Памятка для плательщиков страховых взносов по администрированию налоговыми органами страховых взносов
Памятка по страховым взносам в 2017 году от ФНС России
- За налоговыми органами закрепляется:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями главы 34 Налогового кодекса РФ;
- прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета постраховым взносам за первый квартал 2017 года;
- осуществление зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., порешениям ПФР и ФСС РФ;
- предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;
- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числевозникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органамиПФР и ФСС РФ.
- За внебюджетными фондами ПФ и ФСС остается:
- прием от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные(расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1января 2017 года (камеральные и выездные проверки);
- прием заявлений от плательщиков о возврате сумм страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1января 2017 года, принятие решений по данным заявлениям и направление указанных решений в налоговые органы дляисполнения;
- конкретно за ФСС РФ сохранены функции по проверке расходов, понесенных плательщиками на цели социальногострахования в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством и возмещение сумм превышенияпонесенных расходов над исчисленными взносами;
- конкретно за ПФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и контроля за уплатой страховыхвзносов по добровольному пенсионному страхованию.
Тарифы страховых взносов для основной категории налогоплательщиков установлены статьей 426Налогового кодекса Российской Федерации.
На обязательное пенсионное страхование – 22% в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (в 2017 году – 876 000 руб.); сверх предельной величины – 10% .
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9% с сумм выплат в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (в 2017 году – 755 000 руб.); с выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, в пределах взносооблагаемой базы – 1,8%.
На обязательное медицинское страхование – 5,1% со всех выплат в год независимо от их размера.Категории плательщиков, имеющие право на применение пониженных тарифов страховых взносов, и условия применения пониженных тарифов, установлены статьей 427 Налогового кодекса РФ.
Сроки представления единого расчета по страховым взносам в ФНС России
Для плательщиков страховых взносов – работодателей расчетным периодом признается календарный год, аотчетными периодами в нем – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Наличие контрольных соотношений в едином расчете по страховым взносам
- Налоговый орган не примет отчетность по страховым взносам если:
- сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не соответствуют сведениям осумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному лицу за указанный период (строка 061 по графам 3, 4, 5 приложения 1 раздела 1 Расчета должна совпадать с суммами строк 240 раздела 3 Расчета за каждый месяц соответственно).
- указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц: ФИО – СНИЛС – ИНН.
Сроки уплаты страховых взносов
Для организаций и ИП, выступающими в роли работодателей, т.е. являющимися страхователями наемного труда сроки уплаты страховых взносов не изменились – ежемесячно, до 15-го числа.
- ИП, уплачивающие страховые взносы за себя:
- до 31 декабря текущего календарного года;
- до 1 апреля года, следующего за истекшим рачетным периодом, для дополнительной уплаты 1%, если сумма полученных доходов предшествующем году превысила 300'000 рублей.
С 1 января 2017 года уплата страховых взносов должна производиться на КБК, закрепленные за ФНС России. Прежние КБК внебюджетных фондов закрыты и уплата страховых взносов по ним более не осуществляется.
Сверка расчетов по страховым взносам
В связи с тем, что в отличие от прежних форм РСВ-1 и 4-ФСС, в новой форме отчетности по страховым взносам отсутствует наглядное представление сальдо расчетов на начало и конец отчетных периодов, актуальной становится сверка расчетов по страховым взносам с налоговым органом.
С 1 февраля 2017 – справки об отсутствии задолженности, о состоянии расчетов и акты совместной сверки будут представляться налоговыми органами с учетом сведений о страховых взносах.
Источник: https://vrn-buh.ru/microbusiness-informing/2017-01/31-vznosy.html
Администрирование страховых взносов в ФНС в 2019 году – передача
15 января 2016 года Президент утвердил Указ № 13 “О дополнительных…” (далее – Указ № 13), который содержал указание для Правительства РФ до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроект по возложению полномочий на ФНС по администрированию страховых взносов (далее также – СВ), уплачиваемых в ФСС, ПФР и ФОМС.
О том, что изменилось за последний год и кто теперь уполномочен контролировать уплату плательщиками взносов, поговорим далее.
Основная информация
Долгое время шли споры по поводу того, кому следует передать полномочия по администрированию. В конечном итоге, законодателем было решено передать соответствующие правомочия в ФНС, ведь этот орган отличается высоким качеством работы.
Передача полномочий позволит:
- оптимизировать систему СВ;
- сократить административные расходы;
- упростить отчетность.
Определения
Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:
- осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
- прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2017 году и далее;
- взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2017 года;
- возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
- предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.
Законодательство
С 1 января 2017 года, в целях реализации Указа № 13, были приняты следующие законодательные документы:
Основные изменения в 2016 году были внесены ФЗ № 243.
Так, исходя из текста ФЗ № 243:
- в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
- ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
- анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
- утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.
Таким образом, в 2016 году законодательством были возложены правомочия по администрированию страховых взносов в ФНС практически во всех аспектах (кроме расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ). ВНиМ в части доходов теперь также контролирует ФНС.
Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС
Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
- уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
- повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
- уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
- сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.
Минусы:
- сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
- необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
- нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.
Причины передачи функций
Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):
- ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
- в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
- в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
- бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
- в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.
Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.
Нюансы
Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:
- в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
- в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.
База начислений
Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.
Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:
- с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
- с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).
Ведение отчетности
Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.
Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.
Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.
Фиксированный платеж
Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:
- если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
- если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.
Коды бюджетной классификации
Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.
Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.
Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2017 года:
Вид СВ | КБК |
На ОПС | 18210202010061010160 |
ВНиМ | 18210202090071010160 |
ОМС | 18210202101081013160 |
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения) | 18210202103081013160 |
Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:
Вид СВ | КБК |
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки) | 18210202131061010160 |
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки) | 18210202131061020160 |
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки) | 18210202132061010160 |
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки) | 18210202132061020160 |
На “травматизм” | 39310202050071000160 |
Начисление пени и штрафов
За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).
Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).
Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.
Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:
- Если до 30 дней включительно:
- Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:
Начиная с 31 дня, по указанной ниже формуле:
Чего изменения не коснуться
Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, не коснулись:
- объекта обложения СВ;
- категорий плательщиков;
- тарифов на ОМС;
- фиксированного платежа для ИП;
- срока оплаты взноса;
- предельной базы для исчисления.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://autoexpertnost.ru/peredacha-administrirovanija-strahovyh-vznosov-v-fns/