+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Трансфертное ценообразование (ТЦО): лимиты сделок, методы определения рыночных цен и штрафы

Тцо 2019: новые правила и особенность определения рыночных цен

Трансфертное ценообразование (ТЦО): лимиты сделок, методы определения рыночных цен и штрафы

Последние громкие судебные процессы по делу «Уралкалия» и по делу «Тольяттиазота» существенно изменили практику применения норм о трансфертном ценообразовании.

До появления рассматриваемых громких дел у многих налогоплательщиков успел выработаться ежегодный «ритуал» по обновлению трансфертной документации, которая по своей сути являлась лишь обоснованием фактически совершенных сделок в «красивом» формате требований ТЦО, а не внедрением политики, благодаря чему должны формироваться цены сделок.

Екатерина Романова, партнер по налогообложению и международному праву юридической фирмы «Консулс», разбирает новые правила ТЦО в сделках с зависимостью и практику вменения зависимости по суду для целей налогового контроля.

Общие тенденции

По своей сути трансфертное ценообразование – это сопоставление двух величин: фактической цены сделки и ее рыночного уровня. При подготовке документации постфактум основной задачей налогоплательщика становится правильный выбор сопоставимых объектов (сделок, компаний), на основании которых будет сделан вывод о том, что в сделке был использован рыночный уровень цен.

Ввиду того, что документация по ТЦО подготавливается для налоговых органов и судов, это накладывает существенные корректировки на проведение выборки.

Если рассматривать судебные дела, то можно заметить, что оспариваются, как правило, не корректность подсчета фактической рентабельности или интервала рыночной цены, которые требуют детального погружения в бизнес процессы предприятия.

В первую очередь проверяется реальность совершения операций и соответствие функционала каждой из сторон тому, что было отражено в документации. При отсутствии реальности сделки и самостоятельности каждой из сторон, аргументы налогоплательщика о соответствии цены рыночному уровня в расчет проверяющими органами не принимаются.

Смотрите также видеоразбор актуальных аспектов контроля цен в «неконтролируемых сделках». Автор — Николай Симоянов, руководитель налоговой практики Tomashevskaya&Partners.

Изменения в ТЦО с 2019 года

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в отношения перечня сделок, признаваемых контролируемыми. Изменения выводят из-под контроля существенное количество сделок:

  • Сделки между российскими взаимозависимыми лицами будут признаваться контролируемыми только при условии применения сторонами разной ставки по налогу на прибыль и превышения суммы цен сделок 1 млрд. руб.
  • По сделкам, одной из сторон которых является организация, применяющая специальный режим (ЕСХН, ЕНВД, УСН) или являющаяся плательщиком НДПИ, суммовой порог увеличен с 60 или 100 млн. руб. до 1 млрд. руб.
  • По сделкам между взаимозависимыми лицами, если одной стороной сделки является иностранная компания, устанавливается минимальный суммовой порог в 60 млн. руб. Ранее такие сделки подлежали контролю вне зависимости от суммы.

Изменения позволят значительно сократить административную нагрузку, как налогоплательщика на подготовку ТЦО документации, так и ЦА ФНС на проверку рыночности цен в контролируемых сделках.

Стоит, однако отметить, что вывод большого количества сделок из-под контроля по нормам ТЦО не освободит налогоплательщиков в целом от контроля за такими сделками – проверка будет осуществляться на уровне территориальной налоговой инспекции, что в свою очередь лишит налогоплательщика возможности проведения симметричной корректировки и освобождения от штрафов при наличии документации.

Текущий мониторинг

Малая выборка налогоплательщиков, которая попадает под налоговые проверки по ТЦО дает видимую свободу для злоупотреблений.

Малая выборка на текущий момент вызвана объемами данных, которые должен проверить центральный аппарат при осуществлении контроля, а также выработкой универсальной методологической базы.

Очевидно, что на текущий момент налоговые органы будут проверять наиболее значимых налогоплательщиков, чтобы выработать прецедентную базу, на основании которой в дальнейшем будет осуществляться проверка более широкого круга налогоплательщиков.

Ввиду сужения перечня контролируемых сделок с 2019 года, следует ожидать, что ЦА ФНС будет проверен больший процент налогоплательщиков, попадающих под нормы о ТЦО.

Исходя из этого, можно предположить, что среди налогоплательщиков все больше будет вырастать контроль за рыночностью сделок в момент их совершения, а не постфактум, что позволит использовать трансфертную документацию не как способ защиты от доначислений в уже совершенных сделках, а как возможность защиты и предотвращение рисков в момент совершения сделок.

Практика применения ТЦО

При отсутствии широкой судебной практики по контролируемым сделкам, основные тенденции формируются по делам проверки ценообразования в неконтролируемых сделках. Определенные выводы можно сделать и по результатам прецедентных дел «Уралкалия» и «Тольяттиазота». В частности, на текущий момент можно выделить следующие правила ценообразования:

  1. Общие правила составления ТЦО документации

Специфика споров по ТЦО заключается в том, что налогоплательщик с документации еще до судебного спора отражает всю специфику своей деятельности и приводит детальное обоснование рыночности совершенной сделки.

Это существенно ограничивает маневры по изменению позиции при предъявлении претензий со стороны налоговых органов.

Ввиду этого, налогоплательщику стоит заранее детально прорабатывать позицию, которая позволит ему снизить все имеющиеся риски совершенных сделок, а не выступить «добровольным признанием» всех совершенных ошибок.

2. Использование рыночных котировок

Котировки на товары не биржевой торговли приняты в качестве эталона рыночных цен. Ранее основным возражением при использовании котировок был довод об отсутствии гарантий их формирования на основе реальных цен сделок, проведенных между независимыми контрагентами.

Тенденции судебной практики закрепили «официальное происхождение» котировок, по сути обязав налогоплательщиков использовать их при определении рыночной цены сделки.

Использование котировок при проверке цены сделки будет обязательно использоваться при наличии у налогового органа сомнений в реальности и самостоятельности деятельности брокера и разумной достаточности усилий производителя для продажи своей продукции за наибольшую цену.

При отсутствии же котировок в отношении отдельных видов товаров, использование каких-либо неофициальных статистических данных, опубликованных прайс-листов конкурентов и т.д. необоснованно, поскольку они не используются в деловой практике в качестве референсных цен и не отражают уровень фактически осуществленных сделок с независимыми лицами.

3. Роль ценовой политики при оспаривании

ФНС РФ оспорила порядок применения методики ценообразования, ввиду того, что у налогоплательщика была аргументация только в отношении выбранного метода, но не было аргументации о неприменимости иных подходов.

Кроме того, налоговые органы указали, что фрагментарное применение методики в документации не допустимо, так как не имеет экономического и доказательственного смысла.

Поэтому, очень важно, чтобы методика ценообразования была комплексная, универсальная, а не стихийно обосновывающая отдельные операции.

4. Доступность анализируемых данных

Если при подготовке документации используется информация об иностранных контрагентах, то необходимо обеспечить раскрытие данных о сделках (рентабельности) такого контрагента. Отсылка о невозможности предоставления информации в отношении иностранного лица приведет лишь к возникновению дополнительных вопросов со стороны проверяющих и даст повод усомниться в реальности положений документации.

В ситуации, когда внешнеторговые сделки не подлежат сравнению, можно применить пониженные критерии, которые позволят применить метод сопоставимых рыночных цен на основании внутрироссийских сделок с проведением соответствующих корректировок.

Если же сделки с однородными товарами ввиду специфики рынка не могут быть признаны сопоставимыми, например, при существенном отличии рынка сбыта, запуска новой линейки, тестирования продукции на новом рынке сбыта, то нужно заранее подготовить обоснование маркетинговой и бизнес стратегии, которая бы наглядно показала кардинально различные условия совершения сделки.

Рекомендации и выводы

Подготовка документации по ТЦО – это не только подготовка финансовых расчетов по отдельным сделкам, это комплексный анализ ведения деятельности всего предприятия.

Ведь на цену сделки могут повлиять множество косвенных факторов, которые не имеют прямой зависимости с ценой конкретной сделки, но в целом влияют на тенденции продаж и рынок в целом.

Фактически, на текущий момент, каждая контролируемая сделка может повлечь инициацию проверки всего блока по трансфертному ценообразованию. К каждой сделке нужно подходить индивидуально, при этом не нарушая общую методологию ценообразования.

Источник: https://cfocafe.co/tco_2019/

Услуги в области трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование (ТЦО): лимиты сделок, методы определения рыночных цен и штрафы

С 1 января 2012 года в России вступило в силу законодательство, регулирующее вопросы трансфертного ценообразования.

Создание системы детального и эффективного регулирования ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами в настоящее время является глобальной тенденцией: налоговые органы по всему миру вкладывают значительные средства в увеличение количества и повышение квалификации персонала, занятого в данной сфере, а также повышают требования к компаниям в части обоснования выбора примененных трансфертных цен. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) регулярно пересматривает и обновляет правила и рекомендации по трансфертному ценообразованию.

Правила ТЦО актуальны для компаний, осуществляющих:

  • 1 млрд. руб.+асимметричноеналогообложение Внутрироссийские сделки – при одновременном превышении порогового значения по сумме оборотов сделок за календарный год и выполнении одного из специальных условий по п.2 ст.105.14 НК РФ60 млн.руб. Внешнеэкономические сделки – при превышении порогового значения по сумме оборотов сделок за календарный годС 1 января 2019 г. в число специальных условий входят:
    • Применение сторонами сделки разных ставок по налогу на прибыль;
    • Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль;
    • Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ по установленной в процентах налоговой ставке, ЕСХН, ЕНВД или налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
    • Одна из сторон сделки осуществляет деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении;
    • Одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в ИЦ «Сколково» или применяет инвестиционный налоговый вычет.
    • сделки де-факто между взаимозависимыми лицами, совершаемые при посредничестве независимых лиц с учетом особенностей, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    1) нефть и товары, выработанные из нефти2) черные металлы

    3) цветные металлы 

    4) минеральные удобрения
    5) драгоценные металлы и драгоценные камни

Основной целью регулирования трансфертного ценообразования является контроль за соблюдением базового принципа «вытянутой руки» (arm’s length basis), что подразумевает установление трансфертной цены на базе цен, которые использовали бы несвязанные стороны в аналогичной ситуации. Налоговое законодательство РФ направлено, в частности, на обеспечение надлежащего расчета налоговой базы в случаях, когда у сторон сделки имеются возможности для манипулирования ценами.

Правила ТЦО не регулируют применение той или иной цены в договорных отношениях сторон, но требуют, чтобы в случаях отклонения цены сделки от рыночного уровня расчет налоговой базы был проведен таким образом, как если бы цена соответствовала рыночной.

Несмотря на презумпцию рыночности цен в контролируемой сделке (если налоговый орган не докажет обратное), фактически бремя предоставления доказательств рыночности цены возложено на налогоплательщика – он обязан готовить и предоставлять по требованию налогового органа документацию в обоснование примененной цены.

Для обоснования рыночности примененных цен возможно использование ряда методов согласно п.1 ст.105.7 НК РФ.

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (comparable uncontrolled price method) – данный метод применим в случаях, когда компания осуществляет реализацию или закупку аналогичных товаров, работ, услуг по сделкам как с аффилированными лицами, так и с независимыми контрагентами.

  2. Метод цены последующей реализации (resale price method) – данный метод предполагает проведение анализа валовой рентабельности лица, осуществляющего перепродажу товара от взаимозависимых компаний третьим лицам.

  3. Затратный метод (cost plus method) – использование данного метода подразумевает необходимость расчета себестоимости товара, работы, услуги и маржи компании.

  4. Метод сопоставимой рентабельности (transactional net margin method) – используя данный метод, компания анализирует собственную рентабельность, рассчитываемую как отношение прибыли от продаж к тому или иному базису (активам, себестоимости товара, выручке), и, как правило, применяет большое количество суждений (приведены в параграфах 2.58-2.

    108 Рекомендаций ОЭСР).

  5. Метод распределения прибыли (transactional profit split method) – данный метод наиболее часто применяется в сделках, задействующих нематериальные активы, оказывающих значительное влияние на рентабельность сторон, и подразумевает расчет совокупной прибыли участников сделки и распределение этой суммы на основе выбранного «ключа аллокации».

При отсутствии информации о рентабельности по аналогичным собственным сделкам налогоплательщика с независимыми контрагентами, рыночный уровень рентабельности для целей применения методов 2-4 может быть определен путем проведения статистического исследования.

Статистическое исследование включает анализ финансовых показателей компаний, осуществляющих деятельность на соответствующих рынках товаров и услуг, с учетом требований НК РФ, и в качестве результата предполагает формирование рыночного интервала рентабельности. Соответствие рентабельности налогоплательщика по контролируемой сделке такому интервалу должно означать соответствие цены по сделке рыночному уровню и отсутствие необходимости в проведении корректировок налоговой базы.

Получить стат. исследования

Обязанности налогоплательщика, предусмотренные действующим законодательством о ТЦО, приведены в таблице

Обязанность налогоплательщика Срок исполнения Ответственность за неисполнение
Подать уведомления о контролируемой сделкеДо 20 мая следующего года (после совершения сделки)Штраф в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ)
Представить документацию по контролируемой сделке30 дней со дня получения запроса налогового органа (запрос может быть направлен не ранее 1 июня)Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ); Штраф от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц (п.1 ст.15.6 КоАП РФ)

Несмотря на небольшой размер штрафов за непредставление необходимой документации в налоговый орган, недостаточное внимание компании к вопросам ТЦО влечет существенные риски иного характера: при отсутствии информации от компании и обоснования цен налоговая инспекция сделает свои расчеты, и в данном случае есть высокий риск предъявления претензий в отношении «нерыночных цен» и, соответственно, неполной уплаты сумм налога.

Неполная уплата налога вследствие применения трансфертной цены, отличной от рыночной, влечет ответственность в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога с применением минимальной суммы штрафа в размере 30 000 рублей.

Налогоплательщик будет освобожден от ответственности в случае, если он представит ФНС РФ документацию, содержащую должное обоснование соответствия примененных в контролируемых сделках цен рыночному уровню.

Действующее законодательство предусматривает следующие условия переходного периода: в случае неполной уплаты налогов за периоды 2012–2013 годов указанная выше налоговая санкция не применяется.

Если налог будет доначислен за налоговые периоды 2014–2016 годов, то штраф будет взыскиваться в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. И только начиная с 2017 года пункт 1 статьи 129.

3 НК РФ применяется в полной мере, и штраф будет взыскиваться в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

Сейчас – самое время начать изучение законодательства по этой теме и повышать квалификацию сотрудников. Компании, которые смогут вовремя научиться взаимодействовать с органами контроля в этой сфере и правильно обосновывать рыночность цен, будут иметь преимущества перед конкурентами. Это поможет избежать множества проблем с законом и не заострять внимание контрольных органов на компании.

Чем мы можем помочь

Эксперты ADE Professional Solutions оказывают полный спектр услуг, связанный с применением законодательства о трансфертном ценообразовании в отношении товаров, услуг и нематериальных активов (товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности), в том числе:

  • Методологическое сопровождение и консультирование по вопросам применения законодательства о трансфертном ценообразовании
  • Определение, относятся ли сделки налогоплательщика к контролируемым
  • Подготовка полной налоговой документации по сделке, включая обоснование применяемой методологии и соответствия примененных цен рыночному уровню
  • Подготовка ответов на запросы ФНС по трансфертным операциям
  • Подготовка статистического исследования – в составе услуг по подготовке полного комплекта налоговой документации по контролируемой сделке, либо отдельно по запросу Заказчика
  • Использование опыта европейских стран и США
  • Анализ основных налоговых рисков для группы компаний (отдельной компании), связанных с применением нового законодательства, подготовка рекомендаций относительно политики трансфертного ценообразования в группе. Эффективные налоговые решения
  • Подготовка уведомления о контролируемой сделке с применением технологии автоматизации
  • Сопровождение процесса заключения соглашения о ценообразовании с ФНС РФ
  • Оказание содействия в судебных разбирательствах с ФНС

Список преимуществ

  • Комплексная экспертиза (юридическая, налоговая, финансовая, бухгалтерская)
    • Сопровождение расчета клиентом финансового результата по сделке в противоположность подходу «добавьте Ваш показатель рентабельности в наши рассчитанные лимиты»
  • Компетентный расчет корректировок в нестандартных ситуациях:
    • на оборотный капитал
    • на распределение накладных расходов
    • на оборачиваемость запасов
    • на наличие дополнительных / отсутствие стандартных функций (e.g. мобилизация и демобилизация спец. техники при оказании услуг бурения)
  • Доведение исследования до конца: в том числе при отсутствии необходимой информации – поиск альтернативных методов анализа;
  • Подготовка и презентация выводов по результатам анализа: рекомендации в части ценообразования, эффективного распределения функций и полномочий в сфере ТЦО
  • Активная корреспонденция с Минфином по неоднозначным вопросам;
  • Доступ к необходимым базам данных, собственная методика исследований
  • Опыт подготовки документации для компаний различных отраслей;
  • Существенный опыт работы с финансовыми показателями консолидированной отчетности, группами компаний
  • Использование международного опыта;
  • Есть ли среди Ваших контрагентов лица, обладающие признаками взаимозависимости в понимании НК РФ?
  • Разработана ли в Вашей компании политика трансфертного ценообразования, в соответствии с российскими правилами ТЦО?
  • Контролируете ли вы сумму доходов и/или расходов по сделкам с российскими взаимозависимыми лицами по итогам календарного года?
  • Готовы ли Вы подать уведомление о контролируемой сделке до 20 мая года, следующего за годом совершения сделки?
  • Готовы ли Вы в любое время после 1 июня года, следующего за годом совершения сделки, предоставить в налоговый орган полную документацию с обоснованием цены, примененной в контролируемых сделках?

Источник: https://www.ade-solutions.com/services/transfer

Трансфертное ценообразование: как не привлечь внимание налоговой

Трансфертное ценообразование (ТЦО): лимиты сделок, методы определения рыночных цен и штрафы
Офис компании Medtronic. Фото с сайта mprnews.org

Как предотвратить риски, связанные с вниманием налоговой к трансфертному ценообразованию? Юлия Швед, управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT, сравнила российское и белорусское законодательство, а затем предложила рекомендацию.

Трансфертное ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам.

— Цену, которая прописана в договоре, определяют, как известно, несколько факторов: цены конкурентов, спрос, результаты переговоров.

Юлия Швед
Управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT в Беларуси

Это все так, но только если стороны независимы, и каждая из них старается достичь наиболее оптимальных именно для нее финансовых результатов.

Если же стороны, по терминологии налогового законодательства, взаимозависимы (например, сделки происходят между взаимозависимыми компаниями-нерезидентами), то картина может быть совсем другой. Поясню.

Если в одном государстве ставка налога на прибыль ниже, а еще есть и дополнительные бонусы в виде разного рода льгот, то вполне целесообразно большую часть прибыли оставить именно в этом государстве.

Мотивацией для такого решения могут быть и другие факторы: например, введение ограничений на операции в иностранной валюте, возможные колебания валютного курса, инфляция и другие риски, связанные с ведением бизнеса в конкретной стране.

Самый простой способ для собственника оставить прибыль в определенном «кармане» — через манипулирование ценами. При увеличении цены отгрузки поставщиком у покупателя увеличивается расходная часть и, как следствие, уменьшается прибыль. Меньше прибыли — меньше налога.

И наоборот, уменьшение цены отгрузки увеличивает прибыль покупателя и сумму налога, причитающегося к уплате в этом государстве.

Фото с сайта koreatrade.ru

Манипулирование ценами возможно и в рамках одного государства, если в нем введены разные налоговые режимы для разных регионов или направлений бизнеса. Естественно, любое государство заинтересовано в увеличении доходной части бизнеса и минимизации расходной, что влечет увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Глобализация и развитие транснациональных корпораций, которые представляют собой сеть из множества компаний в различных юрисдикциях, усугубили проблему. Само собой разумеется, что такие корпорации заинтересованы в максимизации общей прибыли, а не прибыли каждой отдельной компании, входящей в ее состав.

Стало очевидным, что манипулировать можно не только посредством цен на отгружаемые товары или оказываемые услуги, но и установлением процентов при финансировании, реструктуризации бизнеса и др.

Апогеем проблемы становится использование нематериальных активов, которые, будучи сложными в оценке, порой бывают основным двигателем доходов бизнеса.

Ответом государств на ценовое манипулирование в рамках транснациональных корпораций стало введение в законодательство норм трансфертного ценообразования. Сейчас налоговые органы вправе проверять, соответствуют ли цены, примененные плательщиками, уровню рыночных цен по внешнеторговым сделкам.

Основным международным документом, определяющим текущие направления трансфертного ценообразования, на который равняются страны при построении национального законодательства, являются разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Рекомендации по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов.

И если в остальных аспектах налогового права сложилась определенная единообразная международная практика, то трансфертное ценообразование, которое находится на стыке экономики и права, переживает период развития.

Поясню, какие изменения происходят в этом году в Беларуси.

Какие цены контролирует налоговая

Вступивший в силу 1 января 2019 Налоговый кодекс значительно увеличивает количество требований касательно определения цены. Толкование этих требований зачастую возможно только с помощью указанных Рекомендаций ОЭСР.

Основная цель введенных норм по трансфертному ценообразованию — обеспечить, с помощью определенной методики, соответствие цен в сделках между взаимозависимыми компаниями — рыночным ценам.

То есть ценам, устанавливаемым между независимыми компаниями.

Несоответствие применяемых между взаимозависимыми лицами цен рыночным может стать причиной корректировки налоговой базы. Очевидно, что такая экономическая по своей сути методика далека от бухгалтерского учета. А ее реализация определяется законом. В Беларуси со стороны налоговой контролю подлежат:

  • Внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами
  • Сделки со взаимозависимыми резидентами, если эти компании не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, например резиденты СЭЗ, ПВТ, парка «Великий камень» и «Августовский канал»)
  • К сделкам со взаимозависимыми лицами приравнена совокупность сделок с участием «номинальных» посредников, не несущих какой-либо существенной бизнес-нагрузки
  • Сделки с резидентами оффшорных зон, которые необходимо отслеживать в текущем режиме по актам президента.

Когда же налоговая может быть заинтересована в проверке «договорных» цен на их соответствие рыночным?

Фото с сайта observer-msk.ru

«Особый» интерес вызывают сделки, которые в совокупности удовлетворяют двум критериям.

Субъектный критерий — взаимозависимые лица

Традиционно в Беларуси в перечень взаимозависимых лиц включены организации и лица, имеющие не менее 20% прямого и (или) косвенного участия в них.

В России, например, взаимозависимость возникает при не менее 25% участия.

В новой редакции белорусского Налогового кодекса учтены не отмеченные ранее родственные отношения между участниками, наличие которых в совокупности с 20% участия делает организации взаимозависимыми.

Взаимозависимость лиц также определяется их принадлежностью одному и тому же физическому лицу — подлинному владельцу, которое имеет возможность непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц оказывать решающее влияние на управление организацией или ее предпринимательскую деятельность.

Помимо формально юридических критериев взаимозависимости имеется также т.н. сущностный критерий — осуществление непосредственного или косвенного контроля над другим лицом (другими лицами). При буквальном толковании это определяется не столько юридическими документами, сколько фактически выстроенными в рамках конкретного бизнеса отношениями.

Суды также имеют право признать определенные лица взаимозависимыми, если отношения между ними оказывают/могут непосредственно влиять на условия, экономические результаты работы представляемых ими лиц. Однако критерии такого «влияния» пока отсутствуют.

Можно предположить, что за пониманием, как оценивать «влияние», белорусский суд, вероятнее всего, обратится к опыту российского законодательства. Там отмечено, что значение имеет влияние на результаты работы, которое может оказываться по такой причине, как участие в капитале других.

Еще вариант: лицо не принимает участие в капитале, но у него есть другая возможность определять принимаемые в компании решения.

Фото с сайта topsimages.com

Цена сделки

Или сумма цен сделок с одним контрагентом в календарном году.

Контролю подлежит ценообразование по сделкам, сумма которых превышает 2 млн белорусских рублей без учета НДС и акцизов (около $ 1 млн) для крупных плательщиков и 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.

) — для всех остальных. При сделке с резидентом оффшорной зоны сумма сделки уменьшена до 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) для всех плательщиков.

Отдельно выделены сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации, создания объекта строительства, и сделки с недвижимым имуществом. Цена по таким сделкам, совершенным со взаимозависимым лицом или лицом, применяющим особые режимы налогообложения, подлежит контролю, размер не имеет значения.

Существенным изменением стала отмена в Беларуси допустимого ранее 20%-ного коридора отклонений от диапазона рыночных цен.

То есть цены по всем контролируемым сделкам должны быть в рамках этого указанного диапазона и «экономически обоснованы» документами.

При этом законодательство позволяет корректировать налоговую базу только в сторону увеличения налога на прибыль. Но симметричная корректировка налоговой базы двумя контрагентами сделки не допускается.

И в случае, если хотя бы у одного контрагента цены будут расходиться с рыночными, дополнительные расходы могут быть в целом у двух взаимозависимых лиц (всем участникам придется корректировать налоговую базу).

Ориентация трансфертного ценообразования на транснациональные корпорации предопределила рекордные суммы требований при возникновении споров со стороны государства:

  • Например, требования к группе компаний Medtronic в США составили $ 1,4 млрд
  • Власти Канады требовали от компании Cameco 483 млн канадских долларов
  • Суммами требований впечатляют и иски в России: например, заявленная сумма требований по последнему нашумевшему делу «Уралкалий» составила 980 млн российских рублей.

В Беларуси, судя по всему, законодательство решило «отработать» достаточно размытую и, в некоторой степени, философскую методику трансфертного ценообразования на сравнительно некрупных даже по меркам белорусского бизнеса сделках.

Иначе сложно объяснить низкие пороги отнесения сделок к контролируемым. Этим же можно объяснить и разный подход к документации, предоставляемой для подтверждения цен.

Так, «полный» по белорусским меркам пакет документов предоставляется только по сделкам крупных плательщиков и со стратегическими товарами. Они определяются перечнем правительства.

По всем остальным сделкам действует облегченный режим документального подтверждения в форме «экономического обоснования примененной цены». Отметим, что плательщик должен обязательно уведомлять налоговую о совершении любой контролируемой сделки.
Фото с сайта osnova.capital

Для сравнения, в России диапазон цен,после которых сделки относятся к контролируемым, увеличен до 60 млн российских рублей — по сделкам с участием «номинальных» посредников, резидентов оффшорных зон и сырьевым ресурсам, и до 1 млрд российских рублей — по все остальным.

Также значительно сужен перечень сделок, относимых к контролируемым.

В отличие от Беларуси, где, по сути, предусмотрена только необходимость подачи национальной документации, российским законодательством также закреплена обязанность для плательщиков — участников международной группы компаний представлять в отдельных случаях адаптированный к местным реалиям пакет документов.

Формат этого пакета — национальная документация, страновой отчет и глобальная документация — был разработан ОЭСР в рамках Рекомендаций по трансфертному ценообразованию. Соответственно, в отличие от белорусских, российские компании могут использовать документы, разработанные для всей группы компаний в целом. Потребуется лишь их перевод и доработка по отдельным сделкам.

Сроки предоставления документов

Белорусские компании должны иметь полный пакет документов после 1 июня года, следующего за календарным, в котором были совершены сделки.

Однако документы в форме «экономического обоснования» могут быть запрошены налоговыми органами и в «текущем режиме» — при проведении налоговой проверки.

Если к проведению выездной проверки плательщик, как правило, имеет возможность подготовиться, то при получении такого запроса в рамках камеральной проверки у компании есть только 10 рабочих дней на их представление.

При отсутствии подготовительной работы выполнение такого требования может быть физически невозможно. И, соответственно, станет причиной не самых благоприятных для плательщика последствий.

Следует признать, что белорусское налоговое законодательство находится лишь на начальном этапе развития трансфертного ценообразования. По мере развития международного сотрудничества оно будет усложняться. Сейчас бизнесу важно обратить особое внимание на:

  • Рисковые сделки и, по возможности, предотвратить их «попадание» в категорию таковых. Например, можно изменить схему реализации сделки или устранить имеющуюся между лицами взаимозависимость
  • Целесообразно вести отдельный учет контролируемых сделок, чтобы не переходить установленный законодателем минимальный порог (или по другим критериям), а при невозможности — подготовить необходимый пакет документов для экономического обоснования примененных цен. Документы трансфертного ценообразования даже в своей «облегченной версии» не под силу бухгалтеру и требуют специализированных экономико-правовых навыков, поэтому и побеспокоиться о них следует заблаговременно
  • Следует также принимать во внимание национальное законодательство стран, где находятся взаимозависимые контрагенты, так как применение приведенных к единому знаменателю цен может значительно сократить текущие и потенциальные налоговые издержки.

Источник: https://probusiness.io/proverki/5489-transfertnoe-cenoobrazovanie-kak-ne-privlech-vnimanie-nalogovoy.html

Контролируемые сделки в 2017: критерии, таблица

Трансфертное ценообразование (ТЦО): лимиты сделок, методы определения рыночных цен и штрафы

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделкиМежду взаимозависимыми лицамиЛимит не установлен
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделкиМежду взаимозависимыми лицами1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)100 млн. руб.

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • — оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • — подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • — выявить контролируемые сделки.

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

Отчет о контролируемых сделках:

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kontroliruemye-sdelki-v-2017-kriterii-tablica/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.