+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Работодателей могут заставить принимать на работу выпускников колледжей и вузов

Содержание

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению: закон уже одобрен

Работодателей могут заставить принимать на работу выпускников колледжей и вузов

Следующий прием абитуриентов (2021-2021 учебный год) в вузы и профучилища будет иметь некоторые особенности. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2021 N 337-ФЗ, первокурсники, а также их старшие коллеги, при желании (заставлять никто не будет), смогут заключать договоры о целевом обучении. Второй стороной соглашения выступят:

  • федеральные государственные органы;
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать к развитию молодого человека. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы будут лежать на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет будет трудиться на заказчика.

Поправки также предусматривают гарантии для обеих сторон договора.

Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему будет положена компенсация в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство.

Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Кроме того, нарушителю обязательств придется выплатить штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

По закону, квоты приема на целевое обучение, а также специальности, для которых оно будет доступно, утверждаются Правительством. Чиновники работают в этом направлении и уже выпустили список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузы (Распоряжение от 11 февраля 2021 года №186-р).

В перечне сейчас 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение.

Это значит, что организации, работающие в этих сферах, смогут заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

В правительстве считают, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. При этом чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2021 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

Какими будут результаты такой работы, говорить пока рано. Вместе с тем у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов.

Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет.

Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег.

Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС образование можно получить, заплатив от 250 до 540 тысяч рублей в год.

При этом ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ. И все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

В то же время многие студенты идут учиться в вуз только для того, чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.

Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников нужно заставлять отрабатывать. Такую обязанность можно было бы ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом.

Работа по распределению будет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения.

Что будут придумывать современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать.

Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по мнению ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране в принципе не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский.

— Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры.

Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня.

Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию можно рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации.

Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их можно по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями не будет вакантных мест.

А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то есть уже «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности.

«Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников.

— Поэтому если данный закон будет принят, выпускник попадает в коррупционный капкан и будет распределен в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее был бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников.

А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».

Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не может понять, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

В этом случае система распределения будет противоречить и ограничивать права выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета.

Государственные вузы созданы для того, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое будет наложено на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод также не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не может найти общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву.

Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А будет ли такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины для того, чтобы его уволили.

И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал быть педагогом…

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Ведь можно брать самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса будут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Нужно еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии.

По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере.

Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Источник: https://clubtk.ru/vypusknikov-byudzhetnikov-otpravyat-rabotat-po-raspredeleniyu

Заключаем трудовой договор с выпускником

Работодателей могут заставить принимать на работу выпускников колледжей и вузов

Большинство работодателей старается нанимать сотрудников со стажем работы по профессии не менее трех лет. Такие требования препятствуют трудоустройству молодых специалистов – вчерашних выпускников.

Чтобы организации более охотно брали их на работу, Минтруда России планирует ввести для работодателей специальные квоты.

Давайте рассмотрим, какие квоты по приему молодых специалистов действуют сейчас, какие ограничения при приеме на работу существуют и как проверить подлинность документа об образовании.

Шаг 1. Определяем, на какую работу можно принять выпускника

Принимая на работу молодого специалиста, следует учитывать его возраст. Ведь многим выпускникам училищ, колледжей еще не исполнилось 18 лет. Это значит, что им запрещено трудиться во вредных (опасных) условиях1, а также выполнять работу, которая может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (ст. 265 ТК РФ, п. 2.2 и 2.3 СанПиН 2.4.6.2553-09).

Например, нельзя привлекать сотрудников младше 18 лет к работе в ночных клубах, казино, залах игровых автоматов, к производству, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, материалами эротического содержания и др.

Кроме того, запрещается привлекать несовершеннолетних к работам, связанным с подъемом и перемещением тяжестей выше установленных норм2.

Если кандидат – девушка, выясните, позволяет ли ей закон выполнять потенциальную работу. Труд женщин ограничен на тяжелых работах и с вредными, опасными условиями труда (ст.

253 ТК РФ, Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 162). Женщин запрещено принимать на должности, связанные с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих допустимые нормы.

Исключение – спортсменки, если такие нагрузки не запрещены им медицинским заключением (ст. 348.9 ТК РФ).

Шаг 2. Уточняем, какие документы должен представить молодой специалист при трудоустройстве

Кандидат на работу должен вам представить: паспорт; документы воинского учета (для военнообязанных); трудовую книжку (кроме впервые поступающих на работу и совместителей); страховое свидетельство государственного пенсионного страхования – СНИЛС (кроме впервые поступающих на работу); документ об образовании, если для выполнения будущей работы требуются специальные знания (ст. 65 ТК РФ).

Если молодой специалист нигде прежде не работал, трудовую книжку и СНИЛС должен ему оформить работодатель (ч. четвертая ст. 65 ТК РФ). Если вы принимаете выпускника на работу по совместительству, он не обязан представлять вам трудовую книжку (ст. 283 ТК РФ).

В отдельных случаях для трудоустройства могут потребоваться дополнительные документы:

– справка о наличии (отсутствии) судимости, если работа связана с деятельностью, к которой не допускаются люди, имеющие судимость. Так, эту справку обязательно должны предъявить педагоги (ст. 331 ТК РФ);
– справка о прохождении медосмотра – для работников младше 18 лет (ст. 69, 266 ТК РФ), профессиональных спортсменов (ст. 348.3 ТК РФ) и др.

Шаг 3. Разбираемся, как принять на работу выпускника, которому вовремя не выдали диплом

Случается, что молодой специалист к моменту поступления на работу еще не получил на руки документ об образовании, а он нужен для заключения договора (работа требует специальных знаний).

В такой ситуации достаточно письма из учебного заведения о том, что выпускник его окончил и диплом будет выдан такого-то числа.

Чтобы получить подтверждение, нужно обратиться в учебное заведение, которое окончил выпускник, с запросом, предварительно заручившись письменным согласием работника.

Когда вы получите ответ, можно заключить с выпускником трудовой договор, указав, что работник приступит к исполнению трудовых обязанностей с той даты, когда будет выдан диплом (она будет указана в письме из учебного учреждения). Заключать трудовой договор с отложенной датой начала работы позволяет часть вторая статьи 61 Трудового кодекса.

Шаг 4. Устанавливаем подлинность диплома об образовании

Проверьте документ об образовании на соответствие фамилии, имени, отчества владельца, наличие орфографических ошибок, опечаток, дописок, исправлений. Обратите внимание на то, совпадает ли название учебного учреждения c оттиском печати. Хороший источник информации – официальный сайт вуза. Там можно найти сведения о филиалах, направлениях по специальности, сроках аккредитации.

Если появились сомнения в подлинности диплома, сделайте официальный запрос в учебное заведение с вопросом о том, выдавался ли сотруднику соответствующий документ об образовании.

Но прежде получите письменное согласие на запрос такой информации от самого работника, так как такие сведения относятся к его персональным данным (п. 1 ст. 3, ст.

9 Федерального закона № 152–ФЗ «О персональных данных», п. 3 ст. 86 ТК РФ).

Если это условие соблюдено, направьте соответствующий запрос, оформленный на бланке организации, в учебное заведение. Укажите в нем все необходимые реквизиты диплома: фамилию, имя и отчество выпускника, годы обучения в вузе, полученную специальность, уникальный номер Гознака, который имеется на каждом бланке документа об образовании. Заверьте запрос подписью руководителя компании и печатью.

вы найдете судебное решение о том, что предъявление второй трудовой книжки по новому месту работы приравнивается к предъявлению подложного документа (help.kdelo.ru/sn/item5065?catId=4389)

Если факт фальсификации будет доказан, вы можете расторгнуть трудовой договор с работником в связи с представлением подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. первая ст. 81 Трудового кодекса).

Шаг 5. Соблюдаем квоты, установленные для приема на работу молодых специалистов

Молодые специалисты относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В настоящий момент государственная политика в области содействия занятости населения направлена на определенные категории молодежи (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). А именно:

– на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
– на граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Региональным законодательством устанавливаются квоты3 для приема на работу этих категорий. Их обязаны соблюдать организации с численностью сотрудников более 100 человек. Сведения о выполнении квоты нужно представлять в службу занятости.

Шаг 6. Заключаем трудовой договор и оформляем кадровые документы

В трудовом договоре должны содержаться обязательные сведения и условия, предусмотренные главами 10 и 11 Трудового кодекса: например, сведения о зарплате, режиме труда и отдыха, должности и др.

Трудовой договор, заключенный с выпускником учебного заведения, которому не исполнилось 18 лет, дополнительно должен содержать положенные ему в силу возраста гарантии и льготы. Это сокращенная продолжительность рабочего дня (ст.

92 ТК РФ), удлиненный ежегодный отпуск (ст. 267 ТК РФ), пониженные нормы выработки (ст. 270 ТК РФ) и др.

При заключении трудового договора с молодым специалистом ему не устанавливается испытательный срок, однако для этого необходимо одновременное выполнение нескольких условий (ст. 70 ТК РФ) (схема ниже).

Несовершеннолетних сотрудников в любом случае принимают на работу без испытания. На основании заключенного трудового договора оформите приказ о приеме сотрудника на работу. Его содержание должно соответствовать условиям договора (ч. первая ст. 68 ТК РФ). Затем сделайте запись о приеме на работу в трудовой книжке сотрудника и заведите на него личную карточку (ст. 66 ТК РФ).

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Татьяна БАСТРЫКИНА,

начальник отдела кадров ООО «Челябинский завод автосервисного оборудования» (г. Челябинск):

– Если вы сомневаетесь в подлинности диплома кандидата на работу, сделайте официальный запрос в учебное заведение, которое он окончил. Но только с письменного согласия сотрудника. Если же работник откажется давать такое согласие, вероятнее всего, его документ об образовании содержит недостоверные сведения.

Людмила РЯЗАНЦЕВА,

руководитель отдела кадров ООО «Мэйджор Карго Сервис» (Москва):

– Выпускники принимаются на работу без испытания, если учреждение, которое они закончили, имеет госаккредитацию, а со времени получения диплома прошло не более года. Кроме того, должность сотрудника должна соответствовать полученной им специальности и он должен устраиваться по ней впервые. 

Документы в тему

ДокументПоможет вам
Статья 65 ТК РФУстановить, какие документы должен представить выпускник при трудоустройстве
Статьи 70, 92, 94, 122, 124, 125, 242, 267, 268 ТК РФУчесть особенности при приеме на работу молодого специалиста младше 18 лет
Статьи 253, 348.9 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 (далее – Постановление Правительства РФ № 162), постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105Выяснить, на какие работы нельзя принимать женщин
Статья 265 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (далее – Постановление Правительства РФ № 163), постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 (далее – Постановление Минтруда России № 7), постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09 (далее – СанПиН 2.4.6.2553-09)Разобраться, какие работы нельзя выполнять несовершеннолетнему

Материал подготовил Александр БРЯНЦЕВ, юрист компании LEVINE Bridge (Москва)

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Какой документ может являться доказательством оконченного высшего образования, если еще нет диплома?

Источник: https://e.kdelo.ru/314773

Из вуза — на работу. Как выпускнику без опыта найти хорошую вакансию

Работодателей могут заставить принимать на работу выпускников колледжей и вузов

Согласно данным Росстата, почти четверть всех безработных — молодёжь (люди до 25 лет). В основном это выпускники, которые высшее образование уже получили, но опыта работы у них ещё нет, поэтому их никуда не берут.

Бывшие студенты в отчаянии регистрируются как безработные, чтобы получать хотя бы пособие. Как Лайфу рассказали в пресс-службе Минтруда, на конец июня 121 тыс. россиян в возрасте 16–29 лет стояла на учёте в службах занятости.

Согласно исследованию Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2021 года молодые специалисты разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме. А молодёжных вакансий на портале было 250 тыс. — то есть в 9 раз меньше.

Только три четверти выпускников находят работу в первые месяцы после окончания вуза. Об этом в феврале 2021 года заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

— Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема — трудоустройство выпускников, — говорил премьер-министр.

На эту проблему не раз обращал внимание и президент Владимир Путин.

— Очень важно сопровождать выпускников наших высших учебных заведений — в данном случае Московского государственного университета — вплоть до трудоустройства.

Это чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, когда они приходят учиться, с первого курса уже понимали, что у них есть перспектива достойного трудоустройства в своей собственной стране, — сказал президент, выступая на заседании попечительского совета МГУ имени Ломоносова в 2021 году.

Эксперты рассказали, что делать, если всё, чем вы богаты, — это “корочка” недавно законченного вуза.

Стажировка — билет в профессию

— Сейчас распространена практика стажировок для студентов и выпускников, — сказал руководитель сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Каючкин.

— Компенсации часто невысокие или могут отсутствовать, но это хороший шанс для соискателей без опыта получить навыки и попробовать себя в профессии.

После выпуска молодой специалист уже может добавить прохождение практики в своё резюме, что будет большим плюсом при устройстве на постоянную работу. Часто компании оставляют у себя специалистов, которые у них проходили стажировки.

Одна из крупных компаний, куда можно устроиться на стажировку — “РУСАЛ”. В феврале 2021 года там был запущен проект “Новое поколение”. Участвовать могут выпускники вузов и профессиональных учебных заведений по самым разным специальностям — от электрика до эколога. Они получают хорошую зарплату — 80% от оклада, который положен при постоянном трудоустройстве.

Имеющийся опыт не важен, но берут на стажировку, а затем и на постоянную работу, безусловно, лучших: для специалистов средний балл диплома должен быть выше 4,5, для рабочих специальностей — выше 4.

При равных условиях преимуществом будет хорошее портфолио — наличие собственных исследований, участие в грантовых, стипендиальных и иных поощрительных программах, владение иностранными языками, а также прохождение практики на предприятиях “РУСАЛа”.

— Так как в “РУСАЛе” мы настроены на долгосрочное сотрудничество и привлечение талантливых специалистов, поэтому и условия приёма на стажировку достаточно строгие.

Но взамен у вчерашнего студента появляется уникальная возможность начать карьеру в крупнейшей международной компании по специальности.

Конкурс серьёзный — до 10 человек на место, а это говорит о том, что программа очень востребована и нужна, — отметила директор по персоналу “РУСАЛа” Наталия Бекетова.

Стажировку прошли уже 225 человек. Из них более 75% (140 человек) остались работать в компании.

Один из таких стажёров — 23-летняя Наталья Налоева. Девушка ещё со школы мечтала стать экологом. Она считает, что это — профессия будущего, которая спасёт природу от гибели и донесёт красоту планеты до новых поколений. Но, закончив в своём родном Братске вуз с красным дипломом, девушка столкнулась с суровой реальностью.

— Вакансия “эколог” довольно редкая, в нашем городе почти нет мест, а без рабочего опыта на молодого специалиста даже и не смотрят, — рассказала Наталья. — Почти все мои одногруппники пошли учиться в магистратуру, потому что не смогли устроиться по профессии на работу.

Наталье повезло больше. Во время учёбы она проходила практику в “РУСАЛе”, и там её запомнили как ответственного работника. Когда подошло время прощаться с родными стенами вуза, Наташе позвонили. Выпускницу пригласили пройти программу “Новое поколение” в “РУСАЛе”.

— Сообщение о том, что стажёром выбрали меня, конечно, воодушевило. Работать по своей профессии, да ещё на большом предприятии, — это отличный старт! — сказала Наташа.

Она должна следить за многими параметрами работы предприятия, принимать участие в разработке экологических отчётов и работать с контролирующими органами. Программа стажировки рассчитана на полгода. В октябре девушку ждёт итоговый экзамен — комиссия решит, останется ли она в компании.

Наташе, как и всем выпускникам, которые проходят стажировку, выделили своего наставника. Девушку опекает тёзка — Наталья Шпет, специалист отдела экологии.

Наставница вспоминает, как 18 лет назад пришла на завод неопытным специалистом. Подобных программ не было и в помине, и приходилось все тонкости профессии познавать самой.

— Внимание к экологии с каждым годом только растёт, поэтому и работы у нас становится больше, — сказала Наталья Шпет. — Давать шанс молодым ребятам, с учётом того что технологии так динамично меняются, очень важно, они приносят новые, свежие идеи и оптимизируют работу.

Проект “РУСАЛа” охватывает уже многие города России — и крупные (Москва, Красноярск, Волгоград), и мелкие (Бокситогорск, Североуральск, Саяногорск, Шелехов). При этом приехать на стажировку можно из любого региона, если есть желание найти интересную работу.

В регионах центры занятости также нередко организуют стажировки. Как сообщалось в июле, более 130 выпускников в Карачаево-Черкесии смогут в этом году попробовать свои силы на местных предприятиях. Из регионального бюджета работодателям будут выделяться компенсации за каждого стажёра (на зарплату, на оплату наставничества, на проезд выпускника). Цель — снижение напряжённости на рынке труда.

Правильно составленное резюме

Успех для выпускника, который ищет работу, также во многом зависит от того, насколько правильно составлено резюме. Правила можно изучить на рекрутинговых порталах — рекомендаций очень много.

Одна из них: не используйте фразы с негативом. Например, не пишите прямо: “У меня нет опыта работы”.

Лучше вместо этого обозначить, что во время учёбы вы получили знания, необходимые для этой работы, или что у вас есть качества, необходимые для неё.

В резюме внесите все свои достижения, которые были во время учёбы, — это могут быть, например, проектные работы.

— Опишите все стажировки, которые вы проходили, — рассказал Александр Каючкин. — Если вы участвовали в общественной деятельности, обязательно напишите об этом. Это охарактеризует вас как коммуникабельного человека. Не забудьте поставить хорошую фотографию в резюме.

Если вы мечтаете работать в какой-то конкретной компании, то лучше изучить её корпоративную культуру, считает эксперт.

— Работодатели любят, чтобы кандидат на собеседовании мог рассказать, почему ему хочется работать именно в их компании на данной должности, — отмечает Каючкин.

Будьте готовы или ждать, или поменять профессию

Это действительно может быть крайне трудно — найти работу в вашем регионе по вашей специальности. И тогда нужно или ждать, или что-то менять — регион или профессию.

По данным портала Rabota.ru, сложнее всего найти работу в Псковской, Смоленской, Ивановской, Курганской, Кировской и Брянской областях.

— Из таких регионов чаще всего едут в Москву и Санкт-Петербург, — сказал Александр Каючкин. — В Москве работу найти можно всегда и практически за один день, но если ты готов работать барменом, официантом, продавцом в ретейле и т.д.

По его словам, легче всего устроиться, даже без опыта, в молодых сферах — например, IT или digital.

— Спрос на рынке в данных областях достаточно высокий. В этих отраслях работодатели часто берут специалистов и растят их внутри компании. В продажи легко берут молодых специалистов, в перспективе здесь может быть хороший рост до руководителя отдела продаж и коммерческого директора, — рассказал Александр Каючкин.

Это подтверждает и исследование HeadHunter. Как сообщалось, максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе — 51% — в продажах. На втором месте — обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем — административный персонал (18%). Также весьма большой спрос на молодёжь есть в финансовых компаниях и банках.

Труднее найти работу в производственных сферах. И некоторым приходится переучиваться.

— Многие ребята, которые учились на инженеров, стараются получить дополнительное образование по экономике или менеджменту, — рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — По инженерным специальностям многие сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Как отмечают эксперты, у выпускников часто завышенные ожидания по поводу трудоустройства и особенно зарплаты. Они считают, что их должны взять, раз у них есть “корочка” хорошего вуза. Но работодателю важна не сама “корочка”, а уверенность, что сотрудник будет полезным.

— Трудности с устройством на работу без опыта чаще всего происходят из-за того, что выпускник не понимает, что нужно будущему работодателю. Компании готовы брать молодых специалистов, они в этом заинтересованы, — сказал Александр Каючкин.

— Но нужно показать и доказать, что кандидат будет приносить реальную пользу компании. Сейчас бизнес работает на результат и работодателю интересны люди, которые будут закрывать конкретные задачи.

При этом у самих выпускников часто необоснованно завышенные ожидания, никто не хочет работать за опыт, за небольшие деньги или бесплатно.

Источник: https://life.ru/1142239

20 советов по быстрому поиску работы выпускнику ВУЗа *

Работодателей могут заставить принимать на работу выпускников колледжей и вузов

Каждый выпускник встает на новый путь. Казалось бы, перед ним должны открыться новые горизонты, новые возможности, работодатели должны его «оторвать с руками и ногами», но ничего подобного не происходит.

Поиск работы для нового специалиста усложняет ряд факторов.

Опыт работы

В большинстве случаев работодатели ищут молодого эксперта, который имеет за плечами опыт работы (не менее 1 года). Где же его взять выпускнику? Не отчаивайтесь. Зачастую в крупных компаниях набирают новые кадры с предоставлением обучения, без опыта. Они стараются оценивать те навыки, которыми овладел дипломант, его способности и скорость обучения.

Наличие высшего образования в формальном аспекте

Зачастую молодые специалисты вынуждены работать не по полученной специальности. По профессии работает лишь треть населения, но это не значит, что не стоит пытаться искать оплачиваемое место, к которому Вы готовились несколько лет.

Многие работодатели предъявляются требование – наличие высшего образования, но полученная специальность для них не играет роли. Поэтому диплом ВУЗа порой является «пропуском» в достойную жизнь и к карьерной лестнице.

Собеседование

Каждый работодатель беседует с кандидатом на должность, стараясь определить его качества, навыки, знания, подходит ли он компании. Не стоит рассчитывать, что при первой же встрече Вас примут на работу.

Зачастую выпускникам приходится проходить множество собеседований, в ходе которых предстоит отвечать на вопросы работодателя, проходить тестирования, проверку на полиграфе и пр. Не опускайте руки, если Вам отказали и не приняли в штат.

Поиск работы – дело сложное и может затянуться надолго.

Несовпадение интересов работодателя и выпускника

Работодатель заинтересован в том, чтобы найти «универсального» сотрудника, который бы выполнял свои обязанности, готов работать сверхурочно, не требуя при этом повышения зарплаты. Выпускник же пытается сразу же достойно «оценить» себя и не рассматривает вакансии с заработком, ниже «самоустановленной планки».

Следует отметить, что далеко не всегда выпускникам ВУЗов удается найти высокооплачиваемое место. Работодатели готовы платить не за знания и корочку диплома, минимальные навыки, а за высокий темп адаптации и обучения, нарабатываемый опыт.

Как же найти работу выпускнику ВУЗа?

Для этого специалисты рекомендуют прислушиваться к следующим советам:

  • Лучше всего искать работу в начинающем проекте или компании на стадии предстарта или старта, во главе которой стоит опытный и амбициозный руководитель. В такой структуре готовы принимать молодые кадры, которые оценивают ситуацию «новым» взглядом, с точки зрения современного поколения. Здесь высоки шансы обучиться чему-то новому, получить бесценный опыт, попробовать себя в новой сфере, построить карьеру.
  • Не стоит сразу бросать работу и уходить из компании, если вас что-то не устроило. После ВУЗа выпускник полагает, что работа будет проходить в том же темпе и на подобных условиях, но никто не отменял ненормированный рабочий день, ответственность, зависимость заработной платы от планов и премий. Если с течением времени Вы понимаете, что устроились не на свое место, то отправляйтесь на поиски достойного места.
  • Если у Вас диплом государственного образца, то можно попытаться найти работу за границей. Чаще всего выпускники ВУЗов отправляются в Южную Америку, Азию или Европу. Работа за границей позволит получить международный опыт и сделает Вас более привлекательным для работодателей.
  • Не стесняйтесь и не бойтесь показывать свой диплом работодателю, даже если там есть «тройки». Трудоустройство не зависит от важно то, как вы проявите себя на собеседовании и в дальнейшем на работе.
  • Составьте резюме. После его отправки звоните работодателю. Ваша настойчивость и упорство будут учтены.
  • Первое место работы может определить всю Вашу судьбу в дальнейшем, поэтому следует относиться к ней с максимальной серьезностью и ответственностью.
  • Пробуйте себя в разных сферах и профессиях, если не удается найти место в рамках полученной специальности. Такой подход позволит увеличить багаж знаний и умений.
  • Не ждите, что работодатель сам найдет Вас. Ищите, звоните и перезванивайте сами.
  • Если получили отказ в одном месте, не останавливайтесь. Все работодатели разные и предъявляют разные требования. Продолжайте ходить на собеседования, стараясь проявить себя с положительной стороны.
  • Оцените свои личностные и профессиональные качества, определитесь, чего Вы хотите: работать или продолжить обучение, или совмещать работу и учебу в аспирантуре. Поняв свои желания, проще найти подходящее место на рынке труда.
  • На собеседовании необходимо зарекомендовать себя как незаменимого сотрудника, готового работать на износ, «один за всех». В первое время будет трудно, так как обещания придется выполнять, но со временем уже можно проявить упорство, настойчивость, показать характер и отказаться от каких-либо предложений.
  • Не стоит работать только из-за денег, даже если у Вас есть долги. Работа не должна тяготить и держать только из-за зарплаты. Недаром, одним из главных вопросов на собеседовании может стать: «Для чего Вам нужна работа?». Ответ прост – приносить удовольствие, а в какой это будет форме не столь важно (деньги, духовное или моральное удовлетворение и пр.).
  • Попробуйте поискать работу через друзей и знакомых, старайтесь развивать деловые контакты и связи.
  • Первая работа не обязательно станет делом всей жизни. Если Вас сократили или Вас что-то не устраивает, не стоит отчаиваться и «насиловать» себя. Приступайте к поиску нового места.
  • По возможности не торопитесь уходить со старой работы, если на горизонте не появилось даже потенциального нового места. Сегодня поиск работы может затянуться от нескольких дней до года. Попробуйте поискать новые варианты и ходить на собеседования в свои выходные, но учтите, что при увольнении работодатель имеет право потребовать от вас двухнедельной отработки.
  • Если перед Вами стоит выбор: нервная или скучная работа, то лучше выбрать первую. На таком месте Вам придется постоянно совершенствовать свои навыки, учиться выкручиваться из любых ситуаций. Конечно, заработать невроз будет проще, но зато время на работе будет пролетать незаметно.
  • Не стоит бояться трудностей и новшеств. Перемены всегда к лучшему. Новаторство на работе приводит к получению нового опыта и умений.
  • Во время поиска работы прислушивайтесь к себе и своим желаниям, не идите на поводу у кого-то.
  • Будьте готовы к тому, что работодатель заявит Вам: «Забудьте то, чему вас учили». Это не значит, что полученное образование Вам не пригодится. Основной упор будет на вашем профессионализме, практике, а не знании каких-то дисциплин и теорий. Век живи – век учись!
  • Ищите работу, где только возможно: через ЦЗН, знакомых, по объявлениям в газетах, соцсетях и Интернете.

Таким образом, поиск работы – один из сложнейших жизненных этапов, требующих терпения, сговорчивости, постановки адекватных целей.

Источник: https://disshelp.ru/blog/20-sovetov-po-bystromu-poisku-raboty-vypuskniku-vuza/

5 причин, почему выпускники колледжей не могут найти работу

Работодателей могут заставить принимать на работу выпускников колледжей и вузов

Всё больше подростков предпочитают высшему образованию среднее специальное. В колледжах редко учатся ради «корочек» и их выпускники готовы работать за меньшие деньги, но компании, как правило, ищут людей с университетским дипломом.

В итоге молодым людям приходится либо работать не по специальности, либо получать высшее — в общем, выбрасывать диплом на помойку.

Почему так происходит и что нужно делать, чтобы исправить положение дел, рассказывает психолог, журналист и бывший заведующий практикой в пермском колледже Сергей Галиуллин.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев посетовал на кризис в системе начального и среднего профессионального образования. Министерству образования поставили задачу: обучать больше профессиональных рабочих.

Предприятия должны были обеспечить рабочие места для выпускников. В сфере промышленности изменения очевидны, но ведь в системе среднего профессионального образования есть не только промышленные специальности.

В классификаторе профессий и специальностей СПО (среднее профессиональное образование) — 69 категорий. Из них около 10 можно назвать гуманитарными: «образование», «правоведение», «культура и искусство» и другие.

И если маляр, закройщица и слесарь смогут устроиться по специальности, то дизайнер, педагог коррекционной школы, живописец и архивариус — далеко не всегда. Почему так происходит?

1. Спрос на новых специалистов отсутствует

Например, в Перми каждый год чуть более 50 человек получают дипломы по специальности «педагог дополнительного образования». При этом учреждения дополнительного образования готовы взять на работу не больше пяти-десяти человек.

Министерство образования формирует прием в бюджетные учреждения исходя из специальных заявок, подписанных потенциальными работодателями. Но представим директора детской школы искусств. Она подпишет заявку, потому что молодые педагоги ей интересны.

Но она не может спрогнозировать на пять лет вперёд, сколько человек сможет взять в штат. Не может уволить стажистов ради перспективных новичков. В итоге заявки подписаны, отправлены в Минобр, приём утверждён — выпускники никому не нужны. Не нужны молодые специалисты и дизайн-студиям.

Им подходят только опытные уверенные в себе профи — вкладываться в стажировку небольшие компании не хотят.

2. Работодатели не знают о выпускниках

Бывает и по-другому. Компании нужны молодые сотрудники, но неизвестно, где их взять. Образовательное учреждение вкладывается в рекламу для абитуриентов, на полноценное оповещение работодателей ресурсов не хватает.

Система не работает, точечные успехи связаны с конкретными людьми. Заведующий практикой обзвонил всех работодателей и «продал» выпускников. Директор компании нашёл в интернете все колледжи и пошёл знакомиться со студентами.

Региональная ассоциация предпринимателей посадила за стол переговоров бизнесменов и чиновников от образования.

3. Студенты не получают нужной подготовки

Во время обучения студенты обязаны проходить практику. Но работодателей, готовых взять на пару недель новичка, не хватает на всех.

Студенты художественных специальностей, например, «Декоративно-прикладное искусство», хорошо проходят практику только в городах с развитыми народными промыслами.

В обычном городе часть студентов пойдёт в школы лепить с учениками пластилиновые обереги, оставшиеся — будут практиковаться в родном учреждении. Студент практику проходит, но нужных навыков не получает, круг замыкается.

4. Государство и работодатели не проводят конкурсы профессионального мастерства

Среди педагогов проводится конкурс «Учитель года», студенты соревнуются между собой на региональных олимпиадах и чемпионатах. СМИ о подобных состязаниях не рассказывают совсем, победителей никто не знает. Региональные конкурсы по специальности «правоведение» проводят сами колледжи.

Нашлись деньги, будет конкурс, кризисный год — извините, отложим на пару лет. Крупные компании выступают инициаторами профессиональных конкурсов только в сфере промышленности. В дизайне или рекламе нет своего «Лукойла», вкладывающего колоссальные деньги в обучение и развитие кадров.

Связей между компаниями и гуманитарными колледжами почти нет.

5. Работодатели пренебрегают средним профессиональным образованием

Причина из разряда «last but not least» — абитуриенты уже не так сильно хотят учиться в вузах, но работодатели всё ещё указывают «высшее образование» в требованиях к кандидатам. Больше всех страдают «гуманитарии».

Хотя выпускники колледжей, те же педагоги и дизайнеры, дадут фору своим конкурентам из институтов и университетов. Вузовские «гуманитарии» выбирают научный путь, уезжают учиться в Европу, работают не по специальности.

В колледже редко учатся ради «корочек» и готовы работать за меньшие деньги, готовы узнавать новое, привыкать к коллективу. Но компаниям часто нужен не специалист, а человек с университетским дипломом.

1. Работать с компаниями. Директоров и HR-специалистов нужно воспитывать, показывать им успешных студентов, приглашать на экскурсии и отраслевые круглые столы. Работу эту ведут бессистемно. Всё зависит от хорошего заведующего практикой в колледже или инициативного чиновника в региональном департаменте образования.

2. Работать со студентами и их родителями. Если абитуриент ещё на вступительных экзаменах будет понимать, куда пойдёт работать через через-пять лет, ему будет проще.

Не обязательно знать название компании, важно быть готовым, знакомиться с профессиональной сферой, рынком, мастерами своего дела.

Профориентацию студента нужно проводить на каждом занятии — начиная с математики и русского языка.

3. Целевое обучение. В 1990-х годах предприятия часто обучали «целевиков», платили за них деньги в вузах, давали им проходить у себя практику и заставляли отрабатывать после выпуска в течение трёх-пяти лет. Идея себя дискредитировала, но возвращается в виде трёхсторонних договоров.

Компания, студент и колледж подписывают договор — колледж обучает, студент посещает занятия, проходит практику и работает на предприятии, компания обязуется взять его в штат и не бросить.

Конечно, не каждый работодатель пойдёт на такой шаг в условиях кризиса, но государство уже идёт к упрощённым налоговым схемам для таких компаний.

Источник: https://mel.fm/problemny-vopros/5602391-unemployment

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.