финансовый контроль осуществляйте по итогам выполненных хозяйственных операций. Информацию о плановых проверках отражайте в графике. Включите в него объект проверки, период, срок проведения и ответственных исполнителей.

Внеплановые внутренние проверки потребуются, если есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Поэтому в положении о внутреннем контроле перечислите основания для таких проверок (не устранены ранее выявленные нарушения, получены сведения, что не соблюдено законодательство, и др.).

Обязанности и полномочия участников

Субъекты контроля – это руководитель, работники, отдельные подразделения учреждения, контрольная комиссия, независимый аудитор, штатный ревизор.

В положении о внутреннем контроле пропишите, что одно должностное лицо (подразделение) не может одновременно санкционировать, исполнять и контролировать операции.

Для этого определите полномочия каждого субъекта внутреннего контроля в локальных актах учреждения. Например, в положениях о структурных подразделениях, в должностных инструкциях работников.

А в описании контрольных процедур в положении о внутреннем контроле сделайте ссылки на такие документы.

Внутренний финансовый контроль: объекты проверок

Объекты для проверок выбирайте с учетом актуальности. Например, в августе можно проверить достоверность полугодовой бюджетной отчетности. А также правильно ли сформирован проект бюджетной сметы на 2021 год и плановый период.

Общие направления внутреннего контроля:

  • целевое использование бюджетных средств;
  • своевременное отражение хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения.

Внутренний финансовый контроль: оформление итогов проверок

Результаты проверок оформляйте документально. Пропишите в положении требования к оформлению каждой проверочной процедуры. Допустим, по результатам предварительного и текущего контроля составляйте служебную записку на имя руководителя учреждения. Дополните ее предложениями по предупреждению нарушений. Отметьте, какие ошибки и в какой срок должны устранить сотрудники.

Итоги последующего контроля лучше оформляйте актом. В нем укажите: программу проверки, анализ соблюдения законодательства, выводы о результатах проверки, размеры ущерба и другие нарушения, виновных лиц.

По итогам года контролеры должны отчитаться о проделанной работе. Сроки такого отчета пропишите в положении

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/90157-sistema-vnutrennego-finansovogo-kontrolya

Ошибки, допускаемые при осуществлении внутреннего финансового контроля и аудита

Выездные проверки при внутреннем финансовом контроле

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/audit/

В соответствии с положениями ст. 160.

2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (ст. 157 БК РФ). Далее мы рассмотрим основные недостатки и нарушения, выявляемые в ходе такого анализа.

Внутренний финансовый контроль

В ходе осуществляемого главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля выявляются следующие недостатки и нарушения.

Ошибки, допускаемые при организации внутреннего финансового контроля

К данной группе относятся следующие нарушения и недостатки:

1. Не исполняются бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. В силу положений Бюджетного кодекса внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять:

  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, если орган государственной власти не является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета или главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, внутренний финансовый контроль он осуществлять не должен. В свою очередь, если орган государственной власти относится к одной из указанных категорий, он обязан осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении самого себя и в отношении подведомственных ему распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.

Правила осуществления названными органами (лицами) внутреннего финансового контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.

2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее – Правила № 193). Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлениювнутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2021 № 356.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей (п. 16 Правил № 193). Проверяющие обязательно потребуют документ, которым указанная ответственность установлена.

2. Не разработан порядок внутреннего контроля. С целью организации внутреннего финансового контроля должен быть разработан и утвержден порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающий положения, регулирующие:

  • формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля (п. 15 Правил № 193);
  • ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (п. 23 Правил № 193). Также отметим, что должен быть установлен перечень должностных лиц (должностей), ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
  • составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

3. В должностных регламентах отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Напомним, что должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур, указанных в п. 4 Правил № 193.

4. Не установлена периодичность представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) информации о результатах внутреннего финансового контроля и фактически не осуществляется ее передача (п. 24 Правил № 193).

5. Отсутствует правовой акт, устанавливающий порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля (п. 27 Правил № 193).

6. Не используется специализированное прикладное программное обеспечение в целях автоматизации внутреннего финансового контроля (п. 7, 23 Правил № 193).

Ошибки при подготовке к проведению внутреннего финансового контроля.

К данной группе относятся следующие недостатки:

1. Внутренний финансовый контроль осуществляется не во всех структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур (п. 3 Правил № 193). На практике нередки случаи, когда главными администраторами определено одно должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый контроль.

2. Проведение внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений.

Исходя из положений Бюджетного кодекса и Правил № 193 внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.

С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются, и такие проверки в отношении них не должны осуществляться.

3. Отсутствуют перечни операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур. Напомним, что процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы (п. 11 Правил № 193):

  • анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее – процедуры внутреннего финансового контроля);
  • формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.

4. Не производится оценка вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее – бюджетные риски), при принятии решения о включении операций из перечня операций в карту внутреннего финансового контроля (пп. «б» п. 25 Правил № 193).

5. Отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля.

Напомним, что карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий.

Составление карты внутреннего финансового контроля возлагается на подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

Источник: https://otchetonline.ru/art/audit/68306-oshibki-dopuskaemye-pri-osuschestvlenii-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-i-audita.html

Как организовать внутренний финансовый контроль

Выездные проверки при внутреннем финансовом контроле

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля.

Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции.

Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля.

В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля. 

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции; 
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной.

Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр.

Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка.

Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.

) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете; 
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности; 
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения. 

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения.

В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии.

Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки; 
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.); 
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации; 
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1586

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.