+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

В каком случае налоговая может запросить в органе власти данные о налогоплательщике

Содержание

Права и обязанности налогоплательщика при запросах со стороны налоговых органов

В каком случае налоговая может запросить в органе власти данные о налогоплательщике

На сегодняшний день сотрудники Федеральной налоговой обладают довольно широкими полномочиями касательно истребования документов у субъектов хозяйствования. Однако не в каждой ситуации запрос должностного лица может быть удовлетворен в полной мере, а порой такие требования и вовсе составлены с нарушениями действующего законодательства.

Ниже мы рассмотрим права и обязанности плательщиков и инспекторов Федеральной налоговой службы, связанные с требованиями о предоставлении документов бухгалтерского учета, проанализируем их практическую реализацию и укажем порядок действий субъекта хозяйствования, который позволит обезопасить себя от незаконных действий контролирующих органов.

Основания для истребования документов у плательщика

Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2006 были внесены значительные редакции в статью 93 Налогового кодекса РФ, а также добавлена статья 93.1 – именно в данном разделе кодекса и установлены основные требования к действиям плательщиков и должностных лиц, а также указаны права и обязанности сторон при составлении запросов на предоставление документов и информации.

Основные принципы истребования документов у плательщика при камеральной или выездной проверке его деятельности

– В рамках осуществления контрольных мероприятий должностные лица Федеральной налоговой службы вправе требовать у субъекта хозяйствования предоставления всех необходимых для проведения проверки документов.

Детальный анализ судебной практики позволяет с уверенностью утверждать, что документы, на которые заявляют требование должностные лица, должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Таким образом, неправомерным будет истребование у юридического лица, например, товарных и товарно-транспортных накладных, договоров и актов сверки взаимных расчетов при проверке транспортного или земельного налога, НДФЛ или налога на имущество организаций (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

– Истребование документов производится на основании официального требования о предоставлении документов, форма и порядок выставления которого указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/338 от 31.05.2007.

Так, требование должно вручаться непосредственно руководителю или законному представителю юридического лица или же физическому лицу или его уполномоченному руководителю под расписку.

При невозможности личного вручения запроса оно отправляется заказным письмом – датой вручения в таком случае считается шестой день с даты отправки.

Требование о предоставлении документов должно иметь следующие обязательные реквизиты:

  • Наименования документов, их реквизиты и иные индивидуализирующие признаки, а также указание периода, к которому они относятся.
  • Полное и краткое наименования организации (ее филиала), а также ИНН/КПП.
  • Уточнение, при проведении какого контрольного мероприятия возникла необходимость в истребовании указанных документов.

Следует отметить, что при возникновении судебных споров касательно законности действий должностного лица оцениваются следующие факторы:

  • Имеются ли неоспоримые доказательства наличия указанных документов у плательщика.
  • Действительно ли возникла необходимость их предоставления.
  • Имело ли место непредставление документов в установленные законодательством сроки.
  • Какое количество документов не было представлено.

– Документы передаются должностным лицам ФНС лично или через представителя, могут быть направлены почтой на бумажном носителе или в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи.

Документы на бумажном носителе предоставляются в виде заверенных копий, при этом должностное лицо не вправе требовать их нотариального удостоверения (если иное не предусмотрено законодательством). Плательщик не обязан также предоставлять оригиналы документов, но должностные лица вправе потребовать их для ознакомления и сверки.

– Срок предоставления документов по запросу ФНС при проведении налоговой проверки – 10 рабочих дней (20 дней при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

– В ситуации, когда срок, указанный в требовании должностного лица ФНС является слишком коротким, плательщик обязан в течение суток уведомить налоговый орган о невозможности исполнения требования с указанием причин и новых сроков. Объективная невозможность представления документов в установленный налоговым инспектором срок освобождает от налоговой ответственности.

– В ситуации, когда плательщик, проходящий налоговую проверку, отказывается от представления документов, поименованных в запросе, его привлекают к ответственности согласно статьи 126 Налогового кодекса РФ. Сотрудники ФНС при этом выносят постановление о принудительной выемке документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Размер штрафа, который предполагается к взысканию в суде, инспекция ФНС должна обосновать в расчете штрафа, приложенном к материалам дела. Таким образом, в течение 6 месяцев с момента непредставления субъектом хозяйствования документов по запросу должностного лица, инспекция ФНС представляет в суд следующие документы:

  • Неисполненное требование о представлении документов, где указано их количество.
  • Данные, по которым было определено, сколько документов не представил плательщик.
  • Детализированный расчет суммы штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных документов минимизирует вероятность штрафных санкций. Неправомерным привлечение к ответственности признается и в том случае, если у плательщика не имелось реальной возможности представления документов.

Объективной помехой исполнения требований должностного лица может стать множество причин: аварии и чрезвычайные происшествия, в ходе которых документы пришли в негодность, противоправные и приступные действия третьих лиц и т.д.

Освобождает от ответственности и полное неведение отдельных документов.

Если сотрудники ФНС требуют документы о вашем контрагенте

Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 года регулируется истребование у третьих лиц информации о конкретных сделках с тем или иным плательщиком.

Ранее указание на право должностных лиц ФНС составлять запросы о деятельности плательщика содержалось в статье 87 Налогового кодекса, при этом данные действия, проводимые в рамках камерального и выездного контроля, носили название встречных проверок.

Ныне фактически терминология не упразднена, и встречная проверка является одним из наиболее распространенных способов контроля плательщика посредством взаимодействия с третьими лицами. Ее целями являются:

  • Подтверждение фактического существования контрагента и совершения оформленных с ним операций.
  • Анализ сведений по каждой из хозяйственных операций по данным обеих сторон сделки.

Существующая на сегодняшний день судебная практика показывает наличие множества спорных моментов, касающихся требований должностных лиц на предоставление документов или информации по хозяйственным операциям, однако существует несколько основных тезисов, которые следуют из содержания статьи 93.1 Налогового кодекса и судебной практики оспаривания действий должностных лиц:

Имеют ли право должностные лица требовать любую информацию по контрагенту? Практика последних лет однозначно говорит, что в запросе могут быть указаны лишь те документы, которые имеют отношения к тематике проверки контрагента (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

Какие именно документы могут потребовать сотрудники ФНС? В современном законодательстве не установлено четких перечней тех документов, которые вправе требовать должностные лица налоговой службы.

Однако судебная практика показывает, что не могут быть истребованы те документы, которые предназначены исключительно для систематизации и накопления данных, то есть карточки счетов, регистры, книги покупок, продаж и т.п.

Аргументом в пользу некорректности их истребования служит то, что данные реестры фактически не являются документом, подтверждающим факт совершения тех или иных хозяйственных операций и не могут служить основанием для расчета и уплаты налогов в бюджет (постановление ФАС ВСО от 13 августа 2013 г. № Ф02-3644/13 по делу № А10-2526/2012).

Как должно оформляться требование на представление документов? Начнем с того¸ что запрос должностных лиц ФНС о предоставлении информации и документов по сделкам с контрагентом должен иметь следующие обязательные данные:

  • Полное наименование проверяемого плательщика.
  • Полный перечень необходимых документов.
  • Признаки, позволяющие идентифицировать сделки (стороны, предмет сделок, период совершения и иное).

При ошибках в заполнении указанных выше сведений запрос может быть оспорен в арбитражном суде, который с большой вероятностью станет на сторону плательщика, которому выставлялось требование.

Как исчисляется срок предоставления документов, указанных в требовании, в частности при направлении требования по почте? Пунктом 5 статьи 93.

1 Налогового кодекса РФ установлен пятидневный срок предоставления информации и документов по сделкам с контрагентом при запросе должностного лица ФНС.

При направлении требования заказным письмом по почте плательщик признается получившим его по истечении 6 дней с даты направления (независимо от фактической даты получения), после чего начинается отсчет 5 дней, предусмотренных на оформление и предоставление документов в налоговый орган.

– Возможно ли повторное истребование документов и информации по сделкам с контрагентом? Нет, если в налоговый орган уже были предоставлены копии таких документов либо данный в электронном виде. Повторное истребование возможно только в том случае, если ранее на ознакомление сотрудникам ФНС предоставлялись оригиналы документов.

Можно ли увеличить срок на предоставление документов? Да, письменно обратившись в налоговый орган с указанием причин и новых сроков.

Стоит, однако, учитывать, что инспекция ФНС вправе не удовлетворить данное ходатайство, но даже в случае отказа суд может освободить плательщика от ответственности при наличии объективных обстоятельств, препятствующих предоставлению документов в пятидневный срок.

И еще несколько важных моментов, касающихся встречных проверок ФНС:

  • Запрос плательщику о предоставлении сведений и документов по сделкам с контрагентом вручает «своя» инспекция (в которой он состоит на учете), а не та, которая проводит проверку контрагента.
  • Налоговый орган вправе сделать плательщику запрос на предоставление документов, не совпадающих с периодом проверки контрагента, однако такие требования часто признаются произвольными (т.е. необязательными к выполнению) в судебном порядке.
  • Встречная проверка в отличие от других методов контроля может не оформляться актом или иным документом, так как ее цель заключается исключительно в получении информации и документов.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, представляющего собой анализ деклараций и документов, на основе которых исчисляют и уплачиваются в бюджет налоги (сборы), годовых форм отчетности, оценка достоверности сведений и выявление ошибок. Камеральные проверки имеют ряд особенностей:

  • Проводятся на территории налогового органа.
  • Изучаются непосредственно представленные плательщиком документы.
  • Не требуют вынесения решения ответственных лиц.
  • Результаты используются при планировании и проведении выездных проверок.

Порядок осуществления камерального контроля, а также права и обязанности участников проверки указаны в статьей 88 Налогового кодекса РФ. Срок проведения проверки – 3 месяца со дня подачи декларации в налоговый орган.

Права должностных лиц, осуществляющих камеральный контроль:

– требовать документы, подтверждающие права на льготы по налогам, правомерность применения вычетов по НДС при его возврате, правильность расчета и своевременность уплаты налога на использование природных ресурсов;

– брать с плательщика пояснения по тем или иным вопросам, имеющим отношения к камеральному контролю.

При прохождении камеральной проверки плательщик должен учитывать следующие нюансы:

  • Требование на предоставление документов выставляется в порядке, указанном выше, то есть только по вопросам, связанным с камеральным контролем, а также с соблюдением всех реквизитов (постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2006 г. по делу № Ф09-6207/05-С2). При отсутствии в требовании точного перечня документов запрос должностного лица признается некорректным, и плательщик освобождается от ответственности за непредставление данных.
  • Требование на представление дополнительной информации должно быть направлено не позднее 3-х месяцев с момента подачи декларации.
  • Устные требования инспекторов ФНС о предоставлении документов плательщик выполнять не обязан (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2002 г. по делу № А21-3182/02-С1).
  • Непредставление документов, указанных в требовании, не дает права проведения выемки и осмотра помещений плательщика – подобная процедура возможна только в ходе выездной проверки.
  • В случае подачи уточненной декларации может проводиться дополнительная камеральная проверка.
  • Инспектор не имеет права составлять акт проверки по факту найденных нарушений, не получив объяснений плательщика.
  • Обязанность доказательства выявленных правонарушений лежит на должностных лицах – привлечение к ответственности возможно только при их бесспорности.

Источник: https://www.gestion.ru/news/articles/1361/

Основания для налоговой проверки физического лица

В каком случае налоговая может запросить в органе власти данные о налогоплательщике

На сегодняшний день ИФНС активно проверяет не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц. И если вы работаете на себя и уклоняетесь от внесения налоговых сборов, пытаетесь хитрить со справками 2-НДФЛ или получаете на свои расчетные счета крупные суммы денег, то будьте уверены, рано или поздно инспекторы могут заинтересоваться вашей персоной.

Налоговая проверка физического лица происходит разными способами. По каким причинам она может случиться? Какие права есть у налоговых работников? При каких обстоятельствах поступления денег на счет проверяет ИФНС? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.

Основания для проверки физических лиц налоговой службой

Среди основных причин, по которым налоговая служба может организовать тщательную проверку физлиц, можно выделить:

  1. Этот документ направляется в ИФНС, когда физическое лицо получает дополнительный доход, который приходит к нему за счет занятий частной практикой, реализации жилья, оплаты учебы или медуслуг. При поступлении 3-НДФЛ-декларации налоговая служба начинает сверку информации, указанной в справке, с данными из базы. Это помогает выявить случаи реального мошенничества.

  2. Сегодня нередки случаи, когда люди работают или подрабатывают без официального трудоустройства, сдают жилплощадь в аренду, трудятся на дому, получая за это, так называемую, «зарплату», которая по факту не облагается налогом. Причем многие физлица даже не задумываются над тем, что к ним может нагрянуть налоговая проверка.

    Они полагают, что интерес ИФНС вызывают только крупные обороты денежных средств по счетам. Но это не так. В действующем уголовном законодательстве нет четкой информации о размере минимального дохода, при котором может производиться проверка.

    Поэтому, как показывает практика, достаточно двух совершенных одинаковых сделок, чтобы фактически стать незаконным предпринимателем.

При проведении проверки физических лиц на незаконный оборот средств, инспекторы ИФНС в обязательном порядке учитывают ряд основных факторов:

  • наличие покупателей, которые хоть раз отдавали физлицу деньги за товары и оказанные услуги;
  • рекламирование своего вида деятельности и выставка образцов;
  • осуществление постоянных закупок любого вида продукции оптом;
  • составление и подписание договоров, связанных со сдачей жилья в аренду;
  • большие обороты денежных средств, размещаемых на банковских счетах;
  • ведение учета по совершаемым сделкам.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Проверка физического лица по жалобе

Налоговые проверки физических лиц происходят редко, поскольку у инспекторов ИФНС зачастую не хватает рабочего времени, чтобы проверить всех.

Однако людям, занимающимся незаконным предпринимательством, все равно необходимо быть начеку, поскольку их, как нарушителей могут сдать инспекторам недовольные покупатели, соседи или конкуренты, оставив соответствующую жалобу.

И если проверка подтвердит факт ведения нелегального бизнеса, то за доход, полученный незаконным путем, их могут не только оштрафовать, но и наказать.

За прибыль свыше 1,5 млн. рублей в год предусмотрена ответственность по УКРФ.

Какими правами наделены инспекторы ИФНС при проведении проверки физических лиц?

Принимая во внимание то, что выездная проверка ИФНС может осуществляться на территории жилого помещения физлица, инспекторы имеют не так много прав. Они могут по закону:

  • запросить у частного лица документацию, необходимую для тщательного изучения;
  • осмотреть имущество, но только в нежилом помещении;
  • изъять документацию, вовремя не предоставленную в ИФНС, в случае сомнения в сокрытии, уничтожении или замене данных;
  • устроить допрос в отношении обстоятельств, относящихся к деятельности физлица, и потребовать предоставление документации, касающейся дела, согласно статье 93.1 НКРФ;
  • привлечь сторонних экспертов для оценки материалов налоговой проверки в соответствии со статьями 95-96 НКРФ.

Рекомендации для физического лица при налоговой проверке

Что бы ни случилось, каждому человеку необходимо:

  1. хранить все важные бумаги, касающиеся трат, в соответствующем состоянии;
  2. не скрывать доходы;
  3. вовремя платить налоги;
  4. не допускать в квартиру посторонних лиц, поскольку согласно Конституции РФ жилье неприкосновенно. Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина;
  5. занимаясь предпринимательством и налоговым планированием, важно не забывать, что интерес ИФНС будет направлен на розыск конечного выгодоприобретателя.

Соблюдая эти рекомендации, никакая налоговая проверка не будет страшна.

Когда налоговая служба запрашивает информацию о поступлении денег на карту физических лиц?

Согласно подпункту 1,1 ст. 86 НКРФ, все банковские учреждения обязаны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Налоговая служба также может при проведении проверки разыскать информацию о других имеющихся счетах, например, электронных кошельках.

Чаще всего это происходит, когда на налогоплательщика поступила жалоба или он подал декларацию о получении вычета за приобретение недвижимого имущества, не имея официального постоянного дохода. В этих случаях ИФНС будет важно проверить: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Такие данные инспекторы могут легко получить при оформлении запроса, подписанного руководством Управления ИФНС России или регионального подразделения.

За какие операции по счету карты Сбербанка или другого банка налоговая может провести проверку?

Чаще всего налоговый орган интересуется редкими случаями денежных переводов, совершаемых физлицами, со счета одной карты на другую. Остальные же случаи мелких перечислений их вряд ли привлекут. Так, например, особый интерес ИФНС может вызвать человек, который официально не имеет источника дохода и не платит НДФЛ.

Если вы работаете по ТКРФ или по договору ГПХ, а ваша организация регулярно перечисляет за вас налоги, то вы можете спать спокойно. Этот случай не ваш, и проверка вам не грозит.

Рассмотрим основные моменты, когда физическое лицо может привлечь к себе внимание ИФНС при совершении операций, например, по счету карты Сбербанка:

  1. При перечислении физическим лицом со счета на счет более 600 тысяч рублей банк передаст об этом информацию в налоговый орган. Инспекторы обязаны будут провести проверку.

    Особенно это касается случая, когда денежные средства были переведены по договору купли-продажи жилья и физлицом, не имеющим официального дохода за прошлые периоды, сделан запрос на возврат налогового вычета.

    Эта ситуация может быть воспринята, как уклонение от выплаты налогов.

  2. Это касается обналичивания средств через подставное лицо, и, соответственно, сокрытия доходов от государства. Например, предприятие однодневка перечисляет деньги на счет «своего сотрудника», якобы под отчет.

    По факту же он снимает средства с карты или переводит их другому такому «работнику».

    Это яркий пример того случая, когда налоговую проверку могут провести из-за внутреннего перечисления денег с одного счета на другой между физлицами.

  3. Как правило, под подозрением часто оказываются люди, работа которых обязывает самостоятельно вносить налоговые сборы и заполнять 3-НДФЛ декларацию. Однако проверки таких физических лиц проводятся, если высока вероятность доказать документально их деятельность.

Что касается сдачи жилья, то проверки налоговой службы могут осуществляться только при поступлении жалобы от соседей, которые, например, недовольны поведением квартирантов.

В остальных случаях ИФНС вряд ли заинтересуется физическими лицами, получающими доход от аренды квартиры.

Заключение

Таким образом, физическим лицам необходимо быть начеку. Однако им не стоит паниковать и в срочном порядке заполнять декларацию. Важно помнить, что для уплаты налогов должно быть доказано получение дохода.

Любое требование налогового органа исполнить обязательства выполняется исключительно по решению суда.

Судебное разбирательство может случиться только в случае, когда ИФНС найдет состав преступления. Поэтому даже если вас и коснется налоговая проверка, то у вас будет достаточно времени, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Источник: https://alaws.ru/nalogovaya-proverka-fizicheskogo-lica/

Запрос документов вне рамок проведения налоговых проверок

В каком случае налоговая может запросить в органе власти данные о налогоплательщике

Статья акутальна на: Декабрь 2021 г.

Анастасия Кириченко, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Хотя налоговики и наделены правом истребовать документы как в ходе, так и вне рамок проверок, в некоторых случаях компания может отказать в представлении документов на законных основаниях.

Инспекторы вправе истребовать у компаний документы (информацию) как при проведении, так и вне рамок проведения налоговых проверок. Давайте разберемся, когда и что могут запрашивать проверяющие.

Истребование документов (информации) в рамках проверки

Право инспекторов на истребование у компаний документов (информации) в ходе проведения выездных и камеральных проверок закреплено Налоговым кодексом (подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Запрос осуществляется путем выставления требования по установленной форме (утв. приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (приложение 5)), в котором указывают необходимые документы.

Перечень документов, запрашиваемых в ходе выездной проверки, законодатель не ограничивает. Он только делает ссылку на то, что могут быть запрошены «документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов» (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ), «необходимые для проверки документы» (п. 1 ст. 93 НК РФ).

При проверке уточненной декларации (расчета) по любому налогу, в которой уменьшена сумма налога к уплате, инспекторы вправе потребовать пояснения, которые обосновывают такие изменения (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Аналогичное право предоставлено налоговикам при проверке декларации (расчета) с заявленной суммой убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Компании следует обосновать его размер.

Отметим, что вместе с пояснениями фирма вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Если истребованы документы, не предусмотренные законодательством

Рассмотрим, что делать компании в случае, если проверяющие запросили документы (информацию), не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством. Например, это может быть техническая документация на объекты основных средств, маркетинговая политика компании и другое.

Также следует помнить, что при принятии компанией решения об отказе в исполнении выставленного требования инспекторы могут произвести выемку необходимых документов (п. 4 ст. 93, ст. 94 НК РФ).

Истребование документов (информации) вне рамок проверки

Налоговое законодательство предусматривает право инспекторов истребовать документы (информацию) вне рамок проверки. Так, если проверка проводится у контрагента компании, последнюю могут попросить представить документы (информацию), касающиеся деятельности этого контрагента («встречные проверки») (подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, ст. 93.1 НК РФ).

Для этого инспекция, проводящая проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого контрагента, в инспекцию, где зарегистрирована компания.

В поручении указывают, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). При истребовании информации относительно конкретной сделки указывают также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Самые распространенные споры по «встречным проверкам» ведутся по сведениям и документам, которые вправе запрашивать налоговики, а также по «относимости» к контрагенту истребуемых документов.

Конечно, перечень документов в разных случаях будет варьироваться и в итоге все будет сводиться к правомерности отказа проверяемого в рамках «встречной проверки» лица. Нельзя четко определить, в какой ситуации необходимо представлять запрашиваемые документы (информацию), а в какой можно отказаться. Скорее всего, это будет решать суд.

Истребование документов (информации) по конкретной сделке

Если вне рамок проведения налоговых проверок у инспекторов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эту информацию у участников сделки или у иных лиц, которые располагают информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Порядок истребования документов (информации) в данном случае аналогичен порядку истребования документов (информации) о контрагенте (ст. 93.1 НК РФ; приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (приложение 3)).

Источник: https://realty-konsult.ru/nalogi/zapros-dokumentov-vne-ramok-provedenija-nalogovyh-proverok.html

Запрос ФНС о движении средств по счету: основания и законность проверки

В каком случае налоговая может запросить в органе власти данные о налогоплательщике

30.07.2021

К запросам документов по сделкам или иным операциям, направляемым ФНС в адрес различных компаний и ИП, все давно привыкли. Подобные меры давно и активно используются фискальным органом как средство дополнительного контроля за правомерностью льгот по НДС, возврату налога и обеспечению прозрачности бизнеса в целом.

Типичная ситуация: ФНС присылает в адрес фирмы требование о предоставлении документов по сделке, проведенной такого-то числа, с указанным контрагентом и даже с указанием номера платёжного поручения и суммы с точностью до копейки.

Вариантов реакции, обычно, бизнесмены рассматривают лишь два:

  1. Представить все документы и надеяться, что бухгалтер ничего не напутал, а сам руководитель не поставил лишнюю подпись не там, где надо.
  2. Отказаться от предоставления документов и получить приличный штраф, а в дальнейшем – еще и доначисление налогов со штрафными, опять же, санкциями.

Но есть и третий вариант. Дерзкий, смелый, но совершенно законный: Выяснить правомерность и основания столь серьезных действий налоговой службы.

Предупреждение: Разовое неисполнение поручения ФНС о высылке документов влечет штраф в 5000 рублей. Повторное – уже в 20 000 рублей. Притом ФНС может почти одновременно вынести несколько постановлений разом – ведь «повторным» считается нарушение, совершенное в течение одного года.

Где кончается закон?

Нет-нет, мы ни в коей мере не оспариваем право налоговой требовать документы и иную информацию. Но первое, что должно вас смутить – откуда у ФНС столь обширный перечень конфиденциальной коммерческой информации, включая нюансы сделки, номера платежных поручений и точные суммы. Ах, им это предоставил банк! А на каком основании?!

Обычно ФНС направляет в банк запрос о движении средств по счету. Банк, не особо вникая в основания его направления, принимает требование «под козырек» и в течение трех дней «сливает» всю необходимую информацию ФНС. Обычная практика. Когда запросов десятки, а квалификация работников банка не позволяет им в достаточной мере владеть знаниями законодательства.

Основания к таким действиям ФНС прописаны в законе – ч. 2 ст. 86 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда ФНС имеет право подать запрос в банк о движении средств.

В их числе:

  • Проведение налоговой проверки любого вида (камеральной или выездной);
  • Истребование документов у налогоплательщика в рамках ст. 93.1 НК РФ, то есть тоже в рамках налогового контроля и проведения проверочных мероприятий, проводимых на основании решения руководителя (или его заместителя) территориального налогового органа;
  • Запрет на совершение операций по счету, наложенный в рамках мероприятий налогового контроля.

Налоговики же подходит к исполнению требований ст. 86 НК РФ формально. В банк уходит запрос, по которому ФНС, ссылаясь на эту статью, просит предоставить сведения о счетах и движении средств по ним, а затем и в адрес юридического лица или ИП, по счетам которого что-то налоговикам не понравилось.

Что делать бизнесу, если ФНС требует документы?

Можно просто отдать им все необходимое и дело с концом. Но если у вас все в порядке с этой сделкой, то почему бы немного не напомнить и банкам, и налоговой службе о необходимости соблюдения закона?

Сразу после получения запроса от налоговой службы с излишне детально раскрытыми сведениями по сделке, можно:

  • Направить запрос в банк для уточнения, на каком основании сведения о транзакции попали к налоговикам;
  • Направить запрос в налоговую для уточнения, по какому из трех оснований из ч. 2 ст. 86 НК РФ ФНС располагает указанными в запросе сведениями.

В очень большом числе случаев ФНС не оформляет материал проверки, а работает «вслепую» – пачками запрашивая данные о движении средств по счетам, а из них выбирая не попавшие в отчетность или же подозрительные операции. Банки же не утруждают себя перепиской по каждому запросу ФНС, число которых может достигать от пары десятков до нескольких сотен в месяц. Им проще выполнить все, тем самым «подставив» клиента под проверку.  

Эти действия ФНС можно безо всякого стеснения обжаловать в вышестоящую налоговую службу, а затем и в суд на случай отказа или игнорирования жалобы. Но суда дело не дойдет, поскольку вышестоящие инстанции ФНС достаточно активно реагируют на нарушения подчинённых им управлений или отделов.

Примеры из судебной практики см. в Постановлении ФАС Дальневосточного Округа от 15.02.2012 г. № Ф03-6511/2011.

Примечание: Порядок взаимодействия с налогоплательщиком в рамках проверочных мероприятий прописан в ст. 93.1 ГК РФ. Вкратце – любой запрос налоговой в адрес ИП или компании должен быть осуществлен на основании решения о проведении проверочных мероприятий.

Просто так, «для сведения», ФНС не вправе запрашивать какие-либо документы, но вправе потребовать «информацию» – любые сведения, которые вы можете изложить письменно. И запрашивает сведения только та налоговая, в которой поставлен на учет налогоплательщик.

А что же банк?

В зависимости от теплоты отношений с банком, можно напомнить и им о необходимости соблюдать требования закона. Лучший способ это сделать – направить запрос в ЦБ РФ о проведении проверки в отношении отделения банка, допустившего неправомерное предоставление информации, содержащей банковскую тайну.

Идеально, если этот запрос будет направлен после обжалования незаконных действий ФНС или даже наложенных за непредставление документов штрафов.

Для банков всех уровней реакция ЦБ РФ на подтвержденный факт утечки информации клиента будет очень и очень неприятной, что навсегда отучит как минимум одно служебное поколение банковских клерков слепо исполнять немотивированные запросы ФНС.

Помощь юристов и защита своих прав

Помните, что играть с огнем стоит лишь в случаях, когда ваша бухгалтерская отчетность и сделки не вызовут нареканий со стороны ФНС.

В ином случае вежливо щёлкнутая по носу налоговая служба в следующий раз принципиально для вас организует проведение налоговой проверки по всем правилам и уже на законном основании потребует подтвердить ту или иную операцию. Требовать соблюдать закон можно лишь самому не нарушая его…

Дополнительную консультацию по любым вопросам, касающимся налогообложения или защиты интересов компании при проведении налоговых проверок, вы можете получить у наших специалистов.

Источник: https://jurist-info.ru/articles/zapros-fns-o-dvizhenii-sredstv-po-schetu-osnovaniya-i-zakonnost-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.