+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Об особенностях проведения плановой или внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя

Содержание

Внеплановая проверка

Об особенностях проведения плановой или внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя

Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ .Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!!!

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

8 917 539 39 05

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается.

Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.

20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. “а”, “б” и “г” п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении документарной проверки.

Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.

8 917 539 39 05

Источник: https://russian-opora.ru/vneplanovaya-proverka

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Об особенностях проведения плановой или внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий

Основания проведения плановых проверочных мероприятий

Формы проверочных мероприятий

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем

Периодичность проверочных мероприятий с учетом применения риск-ориентированного подхода

Срок проведения планового мероприятия не может превышать установленный законодателем

Каков максимальный срок проведения плановой проверки

Необходим ли проверочный лист при проведении планового проверочного мероприятия

Распоряжение о проведении проверочного мероприятия

Порядок проведения плановых проверочных мероприятий

Что является предметом плановой проверки ФНС предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий 

Одним из направлений работы государственных (муниципальных) органов (далее — госорганы) является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Реализуется он путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий.

Регламентирует эти правоотношения закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).

Однако, как отмечено в самом законе, не все виды государственного и муниципального контроля подпадают под его действие.

Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 указаны случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Например, налоговый контроль, таможенный контроль регламентируются отраслевым законодательством (Налоговый кодекс РФ, акты, принятые в Таможенном союзе и ЕАЭС, российские правовые акты о таможенном деле).

Далее в пп. 4, 4.1 и 4.2 этой же статьи перечислены виды государственного контроля и надзора, особенности организации и проведения которых (элементы планирования, организационные мероприятия, конкретные действия по проведению) вводятся отдельными федеральными законами. Например, законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и т. д.

На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в указанных выше пунктах, положения закона № 294 распространяются в полном объеме. 

Основания проведения плановых проверочных мероприятий 

В п. 1 ст. 9 закона № 294 очерчен круг вопросов, проверка которых входит в обязанность госорганов:

  • исполнение хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований;
  • достоверность и соответствие обязательным требованиям информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления субъектом определенного вида деятельности. 

Госорганы ежегодно планируют проведение проверочных мероприятий и размещают такие планы на своих официальных сайтах. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ, которая в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, публикует его на сайте ФГИС «Единый реестр проверок».

Законодатель закрепляет исчерпывающий перечень оснований для включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план (п. 8 ст. 9 закона № 294). Для этого должно пройти не менее 3 лет с даты:

  • государственной регистрации субъекта;
  • завершения последнего планового проверочного мероприятия в отношении субъекта;
  • начала осуществления субъектом деятельности в соответствии с уведомлением о начале ее осуществления. 

Подробно о том, как планируются проверки, — в статье План проверок контролирующих ведомств на 2018 – 2019 годы. 

Формы проверочных мероприятий 

Проверочные мероприятия, как плановые, так и внеплановые, могут проходить в форме документарных и выездных проверок (ст. 11, 12 закона № 294).

Документарная проверка осуществляется путем изучения документов, имеющихся в распоряжении госоргана, а также поступивших от проверяемого субъекта, без выезда к последнему.

Плановая выездная проверка проходит по месту нахождения (фактического функционирования) хозяйствующего субъекта. Проверяющие органы изучают:

  • документы хозяйствующего субъекта;
  • состояние используемых этим субъектом основных производственных фондов;
  • создаваемые и реализуемые им товары, выполняемые работы и услуги;
  • исполнение требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований. 

Важно! Плановые документарные и выездные проверки могут быть как взаимно дополняющими, так и самостоятельными — в форме документарной или выездной (постановление 9-го ААС от 16.01.2014 № 09АП-42619/2013). 

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем 

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294). Однако это правило содержит ряд исключений.

Так, п. 9 ст. 9 закона № 294 определяет иную периодичность плановых мероприятий — 2 и более раза в 3 года, если хозяйствующий субъект функционирует в сфере:

Источник: https://rusjurist.ru/proverki/planovaya_proverka_yuridicheskih_lic_i_individualnyh_predprinimatelej/

Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Приказ Роспотребнадзора от 24 марта 2010 года №103

Об особенностях проведения плановой или внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя

В целях единообразного применения должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

приказываю:

1.

Утвердить методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Методические рекомендации) (приложение).

2. Руководителям органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить исполнение положений Методических рекомендаций при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.

Руководитель
Г.Г.Онищенко

Приложение. Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального ..

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫприказомФедеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителейи благополучия человека

от 24 марта 2010 года N 103

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2009, N 18, ст.2140; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52 (1 ч.), ст.6441) должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее – должностные лица Роспотребнадзора либо должностные лица) при исполнении своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля (надзора).

1. Общие положения

1.

1. Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений – обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

1.

2. Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902214642

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.