+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Утилизационный сбор в вопросах и ответах

Содержание

Что такое утилизационный сбор и кто платит утилизационный сбор

Утилизационный сбор в вопросах и ответах

Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях,  как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля

Пример отметки про уплату утилизационного сбора

В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте.

Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто.

В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен.

Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

Источник: https://BonaSens.ru/avtomobili/chto-takoe-utilizacionnyj-sbor.html

Утилизационный сбор в 2019 году

Утилизационный сбор в вопросах и ответах

Добрый день, уважаемый читатель.

Утилизационный сбор – это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.

Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале “жизни” автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.

статьи:

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Часть 6 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления” говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:

14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.

1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.

Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику – Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.

Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления”:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Что означает печать “утилизационный сбор” в ПТС?

Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе “Особые отметки” (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.

Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.

Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.

Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.

При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.

Расчет утилизационного сбора

Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:

утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.

Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Источник: https://pddmaster.ru/avtomobili/utilizacionnyi-sbor.html

Кто уплачивает утилизационный сбор? – ПИЛОТОВ.НЕТ

Утилизационный сбор в вопросах и ответах

Для обеспечения безвозмездной утилизации транспортных средств, независимо от того, были они произведены в России или ввезены из-за рубежа, был введен утилизационный сбор.

В части, касающейся безвозмездной утилизации под транспортными средствами понимаются, в том числе колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины и прицепы к ним.

При этом взимание утилизационного сбора за самоходные машины, прицепы к ним и к колесным транспортным средствам началось с 10 февраля 2016 г.

Данный порядок закреплен в Федеральном Законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г., в п. 2 Постановления Правительства РФ № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним» от 06 февраля 2016 г., в Письме ФНС РФ № СД-4-3/5250@ от 28 марта 2016 г.

и в Изменениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 81 (п. 2).

Но кто уплачивает утилизационный сбор в отношении ТС? Как правило, утилизационный сбор собственники автомобиля не уплачивают самостоятельно, по причине того, что он, как правило, уплачивается производителем автомобиля, если автомобиль российского производства, или импортером, если автомобиль ввезен из-за рубежа.

Отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора

Если утилизационный сбор был уплачен, в ПТС транспортного средства ставится соответствующая отметка. Если сбор не уплачивался, в ПТС также обязательно ставится отметка соответствующего содержания.

Соответственно, отметки в этих ПТС об уплате сбора также не ставится. Эти правила указаны в Федеральном Законе № 89-ФЗ (п. 6 ст. 24.1), в Федеральном Законе № 128-ФЗ от 28 июля 2012 г. (п. 2 ст.

3), в Правилах № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним» (п. п.

7, 8, 12 и 18) и в Правилах № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» (п. п. 7, 8, 13 и 20).

В каких случаях и в отношении каких транспортных средств утилизационный сбор не уплачивается?

Порядок уплаты утилизационного сбора, а также перечень транспортных средств, освобожденных от его уплаты, указаны в Письме ФНС РФ № СД-4-3/5250@ от 28 марта 2016 г.

«Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов», Письме Минпромторга РФ № МА-28246/20 от 11 мая 2016 г. «Об утилизационном сборе на полуприцепы» и в п. 6 ст. 24.1 Федерального Закона № 89-ФЗ.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении четырех типов ТС:

  1. Транспортных средств, которые ввозятся на территорию РФ в качестве личного имущества физическим лицами, признанными переселенцами, беженцами или участвующими в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
  2. Транспортных средств, которые были выпущены 30 или более лет назад, не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный кузов, раму (при наличии в конструкции этого элемента) и двигатель, если данные ТС сохранены в оригинальном состоянии или отреставрированы до оригинального состояния.
  3. Транспортных средств, которые не указаны в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 г., а также в отношении прицепов к колесным ТС, которые были выпущены в обращение до 10 февраля 2016 г..
  4. Транспортных средств, не указанный в Перечне самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также в отношении самоходных машин и прицепов, если они выпущены в обращение до 10 февраля 2016 г.

В каких случаях утилизационный сбор уплачивается самостоятельно?

Самостоятельную уплату утилизационного сбора осуществляют лица, перечисленные в п. 3 ст. 24.1 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  1. Лица, ввозящие транспортные средства на территорию РФ после приобретения за рубежом.
  2. Лица, купившие ТС у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора в связи с участием в государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, у лиц, признанных беженцами или вынужденными переселенцами в установленном порядке, а также у диппредставительств, консульских учреждений, международных организаций, сотрудников и членов семей сотрудников вышеуказанных организаций.
  3. Лица, купившие ТС у лиц, которые должны были уплатить утилизационный сбор самостоятельно, но уклонились от уплаты.

Если лицо должно уплатить утилизационный сбор самостоятельно, оно подает в налоговый орган расчет суммы утилизационного сбора по установленной форме.

При этом если ТС ввозится на территорию РФ из-за границы, согласно п. 11 Правил № 81 и п. п. 11 и 11(2) Правил № 1291, этот расчет должен быть представлен в 15-дневный срок в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы сбора.

Какие санкции предусмотрены в случае утилизационный сбора будет не уплачен?

Если в положенный 15-дневный срок документы, требуемые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, не будут представлены в таможенный орган, собственнику будут начислены пени за неуплату.

Согласно Указанию Банка России № 3894-У от 11 декабря 2015 г. и Информации БР от 27 октября 2017 г., размер ставки рефинансирования Банка России с 1 января 2016 г. равен значению ключевой ставки БР. С 30 октября 2017 г. этот размер составляет 8,25%.

Если в отношении транспортного средства должен был быть уплачен утилизационный сбор, но уплаты не было, НИБДД откажет в постановке данного ТС на регистрационный учет. Поэтому важным моментом при покупке ТС является проверка его паспорта транспортного средства на заполнение графы «Особые отметки».

Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г. В этой графе должна присутствовать отметка том, что утилизационный сбор был уплачен, или о том, что ТС освобождено от уплаты сбора.

Если отметки нет, ситуация с уплатой сбора остается неясной, и покупать такой автомобиль не стоит. Покупатель ТС должен будет уплатить утилизационный сбор самостоятельно, если в графе «Особые отметки» в ПТС стоит отметка об освобождении от уплаты сбора.

В таком случае новый владелец ТС самостоятельно рассчитывает утилизационный сбор и подает сведения о расчете в налоговый орган.

До 01 сентября 2012 года в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального Закона № 128-ФЗ отметка об уплате утилизационного бора в ПТС не ставилась. По ПТС, выданным до 1 сентября 2012 года уплата утилизационного сбора не требуется.

После того, как автомобиль был ввезен на территорию РФ и за него был уплачен утилизационный сбор, а в ПТС проставлена соответствующая особая отметка, в течение 3 последующих лет, если будет установлен факт неполной уплаты сбора или факт его неуплаты, то таможенный орган должен проинформировать плательщика о необходимости погасить задолженность вместе с пенями за просрочку.

Данная информация должна быть доведена до собственника в течение 10 дней с момента обнаружения такого факта. В информации должно быть указано соответствующее основание для доначисления утилизационного сбора.

Если плательщик не уплатит сбор в течение 20 календарных дней с момента получения информации от таможенного органа, сумма взыскивается через суд. Данный порядок установлен в п. 17 Правил № 81 и в п.

15(1) Правил № 1291.

Как и в каком размере уплачивается утилизационный сбор при ввозе автомобиля на территорию РФ из-за рубежа?

Размер утилизационного сбора рассчитывается как произведение базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора на коэффициент расчета суммы сбора. Базовая ставка для легковых автомобилей равна 20 тыс. руб.

Получается, что размер утилизационного сбора для нового легкового автомобиля будет рассчитываться по формуле 20 000 руб. * 0,17 = 3 400 руб.

Для автомобилей трехлетнего возраста сумма сбора равна 20 000 руб. * 0,26 = 5 200 руб. (см. Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора № 1291).

Для самоходных машин, в том числе квадроциклов, размер утилизационного сбора зависит от возраста самоходной машины и от рабочего объема двигателя. Базовая ставка для самоходных машин и прицепов к ним, в том числе для квадроциклов, равна 150 000 руб.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для новой самоходной машины с рабочим объемом двигателя до 299 см3 равен 0,4, а для квадроцикла, ввезенного на территорию РФ для личного пользования, если он был выпущен более 3 лет назад, коэффициент равен 0,7.

Следовательно, за новый квадроцикл утилизационный сбор уплачивается в размере 150 000 руб. * 0,4 = 60 000 руб. Для квадроцикла возрастом более 3 лет утилизационный сбор будет равен 150 000 руб. * 0,7 = 105 000 руб (см.

Перечень № 81 об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним).

Правила № 1291 (п. 11(1) и Правила № 81 (п. 12) указывают, что уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, возможна с использованием банкоматов, платежных терминалов и других электронных средств платежа.

Документы, которые требуется представить в таможенный орган после уплаты утилизационного сбора, указаны в п. 11 Правил № 1291 и п. 11 Правил № 81.

Так, плательщик представляет платежные документы, подтверждающие факт оплаты сбора, а также заполненный и подписанный расчет утилизационного сбора. Согласно Правил № 1291 (п. п. 12 и 13) и Правил № 81 (п. п.

13 и 14), таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы сбора и факт уплаты. После этого плательщик получает приходный ордер, а в ПТС в графу «Особые отметки» ставится отметка об уплате утилизационного сбора.

Источник: https://www.pilotov.net/nalogi-i-poshliny/kto-uplachivayet-utilizatsionnyy-sbor/

Простыми словами: Утилизационный сбор

Утилизационный сбор в вопросах и ответах

Простыми словами 15 февраля 2016 Г. 10:50,

С 9 февраля в России стали взимать утилизационный сбор на сельскохозяйственную и строительную технику. Наш опрос показал, что далеко не все читатели знают даже что это такое, не говоря уже о том, как этот сбор платить и к чему он приведет. Поэтому мы решили написать об этом простыми словами.
 

Что это такое?

Утилизационный сбор – это что-то вроде налога на сельхозтехнику. Впрочем, это для нас важно, что там есть сельхозтехника. На самом деле он взимается как с самоходных машин, так и с прицепов к ним, и относится, и к строительной, и лесной технике, и даже к квадроциклам и снегоходам.

Пока скажем, что всего в законе есть перечень из 19 категорий техники. Причем не важно, импортная ли техника или отечественная – платить придется за любую из перечня.  

Законопроект об утилизационном сборе на дорожно-строительную технику был принят Госдумой в середине декабря 2015 года.

С 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки в закон «Об отходах производства и потребления». В нем определяется необходимость уплаты утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику.

А 9 февраля этого года был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым и в тот же день вступил в силу.

Еще сбор? Но уже же есть налоги, пошлины и многое другое!

Есть. Но на этот раз правительство решило позаботиться об экологии, а также создать стимул для замены устаревшей техники. Для последнего разработана шкала сборов, но об этом ниже.

Ах да, сборы, конечно же, работают еще и на импортозамещение, хотя как – специалисты затрудняются сказать (есть предположения, что за счет снижения импорта подержанной техники).

Поэтому мы просто процитируем правительство, которое пишет в законе: «Принятые решения будут способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин, обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведённых в России».

Откуда взялась такая идея?

Из недр Минэкономразвития. Причем идея не новая.   Изначально был утилизационный сбор на автомобили – легковые и грузовые. Он существует с 1 сентября 2012 года: базовая ставка для легковых автомобилей – 20 000 рублей, а для грузовиков и автобусов – 150 тыс. рублей.

В своем первоначальном варианте это была очередная мера поддержки отечественного автопрома, потому что платить сбор были обязаны только за импортную технику. Российские заводы могли просто взять на себя обязательства по утилизации своей продукции.

Но в августе 2012 года Россия вступила в ВТО, поэтому такая дискриминация не могла остаться незамеченной.   Спустя полтора года ЕС добился от России выполнения требований ВТО и с 1 января 2014 года сбор сделали обязательным для всех.

 

На основе опыта утилизационного сбора для автомобилей разработали сбора для сельскохозяйственной, строительной и лесной техники. Поэтому, несмотря на декларированную цель поддержки отечественного производителя, платить сбор будут и российские заводы, как того и требуют правила ВТО.

 

Это только в России такое есть?

Нет, это распространенная практика в мире. В ЕС утилизационный сбор на автомобили составляет около 10 евро. Подобные сборы есть и у соседей.

Например, в Украине утилизационный сбор на автомобили действует с 2013 года, в Белоруссии – с марта 2014 года, а в Казахстане вводится с этого года.

Однако в некоторой степени мы все равно оказались впереди планеты всей: утилизационный сбор на автомобили, по данным некоторых специалистов, в России самый высокий в мире.
 

Что, правда наши деньги пойдут на экологию и поддержку отечественных производителей?

Этого редакция гарантировать не может, но закон, по крайней мере, это обещает. Мы специально нашли абзац об этом.

«Денежные средства, поступившие в федеральный бюджет от уплаты утилизационного сбора производителями и импортерами, будут направлены, в том числе, на развитие и создание мощностей и инфраструктуры по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами и прицепами к ним своих потребительских свойств, на государственную поддержку промышленности», – говорится в тексте документа.

Можно обратиться и к предыдущему опыту утилизационных сборов на автомобили. Деньги от него государство действительно стало перечислять российским производителям в виде субсидий на выпуск автомобилей экологических классов (то есть в этом случае – «Евро-4» и «Евро-5»), а также на поддержание рабочих мест и многое другое.

Покажите закон!

Если вы нам не верите, почитайте первоисточник. Это постановление от 6 февраля 2016 года № 81, которое называется «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним». Там есть не только перечень машин, пояснения и сам текст закона, но даже всевозможные бланки.

За какую именно технику придется платить?

Есть специальный перечень из 19 категорий техники, которая попадает по утилизационные сборы. Опустим стразу строительную и лесную технику, а также снегоходы и квадроциклы.

Среди сельхозтехники в перечне есть колесные и гусеничные тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, опрыскиватели для защиты растений и самоходные косилки. Все они разделены по мощности и возрасту (новые и старше трех лет).

Чем выше мощность и старее техника, тем больше придется платить.

Сколько придется платить?

Базовый размер сбора – 150 тыс. руб., понижающие и повышающие коэффициенты зависят от типа техники, ее массы, мощности и объема двигателя. Коэффициенты повышены для техники старше трех лет.

Дайте таблицу с коэффициентами для разной техники

Виды и категории самоходных машин и прицепов к нимКоэффициент для новых самоходных машин и прицепов  Коэффициент для самоходных машин и прицепов старше 3 лет с момента выпуска
Тракторы сельскохозяйственные колесные 
Мощностью силовой установки не более 30 л.с. 0,4 1,8 
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. 0,5 2,2
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с. 0,7 
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с. 1,5 
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с. 2,5 10 
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с. 15 
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с. 3,820 
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с. 22 
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с. 6,725 
Мощностью силовой установки более 380 л.с. 40 
Тракторы сельскохозяйственные гусеничные 
Мощностью силовой установки не более 100 л.с. 1,5 
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с. 2,5 10 
Мощностью силовой установки более 200 л.с. 28 
Комбайны зерноуборочные 
Мощностью силовой установки не более 160 л.с. 2,4 8,8 
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с. 3,6 13,2 
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с. 17,6 
Мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с. 6,5 22 
Мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с. 8,5 29,92
Мощностью силовой установки более 400 л.с. 12 45,46 
Комбайны кормоуборочные 
Мощностью силовой установки не более 295 л.с. 12,76 
Мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с. 9,2 26,4 
Мощностью силовой установки более 401 л.с. 14,4 52,8 
Машины сельскохозяйственные самоходные 
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л.с. 10 
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л.с. 830 
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с. 16 40 
Косилки самоходные 14,66

Как расчитать размер утилизационного сбора?

Очень просто – достаточно уметь умножать. Надо умножить базовую ставку (если еще не забыли, мы писали выше, что она равна 150 тыс. рублей) на коэффициент для интересующей техники. Например, на новый колесный трактор с мощностью силовой установки не более 30 л.с.

сбор будет равен 150 000 (базовая ставка) х 0,4 (коэффициент из нашей таблице)  = 60 тыс. рублей. Не так много. А вот если трактор старше трех лет, то умножать придется уже на 1,8 и тогда сбор будет уже 270 тыс. рублей. 

Так покупку старой техники делают невыгодной.

И куда нести деньги?

Если вы производитель или переработчик молока – никуда. За вас заплатят импортеры и производители, и, скорее всего, включат это в чек. Вам надо будет только заплатить за технику.

Если же вас интересует формальная сторона вопроса, то взиманием утилизационного сбора занимаются две структуры: Федеральная налоговая служба (с производителей в России) и Федеральная таможенная служба (с импортеров).

Те, кто вам продают технику, и будут мучиться со всеми формальностями.

Правда утилизация стоит так дорого?

Производители техники говорят, что гораздо дешевле. Если брать всю сельскохозяйственную технику в целом, то стоимость утилизации будет стабильно ниже 1% от ее себестоимости. То есть явно не 270 тыс. рублей за старый воображаемый трактор из нашего примера. Но, как мы помним, деньги правительство направит не только на экологию, но и на поддержку отечественных производителей.

Что теперь будет?

По заявлению Минпромторга, рост цен на сельхозтехнику в этом году будет в пределах 6,5%, а утилизационный сбор не повысит закупочные цен на российскую продукцию. Такие выводы основаны на том, что российским производителям сельхозтехники будут выделять деньги из бюдждета.

Ведомство также планирует реагировать на информацию от отраслевых союзов о повышении цен на российскую сельхозтехнику выше 6,5%.  Некоторые производители сельхозтехники, напротив, опасаются, что цены вырастут. Впрочем, импортеры автомобилей при введении утилизационного сбора ранее не стали включать его в стоимость, а предпочли сократить свою маржу.

Наконец, не всем экспертам понятно чем так плоха техника старше трех лет. Трактор, комбайн, а тем более опрыскиватели и косилки так быстро не устаревают и служат гораздо дольше. Частая замена к сокращению себестоимости производства или увеличению эффективности не приведет.

Кроме того, если уж сравнивать с автомобилями, то современный комбайн – это почти Ferrari, а такую технику часто не меняют, как заметил один специалист.

Источник: https://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/Utilizacionnyj-sbor.html

Утилизационный сбор на автомобили в России

Утилизационный сбор в вопросах и ответах

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно.

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа. Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Освобождение от сбора

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

  • автомобиль находится в эксплуатации более 30 лет. В этой ситуации должны быть соблюдены два основных условия – автомобиль должен быть некоммерческого назначения, а также важно наличие оригинальной рамы, кузова и двигателя;
  • нахождение автомобиля в собственности у диппредставительств, а также консульств, международных организаций и у сотрудников указанных учреждений и членов их семей;
  • привоз авто на территорию РФ в качестве личного имущества участников уникальной программы по добровольному переселению соотечественников из иных государств.

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер утилизационного сбора

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Сбор по утилизации – важные моменты при покупке

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ. Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно. Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Возможное возвращение утилизационного сбора

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен. В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году. Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/chto-takoe-utilizatsionnyj-sbor/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.