+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Соглашения о ценообразовании с резидентами стран с договором об ИДН: вышел приказ

Содержание

EY Tax Messenger – Tax Edition

Соглашения о ценообразовании с резидентами стран с договором об ИДН: вышел приказ

View this page in English 

Загрузить в формате PDF

Изменения в НК РФ: заключение соглашений о ценообразовании по внешнеторговым сделкам и другие вопросы трансфертного ценообразования
Авторы: Евгения Ветер, Игорь Ткач, Владимир Аносов
9 июня 2021 г

Министерство финансов России1 разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения проект закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)»2. Публичное обсуждение продлится до 5 июля 2021 г.

Данный законопроект направлен на обеспечение практической возможности заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки (далее – СОЦВС), а также вносит ряд иных изменений в действующее законодательство о трансфертном ценообразовании (в частности, предусматривает возможность привлечения ФНС России в рамках проверок цен сотрудников территориальных налоговых органов).

В совокупности с проектом приказа Минфина России о заключении СОЦВС законопроект позволяет сделать вывод о том, что у налогоплательщиков в скором времени может появиться практическая возможность заключения соглашений с участием зарубежных компетентных органов.

Команда EY выступала в качестве официального консультанта Минфина России по вопросам СОЦВС и принимала непосредственное участие в разработке проекта приказа.

Уже сейчас EY может помочь компаниям, заинтересованным в заключении СОЦВС, по следующим направлениям:

  • оценка перспектив обращения в ФНС России и в компетентный орган иностранного государства для заключения соглашения о ценообразовании
  • помощь в подготовке материалов для предварительного обсуждения
  • участие в предварительном обсуждении с ФНС России.

Далее приводится подробный анализ проекта закона.

Заключение соглашений о ценообразовании

Согласно законопроекту СОЦВС будет основываться на взаимном соглашении ФНС России и компетентного органа иностранного государства, достигнутом в рамках взаимосогласительной процедуры. Данная процедура, в свою очередь, проводится в соответствии с договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

В случаях, предусмотренных в СОЦВС, налогоплательщик может осуществить корректировку фактической цены сделки, ведущую к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в РФ.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ, если условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сопоставимых сделок между независимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих взаимозависимых лиц, но не были им получены вследствие данного отличия, учитываются у данного лица в целях налогообложения (так называемый «принцип вытянутой руки»3).

НК РФ в настоящее время разрешает такое перераспределение доходов (прибыли, выручки) только если при этом не уменьшается сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет РФ (за исключением случаев осуществления симметричной корректировки).

Рассматриваемый законопроект добавляет еще одно исключение, когда перераспределение доходов (прибыли, выручки) может привести к уменьшению уплачиваемой в российский бюджет суммы налога – если это предусмотрено в СОЦВС.

Необходимость осуществления такой ретроспективной корректировки цены объясняется тем, что стороны сделки не всегда имеют возможность определить рыночную цену сделки в момент ее совершения. В ряде случаев сведения, необходимые для расчета рыночный цены, могут стать доступны гораздо позже.

Поскольку одной из целей заключения СОЦВС является экономически обоснованное распределение налоговой базы между двумя государствами, рассматриваемые изменения в НК РФ позволяют перераспределить в целях налогообложения доходы (прибыль, выручку) иностранному контрагенту, даже если это приводит к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в бюджетную систему РФ.

В рамках СОЦВС будет возможно применение методов контроля цен, предусмотренных законодательством иностранных государств.

Однако результаты применения таких методов должны быть сопоставимы с результатами применения методов, предусмотренных НК РФ (метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли). Данная поправка позволит ФНС России и компетентному органу иностранного государства найти компромисс по вопросу определения рыночных цен.

Срок рассмотрения заявления о заключении СОЦВС составит 24 мес. (с возможностью продления до 27 мес.).

Согласно действующей редакции НК РФ заявление налогоплательщика рассматривается в срок не более 6 месяцев (с возможностью продления до 9 месяцев).

Отметим, что новый срок в отношении СОЦВС более приближен к сложившейся в мире практике заключения двусторонних соглашений о ценообразовании (то есть с участием двух компетентных органов).

Законопроект устанавливает новые основания для отказа от заключения соглашения о ценообразовании:

  • недостижение взаимного соглашения с компетентным органом иностранного государства (по СОЦВС)
  • непредставление доработанного проекта соглашения о ценообразовании в установленный срок
  • несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании.

Согласно проекту, если ФНС России не достигнет соглашения с компетентным органом иностранного государства, налогоплательщик вправе заключить СОЦВС без участия компетентного органа иностранного государства. При этом государственная пошлина с налогоплательщика повторно взиматься не будет.

Также проект закона предусматривает уточнение оснований для досрочного прекращения соглашения о ценообразовании (нарушение соглашения, повлекшее не только неуплату налога (как это сейчас), но и увеличение убытка; отказ налогоплательщика от изменения соглашения о ценообразовании по инициативе ФНС России).

Кроме того, предполагается внести в НК РФ ряд технических правок, касающихся процедуры заключения соглашений о ценообразовании, которые в том числе позволят реализовать на практике отдельные положения приказа Минфина России о заключении СОЦВС.

Прочие изменения в законодательство о трансфертном ценообразовании

В настоящее время лица признаются взаимозависимыми, в частности, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%. В законопроекте слово «прямого» предлагается исключить, то есть в данном случае будет учитываться и косвенное участие.

В настоящее время контролируемыми признаются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Перечень групп товаров, сделки с которыми признаются контролируемыми по данному основанию, установлен в п. 5 ст. 105.

14 НК РФ: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни.

Законопроект предусматривает признание контролируемыми сделок в области внешней торговли товарами, входящими в указанные группы (без указания на то, что они являются предметом мировой биржевой торговли).

Проект закона дополняет перечень контролируемых сделок. Контролируемой будет признаваться сделка:

  • хотя бы одна из сторон которой применяет налоговую ставку по налогу на прибыль 0% как отвечающая критериям признания сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях единого сельскохозяйственного налога, при этом другая сторона (стороны) сделки не применяет ставку 0% по указанным обстоятельствам
  • хотя бы одна из сторон которой получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статус резидента свободного порта Владивосток и применяет ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ
  • хотя бы одна из сторон которой является организацией, осуществляющей образовательную и (или) медицинскую деятельность или осуществляющей социальное обслуживание граждан, применяющей ставку по налогу на прибыль в размере 0%.

Законопроект уточняет порядок расчета суммы доходов в случае, если сторона контролируемой сделки, получающая доход, не исчисляет налог на прибыль: предлагается использовать расчетную величину суммы доходов по сделке, определяемую с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», с применением метода начисления.

В проекте предусматривается право налогоплательщика не представлять документацию по контролируемой сделке в случае, если сумма доходов по такой сделке составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы однородных сделок), но не превышает:

  • 60 миллионов рублей в отношении внутрироссийских сделок4
  • 10 миллионов рублей в отношении иных сделок.

Законопроект уточняет, что десятидневный срок уведомления налогоплательщика о том, что территориальный налоговый орган направил в ФНС России извещение и соответствующие сведения о выявленных контролируемых сделках, исчисляется не только с даты направления самого извещения (как это было ранее), но и (или) с даты направления иной информации.

В проекте предусмотрено новое основание для назначения ФНС России специализированной проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Так, проверки ФНС России будут назначаться на основании информации территориального налогового органа о возможном несоответствии цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами и приравненных к ним сделках, рыночным ценам.

Законопроект предусматривает невозможность проведения такой проверки в отношении сделки, по которой подано заявление о заключении соглашения о ценообразовании, до принятия решения о заключении соглашения о ценообразовании или об отказе от заключения такого соглашения.

После принятия закона ФНС России будет вправе при проведении проверок цен привлекать сотрудников территориальных налоговых органов.

Законопроект предлагает закрепить, что истребованные в рамках проверки цен документы (информация) представляются в течение 30 рабочих дней со дня получения требования.

Законопроект уточняет порядок исчисления сроков давности привлечения к ответственности за некоторые виды налоговых правонарушений. Так, срок давности привлечения к ответственности (3 года) за совершение следующих правонарушений:

  • ст.129.3 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми» и
  • ст. 129.5 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании»,

предлагается исчислять со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено соответствующее правонарушение. Сейчас срок давности по этим статьям исчисляется со дня совершения правонарушения.

Согласно законопроекту, должно появиться новое основание для освобождения от штрафа (по ст. 129.3 НК РФ) – если налогоплательщик решил не представлять документацию по нематериальной сделке (см. п. 12 выше).

***

В случае принятия закона предполагается его вступление в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Изменения, касающиеся порядка заключения СОЦВС, распространяются на правоотношения отношения, возникшие с 1 января 2021 г. Изменения, указанные в п.п. 9-17, 19 выше вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

1 В качестве соисполнителя указана ФНС России.
2 http://regulation.gov.ru/projects#npa=62701 (необходимо скопировать ссылку в строку поиска веб-браузера).
3 П. 1 ст. 105.3 НК РФ.
4 П. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Задайте вопрос

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-tax-messenger-9-june-2021-3

Соглашение о ценообразовании между взаимозависимыми лицами

Соглашения о ценообразовании с резидентами стран с договором об ИДН: вышел приказ

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ таковыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Так, контролируемыми сделками считаются следующие.

  1. Сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами или с участием посредников. При этом максимальный контроль направлен на посредников, которые не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением перепродажи товаров другому лицу, признаваемому взаимозависимым, а также не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для перепродажи.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ), если предметом данных сделок являются такие товары, как нефть и товары нефтепереработки, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. При этом под контроль подпадают сделки, доход по которым превышает 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого является офшор (если доход по ним – свыше 60 млн руб. за календарный год).

Также будут контролироваться сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России или являются резидентами РФ, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). Следует иметь в виду, что указанный лимит будет действовать с 2014 года, в 2012 году доход по контролируемым сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 году – 2 млрд руб.;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Предметом такой сделки должно быть добытое полезное ископаемое, по которому и уплачивается данный налог в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. Для данной нормы переходных положений не пре-дусмотрено: лимит необходимо учитывать уже с 2012 года;
  • сумма дохода по сделкам превышает 100 млн руб. за год (для плательщиков ЕСХН или ЕНВД, а также плательщиков, применяющих иные системы налогообложения);
  • хотя бы одна из сторон сделки является участником проекта «Сколково», который освобожден от уплаты налога на прибыль или перечисляет данный налог по нулевой ставке, и хотя бы одна из сторон таковым не является. При этом сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год. Такое требование закреплено в пункте 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ;
  • в сделке участвуют резидент особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, и нерезидент особой зоны (основание – подп. 5 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). Лимит для таких сделок также составляет 60 млн руб., однако следует учитывать, что соответствующие нормы будут применяться только с 1 января 2014 года.

Взаимозависимые лица. Кто к таковым относится

На основании пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми признаются лица, отношения между которыми могут повлиять не только на результат экономической деятельности друг друга либо представляемых ими лиц, но и на условия договоров, заключаемых между ними.

Условно можно назвать три критерия, на основании которых лица признаются взаимозависимыми:

  • семейные связи;
  • доля участия в организации;
  • управление организацией.

Доля участия в организации

По данному критерию выделяются следующие взаимозависимые лица:

1) организации в случае, если одна из них прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физлицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля участия составляет более 25 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов (подп. 3 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

4) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов (подп. 9 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ).

Управление организацией

Эта категория взаимозависимых лиц выделяется по принципу того, что влияние на организацию может оказываться через органы управления.

На этом основании взаимозависимыми могут быть признаны следующие лица:

1) организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (подп. 4 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

2) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (подп. 5 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

3) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица (подп. 6 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

4) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (подп. 7 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ);

5) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо (подп. 8 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ).

Алгоритм определения доли участия в другой организации регламентируется .

Заключение соглашения о ценообразовании

В Налоговом кодексе РФ предусмотрена возможность заключения с ФНС России соглашения о ценообразовании. Обратите внимание: воспользоваться таким правом смогут далеко не все налогоплательщики.

На основании пункта 1 статьи 105.19 Налогового кодекса РФ такая возможность предоставлена только крупнейшим налогоплательщикам (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-18/1-13).

Причем это обойдется для налогоплательщика недешево: госпошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании составляет 1 500 000 руб.

Соглашение о ценообразовании между взаимозависимыми лицами, а именно предметом, могут являться:

  • виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
  • порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
  • перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
  • срок действия соглашения;
  • перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

Соглашение о ценообразовании можно заключить по одной или нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет – на срок, не превышающий трех лет.

При соблюдении всех необходимых условий соглашения о ценообразовании налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании. Следует заметить, что оно может быть продлено не более чем на два года.

В статье 105.22 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок заключения соглашения.

Типовой формы для соглашения не предусмотрено.

К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании прилагаются следующие документы:

1) проект соглашения о ценообразовании;

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщик предлагает заключить соглашение о ценообразовании;

3) копии его учредительных документов;

4) копия свидетельства о государственной регистрации;

5) копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

6) бухгалтерская отчетность за последний отчетный период;

7) документ об уплате госпошлины;

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

Рассмотреть представленные налогоплательщиком документы ФНС России должна в срок не более шести месяцев со дня их получения, но указанный срок может быть продлен и до девяти месяцев.

При положительном решении копия соглашения о ценообразовании направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего в течение трех дней со дня его подписания.

ФНС России может проверять то, как предприятие исполняет условия соглашения о ценообразовании. Об этом сказано в пункте 1 статьи 105.23 Налогового кодекса РФ.

И в случае, если условия соглашения о ценообразовании будут соблюдены, фискалы не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы.

Порядок определения рыночной цены

Рыночной ценой контролируемой сделки для целей налогообложения будет считаться цена сопоставимой сделки, совершенной лицами, не считающимися взаимозависимыми. Это правило статьи 105.5 Налогового кодекса РФ.

Она же определяет, что сопоставимая сделка – это сделка, совершаемая в тех же коммерческих или финансовых условиях (аналогичны количество товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг), сроки исполнения обязательств по сделке, условия платежей и курс иностранной валюты (если применяется), риски сторон, иные условия распределения прав и обязанностей между сторонами сделки).

С 1 января 2012 года для определения рыночных цен или прибыли (убытка) по сделкам применяются следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Для предприятий, заключивших с ФНС России соглашение о ценообразовании, порядок определения цен и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения будут осуществляться согласно подписанному соглашению.

Соглашение о ценообразовании между взаимозависимыми лицами подпадает под контроль. При этом крупнейшие налогоплательщики могут заключить с ФНС России соглашение о порядке ценообразования по контролируемым сделкам.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/46642-soglashenie-o-tsenoobrazovanii-mejdu-vzaimozavisimymi-litsami

Контролируемые сделки в 2021: критерии, таблица

Соглашения о ценообразовании с резидентами стран с договором об ИДН: вышел приказ

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2021 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделкиМежду взаимозависимыми лицамиЛимит не установлен
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделкиМежду взаимозависимыми лицами1 млрд. руб. (с 2021 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%60 млн. руб.
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)100 млн. руб.

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • — оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • — подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • — выявить контролируемые сделки.

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

Отчет о контролируемых сделках:

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kontroliruemye-sdelki-v-2021-kriterii-tablica/

Стороны соглашения о ценообразовании

Соглашения о ценообразовании с резидентами стран с договором об ИДН: вышел приказ
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Стороны соглашения о ценообразовании

Сторонами соглашения о ценообразовании являются налогоплательщик и ФНС России в лице руководителя этого органа (заместителя руководителя).

Действующие положения налогового законодательства РФ, в частности, ст. 105.20 НК РФ определяет круг лиц, которые могут являться законными сторонами правоотношений, возникающих на фоне заключения соглашения о ценообразовании. В соответствии с данными правилами, стороны соглашения о ценообразовании могут заключить следующие виды предусмотренных соглашений:

  • соглашение между физическим лицом, являющимся налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти – ФНС;
  • соглашение между несколькими российскими организациями, являющимися взаимозависимыми и совершающие однородные контролируемые сделки с ФНС;
  • соглашение между физическим лицом – налогоплательщиком, ФНС и другим органом исполнительной власти иностранного государства. С данным органом должен быть заключен специальный договор, во избежание двойного налогообложения.

В этом случае заинтересованное лицо – налогоплательщик, имеет право обращения в налоговую службу и подачи соответствующего заявления о заключении такого соглашения, в соответствии с установленным порядком и существующими налоговыми нормами.

Министерство Финансов РФ разъясняет, что во время проведения внешнеторговой сделки и заключения соответствующего соглашения во избежание двойного налогообложения, налогоплательщик может обратиться в налоговую службу и подать письменное заявление, если хотя бы одна из сторон данной контролируемой сделки является налоговым резидентом другого государства.

https://www.youtube.com/watch?v=95-SuwS80k4

Иных особенностей, при которых требуется специальный договор во избежание двойного налогообложения, если одна сторона является налоговым резидентом другого государства, налоговое законодательство РФ не предусматривает.

Предусмотренный договор во избежание двойного налогообложения заключается в обязательной, письменной форме. Данный документ должен содержать все необходимые условия и сведения.

В качестве основных можно выделить следующие: точные данные о сторонах данной сделки, о сумме, уплату которой необходимо производить, о доказательствах, которые подтверждают необходимость отмены двойного налогообложения и т.д.

Заключение соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки

Действующее налоговое законодательство РФ предусматривает возможность заключения специального соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки в том случае, если одна, либо несколько сторон данной контролируемой сделки являются налоговыми резидентами другого государства. В таком случае, во избежание двойного налогообложения, налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую организацию, подать соответствующее заявление и заключить договор.

В дальнейшем, процедура заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки будет проходить без каких-либо особенностей и дополнительных нюансов.

В соответствии с установленными нормами НК РФ, такой правовой документ, как соглашение о ценообразовании, представляет собой соглашение между определенной российской организацией, являющейся крупнейшим законным налогоплательщиком, и федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит контроль и надзор за исполнением действующих предписаний налогоплательщиками.

Цели и функции соглашения о ценообразовании направлены на установление оптимального и максимально эффективного порядка определения цен, а также схемы применения предусмотренных методов ценообразования во время проведения контролируемых сделок в целях налогообложения.

Положения соглашения о ценообразовании являются правомерными и обязательными для исполнения в течение всего срока действия данного правового документа.

данного документа должно включать в себя все важные сведения: данные о сторонах данной контролируемой сделки, сведения о предмете договора, пошаговую информацию об установлении порядка ценообразование, а также данные об отдельных нюансах и важных особенностях данной правовой сделки.

Договор (соглашение) во избежание двойного налогообложения

Различные международные соглашения, например, договор во избежание двойного налогообложения, используются в случае налогообложения доходов, полученных от различных международных транзакций.   В таких случаях доход, как правило, уплачивается резидентом одного государства, а законным получателем данной суммы дохода является налоговый резидент другого иностранного государства.

В тех ситуациях, когда между данными государствами действует специальное соглашение, обязанная сторона имеет полноценное право на освобождение от погашения налоговых обязательств в отношении налога на данный доход, либо сниженную налоговую ставку.

Любой договор во избежание двойного налогообложения, заключается с одной основной целью – освобождение физических или юридических лиц – налогоплательщиков от необходимости двойной оплаты налога на один вид дохода, ставший результатом проведения определенной контролируемой сделки.

Именно договор во избежание двойного налогообложения оказывает благоприятное влияние на развитие торгового и экономического сотрудничества между государствами, максимальное привлечение взаимных инвестиций и т.д. Помимо этого, такой договор способствует предотвращению и значительному снижению существующих нарушений, выражающихся в уклонении от уплаты установленных налогов и сборов.

Договор во избежание двойного налогообложения устанавливает максимально эффективный порядок распределения процедур налогообложения между двумя государствами, который являются правомерными участника экономической сделки. Помимо этого, данный документ устанавливает правила взимания налога у первоначального источника, в случае выплаты определенных дивидендов, процентов и иных необходимых платежей.

В одних ситуациях ставка данного налога может быть уменьшена на достаточно высокое процентное соотношение, в других – доход может быть полностью освобожден от необходимости его налогообложения.

В тех ситуациях, когда российская организации выплачивает иностранной фирме так называемые пассивные доходы, российская организации выступает в роли непосредственного налогового агента, в обязанности которого входит обязательное удержание и последующее перечисление определенной налоговой суммы в государственный бюджет, по соответствующим ставка, установленным положениями НК РФ.

Действующие международные соглашения и договор во избежание двойного налогообложения нередко содержат специальные условия по снижению данной суммы налога, обязательного к уплате.

Совершение однородных контролируемых сделок

Контролируемые сделки представляют собой особую форму правовых отношений, возникающих между двумя сторонами на основании соответствующего договора, либо иного юридического документа. При этом непосредственным предметом налогового контроля является стоимость данных сделок, которая может быть проверена налоговым органом.

Действующий порядок определения цены сделки и ее последующего сравнения с рыночной стоимостью устанавливается положениями НК РФ.

Цены по однородным контролируемым сделкам изучаются с целью проверки полноты исчисления и установленного порядка уплаты необходимых налогов и сборов. В непосредственной проверке могут участвовать налоги на прибыли, НДС, и иные предусмотренные платежи. Предметом контролируемых сделок может являться реализация определенных товаров, оказание услуги и выполнение работ.

Однородные сделки представляют собой две, либо несколько сделок, которые могут быть признаны однородными, в соответствии с предъявленными к ним требованиями.

Возможность группировки нескольких единичных сделок в одну однородную позволяет существенно упростить установленную процедуру составления отчетности, уменьшить количество необходимой документации, которая всегда представляется в налоговую организацию для регистрации той или иной контролируемой сделки.

Однородность группы контролируемых сделок определяется, исходя из предмета данной сделки, а также иных обстоятельств, которые помогают принять решение о ее однородности.

Однородные контролируемые сделки могут быть проведены исключительно между взаимозависимыми лицами – сторонами данных правоотношений.

Сделки с не взаимозависимыми лицами могут быть приравнены к взаимозависимым только при наличии определенных условий, которые устанавливают положения действующего НК РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/storony-soglasheniya-o-cenoobrazovanii.html

Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения: общие положения; стороны соглашения о ценообразовании; порядок заключения

Соглашения о ценообразовании с резидентами стран с договором об ИДН: вышел приказ

Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения регламентируется главой 14.6 НК РФ.

Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения

Соглашение о ценообразовании (ст. 105.

19 НК РФ) представляет собой соглашение между налогоплательщиком (из категории крупнейших налогоплательщиков) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 НК РФ.

Предмет соглашения о ценообразовании:

    1. виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
    2. порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
    3. перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
    4. срок действия соглашения;
    5. перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

Иные условия соглашения о ценообразовании могут быть установлены по соглашению сторон.

Стороны соглашения о ценообразовании

Сторонами соглашения о ценообразовании являются:

    • налогоплательщик;
    • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в лице его руководителя (заместителя руководителя),

если иное не предусмотрено п. 2 ст. 105.20 НК РФ.

В случае, если заключение соглашения о ценообразовании предусматривается в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

В случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков) с указанными организациями может быть заключено многостороннее соглашение о ценообразовании. При этом условия указанного соглашения распространяются на всю группу налогоплательщиков, его заключивших.

Общие интересы группы налогоплательщиков может представлять одна организация из группы налогоплательщиков, полномочия которой подтверждаются доверенностями, выданными в порядке, установленном законодательством РФ.

Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.

Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.

Налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения о ценообразовании вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании не более чем на 2 года в порядке, предусмотренном статьей 105.22 НК РФ.

Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно указанным соглашением.

Порядок заключения соглашения о ценообразовании

Порядок заключения соглашения о ценообразовании регламентируется статьей 105.22 НК РФ.

К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:

    1. проект соглашения о ценообразовании;
    2. документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
    3. копии учредительных документов налогоплательщика;
    4. копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;
    5. копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории РФ;
    6. бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;
    7. документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;
    8. иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

Документы представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать у налогоплательщика другие, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, принимается одно из следующих решений:

    1. решение о заключении соглашения о ценообразовании;
    2. мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;
    3. решение о необходимости доработки проекта соглашения.

Соответствующее решение направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов:

    • государственная пошлина не взимается;
    • решение принимается в течение трех месяцев.

Основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании (в частности):

    1. непредставление или представление не в полном объеме документов;
    2. неуплата или неполная уплата государственной пошлины;
    3. мотивированный вывод.

Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/soglashenie-o-tsenoobrazovanii-dlya-tseley-nalogooblozheniya-obschie-polozheniya-storoni-soglasheniya-o-tsenoobrazovanii-poryadok-zakliucheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.