+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Сайт компании: где таятся налоговые риски

Содержание

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

Сайт компании: где таятся налоговые риски

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций. 

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе.

Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др.

Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/fakticheskiy-i-yuridicheskiy-adres-ne-sovpadayut-riski-dlya-kompanii

Как новые открытые данные ФНС снижают бизнес-риски

Сайт компании: где таятся налоговые риски

О каждой российской компании теперь известно больше, чем год назад.

ФНС России с прошлого года начала раскрывать сведения о численности персонала, налоговой задолженности, доходах и расходах юридических лиц…

Общий список публикуемых налоговой службой наборов открытых данных сегодня превышает 80. Попытаемся обобщить практический опыт того, как открытые данные ФНС помогают снижать риски.

По глубине раскрытия информации о копаниях Россия теперь опережает восточно-европейские страны и – уже наступает на пятки странам Западной Европы.

Конечно, мы уступаем скандинавским странам, где ежегодно публикуются даже налоги, уплаченные каждым гражданином.

Но и уже сделанное налоговой службой – это, безусловно, большой вклад в дело снижения бизнес-рисков и повышения доверия в российской экономике.

Прежде всего, эти данные – важный источник сведений для анализа добросовестности контрагента. Помимо этого, они дают возможность рассчитать совокупное налоговое бремя компании, еще целый набор финансовых коэффициентов, повысить предсказательную силу наших аналитических оценок.

Численность персонала

Первым по времени прошлогодним нововведением стало раскрытие численности персонала по каждой компании. Это сведения не только позволили выявить компании-фантомы, имеющие только гендиректора и бухгалтера, но и дали возможность оценить производительность труда в пересчете на одного работника, сравнить их со среднеотраслевыми, среднерегиональными, показателями ближайших конкурентов.

Зная об уровне уплаченного НДФЛ и платежей в фонды (об этом поговорим ниже), мы можем попробовать вычислить средний уровень зарплаты в компании и примерный уровень дивидендов.

Система СПАРК-Интерфакс, сводя воедино все доступные сведения, помогает увидеть компании, которые не имеют персонала, но при этом получают крупную выручку от продажи товаров и услуг, оказание которых априори требует наличия работников.

Такие компании можно заподозрить в обналичке, хотя не всегда это будет справедливо. Надо поверить, не является ли эта фирма своего рода SPV, какова ее структура владения, не сосредоточена ли вся деятельность группы, куда входит эта фирма, в «дочках», и не используются ли в данном случае франчайзиновые схемы.

С аналитикой тоже стоит быть осторожными. Ведь бывают холдинги, где в головном офисе работают 2 000 человек, но на «дочках» числится еще 100 000.

Есть франчайзинговые сети, где персонал распределен по франчайзи, большая часть которых находится на упрощенке, и поэтому показатели будут искажены.

Итак, цифра численности персонала важна, но может быть обманчивой без консолидации всех входящих в группу юридических лиц. Для анализа всех связей между компаниями пригодятся продвинутые информационно-аналитические системы, такие как СПАРК-Интерфакс.

Дисквалификанты

В нашем перечне стоит упомянуть и список дисквалифицированных лиц в руководстве компании, хотя его ФНС публикует уже несколько лет. Этот постоянно обновляемый список – существенная подмога в деле противодействия недобросовестным контрагентам, использующим номинальных директоров.

В список дисквалификатов, лиц, которые не могут учреждать компании и занимать в них должности, часто попадают люди из групп риска. Это могут быть граждане, которые накопили значительную задолженность, столкнулись с житейскими проблемами, и – вследствие этого вынуждены были искать возможности для не вполне легального заработка.

Ситуация такова, что поиск потенциальных номинальных директоров среди таких категорий людей – это отдельная отрасль теневого бизнеса, которая продолжает существовать, несмотря на все списки. Длинный список дисквалификантов не означает, что организаторы недобросовестного бизнеса не смогут найти нового «номинала». Поэтому перечень не стоит считать конечным.

Часто приходится слышать жалобы и от добросовестных налогоплательщиков о том, что участие в компании «с историей» создало им неудобства с развитием бизнеса. Например, бывает, предприниматель опрометчиво бросил компанию, ее ликвидировали как недействующую. Потом он надумал открыть новый бизнес, но получает отказ при попытке зарегистрировать новое юрлицо.

Проблемные адреса

Пожалуй, в последнее время ничто не доставляет предпринимателям столько хлопот, как подтверждение адреса.

Случаются ошибки, которые вынуждают компании уточнять адрес (даже если ей самой и принадлежит дом, расположенный по этом адресу).

Однако в итоге – с точки зрения пользователей – верификация адресных и контактных данных позволила улучшить скоринговые модели в части распознавания «плохих» и «хороших» контрагентов, а также лучше разделить недвижимость по типам (бизнес-центры, другая недвижимость).

По нашей практике, для проверки адреса полезно бывает посмотреть на всех «квартирантов». Если соседи интересующей вас компании ведут нормальный бизнес и их Индекс должной осмотрительности, присвоенный им в системе СПАРК, находится преимущественно в зеленой зоне, то вероятность того, что это обычный бизнес-центр, довольно высока.

Верно и обратное: если соседи компании, согласно Индексу, находятся в красной зоне, то не исключено, что мы имеем дело с проблемным адресом. Например, мошенники могут приобрести помещение в аварийном объекте, расположенном в брошенном поселке, чтобы регистрировать здесь проблемные компании.

Налоговые спецрежимы

Все последние годы, развивая возможности системы СПАРК, мы вынуждены были применять сложные алгоритмы для распознавания налогового режима, в рамках которого работает та или иная компания.

Теперь, после публикации налоговой службой новых данных, больше не нужны сложные методы, чтобы понять какую – полную или упрощенную – систему налогообложения использует компания.

На основе этого знания можно точнее рассчитывать показатели налоговой нагрузки и анализировать отчётность. В частности, знание налогов режима позволяет правильно интерпретировать показатель прибыли.

Компании на «упрощенке» могут смело показывать большую прибыль, так как не платят с нее налог.

Компаниям же на ОСНО показывать высокие нормы рентабельности более обременительно, так как ставка налога – стандартная.

Доходы и расходы

До прошлого года единственным источником сведений о финансах компаний был Росстат, однако его данные покрывали лишь менее половины от общего числа юрлиц. Сведения о доходах и расходах от ФНС позволили лучше оценить деятельность малых компаний, которые до сих пор во многом оставались terra incognita российского бизнеса.

В частности, мы в СПАРКе теперь значительно улучшили модели по оценке уровня финансового риска. Индекс финансового риска включает в себя более 150 факторов.

Во-первых, это финансовые коэффициенты, такие как эффективность затрат, рентабельность, коэффициент отношения долга к EBIT, коэффициент текущей ликвидности, и т. д.

Во-вторых, нефинансовые факторы: количество сотрудников, регион, разделы ОКВЭД, количество госзаказов, судебные иски и т. д.

До прошлого года для компаний без отчетности мы оценивали уровень финансового риска на основе различных косвенных факторов: исполнительные производства, участие в судебных процессах, выигрыши и проигрыши в тендерных закупках…

Доходы и расходы по всем компаниям, публикуемые ФНС, дают нам непосредственное понимание их финансового состояния и помогают лучше прогнозировать успех или крах.

До сих пор по 2,2 млн юридических лиц (см. график) у нас не было вообще никаких финансовых показателей. Теперь ситуация изменилась кардинально.

Налоговое бремя

Благодаря ФНС России мы узнали о налоговом бремени компаний, как общем, так и частном – по отдельным налогам.

Это революционное нововведение дало нам возможность рассчитывать в системе СПАРК множество дополнительных показателей. Например, отклонение совокупного или частного налогового бремени от среднеотраслевого или среднерегионального уровня.

Показатель можно нормировать на рубль выручки или одного работника.

С помощью «зарплатных» налогов и сумм отчислений в фонды, зная численность персонала, можно рассчитать средний уровень зарплаты и сравнить его со среднеотраслевым и региональным.

Полезно обращать внимание на состав налогов, которые уплачивает налогоплательщик. Если он платит НДПИ, то явно компания добросовестная (никто не станет получать лицензию на разработку полезных ископаемых на фирму-однодневку).

Но не надо абсолютизировать показатели, даже если они исходят от ФНС. Бывают случаи, когда состав уплаченных налогов противоречит отчетности компании.

И отчетность, сданная в Росстат, может быть искаженной, и цифры, раскрытые налоговой службой, могут содержать неточность. Только анализ всех данных в совокупности дает возможность составить комплексное суждение о компании.

Отдельно стоит упомянуть о налоговом калькуляторе и среднерегиональной и среднеотраслевой налоговой нагрузках. Этот сервис имеет огромную ценность, так как помогает увидеть отклонения от «нормального» уровня налогового бремени.

Правда, мы часто сталкиваемся с довольно решительно настроенными представителями компаний, которые категорически не согласны с самим подходом к среднеотраслевому или региональному налоговому бремени.

В пользу методики говорит мировой опыт: аналогичные показатели рассчитываются в большинстве высокоразвитых стран и являются общепринятым средством проверки добросовестности контрагента. Однако проблемы действительно возникают, когда данные ФНС не совсем точны или ОКВЭД компании не в полном объеме характеризует деятельность компании.

Сервис ФНС функционирует в тестовом режиме. Наш анализ показывает, что данные на нем обладают большой дисперсией, что не всегда позволяет делать достоверные выводы только на основании этой информации.

Хочется вновь повторить, что не стоит абсолютизировать никакие отдельные показатели, нужно смотреть на них в контексте и в совокупности.

Задолженности и недоимки

Этот информационный массив, раскрытый ФНС, напрямую сигнализирует о рисках. В сочетании с анализом данных о решениях судов и об исполнительных производствах он позволяет более полно оценивать объемы обязательств компаний.

Самые большие суммы недоимок, согласно раскрытым ФНС данным, имеют предприятия алкогольной отрасли и другие плательщики акцизов.

Если не брать в расчет подобные «выбросы», то данные о недоимках – один из важнейших факторов при расчете уровня финансовой устойчивости компании. Эти сведения повышают точность моделей, используемых для оценки финансового риска.

Как уже говорилось, общее число факторов, которые мы анализируем при построении Индекса финансового риска в СПАРКе, превышает 150. И роль каждого из факторов динамически меняется в зависимости от других факторов, вместе с которыми он проявился. При этом мы встраиваем алгоритмы, которые позволяют отдавать приори- тет именно тем данным, в достоверности которых меньше сомнений.

Современные скоринговые модели, учитывающие все доступные факторы в их совокупности, превосходят субъективные оценки людей, так как не подвержены профессиональной предвзятости и когнитивным искажениям.

Вручную проанализировать такой объем информации, комплексно учтя при этом все связи между событиями, сформировавшими факторное пространство, а также оценив релевантность всех источников, чаще всего бывает просто невозможно.

Источник: “Директор по безопасности”

Источник: http://www.spark-interfax.ru/ru/articles/kak-novye-otkrytie-dannye-fns-snizhaut-biznes-riski

Налоговые риски – оценка, какие бывают и как их снизить

Сайт компании: где таятся налоговые риски

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения. 

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами.

Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени.

По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Источник: https://blog.oy-li.ru/nalogovye-riski/

Налоговые риски при работе с фирмами-«однодневками» – 1 часть

Сайт компании: где таятся налоговые риски

Не проявление должной осмотрительности в выборе контрагента зачастую становится причиной отказа в вычетах НДС, а также в признании налоговых расходов.

Львиная доля претензий налоговиков сводится к тому, что налогоплательщиком неправомерно заявлены вычеты по контрагентам, не являющихся реальным участником хозяйственных операций.

При решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов учитываются результаты проведенных налоговыми органами проверок достоверности и непротиворечивости представленных документов, а также организации- контрагента.

Важно!

Возможность применения налоговых вычетов по НДС обусловлена наличием реального осуществления хозяйственных операций. Налоговый органы вправе отказать в принятии к вычету НДС, в том случае, если факт реального совершения хозяйственных операций не подтвержден надлежащими документами либо выявлена недобросовестность налогоплательщика.

Проанализируем, какие аргументы позволяют налоговикам одержать победу в судебных баталиях и доказать правомерность вычетов, а какие факторы свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды.

Аргументы, позволяющие налоговикам одержать победу

Перечислим типовые схемы, раскрываемые налоговиками по вычислению фирм-«однодневок», знание которых позволит принять налогоплательщику соответствующие предупреждающие действия.

Как отмечено в письме Минфина РФ от 18.10.2012 г. №03-01-18/8-145, в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок.

Пример №1

Налогоплательщик приобретал продукцию у следующих поставщиков: «Уралоптик», «Абсолют», «Лидер». У первого поставщика стоимость («Уралоптик») продукции на 10-30% ниже стоимости аналогичного товара, которые приобретались у «Абсолют», «Лидер» (фирмы-«однодневки»).

Доводы налоговиков в части необоснованного завышения расходов по налогу на прибыль и предъявления вычета НДС:

  • ТМЦ, принадлежащие «Уралоптик» и налогоплательщику, хранились в одном складском помещении, которое не имеет разграничений по принадлежности товара организациям;
  • реальным поставщиком товаров является «Уралоптик», исходя из того, что в рассматриваемом периоде ТМЦ, аналогичные тем, которые были «поставлены» «Абсолют», «Лидер», имелись в наличии у «Уралоптик»;
  • денежные средства, перечисленные налогоплательщиком за продукцию через цепочку номинальных организаций («Абсолют», «Лидер»), поступали на расчетный счет «Уралоптик»;
  • директором налогоплательщика и «Уралоптик» являлось одно и тоже лицо;
  • бухгалтерский учет в указанных компаниях осуществлялся одним человеком;
  • обязанности по поиску покупателей и поставщиков ТМЦ возлагалось на директора налогоплательщика и «Уралоптик»;
  • все договоры заключаются лично директором;
  • в ходе допроса директор пояснил, что данные контрагенты были найдены через интернет или через знакомых;
  • вопрос о местонахождении указанных контрагентов (по какому адресу находятся офисы организаций), посещал ли лично директор адрес местонахождения «Абсолют» и «Лидер», имеют ли данные организации складские помещения, вопрос о руководителях (учредителях) данных организаций, директором не выяснялся;
  • на каком транспорте производилась доставка товара «Абсолют», «Лидер» директор налогоплательщика не помнит, товарно-транспортные накладные у налогоплательщика отсутствуют;
  • на вопрос, каким образом товар «Уралоптик» доставлялся налогоплательщику, чьим транспортом доставлялся товар, кто из работников «Уралоптик» передавал товар налогоплательщику, директор пояснил, что товар доставлялся на единый склад;

Исходя из представленных доказательств, были сделаны следующие выводы:

  • участие «Лидер» и «Абсолют» в сделках с налогоплательщиком носило формальный характер при отсутствии реальных хозяйственных операций;
  • указанными лицами был создан формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды;
  • фактически товар поставлялся «Уралоптик».

Таким образом, суд поддержал выводы налоговиков о том, что налогоплательщиком необоснованно завышены расходы по налогу на прибыль и необоснованно предъявлен к вычету НДС по взаимоотношениям с «Лидер» и «Абсолют» (Постановления АС Уральского округа от 01.06.2016 г. №А76-18381/2015).

В другом деле, налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки добыты доказательства того, что фактически ремонтно-строительные работы исполнялись работниками проверяемого налогоплательщика (допросы сотрудников налогоплательщика; сведения о доступе на территорию объектов строительно-монтажных работ, имеющих режимный статус; командировочные удостоверения, счета на проживание в гостиницах).

В свою очередь, налогоплательщиком в опровержение позиции инспекции о невыполнении спорных работ силами фирм-«однодневок» не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии фактических взаимоотношений участников рассматриваемых сделок в процессе исполнения договоров.

Суды поддержали позицию налоговых органов в части создания налогоплательщиком фиктивного документооборота в отсутствие реальных хозяйственных отношений с фирмами-«однодневками» (Постановления АС Уральского округа от 18.05.2016 г. №А50-20423/2015)

Налоговики используют данные почерковедческие экспертизы, техническую экспертизу на предмет установления времени изготовления финансовых документов с подписями руководителя организации и главного бухгалтера для установления нереальности хозяйственных операций.

Также весомым аргументом фиктивности операций является отсутствие у контрагентов реальной возможности выполнения договорных обязательств (наличие и количество персонала соответствующих специальностей, наличие и количество транспортных средств, строительной техники и механизмов, наличие ТМЦ и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих работ, оказания услуг в рамках заключенных контрактов) (Постановления АС Уральского округа от 30.05.2016 г. №А76-18823/2015).

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

Источник: https://rosco.su/press/nalogovye_riski_pri_rabote_s_firmami_odnodnevkami_1_chast/

Заключение договоров и налоговые риски: о чем нельзя забывать

Сайт компании: где таятся налоговые риски

проблема, с которой сталкивается налогоплательщик в рамках договорных отношений, — это подтверждение обоснованности налоговой выгоды. Ведь согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной.

В частности, это может произойти в случаях, когда для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом (форма сделки должна соответствовать содержанию) или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 факт нарушения контрагентом налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. То есть налоговые проблемы контрагента не являются проблемами налогоплательщика. Но есть два исключения:

  • Если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
  • Если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Письмо ФНС России от 23.03.

2017 № ЕД-5-9/547@ обозначило важную проблему — формальный характер сбора налоговыми органами доказательной базы в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды: «Налоговые органы, не оспаривая реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, ограничиваются выводами о недостоверности таких документов, основанными только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз».

Впервые письмо ФНС обозначило, что налоговым органам особое внимание необходимо уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. В письме ФНС подробно описано, как это должно происходить на практике.  

Анализируя действия налогоплательщика, налоговая:

– оценивает обоснованность выбора контрагента;

– проверяет, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;

– выясняет, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;

– смотрит, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Что может насторожить налоговые органы:

  • отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента). При этом принимается во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка идентичных товаров, в том числе предлагающих свои товары по более низким ценам;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности.

Какие документы запрашивает налоговая у налогоплательщика:

  • документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента;
  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров, изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.

Наличие у налогоплательщика перечисленных документов в значительной степени снижает риски возникновения претензий со стороны налоговых органов. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда у налогоплательщика отсутствует выверенная система проверки контрагента, системный подход. 

В случае налоговой проверки придется доказать, что в компании установлен порядок взаимодействия с контрагентом. Для этого нужно разработать специальный документ — это может быть «Положение о проведении мероприятий по проявлению должной осмотрительности и осторожности».

В документе следует описать, как вы вступаете в первичный контакт с контрагентами, какие действия для этого совершаете, как они грейдируются в зависимости от размера и важности контрагента. Особое внимание уделите действиям по мониторингу контрагентов после заключения сделки и выполнения условий.

Из документа может следовать, что контрагенты делятся на несколько групп в зависимости от их важности — критериями могут быть объем закупок, важность для реализации проектов и др. Главное, чтобы объем мероприятий по выяснению надежности и добросовестности контрагента зависел от масштабности сделки.

Для тех, кто входит в первую группу, может быть предусмотрен минимальный список мероприятий. А для третьей группы, наоборот, максимальный. Групп может быть и больше.  

Далее в документе уместно описать наборы контрольных мероприятий для каждой группы. Здесь нужно исходить из принципа: чем больше предполагаемых взаимодействий с контрагентом, тем выше потенциальный налоговый риск и тем больше контрольных мероприятий вы должны осуществлять. Поэтому помимо стандартных проверочных действий можно описывать и специфические мероприятия, принятые в компании.

Важная часть положения — требования и обязательства по мониторингу контрагента после заключения сделки.

Цель документа — фиксация правил, в которых раскрывается, как вы проявляете должную осмотрительность. Для налоговиков важно усердие компаний в этом вопросе.

Неважно, какой контракт вы заключаете, важно — с кем именно вы его заключаете. Взаимоотношения с контрагентами влекут ряд других налоговых аспектов, которые уже не связаны с добросовестностью поставщика. Если есть контракт, значит, он влияет на налоговые обязательства налогоплательщиков.

Когда между двумя организациями сделки осуществляются не по рыночным ценам, возникают две проблемы:

  1. если это взаимозависимые лица и сделки признаются контролируемыми, необходимо пересчитать налоговые обязательства исходя из рыночных цен;
  2. для не взаимозависимых лиц с контролируемыми сделками или для взаимозависимых без контролируемых сделок все равно остается риск: если в результате манипулирования ценами происходит снижение налоговых обязательств, то возникает необоснованная налоговая выгода.

Документирование договорных отношений

Проблем не возникнет, если реальные отношения с контрагентом выражены заключенными договорами, а бизнес-процессы фактически задокументированы.

Например, в договоре о поставке описывается взаимодействие между покупателем и поставщиком.

В зависимости от поставляемого товара видно, что в рамках договора оформляются заявки на отгрузку товара, утверждается транспортный тариф и многое другое, что свидетельствует о реальном бизнес-процессе.

Таким образом, если в договоре описаны фактические отношения, то обязательно остаются «следы» в виде накладных, договоров, актов и других доказательств реальной деятельности.

В данном случае работает правило: чем больше доказательств того, что предусмотренный в договоре порядок взаимодействия реализовывался, тем больше оснований утверждать, что сделка действительно была.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых сделок. 

К таким документам предъявляются конкретные требования:

  • наименование;
  • дата составления;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Законодательные нововведения

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ ввел новые статьи, связанные с налоговыми выгодами.

В частности, в нем говорится о том, что не допускается уменьшение налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. По имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

В данном случае прямо говорится о том, что налогоплательщик должен внимательно смотреть за фактами хозяйственной жизни. И если эти факты выдуманные, то никакого уменьшения налоговой базы не будет. Кроме того, необходимо понимать, что сделка должна быть совершена с лицом, которое может являться стороной договора, то есть необходимо подтверждение полномочий того, с кем заключается сделка.

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ указывает также и на другой важный аспект: не могут рассматриваться неправомерным в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок. 

Еще один новый документ, на который стоит обратить внимание, — это совместный документ ФНС и Следственного комитета России «Методические рекомендации Следственного комитета России «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (Письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

В нем приводится перечень вопросов, которые проверяющие из ФНС должны задавать руководителю: кто несет ответственность за количество и качество поставляемых товарно-материальных ценностей, услуг, работ; кто принимает первичные документы от поставщика и подписывается
в документе; где происходит принятие товаров по документу; кто в обязательном порядке должен присутствовать при принятии товаров. Ответы на все эти вопросы должны содержаться в договоре. 

Источник: https://kontur.ru/articles/4984

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.