+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Внесены поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле

Содержание

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Внесены поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: https://kontur.ru/articles/5161

Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г

Внесены поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, “валютным резидентом” признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ – п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операцийк предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам – ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году – следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что “валютные операции между резидентами запрещены”.

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.

Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”).

В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетовк проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам – резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней – ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ – п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица – резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного годаследующего за таким истекшим календарным годом – ч.8 ст.12 Закона

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.

Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г.  срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.

(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.

данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации – п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к “норме о 183 днях” – как следует из п.14 ч.4 ст.

23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году – они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.

Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.  

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ – абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства – абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица – резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ  с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова “не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ”)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается “налоговым органом по месту учета”. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) – налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества – налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента – физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии – абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента – абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227

Изменения в валютном регулировании и валютном контроле. Что изменится с 1 января 2020 года – Советы юриста – АНГАРД.РФ

Внесены поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле

2 августа 2019 года Путин подписал закон, который вносит изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ №173 от 10.12.2003. Изменения вступят в силу с 01 января 2020 года. Расскажем о том, что нас ждет:

Усиление контроля за средствами россиян на счетах зарубежных банков и брокерских компаний

До 1 января 2020 года, если у россиянина был открыт счет в зарубежном банке или в брокерской компании, которая является частью зарубежной банковской группы об этом необходимо было ставить в известность налоговую инспекцию. Однако, если человек имел счет в иных финансовых организациях, то он мог не уведомлять об этом ИФНС.

Например, у Вас был счет у зарубежного брокера или форекс-компании, которые как Вы знаете, все зарегистрированы в офшорах и можно было получать какую-то прибыль и выводить ее без проблем, но изменения в валютном контроле, уже с 01 января 2020 года могут поменять ситуацию критическим образом.

ИФНС хочет знать о всех счетах россиян в зарубежных финансовых компаниях и к ним, теперь относятся организации, которые привлекают деньги для хранения, управления, инвестирования и других сделок. Под действия поправок подпадают брокерские компании, а также страховые компании, если Вы приобретаете страховые продукты.

Уведомлять ИФНС нужно будет не только о факте в наличии счета, но также в случае его закрытия, изменения реквизитов, а также информировать о движении средств по этому счету по итогам отчетного года.

Еще раз подчеркнем, речь идет не просто о налоговой декларации, в которой Вы рассказываете о том, сколько Вы заработали, потому что порядочный человек и так должен был такую декларацию подавать, но и о более широком наборе понятий.

Уведомление об открытии, закрытии счет или изменения его реквизитов

Итак, с 1 января 2020 года нужно сообщить в налоговую до 1 июня года, следующего за отчетным. Предположим, в 2020 году Вы открыли счет и соответственно до 1 июня 2021 года по этому вопросу нужно будет связаться с ИФНС.

В законе пока нет информации о том, нужно ли будет задним числом отчитываться по зарубежным счетам, открытым до 2020 года. Вероятно, информация появится позже.

Для того, чтобы отчитаться есть специальная форма, правда пока она приспособлена только для того чтобы отчитываться по банковским счетам, но опять же ожидаем, что эта форма будет обновлена.

Также нужно будет отчитаться о движении денежных средств по счету, т.е. в специальной форме нужно будет указать, сколько средств было на счете в начале года, сколько поступило, сколько списали и сколько осталось на конец года.

Чтобы отчитаться об открытии брокерского счета за рубежом и о движении денег по этому счету можно воспользоваться тремя доступными способами:

  • в личном кабинете на сайте налоговой;
  • непосредственно в отделении ИФНС;
  • направить почтой России.

Обратите внимание, что есть и исключения, которые позволяют не отчитываться перед ИФНС. Это возможно, если у Вас выполняются оба условия:

  1. Счет в иностранной организации открыт в той юрисдикции, которая входит в список стран ОЭСР (Организация экономического европейского сотрудничества) и ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), обратите внимание, что при этом организация обязательно должна обмениваться с Россией информацией в автоматическом режиме.
  2. За год движение по счёту, то есть пополнение или списание не должны превышать 600 тысяч рублей, а если движение средств не производилось, то остаток на счете на конец года должен также не превышать 600 тысяч рублей. Валюта пересчитывается в рубли по курсу на 31 декабря отчетного года.

Если оба эти условия выполняются, то вы вправе не направлять в ИФНС отчет о движении денежных средств. При этом об открытии счета все равно уведомить будет необходимо.

Обратите внимание, что например, если у вас открыт счет в компании, которые зарегистрированы на Виргинских островах, в Белизе или на Кипре, то вам соответственно нужно будет подавать информацию.

Если у вас открыт счет в брокерской компании, где большинство россиян покупают американские акции, то вам тоже нужно будет обязательно отчитываться, потому что США входит ОЭСР и ФАТФ, но при этом автообмена информации с Россией не имеет.

Также по Великобритании есть определенные вопросы — нужно уточнять, если вы покупаете американские акции через российского брокера, который Вам дает доступ через Санкт-Петербургскую биржу, то отчитываться об открытии счета и движении денег не нужно.

Последствия непредставления сведений в ИФНС

Во-первых, в кодексе административных правонарушений пока прописана только ответственность за нераскрытые сведения о счетах в банках, предполагаем, что вскоре и там последуют изменения.

По банковским услугам предусмотрены следующие штрафы: если уведомить ИФНС с опозданием можно получить штраф 1000 — 1500 рублей.  Если вообще не уведомить, то 4000 — 5000 рублей.

Что касается уведомления о движении средств по счетам, то в кодексе административных правонарушений за опоздание предусмотрен  штраф от 300 до 3000 рублей, если не сообщать вообще — от 2000 до 3000 тысяч рублей, а за повторные нарушения до 20000 рублей.

Второй момент касается именно банка, через который вы собираетесь проводить операции. На основании новых поправок, банк будет вправе запросить у Вас сведения о том, уведомляли ли Вы ИФНС о том, что у вас открыт счет у иностранного брокера. Если Вы не сможете предоставить подтверждение, то операцию могут заблокировать.

Что касается налогов

Стоит отметить, что платить налоги по форме 3-НДФЛ — подоходный налог с наших инвестиций мы в любом случае обязаны как раньше, так и с учетом новых поправок. В этой части ничего не изменилось.

Хотим обратить Ваше внимание на очень серьезный момент, уже сейчас информация по всем нашим банковским транзакциям автоматически поступает в налоговую инспекцию. Другое дело, что они разбирают эти вещи сверху вниз. Начинают от больших сумм к меньшим, но нужно понимать, что рано или поздно доберутся и до нас, даже если речь идет о небольших суммах.

Уже сейчас ИФНС по запросу может получить сведения по всем электронным платежным системам, поэтому если какой-то особенно работящий налоговый агент заинтересуются Вашими банковскими транзакциями, то он в ручном режиме соберет всю остальную информацию. Уверены, что скоро этот процесс станет максимально автоматизированным и соответственно, вопросы будут поступать уже ко всем.

Поэтому в текущей ситуации, когда ИФНС стремиться к тому, чтобы навести порядок и повысить контроль за всеми транзакциями россиян, чем раньше Вы начнете работать в «чистую», тем лучше и спокойнее Вы будете спать в дальнейшем.

Нужно понимать, что и через три года, и через пять лет к Вам может прийти представители налоговой инспекции и вежливо попросить уплатить налоги со всех Ваших незадекларированных доходов с учетом всех штрафных санкций.

Источник: https://xn--80aaif6bu.xn--p1ai/biznes-idei/izmeneniya-v-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole-chto-izmenitsya-s-1-yanvarya-2020-goda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.