+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

Содержание

Договор транспротной экспедиции с предоплатой

Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

Транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки товара облагаются НДС по ставке 0% (абз. 2, 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164

НК РФ). Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% НДС компания должна представить в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов следующие документы (ст.

165

НК РФ):

  • контракт (копию контракта);
  • копию транспортного, товаросопроводительного документа и (или) иного документа, подтверждающего вывоз товара за пределы территории РФ.

Документы представляются одновременно с представлением декларации по НДС (абз.

6 п. 9, абз. 1 п. 10 ст. 165

В общем случае вычету подлежит сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет с суммы оплаты в счет предстоящего оказания услуг, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата соответствующей суммы авансовых платежей (абз.2 п. 5 ст. 171

НК РФ). В рассматриваемой ситуации наряду с возмещением стоимости поврежденного груза экспедитор должен вернуть часть предоплаты, полученной в счет вознаграждения.

В связи с этим, по нашему мнению, возврат предоплаты рассматривается как частичное расторжение договора экспедиции (в части организации перевозки поврежденного груза). Следовательно, организация вправе принять к вычету НДС, исчисленный с суммы предоплаты, после возврата предоплаты клиенту.

Основными условиями договора транспортной экспедиции является перевозка груза. При этом экспедитор может сам перевозить товары, но чаще всего для этих целей он привлекает стороннюю организацию. Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные и дополнительные. Основные услуги по договору транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой груза.
Предлагаем ознакомиться:  Незаконное хранение боеприпасов какая статья

К ним относятся:

  1. заключение договоров перевозки от имени клиента или экспедитора;
  2. обеспечение отправки и получения груза и т.д.
  3. организации перевозки грузов соответствующим видом транспорта и по выбранному маршруту;

В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление следующих операций, непосредственно связанных с доставкой грузов (п. 1 ст. 801 ГК РФ): Двойственная правовая природа договора транспортной экспедиции Существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции.

Правовые основы Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента.

Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ). В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные.

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с — НДС

Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

  1. погрузка и разгрузка;
  2. прохождение таможенных процедур;
  3. оформление документов на груз;
  4. проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  5. уплата таможенных пошлин и сборов;
  6. хранение товаров;
  7. упаковка груза;
  8. получение груза.

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален. Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим.

Договор транспортной экспедиции с авансом

НДС Показано только начало документа.

Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс: Мы занимаемся транспортно-экспедиторскими услугами (с НДС). Сейчас клиент может нам заплатить аванс (предоплату) за фактически еще не оказанные услуги.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуга экспедитора являются объектом налогообложения НДС.

Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: – день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; – день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п.

Про условия в договоре транспортной экспедиции

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности Экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными Экспедитором или Клиентом, обязанность Экспедитора заключить от имени Клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки предоставления ежегодных отпусков

Из данного положения договора следует, что правоотношения Экспедитора и Клиента по договору транспортной экспедиции содержат элементы агентского договора, по которому Экспедитор выступает агентом Клиента-принципала.

156 Налогового кодекса РФ.

Образец договора транспортной экспедиции

«___» ______________ 2019 года 1.1. В соответствии с настоящим Договором Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Заказчика организовать выполнение услуг по перевозке грузов по заданию Заказчика транспортом по маршруту, указанному в Приложении №1. 1.2.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ.

2.1. Исполнение настоящего Договора по оказанию экспедиторских услуг осуществляется на основании задания Заказчика, выданного Экспедитору. 2.4.

Особенности договора транспортной экспедиции

В связи с этим клиент предъявил экспедитору претензию с требованием выплатить стоимость поврежденного груза и возвратить часть суммы предоплаты (что предусмотрено условиями договора транспортной экспедиции) в сумме 9440 руб.

Претензия экспедитором признана и удовлетворена. В целях исчисления налога на прибыль организация применяет метод начисления. Гражданско-правовые отношения Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы (п. 2 ст. 5

Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” (далее – Закон N 87-ФЗ)).

1 ст. 421, п. 3 ст. 801 Гражданского кодекса РФ).

Источник: https://dtm-chat.info/dogovor-transprotnoy-ekspeditsii-predoplatoy/

Как облагаются НДС транспортные услуги по договору транспортной экспедиции – Юриста слово

Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

Некоторые специалисты относят данный договор к смешанным договорам, содержащим элементы посреднического договора (комиссия, поручение, агентирование) в зависимости от модели договора и договора оказания услуг.

Специалисты налоговых и финансовых органов также делают вывод о посреднической природе отношений, возникающих из договора транспортной экспедиции.

Однако квалификация договора транспортной экспедиции в качестве посреднического в силу положений налогового законодательства, в частности, ст.

Применение нулевой ставки НДС по договору транспортной экспедиции международных перевозок

2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ; документально подтверждены.

К транспортно-экспедиционным услугам отнесены следующие услуги: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовые услуги, услуги таможенного оформления грузов и транспортных средств, разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных

Ндс на транспортные услуги: виды

В качестве дополнения предлагаются услуги по оформлению документов на международные перевозки, таможенные операции, оплата соответствующих пошлин, получение товара в назначенных пунктах и прочие процедуры.

(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книгУслуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов.

В качестве услуг могут быть предоставлены:Участие в переговорах. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара,

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко. В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки.

Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка груза.

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз «в целости и сохранности», но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций — заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как

Ндс по договорам транспортной экспедиции

Аналогичный подход к правовой природе транспортной экспедиции можно встретить в судебной практике (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 06.05.08 №А55-13601/2007).Гражданско-правовые особенности конкретного договора транспортной экспедиции существенно не влияют на порядок обложения оказываемых на его основе экспедиторских услуг.Так, в силу ст.

156 Налогового кодекса РФ если договор экспедиции будет «посредническим» договором (договором поручения, комиссии или агентским), то НДС следует исчислять только с суммы вознаграждения экспедитора.

Если договор транспортной экспедиции будет включать как посреднические услуги, так и услуги, связанные с перевозкой, которые оказываются самим налогоплательщиком и не относятся к посредническим, то начислять НДС в отношении всей цены договора

Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. От вида договора зависит порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также перечень оформляемых документов.

Поэтому у многих бухгалтеров возникает вопрос: как же отличить договор транспортной экспедиции от договора перевозки?

Разберемся в этом. В силу п.

Различие в договорах

Кроме того, экспедитор должен рассчитать оптимальный вариант пути и затрат на перемещение груза, контролировать исполнение договора как своими работниками, так и третьими лицами, с которыми у экспедитора договорные отношения. Таким образом договор транспортной экспедиции гораздо шире и объемнее чем договор перевозки. Экспедитор выступает еще и как логистическая компания.

статьи Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров. По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку.

801 ГК РФ)

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения”.

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”.

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

2007 по делу № А31-384/2006-15 и № А31-11508/2005-19: “особенности определения налоговой базы (по НДС) налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, в том числе договора транспортной экспедиции, предусмотрены в статье 156 НК РФ”.

Таким образом, в соответствии с частью первой пункта 1 указанной статьи налоговая база по договору транспортной экспедиции определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

164 НК РФ).

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что “положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)”.

Источник: //buh.ru/articles/documents/14393/

Источник: https://juristaslovo.ru/kak-oblagajutsja-nds-transportnye-uslugi-po-dogovoru-transportnoj-jekspedicii.html

Бухгалтерский учет экспедиционных услуг

Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

Предоставление экспедиторских услуг связано с необходимостью вести активный документооборот, грамотно фиксировать все операции, своевременно и качественно осуществлять бухгалтерское обслуживание. От его качества во многом зависит успех коммерческой деятельности и отсутствие проблем с контролирующими органами.

Особенности учета и составления счетов

В сфере транспортно-экспедиционных услуг бухгалтерский учет имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой правоотношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции.

Одна из его сторон (клиент) передает второй стороне (экспедитору) груз, который должен быть доставлен в определенный пункт назначения.

Его может транспортировать и сам экспедитор, но в большинстве случаев для этих целей привлекается третья сторона, с которой заключается договор о перевозке.

Основные обязательства, которые предусматриваются договором экспедиции, связаны с организацией грузоперевозки по оговоренному маршруту на транспортном средстве определенного вида. Экспедитор отправляет переданный клиентом груз и заключает соглашение о транспортировке с организацией-перевозчиком.

Могут предоставляться и некоторые дополнительные услуги. Это, в частности, хранение грузов, проведение их проверки, погрузки и выгрузки, оплата сборов, госпошлин и других обязательных платежей за счет средств клиента. Кроме того, экспедитор может отвечать за прохождение таможенного контроля, получение импортной и экспортной документации, а также за другие формальности.

Составление счетов по договору транспортной экспедиции осуществляется по таким основным правилам. Груз, который передается клиентом, не становится собственностью экспедитора. Он учитывается на забалансовом счете в качестве товарно-материальных ценностей, которые приняты на ответственное хранение, по цене, зафиксированной в соглашении.

При передаче клиентом груза для транспортировки необходимо сделать бухгалтерскую проводку, по которой фиксируется, что он принят на учет как «Дебет 002». Последующая выдача груза получателю на основании транспортной накладной фиксируется в графе «Кредит 002» со списанием стоимости.

При составлении счетов-фактур по договору транспортной экспедиции возникают многочисленные вопросы, которые сложно решить даже опытным специалистам по бухгалтерскому обслуживанию. Это обусловлено неоднозначностью позиций по поводу классификации этого типа соглашения.

Можно встретить противоположные точки зрения: одни считают его посредническим, другие признают соглашением о возмездном оказании услуг, а третьи самостоятельной разновидностью, объединяющей черты других сделок.

Но в любом случае этот не обычное соглашение о перевозке грузов, поскольку ее осуществляет третья сторона – транспортная организация. Если же организатор транспортировки одновременно выступает и в роли перевозчика, заключается смешанное соглашение.

При таких обстоятельствах применяются одновременно нормы, регламентирующие вопросы транспортной экспедиции и правила перевозки.

Порядок ведения бухгалтерии непосредственно зависит от содержания конкретного соглашения. Исходя из согласованных сторонами условий сотрудничества, специалист отражает в бухучете полученную выручку и издержки, связанные с выполнением договорных обязательств.

Если по своему содержанию договор транспортной экспедиции аналогичен соглашению о предоставлении возмездных услуг, в качестве реализационной выручки учитываются все средства, полученные по соглашению, в том числе в счет оплаты перевозки сторонней организацией. Поэтому экспедитору необходимо оформить счет-фактуру на полный комплекс выполненных задач и провести его регистрацию в книге продаж.

При составлении соглашения по аналогии с посредническим в состав реализационной выручки входит исключительно вознаграждение, которое причитается экспедитору, а расходы на перевозку во внимание не берутся.

При этом на клиента накладывается обязательство компенсировать расходы, которые экспедитор понес по договору перевозки, заключенному с транспортной организацией, и ряд других затрат. В таком случае клиенту выдается 2 счета-фактуры: по одному на сумму вознаграждения за работу экспедитора и на сумму оплаты транспортировки.

Причем второй из счетов оформляется с реквизитами организации, фактически перевозившей груз, и экспедитор не должен вносить его в свою книгу продаж.

Особенности налогообложения

Специфика уплаты налогов при осуществлении экспедиторской деятельности, как и ведения бухучета, определяется содержанием конкретного договора экспедиции.

Если он составлен, как сделка об оказании услуг, экспедитор должен включать в реализационные доходы все средства, которые получил от клиента в рамках выполнения обязательств по договору.

А оплату работы транспортной организации, перевозящей груз, можно учесть, как расходы, если эти траты не покрываются клиентом.

Составляя для оказания экспедиторских услуг посреднический договор, необходимо при расчете налогов учитывать в качестве доходов исключительно полученное экспедитором вознаграждение. При этом средства, переданные клиентом для проведения расчетов с транспортной организацией за перевозку груза, при осуществлении налогообложения не учитываются ни как доходы, ни как расходы.

Важно понимать, что при получении от клиента груза экспедитор не приобретает доход, который подлежит налогообложению. Аналогично клиент, передающий груз, не создает при этом объект уплаты НДС. Этим налогом облагается оплата работ, которые проводятся в рамках реализации положений соглашения транспортной экспедиции.

Если составлено соглашение о предоставлении услуг, НДС платится со всей суммы, полученной в процессе выполнения договорных обязательств. При оформлении соглашения, как посреднического, налог платится исключительно с вознаграждения.

Сумму НДС, указанную в том счете-фактуре, который касается расходов на перевозку груза, экспедитор не платит и не включает в свою декларацию.

Оценка экспедиторских услуг

За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности.

Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции.

Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка.

Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.

Расчет оплаты работы экспедитора осуществляется исходя из данных, указанных в накладной, по тарифам такого специалиста (организации), которые могут повышаться в одностороннем порядке.

Если вы заинтересованы в качественном бухгалтерском обслуживании экспедиционной деятельности, предлагаем обратиться в нашу компанию. Сотрудничество с нами позволит больше не беспокоиться о ведении счетов и налогообложении без необходимости содержать целый штат бухгалтеров.

Наша специализация – предоставление бухгалтерской помощи организациям, частным предпринимателям и другим лицам. Сотрудники компании отлично разбираются в вопросах бухучета и уплаты налогов в сфере транспортной и экспедиторской деятельности.

Мы предоставляем каждому клиенту точный расчет стоимости услуг, что позволяет узнать о будущих расходах заранее. Все условия прозрачны и выгодны для вас!

Обращайтесь в нашу компанию, и в ваших отчетах все будет точно и грамотно. Благодаря нашей совместной работе контролирующие органы не смогут предъявить никаких претензий к вашей работе и ее оформлению. Мы обеспечиваем качественное бухгалтерское обслуживание и выполнение всех действующих требований к налогообложению.

Источник: https://www.nalogros.ru/articles/buhgalterskyi_uchet/buhgaltersiy_uchet_ekspeditsionnih_uslug.html

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Операции по договору транспортной экспедиции в учете заказчика

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе.

При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы.

Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду.

Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п.

 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой.

А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.

06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г.

пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.

1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3):с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФвсе федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

лекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

лекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ. 

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс.

В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования.

Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г.

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР.

 Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.

1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов.

В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии.

До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ.

Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст.

3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.

Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). 

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/405

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.