+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Участники региональных инвестиционных проектов получат льготы по налогу на прибыль во всех субъектах РФ

Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Участники региональных инвестиционных проектов получат льготы по налогу на прибыль во всех субъектах РФ

05.12.2021

Согласно текущему законодательству региональным инвестиционным проектом (РИП) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

 В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

  1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:
  • исключительно на территории одного из субъектов РФ, утвержденных в НК РФ (в т.ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  • на территории другого субъекта, имеющего соответствующую нормативно-правовую базу
  1. Объем капвложений и сроки:
Объем инвестицийСрок осуществления инвестиций
≥ 50 млн руб. без НДСв течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИПилиза период с 1 января 2021 г. до 1 января 2021 г.
≥ 500 млн руб. без НДСв течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИПилиза период с 1 января 2021 г. до 1 января 2021 г.
  1. Каждый региональный проект реализуется единственным участником
  2. Инструмент РИП рассчитан в первую очередь на создание новых производств – для применения налоговых льгот 90% доходов организации должно быть получено от реализации проекта (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

Наличие регионального законодательства, полномочия субъектов

Для возможности реализации инструмента РИП требуется наличие соответствующей региональной нормативно-правовой базы, включающей в себя порядок принятия решений о включении организации в реестр участников РИП и предусмотренные для участников налоговые льготы.

Степень развитости инвестиционного законодательства в регионах, а также скорость принятия соответствующих НПА по факту выхода той или иной федеральной меры поддержки, непосредственно связанной с инвестиционной активностью, на сегодняшний день недостаточны. Так, помимо 14 регионов, поименованных в НК РФ, соответствующее законодательство предусмотрено только в 17 субъектах РФ. Данное обстоятельство снижает общую инвестиционную привлекательность России и отдельных регионов в частности.

На сегодняшний день, по инициативе инвесторов и при содействии ПКР ведется разработка законодательства в Курганской и Ленинградской областях.

Важно отметить, что помимо требований, перечисленных в НК РФ, законодательство субъектов РФ может устанавливать дополнительные требования: повышать минимальный объем капиталовложений, а также вводить дополнительные ограничения для участников, такие как: соответствие критерию бюджетной эффективности (Пензенская область), создание новых рабочих мест (Удмуртская республика), поддержание определенного среднемесячного уровня заработной платы (Владимирская область) и др. Наделение субъектов полномочиями устанавливать дополнительные требования негативно отражается на инвестиционной привлекательности, так как не позволяет в полной мере осуществлять меры поддержки инвестиционной деятельности, установленные на федеральном уровне.

Срок осуществления капвложений в рамках РИП

Касательно сроков осуществления капитальных вложений имеется неопределенность в части практического применения.

Законодатель четко разграничил период осуществления инвестиций, а также не определил, что именно является фактом осуществления инвестиций.

Так, например, в случае, если фактом осуществления инвестиций считается осуществленная оплата (например, дата платежного поручения), а объем капвложений по проекту менее 500 млн руб., то ситуация может выглядеть следующим образом: 

Таким образом, часть платежей – со дня включения организации в реестр – может быть включена в капитальные затраты РИПа, другая часть платежей – остается за рамками проекта.

Тем не менее, законодатель предписывает обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по проекту (п. 1 ст. 288.

2 НК РФ), однако, не ясно, каким образом должно выполняться данное условие, в случае, если только часть платежей включена в проект.

Предпочтительнее было бы включать в проект инвестиции, осуществленные в течение любых 3 (5) лет подряд, но не ранее 1 января 2021 года.

Доходы в рамках РИП должны составлять более 90% всех доходов

Новые инвестиционные проекты, также нуждающиеся в господдержке, чаще всего реализуются на базе действующих предприятий.

В первую очередь, данное обстоятельство обусловлено большей вероятностью привлечения финансирования, соответствующим опытом производства, имеющимися компетенциями и знанием относительно схожих рынков сбыта, узнаваемостью бренда.

Кроме того, часто для целей функционирования бизнеса создается несколько компаний – компании – балансодержатели, компании – торговые дома, производственные компании.

Таким образом, требование о том, что участник РИП (а каждый РИП реализуется единственным участником, ст. 25.

8 НК РФ) вправе применять налоговые льготы при условии, что доходы от реализации в рамках РИП составляют не менее 90% всех доходов организации, существенно ограничивает возможность применения данного инструмента при осуществлении технического перевооружения, модернизации или расширении производства (несмотря на это, ст. 25.

8 НК РФ предусматривает при определении объема капвложений учитывать затраты на техническое перевооружение, реконструкцию зданий, модернизацию основных средств). Кроме того, в связи с вступлением в силу 302-ФЗ от 03.08.2021 г.

, который упраздняет полномочия субъектов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций за исключением случаев, поименованных в главе 25 НК РФ, законодатель четко устанавливает налоговые меры поддержки только в части создания новых производств, регионы впредь не смогут активно поддерживать модернизацию или расширение производств.

В этой связи, логичнее было бы применять налоговые льготы в отношении прибыли, образующейся в результате реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту.

Налог на прибыль для участников РИП

Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
  • для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% – в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
  • для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.

Наиболее часто устанавливаемый регионами срок предполагает окончание действия налоговой льготы в период, когда сумма экономии по налогу на прибыль достигнет объема капитальных вложений.

Однако некоторые регионы предполагают другой порядок определения: достижение суммы экономии по налогу на прибыль в размере 50% от объема капитальных вложений (Орловская область), включение в расчет экономии льготы по налогу на имущество (Московская область) или установление дополнительных ограничений – не более 5 лет (Мурманская область).

Налог на имущество для участников РИП

Налоговый кодекс не предусматривает льготы по налогу на имущество, однако субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать их по общему правилу. Так, например, Удмуртская Республика освобождает от налога участников РИП на срок до 10 лет.

Включение налоговой льготы по налогу на имущество в рамки РИП видится логичным, так как инвестору не приходится обращаться с одним и тем же инвестиционным проектом по различным направлениям мер господдержки (налоговые льготы по налогу на имущество для инвесторов широко распространены во многих регионах).

Сроки применения налоговых льгот для участников РИП

Важным отличием РИП от других местных мер поддержки инвесторов заключается в том, что инструмент описан в НК РФ и на него не распространяется действие 302-ФЗ, ограничивающего возможные сроки применения льготы по налогу на прибыль 2022 годом, однако налогоплательщики, вложившие менее 500 млн руб., утратят льготу по налогу на прибыль 1 января 2027 года, а вложившее 500 млн руб. и более – 1 января 2029 года.

Сравнительная таблица по имеющимся в 21 субъекте РФ льготам, предоставляемым участникам РИП

РЕГИОНСтавка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в региональный бюджетСрок применения льготной ставки по налогу на прибыльСтавка по налогу на имущество в рамках РИПСрок применения льготной ставки по налогу на имуществоДополнительные критерии
Астраханская областьминус 1,5 %3 года от 50 млн, 5 лет от 500 млннетнет
Республика Башкортостан10%экономия до 100% объема капвложенийнетнет
Белгородская область14%экономия до 100% объема капвложенийнетнет
Владимирская область10%экономия до 100% объема капвложенийнетнет
Волгоградская область10%экономия до 100% объема капвложений, но не более 10 летнетнет –
Калужская область13,50%экономия до 100% объема капвложений0%до 3х лет –
Республика Карелия10% – первые 5 лет, 13.5% – последующие 5 лет10 лет – – –
Курганская область10%экономия до 50% кап. вложенийнетнет
Москва10%экономия до 100% объема капвложенийнетнет –
Московская область10%экономия до 100% объема капвложений0% – 4 года, 1,1% -5-7 годы7 летставка по НИО 1,1% только для проектов свыше 500 млн
Мурманская область10%экономия до 100% объема капвложений, но не более 3 лет от 50 млн, 5 лет от 500 млн – – –
Ненецкий автономный округ10%экономия до 100% объема капвложенийнетнет –
Новосибирская область10%экономия до 100% объема капвложенийнетнет –
Омская область10%экономия до 100% объема капвложений1,10%5 лет –
Орловская область10%экономия до 50%/100% объема капвложенийнетнет50% – для тех кто после 2025 года
Пензенская область10%экономия до 100% объема капвложенийнетнет –
Ставропольский край -8 (7) проц. пунктаэкономия до 100% объема капвложенийнетнет –
Удмуртская Республика10%экономия до 100% объема капвложений0%на срок окупаемости, но не более 10 лет –
Челябинская область10%экономия до 100 %, но не позднее 2028 года0%3 года подряд, но не позднее 2028 года , 5 лет подряд – для кап вложений до 500 млн, но не позднее 2028 года для кап вложений от 500 млн –
Ямало-Ненецкий автономный округ10%экономия до 100% объёма капитальных вложений, но не более 5 лет подряднетнет –
Ярославская область10%5 летнетнет –

Авторы:

  • Екатерина Веселова, руководитель проектов отдела корпоративных финансов
  • Александра Васильева, специалист отдела корпоративных финансов

Источник: https://PrCS.ru/praktika/status-uchastnika-regionalnyj-investproekt/

Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Участники региональных инвестиционных проектов получат льготы по налогу на прибыль во всех субъектах РФ
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налогоплательщики » Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Региональный инвестиционный проект направлен на социально-экономическое развитие субъектов РФ.

В последние годы наметилась тенденция расширение круга специальных налогоплательщиков или налоговых режимов. К одному из таковых относится региональный инвестиционный проект, появившийся в налоговом законодательстве в 2014 году.

Базовые вопросы, связанные с регулированием такого статуса определены в главе 3.3 НК.

В законе дано определение этого статуса. Согласно ч. 1, ст. 25.8 НК, региональный инвестиционный проект – это инвестиционный проект, целью которого выступает производственная деятельность по изготовлению товаров, соответствующая специальным требованиям, установленным законом, в отношении которого применяются налоговые льготы.

Такое определение позволяет установить ряд основных характеристик этого статуса:

  • общей целью регионального инвестиционного проекта выступает производство. Это означает, что такой режим не распространяется на сферу оказания услуг, несмотря на то, что, в ряде случаев, объем необходимых инвестиций в этих областях сопоставим;
  • дополнительным обязательным элементом, относящимся к цели проекта, является изготовление товаров;
  • другим обязательным признаком выступает соответствие проекта специальным условиям, которые предусмотрены требованиями закона;
  • результатом признания проекта таковым служат применяемые льготы по ряду обязательных платежей.

Территории реализации инвестиционного проекта

Одним из обязательных требований закона является территория реализации. Региональный инвестиционный проект подлежит реализации на территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. При этом, производственная деятельность должна вестись на территории одного из субъектов РФ, входящих в указанные макрорегионы.

Речь идет о Красноярском крае и Хакасии, а также территориях, расположенных восточнее от них.

Целью таких географических ограничений стало развитие этих регионов путем привлечения дополнительного объема капитальных инвестиций.

Следствием этого должно становиться повышение общего уровня жизни граждан на этих территориях.

В 2021 г. в текст закона были внесены поправки. Согласно ним, возможность реализовать региональный инвестиционный проект появилась в любом другом субъекте РФ, при условии открытия производства исключительно на его территории. Расширение числа допустимых регионов связано с необходимостью привлекать инвестиции, обеспечивающих их развитие.

Из указанных правил есть два исключения:

1. Проект получает указанный статус, даже если производственный процесс организован на территориях нескольких субъектов РФ. Это возможно в тех ситуациях, когда изготовление товаров образует единую технологическую цепочку.

2. В случаях, когда проект реализуется в сфере добычи полезных ископаемых, а закрепленный за ним участок недр располагается на территории 2-х и более субъектов РФ.

Цели регионального инвестиционного проекта

В качестве цели проекта должна выступать деятельность по производству товаров. Под последними понимаются любые вещи в гражданско-правовом смысле.

Их обязательным свойством должна быть оборотоспособность. Согласно положениям закона, объектами гражданского оборота являются вещи, не ограниченные или ограниченные в обороте.

Изъятые из оборота предметы рассматриваться в качестве товара не могут.

В экономическом смысле товаром признаются и услуги. Однако положения закона, регулирующего налоговую сферу, рассматривают в качестве такового исключительно овеществленные объекты гражданских прав.

Действующие нормы устанавливают ряд исключений, не допускающих наделение тех или иных производств статусом регионального инвестиционного проекта. К ним относятся следующие случаи:

  • все производства, связанные с добычей углеводородного сырья, а также их транспортировка. Этот режим не может применяться при строительстве соответствующих трубопроводов;
  • изготовление товаров, с которых взимаются акцизы. Исключением выступает производство автомобилей легкового типа, а также мотоциклов;
  • любая деятельность, в отношении которой применяется нулевая ставка налога на прибыль организаций.

В отношении остальных инвестиций, вид производимых товаров значения не имеет.

Условия принятия регионального инвестиционного проекта

Помимо соответствия требованиям, касающимся вида производства и территории, на которых оно расположено, существуют и дополнительные критерии. Согласно ч.1 ст. 25.8 НК, возможны 2 их комбинации. Первая подразумевает исполнение требований п. 4.1 ч. 1 ст. 25.8 НК в одном из следующих вариантов.

Вариант первый. На момент подачи заявления о предоставлении льгот российская организация должна осуществить в качестве капитальных вложений не менее 50-ти млн. рублей, соблюдая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

Соответствующие требования изложены в п. 4.1 ч. 1 ст. 25.8 НК. Период, в рамках которого происходит расчет указанного объема капитальных вложений составляет 3 года с момента начала реализации проекта. При этом, установлен порог даты. Согласно нему, расчет объема капитальных вложений не включает инвестиции, произведенные до 1 января 2013 года.

Существует и дополнительное ограничение. Расчет объема капитальных инвестиций не может включать периоды ранее 3-х лет с момента обращения за льготами.

Вариант второй. Альтернативой выступает осуществление капитальных вложений более высокого уровня. Согласно правилам, они должны составлять не менее 500 млн. рублей. При этом в расчет берутся 5 лет с момента начала капитальных вложений.

Однако полностью реализовать эту возможность удастся только в 2021 году. Причиной тому является ограничение по дате: расчет не может включать инвестиции, совершенные до 1 января 2013 года. Кроме того, в расчет не включаются затраты, имевшие место ранее 5-ти лет относительно даты обращения за получением льгот.

Другой возможной комбинацией выступают случаи, при которых организация осуществляет проект самостоятельно, а также соответствует следующим критериям одновременно:

  • она занесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • минимальное количество инвестиций достигает уровня 50-ти млн. рублей не более, чем за 3 года с момента внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Возможна и альтернатива. При ней стоимость вложений не должна быть ниже значения 500 млн рублей, совершенных не более чем за 5 лет после внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Что не учитывается в составе произведенных инвестиций

Ч.3 ст. 25.8 НК предусматривает перечень затрат, не имеющих значения для расчета произведенных инвестиций. К ним относится следующее:

  • амортизируемое имущество, которое было использовано в рамках других региональных инвестиционных проектов, если таковое отражалось в документации на получение льгот по ним;
  • недвижимое имущество, которое создано или приобретено инвестором на участке, где будет располагаться производство, до включения его в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Либо такое имущество, права на которое были получены ранее, чем за 3 года до обращения за льготами. Произведенные затраты, в этом случае, не будут иметь значения, если они совершены до 1 января 2013 года.

Расчет всех количественных показателей произведенных инвестиций производится за вычетом значения уплаченного НДС.

Участник регионального инвестиционного проекта

Статус участника проекта определен в ст. 25.9 НК. Ими могут стать организации внесенные в соответствующий реестр. При этом, они должны отвечать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированными на территории регионального образования, где реализуется проект и не иметь обособленных подразделений в иных субъектах РФ;
  • не применять специальных налоговых режимов;
  • не участвовать в КГН;
  • не иметь некоммерческий статус, а также не быть оператором финансовых рынков;
  • не осуществлять деятельность в особых экономических зонах;
  • не участвовать в ранее осуществлявшихся и осуществляемых региональных инвестиционных проектах, а также не иметь статуса правопреемника по реализуемым проектам.

Другим способом получения статуса является запрос предоставления соответствующих льгот через налоговый орган. В этом случае, заявитель должен соответствовать следующим критериям:

  • не применять специальные налоговые режимы;
  • не участвовать в КГН;
  • не вести деятельность в особых экономических зонах;
  • быть зарегистрированной по месту осуществления проекта, либо иметь зарегистрированное обособленное подразделение в соответствующем субъекте РФ;
  • параллельно не участвовать в другом аналогичном проекте, в том числе в качестве правопреемника.

Такой статус присваивается и исполнителям по специальным инвестиционным контрактам, регулируемым законом «О промышленной политике в РФ».

Эффективность региональных инвестиционных проектов

В отдельных случаях предусматривается господдержка проектов. Условием таковой признается их эффективность. Значения, позволяющие ее установить, определены приказом Минрегиона № 493. Указанный документ разделяет это понятие. Обособленно рассматриваются следующие значения:

  • экономическая эффективность;
  • финансовая эффективность;
  • бюджетная эффективность;
  • социальный эффект.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/obshhie-polozheniya-o-regionalnyh-investicionnyh-proektah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.