+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях

Содержание

Бизнес Развитие: адвокатура и консалтинг СПб

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях

По налоговым преступлениям ( ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ) действует особый порядок возбуждения уголовных дел, отличный порядка от возбуждения дел по иным экономическим составам УК РФ.

Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки?

Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ.

Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так являются распространенным поводил для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.
В 2017 — 2018 г.

наши адвокаты все чаще сталкивались с уголовными делами по уклонению от уплаты налогов, поводом для возбуждения которых послужили расследования других преступлений, таких как обналичивание (ст. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств за рубеж (ст.

193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193.

1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Могут ли привлечь собственника компании к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары.

В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом.

Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

Звоните! 8-921-786-43-15

В случае вероятного доначисления ФНС существенных сумм, которые у Вас не будет возможности покрыть, мы рекомендуем в ходе налогового спора прибегать к помощи адвоката, разбирающегося не только в налоговом, но и в уголовном законодательстве, а не к услугам юристов, не имеющих права работать по уголовным делам. Это позволит избежать критических ошибок в ходе налогового спора с ИФНС и сократит риски уголовного преследования.

За какой период могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Ранее возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям было возможно только на основании фактов, покрытых периодом налоговой проверки – трехлетним периодом.

Теперь следователь ограничен только сроками исковой давности.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от состава налогового преступления могут составлять два года (для небольшой тяжести) или шесть лет (для средней тяжести).

В 2019 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

Уголовному преследованию подлежит уклонение от уплаты налогов с организации (ст 199 УК РФ) в только в крупном и особо крупном размере, неоплата налогов на меньшую сумму является только административным нарушением.

Уклонение от уплаты налогов в крупном размере:

более 5 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате налогов или более 15 млн. руб. — размер увеличен с середины 2016 г.

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере:

более 15 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате налогов или более 45 млн. руб.

При уклонении от уплаты налогов с физического лица порог неуплаты налогов существенно ниже за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности существенно ниже — возбуждение уголовного дела возможно при неуплате в бюджет 900 тыс. за 3 года.

У подозреваемого и обвиняемого есть право на освобождение от уголовной ответственности, если налоговое преступление совершено впервые, а ущерб, причиненный бюджетной системе в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Участие ФНС в возбуждении уголовного дела по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ в 2019 г:

Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС. Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует.

Обновленная ст. 144 УПК РФ предусматривает следующий порядок:
Получив от органов дознания сообщение о налоговом преступлении (которые, описаны в статьях ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ст.

199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199.

1 Неисполнение обязанностей налогового агента Уголовного Кодекса), следователь (если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик.

В налоговый орган следователь направляет обосновывающие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.Получив запрос, налоговый орган должен в течение 15 суток направить в ответ свое заключение.

Законом предусмотрено три опции ответов налоговой инспекции:

  • направление заключения, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась;
  • проинформировать о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу;
  • проинформировать об отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.
  • Оценив ответ налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

    В случае если налоговый орган не уложился в отведенный 15-дневный срок, решение принимается без учета их мнения, более того закон позволяет возбудить дело и до получения из налогового органа ответа при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    На практике, данная формулировка позволяет следователю возбуждать уголовное дело через несколько дней после получения сообщения о преступлении или выявления признаков уклонения от уплаты налогов в рамках расследования иных дел и не дожидаться ответа МИФНС. (См.: п. 7 -9 ФЗ от 22.10.

    2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

    Что касается порядка инициирования налоговым органом возбуждения уголовного дела, то в соответствии со 32 НК РФ и ст.

    140 УК РФ, ФНС обязано направить материалы в правоохранительные органы, только после вступления решения о доначислении налогов в законную силу и невыполнении налогоплательщиком требования ФНС об уплате недоимок, пеней и штрафов в установленные НК РФ сроки.

    Однако, на практике если речь о крупном размере, то МИФНС направляет материалы в следственные органы непосредственно после вынесения решения о привлечении к ответственности, не дожидаясь окончания процесса обжалования. Чаще всего в таком случае следственный комитет проводит доследственную проверку и выносит формальный отказ в возбуждении уголовного дела, который отменяй прокуратура. Это дает возможность следственным органам готовить материал к возбуждению до решения суда по налоговому спору, неоднократно отказывая в возбуждении дела, а потом проводя доп проверку.

    Об уголовной ответственности за налоговые преступления

    Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях

    15.03.2017

    действительный государственный советник РФ 3 класса

    Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

    Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

    — В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

    Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

    Примерами уклонения являются:

    • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
    • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
    • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.

    — Кто привлекается к ответственности?

    Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

    К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

    К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

    — Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

    Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

    В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

    Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти – подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

    — Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

    В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

    К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

    Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.

    Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

    — Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

    В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

    По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета (пункт 2 статьи 151 УПК РФ).

    Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела.

    По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).

    Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

    Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).

    Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

    По ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, служили только материалы, которые были направлены налоговыми органами. Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

    С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации.

    На практике основной повод – это материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

    Причем, налоговые органы могут направлять в органы внутренних дел необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

    — Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

    Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем, он является вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

    В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было.

    Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

    1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ.

    Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

    Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

    Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа также не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела (приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

    Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

    Если по результатам проверки суд устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

    1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным.

    В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

    — Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

    Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполняет требование об уплате налога (сбора), и размер неуплаченных сумм указывает на наличие признаков преступления.

    В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/9338@).

    Источник: https://taxcom.ru/about/news/ug_otv/

    Поводы и основания для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

    Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях

    Основная проблема заключается в том, что предлагаемые главой государства положения уже ранее содержались в УПК РФ, но были исключены в 2011 году 2.

    Главной причиной внесения поправок тогда была необходимость устранить возможность возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, если необходимые для этого данные предварительно не нашли подтверждения в материалах налоговых проверок – решении о привлечении к налоговой ответственности.

    Как известно, на данный момент такие дела возбуждаются только следователями СК РФ исключительно на основании материалов, которые были специально для этого направлены в их адрес налоговыми органами.

    Особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные данными статьями, рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Таким образом, принятие законопроекта может привести к:

    Вопрос 3

    Многие материалы, поступающие в органы предварительного следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не соответствуют требованиям закона, не содержат необходимых и достаточных данных для принятия своевременного и обоснованного решения.

    сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

    По мнению специалистов, налоговые преступления имеют самую высокую латентность среди преступлений, совершаемых в стране.

    Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям фсэнп? В такой ситуации, в зависимости от объема и содержания недостающих сведений, следователь должен потребовать от сотрудников по экономическим и налоговым преступлениям предоставления необходимых данных, или возвратить им материалы для проведения дополнительной проверки.

    неправильное оформление сотрудниками органов дознания изъятия документов, денежных средств и иных материальных ценностей, подтверждающих преступную деятельность, например, без указания их точного количества и индивидуальных признаков предметов;

    Аналитика Аналитические обзоры

    Возможность возбуждения уголовных дел не только по материалам налоговых органов наиболее вероятно активизирует деятельность правоохранительных органов по проверке сообщений о преступлении и проявление их собственной инициативы в возбуждении уголовных дел.

    § практически безгранично расширяет круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела;

    § позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за преступления до 10-летней давности [2] ;Обращаем внимание, что возможный «разворот последовательности [3] налоговых и следственных мероприятий может сделать рабочим подпункт 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами даже в делах «по аффилированным однодневкам». Данное изменение оказывает комплексное влияние на уголовное производство.

    Уклонение от уплаты налогов

    В 2019 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

    Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары. В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом.

    Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

    Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки. Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС.

    Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует. Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г.

    следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов.

    Лучше заплатить

    Но поскольку решение уже принято и изменения вступили в силу, попытаемся проанализировать нововведения на предмет их достоинств и недостатков.

    Одним из главных аргументов законодателя является то, что отмена вновь введенных положений оказала негативный эффект на сферу уголовных преступлений: это затруднило использование в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, которые проводятся уполномоченными органами в рамках борьбы с налоговой преступностью.

    Авторы принятого закона подчеркивают, что действовавший с декабря 2011 года порядок являлся одной из главных причин, почему эффективность раскрытия налоговых преступлений оставалась на крайне низком уровне.

    Применение нового порядка возбуждения дела привело к реальному снижению фактов выявления налоговых преступлений. Очевидно, что действительной причиной этого являлось определенное ограничение полномочий следователей, что в конечном итоге, вероятно, снизило количество вариантов и путей для произвола.

    Интересным является тот факт, что введенные изменения уже существовали в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ), как раз до введения Федерального закона N 407-ФЗ от 6 декабря 2011 года, и были отменены этим правовым актом.

    Единственное эффективное средство защиты от уголовного преследования и, как следствие, прекращения хозяйственной деятельности для предпринимателя — это полная и своевременная уплата налогов и сборов в установленном законом порядке.

    Такой порядок видится вполне обоснованным, поскольку Федеральная налоговая служба — это уполномоченный государством федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, сотрудники которого обладают нужными навыками, позволяющими дать квалифицированную оценку документам на предмет их соответствия налоговому законодательству.

    Немаловажным является и то, что сотрудники ФНС заинтересованы в обеспечении собираемости налогов.

    Сам себе адвокат

    Основная суть изменений, внесенных названным законом, заключается в отказе от обязательности материалов налоговых инспекций в качестве источника информации о преступлении и повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. Из статьи 140 УПК РФ была исключена часть 1.1, которая содержала соответствующие положения. Тем не менее одним исключением этой нормы из закона изменения не ограничились.

    Кто и как должен определять размер недоимки по налоговым преступлениям

    А вот при сокрытии имущества ответственность предусмотрена при совершении преступления в крупном размере. Причем в таком случае крупный размер равен 1 млн 500 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК РФ). К физическим лицам — субъектам преступления, преусмотренного ст.

    198 УК РФ, относятся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет. Также ими являются представители, через которых налогоплательщики осуществляют взаимодействие с налоговыми органами, и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через подставных лиц.

    Поводы для возбуждения любого уголовного дела перечислены в ст.140 УПК РФ.

    Все эти источники информации теперь являются поводом и для возбуждения дел по налоговым преступлениям.

    Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям

    В случае если необходимо осуществить изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела (если следствию точно известно, где и у кого они находятся), следователь может принять решение о производстве выемки предметов и документов. Как правило, при расследовании уголовных дел налоговой направленности осуществляется выемка документов в организациях, налоговых инспекциях и банках.

    В ходе расследования уголовного дела следователем или оперативными сотрудниками по поручению следователя проводятся следующие следственные действия.

    Как правило, обыски проводятся в офисных помещениях организации, а также по месту жительства генерального директора, главного бухгалтера и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому уголовному делу.

    Результатом проведения проверок налоговыми и правоохранительными органами может быть возбуждение уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов крупном или особо крупном размере.

    Мы рекомендуем тщательно подходить к выбору адвоката, которому вы доверяете свою защиту при расследовании возбужденного в отношении вас уголовного дела налоговой направленности.

    Расследование уголовных дел данной категории имеет свою специфику, которая требует от адвоката серьезных знаний в области бухучета и налогообложения, без которых оказание эффективной помощи не представляется возможным.

    Последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

    В отличие от приговоров в отношении гражданских исков и иных имущественных взысканий, по которым следователям разрешено заявлять ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого лица, в отношении налоговых преступлений такие меры практически не применяются. Основания для возбуждения уголовного дела по ст 327? Это дает возможность руководителю организации до вынесения приговора принять необходимые меры с целью свести к минимуму имущественные потери при последующих действиях судебных приставов.

    Здесь мы рассмотрим последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям и попытаемся разобраться, как помочь себе и своей компании в таком случае.

    Как отмечает Сергей Зеленов , в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (далее – закон об ОРД) налогоплательщик не только лишен возможности представить свою позицию и доказательства, но и даже ознакомится с претензиями до момента возбуждения уголовного дела.

    Кроме того, сроки проведения проверок законом об ОРД не ограничены, а порядок проведения соответствующих мероприятий регламентирован секретными приказами, с которыми налогоплательщик не имеет возможности ознакомиться.

    Основным недостатком материалов налоговых органов является то, что они направляются в правоохранительные органы по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов [5, с. 154].

    При этом работники налоговых органов, не являясь правоохранителями, не уделяют внимания фиксированию и сохранению следов возможных преступлений, документированию умысла на совершение уклонения от уплаты налогов и т. д. См., н-р: Бажанов С. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность.

    2011. N 10. С. 39. В данной статье автор анализирует положения Уголовно-процессуального кодекса, касающиеся повода для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, и выдвигает ряд предложений по усовершенствованию законодательства.

    Необоснованным расценивается возбуждение дела при наличии лишь не имеющих юридической значимости оперативных справок и других не предусмотренных Налоговым кодексом РФ документов, составленных сотрудниками налоговой полиции.

    В Москве сосредоточено около 75% всего финансового капитала России, 80% всех зарегистрированных коммерческих банков и их филиалов.

    Неудивительно, что здесь совершается наибольшее число преступлений в сфере экономики, в том числе налоговых.

    Поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

    Исследование поводов и оснований к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях следует, на наш взгляд, базировать на некоторых отправных теоретических моментах, учет которых определит основные направления научного анализа и укажет его границы, а также станет основой осуществления практической деятельности на начальном этапе уголовного судопроизводства по рассматриваемой категории дел, обеспечит оптимизацию как стадии возбуждения уголовного дела, так и расследования в целом. Основными среди них следует назвать следующие:

    Об этом косвенным образом может свидетельствовать история развития современной легальной модели системы поводов возбуждения уголовного дела, в ходе которой законодатель последовательно шел к отказу от казуистического изложения всевозможных поводов возбуждения уголовных дел к закреплению механизма, позволяющего инициировать уголовное преследование при поступлении информации о совершенном или готовящемся преступлении из любого источника.

    Не случайно в связи с этим пристальное внимание ученых-процессуалистов к исследованию теоретических аспектов категории «повод к возбуждению уголовного дела», проблемам его легального закрепления и применение в практической деятельности по осуществлению уголовного преследования. Анализ мнений различных ученых позволяет сделать вывод о том, что в наиболее обобщенном виде поводы к возбуждению уголовного дела в современной науке уголовного процесса понимаются как «информационные основания начала деятельности уполномоченных органов по расследованию преступлений. Направленность задач, стоящих перед уполномоченными органами и должностными лицами в стадии возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории, во многом определяется социальным и правовым значением начальной стадии уголовного процесса.

    Источник: https://urist-onlain.ru/ugolovnaya-otvetstvennost/povody-i-osnovanija-dlja-vozbuzhdenija-ugolovnyh.html

    поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

    Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях

    Как отмечает Сергей Зеленов, в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г.

    № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) налогоплательщик не только лишен возможности представить свою позицию и доказательства, но и даже ознакомится с претензиями до момента возбуждения уголовного дела.

    Кроме того, сроки проведения проверок законом об ОРД не ограничены, а порядок проведения соответствующих мероприятий регламентирован секретными приказами, с которыми налогоплательщик не имеет возможности ознакомиться.

    Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

    В момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах конкретного состава преступления (объекте, объективной стороне, субъекте и субъективной стороне).

    Полное и всестороннее установление виновных лиц, формы вины, мотива, способа и других субъективных обстоятельств совершения преступления – это задача последующих стадий уголовного процесса.

    На первоначальном этапе необходимо предварительно установить лишь признаки преступления (общественная опасность и уголовная противоправность) и не более того.

    Глава 1

    От своевременности возбуждения уголовного дела во многом зависит успех его дальнейшего расследования. Волокита и ошибки, допущенные в этой стадии процесса, нередко влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств.

    Законное и своевременное возбуждение дела обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов потерпевших от преступления.

    С другой стороны, законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела также является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

    Быстрое и правильное реагирование правоохранительных органов на заявления и сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях и принятие по ним своевременных и законных решений имеют большое воспитательное и предупредительное значение.

    Основания и порядок возбуждения уголовного дела

    • следователь;
    • руководитель следственного органа;
    • дознаватель;
    • орган дознания;
    • капитаны речных, морских судов дальнего плавания;
    • руководители зимовок и геологических разведочных партий;
    • начальники сезонных полевых баз и антарктических станций;
    • главы консульских учреждений и дипломатических представительств России.

    Аналитические обзоры

    Теперь поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях являются не только материалы, переданные налоговыми органами, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

    Поводы и основания возбуждения уголовного дела

    По делам частного и частно-публичного обвинения поводом может служить заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом положении или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2—4 ст. 20 УПК).

    Новые требования к возбуждению дел о налоговых преступлениях

    На основании акта документальной проверки предприятию были доначислена существенная сумма налоговых обязательств и штрафных санкций. Еще на стадии административного обжалования было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц данного предприятия по ст. 212 ч. 3 УК Украины.

    Пройдя процедуру административного обжалования (около 3-х месяцев) налогоплательщик обжаловал вынесенные налоговые уведомления-решения в административный суд. С момента подачи искового заявления в суд до подготовительного слушания прошло еще более 1 месяца.

    В это время следователь налоговой милиции успел продлить срок досудебного следствия до 6 месяцев.

    В последствии представителем истца было заявлено в суде ходатайство об истребовании из органа ГНИ дополнительных доказательств, которое было удовлетворено и производство по делу было приостановлено до момента предоставления истребуемых документов органом ГНИ. Далее по ходатайству истца в деле была назначена судебно-экономическая экспертиза и производство по делу снова приостановлено.

    Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог 2020 когда платить

    Проблемы выявления и возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях Текст научной статьи по специальности — Государство и право

    Основным недостатком материалов налоговых органов является то, что они направляются в правоохранительные органы по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов [5, с. 154].

    При этом работники налоговых органов, не являясь правоохранителями, не уделяют внимания фиксированию и сохранению следов возможных преступлений, документированию умысла на совершение уклонения от уплаты налогов и т.д.

    Статья 140

    7. Частью 1.1 комментируемой статьи, которой она дополнена в декабре 2011 г., строго говоря, нового самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела не устанавливается.

    Речь идет все о том же “сообщении о совершенном или готовящемся преступлении” (пункт 3 части первой комментируемой статьи), но полученном из специального, компетентного источника – налогового органа и подкрепленном, как этого требуют ведомственные нормативные предписания, пакетом ценнейших документальных материалов. Ничто, кроме такого сообщения и такого пакета, теперь законным поводом к возбуждению уголовного дела о так называемом налоговом преступлении не является. Так что, если о названном преступлении говорится в заявлении гражданина или сообщении любой организации, кроме налоговой инспекции, орган расследования, в который такое заявление или сообщение поступило, обязан направить его в компетентный налоговый орган для проверки.

    Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

    На протяжении долгого времени уголовно-процессуальный закон наделял прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела и даже принимать их к своему производству и расследовать самостоятельно. Однако в результате реформы досудебного производства, проведенной российским законодателем в 2007 г.

    , прокурор эти полномочия утратил. Теперь, обнаружив признаки преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства (п.

    2 ч. 2 ст. 37 УПК).

    Источник: https://russianjurist.ru/avto/povody-i-osnovaniya-k-vozbuzhdeniyu-ugolovnogo-dela-o-nalogovom-prestuplenii

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.