+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота

Содержание

Процедура изъятия земельного участка: основные этапы

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/izyatie.html

Оборотоспособность земельных участков и ее значение в 2019 году

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота
Время чтения: 3 минут

Согласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения.

Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.

Понятие оборотоспособности земель

Оборот земли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Гражданского кодексов РФ. Законодательные акты регламентируют порядок свободного отчуждения или перехода наделов от одного лица к другому. Это может стать результатом реорганизации юридического лица, наследования или совершиться иным способом, например, на основании сделок по отчуждению.

Таким образом, оборотоспособность земельного участка – это свойство наделов становиться объектами подобных отношений.

Если соответствующие территории не относятся к категориям, которые ограничены в обороте или исключены из него, то, на основании ст.

260 Гражданского Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право:

  • свободно владеть,
  • распоряжаться;
  • пользоваться таким наделом.

В случаях, когда оборот земельных участков ограничен или они изъяты из него, предоставление наделов в частную собственность невозможно.

Кроме того, земли, исключенные из оборота, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Какие земли считаются изъятыми из оборота

Особую категорию земель, владение, распоряжение и пользование которыми происходит по особым правилам, представляют земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота.

К ним относятся территории, которые заняты федеральной собственностью, относящейся к объектам:

  • организаций ФСБ;
  • закрытых административно-территориальных образований, создание которых обусловлено особыми видами их деятельности;
  • органов и учреждений Федеральной пенитенциарной службы;
  • гражданских и воинских захоронений;
  • организаций федеральных органов госохраны;
  • использования атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В этот перечень также включены земельные участки, изъятые из оборота, на которых расположены:

  • государственные национальные парки и природные заповедники, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК;
  • инженерно-технические сооружения, линии коммуникаций и связи, возведенные с целью охраны и защиты государственной границы РФ;
  • здания и сооружения, в которых находятся военные суды;
  • строения и сооружения, где дислоцированы воинские формирования и органы, ВС РФ, другие войска.

Земли с ограниченной оборотоспособностью

Участки земли, владение и эксплуатация которых ограничена, не могут быть предоставлены в частную собственность. Исключение составляют случаи, регламентированные федеральным законодательством.

Ограничение оборотоспособности наделов земли происходит как в отношении объекта, так и применительно к субъекту правоотношений.

Так, по первому признаку ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности и относящиеся к категориям земель, которые:

  • принадлежат лесному фонду;
  • находятся в границах охраняемых природных площадей;
  • содержат муниципальные или государственные водные объекты;
  • предоставлены для обеспечения безопасности и обороны, таможенных нужд, оборонной промышленности;
  • заняты историко-культурными заповедниками, особо ценными объектами культурного наследия и содержащимися в Списке всемирного и археологического наследия;
  • заняты под объекты космической отрасли;
  • зарезервированы для государственных или муниципальных потребностей;
  • выделены для выпуска наркотических средств и ядовитых веществ;
  • отнесены к закрытым территориально-административным образованиям;
  • предоставлены для нужд организаций транспорта – речных, морских портов, аэропортов, вокзалов и аэродромов;
  • выделены на нужды связи;
  • находятся под объектами гидротехнических сооружений;
  • подверглись биогенному поражению, загрязнены радиоактивными веществами, опасными отходами. К этой категории относятся и прочие земли, подвергшиеся деградации;
  • расположены в первых двух поясах санитарных зон охраняемых водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.

ЗК РФ не только определяет, какие земельные участки ограничены в обороте, но и указывает, кто не может стать их собственником.

Так, наделы, относящиеся к особо охраняемым природным, приграничным территориям, перечень которых устанавливает Президент РФ, а также земли сельскохозяйственного назначения не могут перейти в собственность:

  • иностранных юридических лиц и совместных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50%;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства.

Нюансы ограничения отдельных видов территорий

Ограничение оборотоспособности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых отсутствуют объекты недвижимости, регламентирует Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Правила оборота земель лесного фонда (лесных участков) и его особенности устанавливает Лесной кодекс РФ.

Согласно нормам ЗК, к землям водного фонда относятся площади:

  • на которых размещены гидротехнические сооружения и прочие строения, расположенные на водных объектах;
  • находящиеся под поверхностными водами объектов.

Участок земли как объект имущественных прав в границах береговой линии водной территории не формируется. Таким образом, ограниченный имущественный оборот касается только земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут предоставляться в аренду.

Выводы

Согласно ЗК РФ, использование наделов земли регулируется путем разделения их на находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании, а также на те, что в этом ограничены или вовсе исключены из оборота. Перечень таких территорий и ограничения по их эксплуатации регламентированы законодательством.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/oborotosposobnost-zemelnyx-uchastkov.html

Ограничение оборотоспособности земельных участков в 2019 году, фз об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ограничения некоторых видов земельных участков | Земельный эксперт

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота

В статье 27 Земельного кодекса РФ дается такое понятие, как ограничение оборотоспособности земельных участков. Согласно законодательному положению, те земельные площади, которые были исключены из оборота, не могут поступать в частную собственность и выступать в качестве объектов правовых сделок.

Оборотом земельных участков признается распоряжение граждан, юридических и уполномоченных лиц территориями, принадлежащих субъектам правоотношений по своему усмотрению, но в рамках законодательных норм.

Исключением являются только те ситуации, когда использование таких земельных фондов не запрещено федеральным законодательством. Земли могут быть полностью исключены из эксплуатации, а могут быть частично ограничены в обороте.

Земли, изъятые из оборота

В земельном кодексе РФ, в п. 4 ст. 27 определены земельные участки, изъятые из оборота. Согласно положению, существенным условием изъятия, является то, что на этих территориях имеются нижеперечисленные объекты федеральной собственности:

  • Природные заповедные парки, принадлежащие государству.
  • Постройки, используемые для размещения армейских частей.
  • Земли, на которых размещены военные суды, объекты ФСБ, ведомства государственной охраны, УФСИН.
  • Промышленные строения: места хранения ядерного сырья и радиоактивных соединений, атомные станции.
  • Территории, входящие в состав закрытых административно-территориальных образований.
  • Кладбищенские площади.
  • Места расположения коммуникационных сетей, возведенных для защиты госграниц.

На основании со ст. 95 ЗК РФ, в исключительных случаях в этот перечень могут быть включены и зоны, принадлежащие гражданам и юридическим лицам как с последующим изъятием, так и без такового.

Перечисленные земли нельзя передавать в качестве объекта частной собственности. Также они не должны выступать в роли объекта правовых сделок.

Земли, ограниченные в обороте

Территории могут быть не только исключены из использования, но и ограничены в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На каждой площади должны находиться строения, принадлежащие по праву собственности муниципалитету. Список таких территорий следующий:

  • Земли с находящимися на них природными парками и заповедниками, земли лесного и водного фонда, если они не изъяты из оборота.
  • Территории, где расположены объекты культурного наследия, исторические ценности, археологические памятники.
  • Постройки, выполняющие функции оборонительных сооружений, включая промышленные комплексы.
  • Закрытые административно-территориальные образования.
  • Транспортные узлы, комплексы, пункты, морского, воздушного и сухопутного типа.
  • Пункты связи, космические комплексы, гидротехнические сооружения, химические предприятия, где производятся ядовитые и наркотические препараты.
  • Полигоны радиоактивных отходов, загрязненная территория.
  • Земли, зарезервированные для нужд государства или муниципалитета.
  • Площади, находящиеся в первом и втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, предназначенных для использования в быту.

В качестве основного требования по ограничению оборотоспособности земельных участков является невозможность передавать их в личное пользование и владение, а также использовать в юридических сделках. Эксплуатировать данную землю возможно лишь в случаях, прописанных в федеральном законодательстве.

Особенности ограничения некоторых видов земельных участков

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения упоминается в одноименном ФЗ №101 от 24.07.2002 года. Объектом действия данного закона не являются площади, которые предоставлены населению для возведения личных построек, организации ЛПХ, сада или огорода.

Исключение из оборота таких территорий может быть выполнено лишь тогда, когда земли истощились в результате неправильной эксплуатации или будут использованы более рационально. В последнем случае владельцу возмещается стоимость участка.

Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса, исключается проведение приватизации наделов, лежащих в прибрежных полосах, а также зон, на которых располагаются пруды, водные карьеры. Ограничения накладываются только на площади, расположенные в местах общего пользования.

По закону прибрежной полосой считается зона, расположенная вдоль береговой линии какого-либо водоема. Ширина такой территории должна быть 20 метров, кроме водоемов и русла рек, длиной до 10 км. Для таких объектов прибрежная полоса составляет 5 метров.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

  1. Уполномоченные государственные органы имеют право выполнить изъятие земельных наделов из общего оборота или частично ограничить их использование.
  2. Существенным условием для изъятия земель является наличие на площади строений особой федеральной принадлежности. В рамках земельных правоотношений обозначен список зон, которые подлежат обязательному исключению из оборота. К ним относятся промышленные и парковые площади, места дислокации армейских частей, ядерные полигоны и другие земли.
  3. Ограничения в эксплуатации могут быть предусмотрены для участков, которые также обозначены в земельном кодексе.
  4. В отношении прибрежных территорий и сельскохозяйственных предусмотрен запрет на приватизацию, а также изъятие земель, если они истощились по причине нерационального использования или необходимы государству.
  5. Исключенные земли запрещается передавать гражданам в частную собственность и использовать их в виде объекта иных юридически значимых сделок.

Список законов

  • Статья 27 ЗК РФ
  • Статья 95 ЗК РФ
  • ФЗ №110 от 24.07.2002

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ограничению оборотоспособности земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Геннадий. Я являюсь владельцем дома, который принадлежал моему дедушке, известному поэту-современнику.

Сейчас из дома местные власти намерены сделать музей, и намереваются исключить земельный участок из оборота. Я ничего не имею против, однако, это мое наследство, и я хотел бы получить компенсацию стоимости унаследованной площади.

Подскажите, каким образом осуществляется процедура изъятия, могут ли мне возместить стоимость земли, и могу ли я отказаться от данного предложения?

Ответ: Здравствуйте, согласно п. 5 с. 27 ЗК РФ, ограничение оборотоспособности земельных участков происходит, если на них имеется постройка, представляющая собой объект культурного наследия. В вашем случае, если дом таковым действительно является, муниципалитет имеет право изъять землю с целью организации музея.

Что касается компенсации, то администрация обязана возместить вам стоимость земельного участка по рыночным расценкам, а перед непосредственным перефоормлением имущества в муниципальную собственность уведомить о совершении процедуры.
Особенностью этого действия является то, что вы не имеете права отказаться от сделки, и изъятие выполняется в принудительном порядке. Тем не менее, решение местного органа власти вы можете обжаловать в суде.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/ogranichenie-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov/

Земельные участки, ограниченные в обороте и изъятые из оборота

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота

Оборот земельных участковосуществляется в соответствии с гражданским законодательством и положениями Земельного кодекса РФ.

Под оборотоспособностью принято понимать возможность свободного отчуждения земельного участка или его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если земельный участок не ограничен в обороте (ст.  129 Гражданского кодекса РФ).

Земельный кодекс РФ, исходя из специфики земли как особого природного объекта, предусматривает особые условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот, и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида.

К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок.

Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами.

Государство и муниципальные образования в качестве собственников ограниченных в  обороте земельных участков вправе совершать с ними только те виды гражданско – правовых сделок, которые направлены на передачу прав пользования (например, договор аренды или безвозмездного пользования).

2. Земельные участки, изъятые из оборота

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 Земельного кодекса РФ);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Кроме того, Земельным кодексом РФ установлены следующие запреты (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ):

  • на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры;
  • на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров).

3. Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (п. 5 ст.

27 Земельного кодекса РФ):

  • в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к изъятым из оборота);
  • не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых административно-территориальных образований;
  • предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества. Перечень ограниченных в обороте земельных участков является исчерпывающим.

4. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения

  • установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и  долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; 
  • определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Основные принципы, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения:

  • сохранение целевого использования земельных участков;
  • установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  • преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  • установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Особое правило установлено в отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а  также земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями – действие Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на указанные земельные участки не распространяется.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote-i-izyatye-iz-oborota/

Земельные участки, ограниченные в обороте: что это значит, как их ограничивают и почему?

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота
Лесной массив в водоохранной зоне

Земельные участки, ограниченные в обороте – это те паи, владение которыми ограничено для населения, по объективным, с точки зрения России (ее управляющих и законодательных органов).

Регулируется данный вопрос Земельным Кодексом.

Чтобы выяснить, каким правилам или предписаниям подчиняется земельное хозяйство страны, следует заглянуть в документ, где собраны все подобные законы – в Земельный Кодекс.

Способы ограничения оборота земли

Статья двадцать седьмая говорит о двух способах препятствий их обороту (оборотоспособности): изъятие и собственно ограничение. Далее приводится перечень тех наделов, которые попадают под это определение:

  • Особо тщательно защищаемые природные территории, а именно земли, которые находятся в пределах и границах этих территорий, что не были указаны в четвертом пункте той же двадцать седьмой статьи. Лес (участок, занятый им).
  • Земли, лежащие в пределах объектов водных ресурсов, что содержатся в местном или государственном фонде.
  • Территории, что находятся в границах особенно важных культурных объектов, входящие в культурно-историческое наследственное богатство людей (археолого-исторические заказники и подобные формирования и те, что внесены в перечни мирового человеческого наследия).
  • Та земля, что не упомянута в п. 4-ом статьи двадцать семь, но представлена для оборонительных потребностей страны, а также для ее безопасности, дел таможни, военных, нужд и та, что находится внутри рубежей неограниченных в доступе админ. образований (имеются в виду именно территории).
  • Места и местности, представленные правительством для налаживания связи, инфраструктуры космических исследований и полетов, находящиеся и занятые для нужд гидротехнических сооружений.
  • Земли, занятые под производством ядовитых и наркотических веществ.
  • Территории, которые загрязнены ядами, ядохимикатами, веществом, проявляющим радиоактивность либо веществом, которое подверглось радиоактивному загрязнению, биоактивному гниению и биологическому загрязнению. Последняя категория относится именно к понятию деградации земель. Это их обеднение с точки зрения содержания нужных для веществ, организмов (микроорганизмов), соединений и так далее.
  • Те земли, что отведены под нужды муниципалитете или государства.
  • Участки, которые находятся в 1-ой, а также во 2-ой санитарных зонах водных охраняемых территорий, то есть используемых для питья. Они охраняются для препятствия загрязнения самой нужной жидкости в мире и, как следствия, отравления жителей.
  • Земля, предназначенная для связи, в том числе для связи с помощью транспорта. Также к этой подкатегории относят порты моря и реки, либо иного водоема, аэродромы и их вокзалы, сооружение для навигации и аэропорты, сооружения для судоходства, международные транспортные терминалы.

Из всего вышесказанного выходит, что земельные участки ограниченные в обороте – это участки, используемые не для общественных нужд. Они могут стать таковыми, если выполняются такие условия: участок находится в муниципалитете или госсобственности и его значение (целевое использование) определено законом (государством).

Принцип разделения земель

По статье седьмой из Земельного Кодекса принципы разделения земли основываются прежде всего на их назначении или, как говорят, целевом назначении. По способам использования той или другой территории, она может быть отнесена к одной из специальных категорий.

Назначение земель

Следуя вышесказанному, правовой режим определяют для каждой земли (участка), руководствуясь принадлежностью к одному из видов допустимого или неразрешенного использования.

Назначение по целям использования может быть таким:

  • Для с/х.
  • Земли города, села и так далее.
  • Территория, где стоят заводы и другие промышленные предприятия.
  • Земли, которые находятся под организациями энергетической сферы.
  • Территория транспорта и транспортных организаций.
  • Земля для вещания (радио– и теле-).
  • Территория для предприятий, занятых в космической сфере.
  • Земля для обороны и обеспечения безопасной жизни людей.
  • Территории другого спец.назначения.
  • Лес.
  • Земли, специально охраняемые государством.
  • Водные ресурсы.
  • Земля, относящаяся к запасу.

К сожалению, столь четкое подразделение территорий по разным категориям земель из-за несовершенства законодательной базы и противоречия между собой норм, на практике не всегда работает. Увидеть картину в общем можно на простом примере.

Допустим, одному государственному предприятию дали в распоряжение два типа земель: сельскохозяйственные и земли населенных пунктов. Далее события развивались следующим образом.

Указанная государственная организация была внесена в Свод, содержащий информацию об особо важных и ценных объектах страны, относящихся к культурно-историческому наследию страны. Теперь возникает следующий вопрос: нужно ли ограничивать в обороте эти участки?

Здесь есть два противоположных варианта ответа и все они следуют из Земельного Кодекса:

  • Первый – да, нужно, так как пункты четвертый и пятый двадцать седьмой статьи говорит о том, что территории, занятые (находящиеся) под объектами, описанными выше, относят к тем, что в обороте ограничены.
  • Второй – нет, не нужно, так как, согласно девяносто девятому разделу, земля “наследия” относится к исторической категории территорий (или культурной). Далее, такие территории относятся по статье девяносто четвертой к отдельной категории и вместе с этим они автоматически являются ограниченными для оборота.

Вот тут и кроется противоречие: как земли, изначально позиционируемые, например, как сельскохозяйственные, могут быть отнесены к совершенно иной категории? Благо, что именно такой случай с переопределением категории, к которой относятся те или иные территории, может быть урегулирован пунктом десятым статьи восемьдесят пятой.

Там говорится о том, что в пределах населенных пунктов могут наступать изменения в категории земель и они могут переходить в иные категории, если они имеют особое природоохранное значение, а также научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное либо иное, особо ценное значение.

Получается, что в данном конкретном примере вопрос решается обращением к этой статье и изменением на законных, легитимных основаниях статуса земель. А значит, эти населенные земли можно ограничивать в обороте.

Единственное, что останется не решенным – это вопрос с сельскохозяйственными землями, которые также были отведены государственному предприятию.

Для решения данного вопроса нужно следовать общей логике земельного законодательства. Что представляет собой представленная категория территорий?

Сельскохозяйственные земли – это сельскохозяйственные угодья, включающие хозяйственные дороги, лесные насаждения, призванные защищать от антропогенных и иных вредных факторов, коммуникации, водные объекты, а также помещения и другие объекты, использующиеся для хранения, первичной обработки производимой сельскохозяйственной продукции.

К таким угодьям относятся сенокосы, пашни, залежи, пастбища, земли с дорогами, коммуникациями и лесными насаждениями, если они являются неотъемлемой частью процесса производства сектора сельского хозяйства. На первый взгляд такие территории не могут иметь культурное, историческое значение, кроме случая обнаружения древней цивилизации в недрах.

Значит, следуя логике земельных законов, такие земли не ограничиваются в обороте. Следуя принципу целевого назначения, также эти территории не должны менять своего статуса.

Еще один пример несоответствия правовых свобод и обязанностей (относящихся к земле) друг другу. Если в городе расположен объект, который имеет прямое отношение к оборонной промышленности, к какому виду земель его нужно отнести?

С первого взгляда – это промышленная земля, а со второго – территория, занятая под пункт постоянного проживания людей. Опять нестыковка – ведь пределы последнего не должны перетекать, соединятся либо обоюдно переплетаться с границами населенных земель, объединенных общим названием и официально зарегистрированных, как населенные пункты, отведенные в пользование населению России или юр.лицам.

Еще одним принципом разделения территорий по категориям является обязательное ограничение в обороте тех участков, которые заняты обороной государства, ее обеспечением, а также участки, отведенные для таможенных нужд. Перечень тех объектов, которые попадают под такое описание характеристик, обновляется периодически для внесения корректив.

Чем определяются ограничение оборота участков

Земли сельхозназначения

Земельные участки ограниченные в обороте определяются их оборотоспособностью.

Что это за юридическое понятие?

Источник: https://vyborprava.com/zemlja/zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote.html

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Об отнесении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России учреждениям, к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота

Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами:

    1. ограничение оборота земельных участков по объекту (ст. 27 ЗК РФ – перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков);
    2. ограничение оборота по субъектам;
    3. установление особого порядка совершения сделки.

Ограничение оборота земельных участков по объекту

Ограничение оборота земельных участков по объекту установлено ст. 27 ЗК РФ.

Земельные участки, изъятые из оборота:

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами (ст. 27 ЗК РФ):

    1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса);
    2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
    5. объектами организаций органов государственной охраны;
    6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
    9. воинскими и гражданскими захоронениями;
    10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

    1. в пределах особо охраняемых природных территорий;
    2. из состава земель лесного фонда;
    3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
    4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
    6. в границах закрытых административно-территориальных образований;
    7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
    8. предоставленные для нужд связи (утратил силу с 1 марта 2015 г.);
    9. занятые объектами космической инфраструктуры;
    10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
    11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
    12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
    13. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
    14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Земельные участки, изъятые из оборота, не могут

    • предоставляться в частную собственность, а также
    • быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничение оборота земельных участков по субъектам

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, не могут быть собственниками земель:

    1. сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”);
    2. особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ);
    3. приграничных территорий, перечень которых устанавливается указом Президента РФ (ст. 15 ЗК РФ).

Ст. 95 ЗК РФ устанавливает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Установление особого порядка совершения сделки с земельным участком

Например, ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” устанавливает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ogranicheniya-oborotosposobnosti-zemelnich-uchastkov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.