+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Трансфертное ценообразование: очевидное невероятное

Содержание

7 Главных Заблуждений о Трансфертном Ценообразовании | Awara

Трансфертное ценообразование: очевидное невероятное

Совсем недавно прошел срок подачи уведомлений о контролируемых сделках. Все отчитались и вздохнули с облегчением. Между тем, некоторые компании, не подавшие уведомления по крупным сделкам (с превышением порога 80 млн. рублей) за 2013 год, уже получили запросы от налоговых органов с просьбой пояснить, почему уведомления по данным сделкам не были поданы.

С 1 июня налоговые органы также могут запросить пакет документации, подтверждающий рыночный уровень цен по контролируемым сделкам за 2014 год.

Напомним, что с 2014 года все внешнеэкономические сделки с взаимозависимыми лицами, вне зависимости от размера сделки, требуют подачи уведомлений о контролируемых сделках и наличия документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен.

Однако, некоторые члены финансового сообщества все еще полны надежды, что данный вопрос не стоит их внимания, и есть на то несколько простых причин.

1. К нашей компании это не применимо, наши сделки не попадают под контроль.

В действительности, любые трансграничные сделки с взаимозависимыми компаниями подпадают под контроль.

Это относится и к сделкам по покупке или продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, договорам займа (с определенными исключениями), роялти и т.п.

Иными словами, под контроль подпадает весь тот арсенал сделок, которые российские компании заключают с взаимозависимыми компаниями за рубежом.

При этом закон определяет очень широкий перечень оснований для признания компаний взаимозависимыми, и этот перечень не является закрытым.

В частности взаимозависимыми признаются компании, если одна компания прямо или косвенно владеет другой более чем на 25% или, обе эти компании имеют одного конечного собственника; компании, управляет которыми один и тот же генеральный директор, а также компании, у которых более половины членов совета директоров совпадают, и т.п.

2. Наши товары/услуги такие уникальные, налоговой не с чем будет сравнивать наши цены.

Практически каждый наш клиент может похвастаться тем, что его товар (услуга) в чем-то уникален. Однако это вряд ли станет препятствием для налоговых органов для установления рыночного уровня вознаграждения за этот товар или услугу.

Действительно, Налоговый кодекс содержит несколько методов, направленных на проверку рыночности цен, используемых взаимозависимыми компаниями в своих взаиморасчетах.

Только один из этих методов предполагает прямое сравнение цен товаров (услуг), используемых взаимозависимыми лицами в своих взаиморасчетах, с ценами, существующими на рынке. Особенности товара, безусловно влияющие на цену, оказывают куда меньшее влияние на рентабельность товаров.

Поэтому остальные методы направлены на сравнение рентабельности, полученной по контролируемой сделке между взаимозависимыми лицами, с рентабельностью, которую извлекают в сопоставимых условиях независимые лица. В этом случае, «уникальность» товара уже вряд ли будет препятствием для проверки цены.

3. У нас рыночный уровень цен, его регулярно контролирует таможня.

Однако, у таможенных и налоговых органов задачи прямо-противоположные. Налоговая заинтересована в том, чтобы Ваши закупочные цены, которые Вы относите на расходы для целей налога на прибыль, были как можно ниже. В то время как для таможенных целей, чем выше стоимость товара, тем больше импортер заплатит таможенных платежей при ввозе товара.

При этом не стоит недооценивать желание налоговых органов оспорить уровень Ваших цен и пополнить бюджет доначисленными налогами.

4. У нас маленькая компания нас не станут проверять.

Действительно, возможно, в первую очередь налоговые органы обратят свое внимание на крупный бизнес. Однако есть множество маленьких компаний с достаточно большими оборотами по сделкам, которые могут также привлечь внимание налоговой.

При этом, оспаривание цен по сделкам сравнительно небольших компаний может казаться более привлекательным для налоговых органов с точки зрения формирования положительной судебной практики, чем ввязывание в длительные споры с крупнейшими компаниями нашей страны.

5. Сумма штрафов мала, риски не существенны.

Если налоговая сочтет уровень цен нерыночным, то риски будут следующими:

  • Пени (1/300 ставки рефинансирования (8.25%))
  • Штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (применяется с 2014 по 2021 год включительно)
  • Штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога (применяется с 2021 года)

И конечно же, компании будет предложено заплатить сами налоги, исходя их цен, которые налоговые органы посчитают рыночными.

6. У головной компании есть документация по трансфертному ценообразованию, в случае запроса налоговой, мы сможем использовать ее.

Такая документация, бесспорно, поможет при анализе и подготовке российского пакета документов.

Но, опыт показывает, что в большинстве европейских стран требования контролирующих органов к объему и содержанию документации, подтверждающей рыночный уровень цен, гораздо ниже российских требований.

Поэтому, не стоит сильно рассчитывать на помощь материнской компании при подготовке локальной документации.

7. Пока налоговая не запросит, не будем ничего готовить.

Отреагировать на запрос налоговых органов по трансфертной документации необходимо в тридцатидневный срок. Общие рекомендации налоговых органов к составу документации следующие:

  • Информация о налогоплательщике, контрагенте по сделке и самой сделке
  • Функциональный анализ. В отличие от правил ОЭСР, в России он формально необязательный, но требуется на практике для обоснования метода трансфертного ценообразования
  • Обоснование выбранного метода трансфертного ценообразования
  • Расчет интервала рыночных цен (рентабельности)

На практике, это требует времени и вовлечения в процесс сотрудников различных отделов, а также коллег из головной компании. Если Вы не специалист по трансфертному ценообразованию, то вероятность подготовить качественную документацию в срок крайне мала.

Что же делать?

  • Самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги до проведения проверки налоговой службой.
  • Подготовить документацию о трансфертном ценообразовании или адаптировать внутригрупповую документацию к требованиям российского законодательства.
  • Адаптировать программы бухгалтерского учёта для упрощения процесса получения из них информации, необходимой для подготовки документации о трансфертном ценообразовании и автоматизировать подготовку уведомлений о контролируемых сделках.

Источник: https://www.awaragroup.com/ru/blog/misconceptions-about-transfer-pricing/

Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков

Трансфертное ценообразование: очевидное невероятное

Трансфертные цены формируются под влиянием нерыночных факторов и присущи сделкам между взаимосвязанными лицами.

При оценке причин применения холдингами трансфертной цены контролирующие органы исходят из того, что варьирование контрактной ценой в таких сделках позволяет перераспределять общую прибыль в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции.

В силу перечисленных причин трансфертные цены являются объектом пристального контроля фискальных органов большинства развитых стран.

В пояснительной записке к проекту федерального закона основной целью изменений российского налогового законодательства определено обеспечение противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов, соответственно, приоритетной задачей налоговых органов является недопущение потерь бюджета какого-либо государства или их группы от использования этих цен.

Соотношение российских и международных норм

Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. “О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов”.

Проект российского закона также во многом основан на Рекомендациях, но при этом имеет ряд национальных особенностей: новые положения российского законодательства не всегда четко соотносятся с соответствующими правилами ОЭСР.

Отвечает ли интересам российских компаний несоответствие (пусть даже частичное) норм российского права международным нормам? Полагаю, что ответ очевиден – нет.

Действие налоговых актов в области регулирования трансфертного ценообразования ориентировано на специального субъекта – транснациональную корпорацию, в состав которой входят компании, зарегистрированные в различных налоговых юрисдикциях.

Отсутствие единых правил трансфертного ценообразования и контроля за применением цен для корпораций создает множественные налоговые риски, усложняет процедуры текущего внутреннего финансового контроля, сужает перспективы свободного присутствия на различных рынках, неизбежно приводит к риску двойного налогообложения в сделках.

Принятие национальных законов, отличных от международных актов, не отвечает интересам государства в целом, так как снижает привлекательность внутреннего рынка для инвесторов, снижает эффективность работы налоговых органов и, в конечном итоге, негативно влияет на бюджетные интересы страны.

Поэтому изменения законодательства большинства государств были ориентированы на содержание международных норм.

Каких изменений в законодательстве следует ожидать?

1. Взаимозависимые лица: незначительные перемены. Проектом закона предложено признать утратившими силу положения ст. ст. 20 и 40 НК РФ. Одновременно Налоговый кодекс будет дополнен соответствующим разделом, существенно расширяющим пределы, способы и методы налогового контроля.

Проектом сохранен принцип признания взаимозависимыми лицами для целей налогообложения лиц, одно из которых самостоятельно, совместно с другими лицами или через других лиц может оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых другим лицом, и (или) экономические результаты его деятельности (или деятельности представляемых им лиц) в силу участия в капитале этого лица, заключенного между ними соглашения либо иной возможности влиять на решения, принимаемые другим лицом. Законодатель расширяет определение перечня взаимозависимых лиц, указывая также на возможность признания их таковыми при наличии иных оснований в судебном порядке. Корректируя существующие правила ценообразования, компании должны принять во внимание, что сделки по продаже взаимозависимому лицу через независимое законопроект также рассматривает как контролируемые.

2. Контролируемые сделки и информация о них. Проект закона предусматривает расширение перечня сделок, подлежащих контролю. Это не только ранее контролируемые сделки с товарами, работами, услугами – контролю будут подлежать сделки, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности, информация, имущественные права, а также финансовые операции (проценты по займам и кредитам, гарантийные обязательства).

Предполагается, что будут подконтрольны любые сделки с взаимозависимыми лицами, а также сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорных зонах, список которых утверждает Минфин, или если предмет сделки специфичен (относится к товарам мировой биржевой торговли). В отношении контролируемых сделок налогоплательщики будут обязаны не позднее 20 мая представлять в налоговые органы соответствующую информацию о контролируемых сделках. Перечень сведений, которые должен представить налогоплательщик, включает: – данные о предмете и сторонах сделки; – примененных ценах; – использованном методе определения рыночной цены товара; – доходах и расходах, понесенных по сделке. Автор законопроекта определяет суммарное значение для контролируемых сделок на уровне свыше 100 млн руб. Эта сумма будет складываться из доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в течение календарного года с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки). Названный порог в перспективе будет уменьшен.

3. Определение рыночной цены товара.

Законодатель существенно меняет подход к определению рыночной цены и вводит понятие интервала рыночных цен, определенного в установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии – однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Рыночной ценой для целей налогообложения предлагается признать цену, находящуюся в пределах установленного интервала. Таким образом, законодатель определяет не просто отдельно существующую рыночную цену, а определенный, безопасный с точки зрения налогового контроля, ценовой диапазон, в пределах которого допускается варьирование ценой. Налоговым органом может быть принято решение о доначислении налога в случае, если фактическая цена сделки не соответствует расчетному интервалу. Однако отклонение от интервальных значений не означает безусловного нарушения правил и может быть, при наличии достаточных оснований, обосновано налогоплательщиком без доначисления налога. Данная конструкция в большей степени отвечает интересам налогоплательщиков и добавляет больше ясности в работу налоговиков.

4. Методы трансфертного ценообразования. Законопроект существенно расширяет перечень методов трансфертного ценообразования, используемых при определении (для целей налогообложения) соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, как то:

1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта); 4) затратный метод; 5) метод сопоставимой рентабельности; 6) метод распределения прибыли.

Отличия перечисленных методов, возможности их применения налогоплательщиками для целей обоснования цен в контролируемых сделках, особенности применения указанных методов налоговыми органами для целей контроля цены – серьезная тема, требующая отдельного анализа. На данном же этапе, когда законопроект еще не принят, достаточно сказать, что перечисленные методы в значительной степени соответствуют общемировой практике и международным нормам.

Примечание. Контроль за трансфертными ценами сегодня Действующие правила трансфертного ценообразования в России закреплены в ст. ст. 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Они определяют перечень взаимозависимых лиц, а также устанавливают принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Они не предполагают контроля налоговых органов в отношении сделок с объектами интеллектуальной собственности или финансовыми операциями (к примеру, в отношении устанавливаемых процентов по кредитам и договорам займа, объема гарантийных обязательств по сделкам).

Перечень контролируемых сделок также ограничен и касается сделок с взаимозависимыми лицами, бартерных товарообменных операций, внешнеторговых сделок (включая сделки между несвязанными компаниями).

К контролируемым также отнесены сделки, в которых наблюдается отклонение цены более чем на 20 процентов в пределах непродолжительного периода времени. Перечень методов трансфертного ценообразования, которые применяются налоговым органом для определения отклонения цены от рыночной, является ограниченным.

Это обстоятельство не позволяет налоговикам учитывать все факторы, объективно влияющие на процесс ценообразования в сделке, а также в значительной степени сужает возможность компаний в обосновании примененных цен.

Действующие налоговые правила имеют также и ряд иных недостатков, ограничивающих полноту и адекватность контроля за трансфертным ценообразованием в России. В качестве таковых следует отметить отсутствие требований к документации налогоплательщиков, представляемой в связи с контролем ценообразования, отсутствие возможности заключения с налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании в компаниях и ряд других.

5. Перечень информации, используемой контролирующими органами. Проект закона существенно расширяет перечень информации, используемой при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам для целей налогообложения.

Перечень источников информации не ограничен перечисленными в законе, а приоритеты в использовании контролирующим органом того или иного источника не установлены.

К источникам информации отнесены: 1) сведения о ценах и котировках мировых бирж – для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли; 2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, публикуемая или представляемая по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела; 3) сведения о ценах (о пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах; 4) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций; 5) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации или в иностранных государствах; иная информация.

6. Введение предварительной формы налогового контроля. Нововведением будет возможность заключения между крупнейшими налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

Предметом соглашений будет являться не собственно согласовываемая трансфертная цена, а в целом методика исчисления трансфертных цен по однородным сделкам. Предполагается, что при выполнении налогоплательщиком условий такого соглашения дальнейшие проверки налоговым органом результатов сделки, равно как и доначисление налогов, не производятся. Срок действия предварительного соглашения – три года с дальнейшей возможностью продления еще на два года.

Перемены: будут ли они к лучшему?

Ожидаемые изменения будут значительны как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов. Законопроект устанавливает новые принципы при распределении бремени доказывания обоснования примененных трансфертных цен и переносит основной груз ответственности на плечи участников рынка.

Приоритетным для целей анализа становится не юридическая форма сделки, а ее фактическое содержание (экономическая сущность).

Законодатель ожидает, что запланированные изменения позволят упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, послужат совершенствованию основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам для целей налогообложения.

Следует отметить, что введение закона о трансфертном ценообразовании в действие запланировано с одновременным принятием закона о консолидированной налоговой отчетности. Последний позволяет компаниям вместе со всеми своими дочерними структурами выступать в качестве консолидированного налогоплательщика, что дает компаниям возможность суммировать прибыли и убытки отдельных участников консолидированной группы. Контроль за трансфертным ценообразованием в сделках между участниками консолидированной группы при этом производиться не будет.

Примечание. Первый рубеж пройден
На момент выхода номера в печать законопроект был принят в Государственной Думе в первом чтении. Отметим, что рассмотрение документа не прошло гладко. Так, против правительственной инициативы выступил заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Штогрин.

Одновременно заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что Минфин России намерен уже ко второму чтению подготовить методические рекомендации по применению законопроекта, несмотря на то что согласно сложившейся практике такие разъяснения выпускаются уже после принятия нормативных актов.

По мнению Минфина, документ необходим для того, чтобы участники налоговых правоотношений (компании, инспекторы и судьи) пришли к единому пониманию положений закона.

Оптимизация налогов, Холдинг

Источник: http://www.pnalog.ru/material/transfertnoe-cenoobrazovanie-nalogovye-riski

Трансфертное ценообразование: как не привлечь внимание налоговой

Трансфертное ценообразование: очевидное невероятное
Офис компании Medtronic. Фото с сайта mprnews.org

Как предотвратить риски, связанные с вниманием налоговой к трансфертному ценообразованию? Юлия Швед, управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT, сравнила российское и белорусское законодательство, а затем предложила рекомендацию.

Трансфертное ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам.

— Цену, которая прописана в договоре, определяют, как известно, несколько факторов: цены конкурентов, спрос, результаты переговоров.

Юлия Швед
Управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT в Беларуси

Это все так, но только если стороны независимы, и каждая из них старается достичь наиболее оптимальных именно для нее финансовых результатов.

Если же стороны, по терминологии налогового законодательства, взаимозависимы (например, сделки происходят между взаимозависимыми компаниями-нерезидентами), то картина может быть совсем другой. Поясню.

Если в одном государстве ставка налога на прибыль ниже, а еще есть и дополнительные бонусы в виде разного рода льгот, то вполне целесообразно большую часть прибыли оставить именно в этом государстве.

Мотивацией для такого решения могут быть и другие факторы: например, введение ограничений на операции в иностранной валюте, возможные колебания валютного курса, инфляция и другие риски, связанные с ведением бизнеса в конкретной стране.

Самый простой способ для собственника оставить прибыль в определенном «кармане» — через манипулирование ценами. При увеличении цены отгрузки поставщиком у покупателя увеличивается расходная часть и, как следствие, уменьшается прибыль. Меньше прибыли — меньше налога.

И наоборот, уменьшение цены отгрузки увеличивает прибыль покупателя и сумму налога, причитающегося к уплате в этом государстве.

Фото с сайта koreatrade.ru

Манипулирование ценами возможно и в рамках одного государства, если в нем введены разные налоговые режимы для разных регионов или направлений бизнеса. Естественно, любое государство заинтересовано в увеличении доходной части бизнеса и минимизации расходной, что влечет увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Глобализация и развитие транснациональных корпораций, которые представляют собой сеть из множества компаний в различных юрисдикциях, усугубили проблему. Само собой разумеется, что такие корпорации заинтересованы в максимизации общей прибыли, а не прибыли каждой отдельной компании, входящей в ее состав.

Стало очевидным, что манипулировать можно не только посредством цен на отгружаемые товары или оказываемые услуги, но и установлением процентов при финансировании, реструктуризации бизнеса и др.

Апогеем проблемы становится использование нематериальных активов, которые, будучи сложными в оценке, порой бывают основным двигателем доходов бизнеса.

Ответом государств на ценовое манипулирование в рамках транснациональных корпораций стало введение в законодательство норм трансфертного ценообразования. Сейчас налоговые органы вправе проверять, соответствуют ли цены, примененные плательщиками, уровню рыночных цен по внешнеторговым сделкам.

Основным международным документом, определяющим текущие направления трансфертного ценообразования, на который равняются страны при построении национального законодательства, являются разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Рекомендации по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов.

И если в остальных аспектах налогового права сложилась определенная единообразная международная практика, то трансфертное ценообразование, которое находится на стыке экономики и права, переживает период развития.

Поясню, какие изменения происходят в этом году в Беларуси.

Какие цены контролирует налоговая

Вступивший в силу 1 января 2021 Налоговый кодекс значительно увеличивает количество требований касательно определения цены. Толкование этих требований зачастую возможно только с помощью указанных Рекомендаций ОЭСР.

Основная цель введенных норм по трансфертному ценообразованию — обеспечить, с помощью определенной методики, соответствие цен в сделках между взаимозависимыми компаниями — рыночным ценам.

То есть ценам, устанавливаемым между независимыми компаниями.

Несоответствие применяемых между взаимозависимыми лицами цен рыночным может стать причиной корректировки налоговой базы. Очевидно, что такая экономическая по своей сути методика далека от бухгалтерского учета. А ее реализация определяется законом. В Беларуси со стороны налоговой контролю подлежат:

  • Внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами
  • Сделки со взаимозависимыми резидентами, если эти компании не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, например резиденты СЭЗ, ПВТ, парка «Великий камень» и «Августовский канал»)
  • К сделкам со взаимозависимыми лицами приравнена совокупность сделок с участием «номинальных» посредников, не несущих какой-либо существенной бизнес-нагрузки
  • Сделки с резидентами оффшорных зон, которые необходимо отслеживать в текущем режиме по актам президента.

Когда же налоговая может быть заинтересована в проверке «договорных» цен на их соответствие рыночным?

Фото с сайта observer-msk.ru

«Особый» интерес вызывают сделки, которые в совокупности удовлетворяют двум критериям.

Субъектный критерий — взаимозависимые лица

Традиционно в Беларуси в перечень взаимозависимых лиц включены организации и лица, имеющие не менее 20% прямого и (или) косвенного участия в них.

В России, например, взаимозависимость возникает при не менее 25% участия.

В новой редакции белорусского Налогового кодекса учтены не отмеченные ранее родственные отношения между участниками, наличие которых в совокупности с 20% участия делает организации взаимозависимыми.

Взаимозависимость лиц также определяется их принадлежностью одному и тому же физическому лицу — подлинному владельцу, которое имеет возможность непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц оказывать решающее влияние на управление организацией или ее предпринимательскую деятельность.

Помимо формально юридических критериев взаимозависимости имеется также т.н. сущностный критерий — осуществление непосредственного или косвенного контроля над другим лицом (другими лицами). При буквальном толковании это определяется не столько юридическими документами, сколько фактически выстроенными в рамках конкретного бизнеса отношениями.

Суды также имеют право признать определенные лица взаимозависимыми, если отношения между ними оказывают/могут непосредственно влиять на условия, экономические результаты работы представляемых ими лиц. Однако критерии такого «влияния» пока отсутствуют.

Можно предположить, что за пониманием, как оценивать «влияние», белорусский суд, вероятнее всего, обратится к опыту российского законодательства. Там отмечено, что значение имеет влияние на результаты работы, которое может оказываться по такой причине, как участие в капитале других.

Еще вариант: лицо не принимает участие в капитале, но у него есть другая возможность определять принимаемые в компании решения.

Фото с сайта topsimages.com

Цена сделки

Или сумма цен сделок с одним контрагентом в календарном году.

Контролю подлежит ценообразование по сделкам, сумма которых превышает 2 млн белорусских рублей без учета НДС и акцизов (около $ 1 млн) для крупных плательщиков и 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.

) — для всех остальных. При сделке с резидентом оффшорной зоны сумма сделки уменьшена до 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) для всех плательщиков.

Отдельно выделены сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации, создания объекта строительства, и сделки с недвижимым имуществом. Цена по таким сделкам, совершенным со взаимозависимым лицом или лицом, применяющим особые режимы налогообложения, подлежит контролю, размер не имеет значения.

Существенным изменением стала отмена в Беларуси допустимого ранее 20%-ного коридора отклонений от диапазона рыночных цен.

То есть цены по всем контролируемым сделкам должны быть в рамках этого указанного диапазона и «экономически обоснованы» документами.

При этом законодательство позволяет корректировать налоговую базу только в сторону увеличения налога на прибыль. Но симметричная корректировка налоговой базы двумя контрагентами сделки не допускается.

И в случае, если хотя бы у одного контрагента цены будут расходиться с рыночными, дополнительные расходы могут быть в целом у двух взаимозависимых лиц (всем участникам придется корректировать налоговую базу).

Ориентация трансфертного ценообразования на транснациональные корпорации предопределила рекордные суммы требований при возникновении споров со стороны государства:

  • Например, требования к группе компаний Medtronic в США составили $ 1,4 млрд
  • Власти Канады требовали от компании Cameco 483 млн канадских долларов
  • Суммами требований впечатляют и иски в России: например, заявленная сумма требований по последнему нашумевшему делу «Уралкалий» составила 980 млн российских рублей.

В Беларуси, судя по всему, законодательство решило «отработать» достаточно размытую и, в некоторой степени, философскую методику трансфертного ценообразования на сравнительно некрупных даже по меркам белорусского бизнеса сделках.

Иначе сложно объяснить низкие пороги отнесения сделок к контролируемым. Этим же можно объяснить и разный подход к документации, предоставляемой для подтверждения цен.

Так, «полный» по белорусским меркам пакет документов предоставляется только по сделкам крупных плательщиков и со стратегическими товарами. Они определяются перечнем правительства.

По всем остальным сделкам действует облегченный режим документального подтверждения в форме «экономического обоснования примененной цены». Отметим, что плательщик должен обязательно уведомлять налоговую о совершении любой контролируемой сделки.

Фото с сайта osnova.capital

Для сравнения, в России диапазон цен,после которых сделки относятся к контролируемым, увеличен до 60 млн российских рублей — по сделкам с участием «номинальных» посредников, резидентов оффшорных зон и сырьевым ресурсам, и до 1 млрд российских рублей — по все остальным.

Также значительно сужен перечень сделок, относимых к контролируемым.

В отличие от Беларуси, где, по сути, предусмотрена только необходимость подачи национальной документации, российским законодательством также закреплена обязанность для плательщиков — участников международной группы компаний представлять в отдельных случаях адаптированный к местным реалиям пакет документов.

Формат этого пакета — национальная документация, страновой отчет и глобальная документация — был разработан ОЭСР в рамках Рекомендаций по трансфертному ценообразованию. Соответственно, в отличие от белорусских, российские компании могут использовать документы, разработанные для всей группы компаний в целом. Потребуется лишь их перевод и доработка по отдельным сделкам.

Сроки предоставления документов

Белорусские компании должны иметь полный пакет документов после 1 июня года, следующего за календарным, в котором были совершены сделки.

Однако документы в форме «экономического обоснования» могут быть запрошены налоговыми органами и в «текущем режиме» — при проведении налоговой проверки.

Если к проведению выездной проверки плательщик, как правило, имеет возможность подготовиться, то при получении такого запроса в рамках камеральной проверки у компании есть только 10 рабочих дней на их представление.

При отсутствии подготовительной работы выполнение такого требования может быть физически невозможно. И, соответственно, станет причиной не самых благоприятных для плательщика последствий.

Следует признать, что белорусское налоговое законодательство находится лишь на начальном этапе развития трансфертного ценообразования. По мере развития международного сотрудничества оно будет усложняться. Сейчас бизнесу важно обратить особое внимание на:

  • Рисковые сделки и, по возможности, предотвратить их «попадание» в категорию таковых. Например, можно изменить схему реализации сделки или устранить имеющуюся между лицами взаимозависимость
  • Целесообразно вести отдельный учет контролируемых сделок, чтобы не переходить установленный законодателем минимальный порог (или по другим критериям), а при невозможности — подготовить необходимый пакет документов для экономического обоснования примененных цен. Документы трансфертного ценообразования даже в своей «облегченной версии» не под силу бухгалтеру и требуют специализированных экономико-правовых навыков, поэтому и побеспокоиться о них следует заблаговременно
  • Следует также принимать во внимание национальное законодательство стран, где находятся взаимозависимые контрагенты, так как применение приведенных к единому знаменателю цен может значительно сократить текущие и потенциальные налоговые издержки.

Источник: https://probusiness.io/proverki/5489-transfertnoe-cenoobrazovanie-kak-ne-privlech-vnimanie-nalogovoy.html

Что ждет бизнес после отмены контроля за трансфертными ценами

Трансфертное ценообразование: очевидное невероятное

МОСКВА, 22 августа. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева, Лана Самарина/.

Отмена контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри страны позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а отмена института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) уравняет конкуренцию между крупным и средним бизнесом.

Отсутствие прямого контроля, по плану Минфина, будет компенсироваться через определение необоснованной налоговой выгоды. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексей Сазанов.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в июне 2021 года заявил о предложении правительства отменить с 2021 года контроль за трансфертным ценообразованием в качестве компенсирующей меры после повышения НДС с 18% до 20%.

“Так как возможностей для серьезных налоговых смягчений у нас сейчас нет, мы искали пути снижения административной нагрузки на средний и крупный бизнес, для малого и микробизнеса у нас уже были различные предложения, например по “самозанятым” гражданам.

Тогда снова встал вопрос об отмене контроля за ценообразованием внутри России, так как это слишком серьезная административная нагрузка на бизнес.

Мы приняли решение об отмене такого контроля, потому что это существенно облегчит положение бизнеса”, – объяснил Сазанов.

Зачем был нужен контроль

Контроль за трансфертным ценообразованием введен в РФ в 2012 году. Тогда Федеральной налоговой службе было поручено контролировать цены сделок между компаниями внутри холдингов, которые могли существенно отличаться от рыночных цен.

В мировой практике трансфертное ценообразование, в первую очередь, используется для контроля над тем, чтобы налоговая база не перетекала из страны, в которой непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, в страны, где более благоприятный режим налогообложения.

“В мире, внутри стран, очень редко используется контроль за трансфертными ценами, так как это просто гигантский объем работы для бухгалтеров, различных консультантов и серьезная нагрузка на администратора такого контроля”, – пояснил Сазанов.

В России трансфертное ценообразование использовалось преимущественно для предотвращения перетока налоговой базы из одного региона страны в другой с более выгодными налоговыми условиями, напомнил он.

Честная конкуренция без КГН

Одновременно с отменой контроля за трансфертным ценообразованием глава правительства предложил больше не создавать новые консолидированные группы налогоплательщиков, а те группы, которые сегодня работают, будут завершать свой срок работы и могут быть ликвидированы до 2023 года.

КГН – это добровольные объединения организаций, которые создавались для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

В настоящее время в России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в их числе “Роснефть”, “Северсталь”, “Газпром”, “Лукойл”, “Новатэк” и “Мечел”. Сейчас действует мораторий на создание новых КГН и на включение в действующие консолидированные группы других участников.

Внутри КГН сегодня нет контроля за трансфертным ценообразованием, и когда в следующем году контроль будет отменен для всех компаний, конкурентные условия уравняются, объяснили в Минфине.

причина отмены КГН, по словам Сазанова, необходимость обеспечить равные налоговые условия для крупного и среднего бизнеса и улучшить ситуацию с получением налога на прибыль для регионов страны. “Проблема была в том, что в рамках КГН можно засчитывать убытки.

Проводились расчеты, которые показали, что в результате образования КГН [у бизнеса] произошла экономия налога на прибыль. По разным оценкам, субъекты теряют на этом от 50 млрд до 100 млрд рублей в год.

Когда КГН будут расформированы, возможность засчитывать убытки одной организации против прибыли другой в рамках больших холдингов исчезнет. Регионы от этого выиграют”, – уверен Сазанов.

Глава департамента отметил, что необходимо также обратить внимание и на условия конкуренции.

Компании, которые создали КГН, – это крупные конгломераты, и они оказались в более конкурентных условиях по уплате налогов по сравнению со средним бизнесом, который никогда не имел возможности создавать КГН.

“Мы хотим создать равные условия конкуренции для крупных и средних компаний в вопросе уплаты налога на прибыль. При этом финансовое состояние крупных холдингов не ухудшится, они просто начнут платить налог на прибыль в том регионе, где осуществляют свою деятельность”, – подчеркнул Сазанов.

“У крупных компаний уже и так есть большое преимущество над средними – эффект масштаба. И дополнительно к этому они получают конкурентное преимущество в сфере налогообложения. Это неправильно”, – пояснил он.

По мнению представителя Минфина, в идеале институт КГН должен быть доступен для всех, вне зависимости от объема выручки компании.

Соответственно, для уравнивания условий ведения бизнеса в России необходимо было либо распространять инструмент на всю страну, либо вовсе отказаться от этого инструмента.

Что потеряют КГН после ликвидации

Институт КГН не будет отменен резко, так как бизнес имеет определенный горизонт планирования, чаще всего это 5 лет, пояснил Сазанов. Именно по этой логике Минфином был выбран период ликвидации института до 2023 года.

В результате отмены этого института 15 холдингов не понесут потерь, уверен Минфин. “Мы изменили подход к определению налоговой базы КГН. Раньше не считалась налоговая база по отдельным участникам.

Но, когда было введено ограничение на перенос убытков и на признание убытков внутри КГН, мы были вынуждены перейти на расчет налоговой базы по каждому участнику. Поэтому уже сейчас по каждому участнику КГН налоговая база определяется отдельно, а затем консолидируется ответственным участником.

Когда мы упраздним институт КГН, уже не потребуется дополнительных трудозатрат, только декларации уже будут подаваться по каждому участнику отдельно”, – объяснил глава департамента.

Как будет отменяться контроль

Контроль за трансфертными ценами не будет отменен полностью – Минфин продолжит контролировать трансграничные сделки при превышении порога в 1 млрд рублей, а также ряд сделок и внутри РФ. В частности, это сделки между компаниями, которые применяют разные ставки по налогу на прибыль или налоговые режимы.

Ключевой задачей Минфина было снижение административной нагрузки на бизнес, подчеркивает Сазанов. “Мы проводили консультации с экспертным сообществом, деловыми и бизнесобъединениями и получили подтверждение, что отмена контроля за трансфертным ценообразованием существенно поможет бизнесу”, – сказал он.

В рамках закона об отмене контроля за трансфертным ценообразованием Минфин одновременно вводит запрет регионам устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, если это прямо не предусмотрено Налоговым кодексом. При этом на территориях, где действуют пониженные ставки, например в особых экономических зонах, на территориях опережающего развития, контроль за трансфертным ценообразованием сохранится.

Что придет на смену

Федеральная налоговая служба при администрировании отслеживает частные особо крупные случаи злоупотреблений, не проводя сплошного мониторинга всего потока документации по сделкам, который к ним поступает.

Сазанов пояснил, что случаи злоупотреблений, когда трансфертные цены используются исключительно для получения налоговой выгоды, Минфин сможет отслеживать через определение “необоснованной налоговой выгоды”, появившееся в Налоговом кодексе.

Понятие “необоснованной налоговой выгоды” было введено в прошлом году. Таким образом, у ФНС появился действенный инструмент для борьбы с налоговыми злоупотреблениями.

“Если налоговые органы в рамках выездных камеральных проверок устанавливают факт злоупотребления, когда осуществляются притворные сделки, целью которых является исключительно полученные налоговой выгоды и которые не имеют никакой экономической сути, они могут через необоснованную налоговую выгоду разрешать такие ситуации и взыскать дополнительные налоги”, – пояснил Сазанов.

Партнер группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования KPMG Иларион Леметюйнен выразил опасение, что после отмены прямого контроля налоговики будут более пристально следить за ценами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды.

“На практике споры и судебные дела на данную тему есть и сейчас; количество их возрастает. Также компании теряют право на проведение симметричных корректировок цен по таким сделкам для приведения фактических цен к рыночному уровню”, – считает эксперт.

По словам партнера Ernst & Young Евгении Ветер, уже сейчас активно развивается практика, когда территориальные налоговые органы в рамках проверок, связанных с оценкой необоснованной налоговой выгоды, анализируют вопросы цены во внутригрупповых сделках на соответствие рыночным, при этом используются механизмы, аналогичные тем, что установлены правилами трансфертного ценообразования.

“Важным фактором является то, что в случае налоговых доначислений по таким ситуациям налогоплательщики лишены возможности провести симметричные корректировки, а наличие документации, обосновывающей цены, не будет давать защиту от штрафов.

Поэтому крупным компаниям целесообразно на случай налоговых проверок неконтролируемых внутрироссийских сделок все же сохранить мониторинг рисков трансфертного ценообразования и готовность обосновать цены хотя бы по самым существенным внутрироссийским операциям”, – отметила эксперт.

Статьи для экономии

По мнению Минфина, после отмены контроля за трансфертным ценообразованием компании смогут экономить на услугах налоговых консультантов. Однако консультанты уверены, что их помощь компаниям еще пригодится. В сфере установления и обоснования цен между российскими участниками крупных холдингов остается немало требующих внимания вопросов, подчеркнул партнер PwC в России Андрей Колчин.

После отмены контроля за трансфертным ценообразованием налогоплательщики будут лишены предоставляемых в отношении контролируемых сделок гарантий, основной из которых является наличие права на проведение проверки цен только у специально подготовленных сотрудников ФНС, напомнил партнер, руководитель группы по трансфертному ценообразованию “Делойт” СНГ Дмитрий Кулаков.

“Наиболее рискованные с точки зрения претензий налоговых органов сделки (один из участников которых платит налог на прибыль по пониженной ставке в силу использования льгот или специальных режимов) остаются предметом контроля за ценами.

Также еще не сформировалась практика использования территориальными налоговыми инспекциями методов контроля за трансфертными ценами в рамках внесенной в прошлом году в налоговое законодательство концепции пределов осуществления налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы или суммы налога (статья 541 НК РФ)”, – рассказал Колчин.

Кроме того, дополнительно вводится контроль за ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из сторон является плательщиком налога на дополнительный доход и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении соответствующей налоговой базы. В результате таких изменений крупные российские компании должны переосмыслить их подходы к управлению рисками трансфертного ценообразования в их группах, считает Ветер из Ernst & Young.

“Необходимо будет сфокусировать внимание, в первую очередь, на управлении налоговыми рисками, связанными с ценообразованием во внешнеторговых сделках, выстраивании единообразных политик трансфертного ценообразования внутри иностранного контура группы, оздоровлении и повышении эффективности внутригрупповых цепочек поставок по экспортным поставкам и сделкам в иностранных юрисдикциях, а также подготовке документации по трансфертному ценообразованию в иностранных юрисдикциях”, – отметил она.

Финансовые консультанты говорят, что их не сильно заботит снижение загрузки в секторе трансфертного ценообразования.

“Темы становятся менее актуальные, другие, наоборот, получают развитие, притом не только в России, но и на международной арене.

Сейчас большинство крупных групп заняты вопросами соблюдения новых требований отчетности с введением BEPS – подготовка Странового отчета, Глобальной документации и Национальной документации”, – объяснил Леметюйнен.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5479824

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.