+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Об особенностях применения пониженных налоговых ставок для целей налога на прибыль организаций участниками региональных инвестиционных проектов

Содержание

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Об особенностях применения пониженных налоговых ставок для целей налога на прибыль организаций участниками региональных инвестиционных проектов

С 01.01.2018 года глава 25 НК РФ пополнилась новой статьей 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет».

В соответствии с вышеуказанной статьей инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) – это сумма, израсходованная на приобретение (модернизацию) основных средств, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить начисленный к уплате налог на прибыль (авансовый платеж по данному налогу) при соблюдении определенных условий.

Срок действия статьи

Новый алгоритм налоговой экономии имеет ограниченный срок действия: налогоплательщики могут использовать инвестиционный вычет на протяжении 10 лет. С 01.01.2028 года статья 286.1 утратит силу.

Условия применения ИНВ

Применение вычета является правом, а не обязанностью налогоплательщика. При этом воспользоваться ИНВ можно только в том случае, если в регионе, в котором располагаются объекты ОС, принадлежащие организации (ее обособленному подразделению), принят соответствующий закон.

Решение об использовании данного механизма налоговой экономии в текущей деятельности юридического лица должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

При этом если организация пользуется правом на вычет, то он должен применяться ко всем объектам, удовлетворяющим условиям, установленным ст. 286.1 НК РФ и региональным законодательством.

Отказаться от ИНВ можно не раньше, чем по истечении 3 последовательных налоговых периодов. При этом власти субъекта РФ имеют право устанавливать иные сроки, в том числе длительность периода, по окончании которого можно вновь вернуться к использованию ИНВ.

Какие капитальные вложения попадают под применение вычета

ИНВ применяется по отношению к объектам основных средств,  имеющих срок полезного использования свыше 3 лет и до 20 лет включительно (3 – 7 амортизационная группа).

При этом региональные власти могут ограничивать право применения вычета в отношении определенных категорий ОС.

В сумму вычета включаются расходы текущего периода:

  • на приобретение, доставку, сборку, сооружение и прочие затраты, связанные с доведением ОС до состояния, пригодного для дальнейшей эксплуатации;
  • на модернизацию, достройку, переоснащение, реконструкцию, техническое перевооружение объекта.

Расходы на ликвидацию капвложений в сумму ИНВ не включаются.

Обратите внимание: основные средства, в отношении которых было использовано право на инвестиционный вычет, амортизации не подлежат (данное ограничение действует на ту часть первоначальной стоимости объекта, которая была сформирована за счет расходов, включенных в сумму вычета).

Например: организация применила ИНВ в отношении затрат, понесенных на модернизацию оборудования, в отношении расходов на приобретение объекта вычет использован не был.

Соответственно, ОС продолжает амортизироваться в том же порядке, который использовался до модернизации.

В свою очередь на затраты, понесенные на модернизацию объекта запрещается начислять амортизацию и применять к ним амортизационную премию.

Кто не имеет права на ИНВ

В соответствии с п. 11 ст. 286.1 НК РФ ряд организаций не имеет права на применение вычета:

  1. Иностранные компании – налоговые резиденты РФ.
  2. Участники проекта «Сколково».
  3. Компании, занятые добычей углеводородов на новом морском месторождении.
  4. Участники свободной экономической зоны.
  5. Резиденты особых экономических зон.
  6. Участники инвестиционных проектов в субъектах РФ.
  7. Резиденты свободного порта Владивосток.
  8. Участники особой зоны в Магаданской обл.

Положения ст. 286.1 также не распространяются на консолидированные группы налогоплательщиков.

Кроме того, региональные власти могут дополнительно устанавливать ограничения права на применение вычета определенными категориями организаций.

В каком периоде применяется инв

Воспользоваться вычетом можно в том налоговом периоде, в котором объект ОС был введен в эксплуатацию, или когда его первоначальная стоимость была изменена в результате проведенной реконструкции, модернизации, достройки, технического переоснащения.

Власти субъекта РФ имеют право разрешить или запретить перенос остатка ИНВ, не погашенного в текущем налоговом периоде за счет уменьшения суммы налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, на следующий год.

При этом использовать вычет, уменьшающий налог, который зачисляется в федеральный бюджет, можно только в текущем периоде, неиспользованный остаток вычета будет утерян.

Алгоритм использования вычета

В первую очередь необходимо ознакомиться с соответствующим нормативным актом регионального законодательства. Как описано выше, местные власти имеют достаточно широкие полномочия в отношении права и порядка применения ИНВ (кроме того, в ряде субъектов РФ закон в отношении ИНВ может отсутствовать, а значит воспользоваться вычетом невозможно).

Если с законодательной частью все в порядке, ваша организация по всем критериям попадает под применение ИНВ — так же как и приобретенное (модернизированное) основное средство, в учетную политику предприятия на 1 января текущего периода были внесены соответствующие дополнения, то можно приступать к расчетам.

Уменьшаем федеральную часть налога на прибыль

Сумма, на которую разрешается уменьшить налог на прибыль (аванс по НП), составляет  10% от общего размера ИНВ, но при этом она не должна превысить размер налога, подлежащего уплате в бюджет (т. е. уменьшать налог можно до 0).

Например: сумма инвестиций в ОС организации (приобретение, доставка, сборка и наладка производственной линии) за 2018 год составила 5 000 000 руб. По итогам 2018 года бухгалтер рассчитал сумму НП, подлежащего зачислению в ФБ, в размере 400 000 руб.

Сумма вычета, уменьшающая налог к уплате, составит: 5 000 000 руб. *  10 % =  500 000 руб.

Следовательно, размер федерального налога на прибыль за 2018 год, составит 0 руб. При этом неиспользованный остаток вычета в размере 100 000 руб. будет утерян.

Уменьшаем региональную часть налога на прибыль

Сумма, на которую можно уменьшить налог, составляет 90% от размера вычета.

Налог, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, понижать до нуля запрещено, поэтому НК РФ устанавливает предельно допустимую величину вычета (ПВВ), которая может применяться в текущем налоговом (отчетном) периоде.

 ПВВ = НП по ставке 17 % (до 2020 года) —НП по ставке 5% (законом субъекта может быть установлена иная ставка).

Если в соответствии с законом региона разрешается переносить неиспользованный остаток ИНВ на следующий налоговый период, то он включается в сумму вычета, уменьшающую НП в новом году.

Например: в 2018 году организация вложила в ОС (подъемно-транспортное оборудование) 20 000 000 руб. Налоговая база по НП за 2018 год составила 100 000 000 руб. Закон субъекта РФ разрешает переносить ИНВ, не использованный в текущем периоде, на последующие годы.

ПВВ = 100 000 000 руб. * 17 % — 100 000 000 руб. * 5 % = 12 000 000 руб.

Таким образом, уменьшить региональный НП по итогам 2018 года организация сможет на 12 000 000 руб. При этом неиспользованный остаток вычета в размере 8 000 000 руб. будет учтен в 2019 году или последующих налоговых периодах.

Пример применения вычета

В феврале 2018 года ООО «Лесозаготовка» приобрело и ввело в эксплуатацию автолесовоз стоимостью 2 500 000 руб. Срок полезного использования данного объекта составляет 73 месяца (4 амортизационная группа). Других инвестиционных расходов в течение 2018 года у организации не было.

В регионе по местонахождению юридического лица принят закон о применении ИНВ. Ставка налога для определения предельной величины вычета установлена в стандартном размере – 5 %. Организация исчисляет авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально.

Размер налоговой базы по НП без учета расходов на приобретение ОС составил:

  • за 1 квартал – 10 000 000 руб.
  • за полугодие – 23 000 000 руб.

Таким образом, сумма вычета, на которую можно уменьшить налог на прибыль, подлежащий перечислению в федеральный бюджет (ФНП), составит:

ИНВ по ФНП = 2 500 000 руб. * 10 % = 250 000 руб.

Сумма вычета, на которую можно уменьшить региональный налог (РНП), будет равна:

ИНВ по РПН = 2 500 000 руб. * 90 % = 2 250 000 руб.

Расчет авансового платежа по НП к уплате в бюджет за 1 кв. 2018 с учетом ИНВ

Аванс по ФНП за 1 кв. 2018 = 10 000 000 руб. * 3 % = 300 000 руб.

Уменьшаем начисленный налог на сумму вычета: 300 000 руб. – 250 000 руб. = 50 000 руб.

Соответственно, в федеральный бюджет за 1 квартал нужно перечислить авансовый платеж в размере 50 000 руб. Сумма вычета по ФНП использована целиком.

Рассчитываем предельно допустимую сумму вычета для РНП:

Аванс по РНП по стандартной ставке = 10 000 000 руб. * 17 % = 1 700 000 руб.

Аванс по РНП по ставке 5 % = 10 000 000 руб. * 5 % = 500 000 руб.

ПВВ = 1 700 000 руб. – 500 000 руб. = 1 200 000 руб.

Таким образом, сумма авансового платежа к перечислению в региональный бюджет за 1 квартал составит 500 000 руб.

Часть ИНВ, которую удалось возместить за 1 кв. 2018 года, составляет 1 200 000 руб.

Остаток ИНВ по РНП: 2 250 000 руб. – 1 200 000 руб. = 1 050 000 руб., переносится на следующий отчетный период.

Расчет авансового платежа по НП к уплате в бюджет за полугодие 2018 с учетом ИНВ

Авансовый платеж в ФБ за полугодие 2018 рассчитывается в обычном порядке:

Аванс по ФНП за полугодие 2018 = 23 000 000 руб. * 3 % — 250 000 руб. – 50 000 руб. = 390 000 руб.

Предельно допустимая величина вычета по РНП возрастет, поскольку расчет производится нарастающим итогом:

Аванс по РНП по стандартной ставке = 23 000 000 руб. * 17 % = 3 910 000 руб.

Аванс по РНП по ставке 5 % = 23 000 000 руб. * 5 % = 1 150 000 руб.

ПВВ = 3 910 000 руб. – 1 150 000 руб. = 2 760 000 руб.

Получившаяся сумма достаточна для покрытия суммы ИНВ, следовательно, вычет будет использован в полном объеме.

Аванс по РНП за полугодие 2018 = (23 000 000 руб. * 17 % — 1 200 000 руб. – 1 050 000 руб.) – 500 000 руб. = 1 160 000 руб.

Таким образом, благодаря стабильному росту прибыли в течение двух отчетных периодов ООО «Лесозаготовка» может в кратчайшие сроки возместить расходы на приобретение ОС.

Восстановление ИНВ

В случае реализации (иного выбытия) объекта ОС (кроме ликвидации), в отношении которого был применен ИНВ, если срок полезного использования данного основного средства еще не истек, организация будет обязана перечислить в бюджет часть НП, не доплаченную ранее на размер вычета, и дополнительно уплатить пени.

Размер пеней рассчитывается, начиная со дня, следующего за днем конечного срока, установленного НК РФ для уплаты налога на прибыль.

Обратите внимание: речь идет не об авансовых платежах по налогу, а о НП, подлежащему уплате в бюджет по истечении налогового периода.

Когда выгодно использовать вычет

Очевидно, что использовать инвестиционный вычет выгодно тем предприятиям, которые стабильно работают в «прибыльной зоне». В такой ситуации есть реальная возможность оперативно возместить расходы на приобретение (модернизацию) ОС.

При наличии убытка покрыть потраченные на капвложения средства за счет налога на прибыль невозможно, а поскольку в учетной политике будет закреплено применение ИНВ, включить эти затраты в состав налогооблагаемой базы также не удастся.

Следовательно, если в организации расходы приблизительно равны доходам или регулярно превышают их, применение вычета нецелесообразно.

Список источников

1. Статья 286.1 НК РФ. Инвестиционный налоговый вычет.

2. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 28.04.2018) «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

3. Подпункт 9 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Амортизируемое имущество.

4. Статья 105.14 НК РФ. Контролируемые сделки.

Источник: https://pra-vo.com/investicionnyj-nalogovyj-vychet-po-nalogu-na-pribyl.html

Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Об особенностях применения пониженных налоговых ставок для целей налога на прибыль организаций участниками региональных инвестиционных проектов

05.12.2019

Согласно текущему законодательству региональным инвестиционным проектом (РИП) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

 В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

  1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:
  • исключительно на территории одного из субъектов РФ, утвержденных в НК РФ (в т.ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  • на территории другого субъекта, имеющего соответствующую нормативно-правовую базу
  1. Объем капвложений и сроки:

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

или

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

или

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

  1. Каждый региональный проект реализуется единственным участником
  2. Инструмент РИП рассчитан в первую очередь на создание новых производств – для применения налоговых льгот 90% доходов организации должно быть получено от реализации проекта (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

Наличие регионального законодательства, полномочия субъектов

Для возможности реализации инструмента РИП требуется наличие соответствующей региональной нормативно-правовой базы, включающей в себя порядок принятия решений о включении организации в реестр участников РИП и предусмотренные для участников налоговые льготы.

Степень развитости инвестиционного законодательства в регионах, а также скорость принятия соответствующих НПА по факту выхода той или иной федеральной меры поддержки, непосредственно связанной с инвестиционной активностью, на сегодняшний день недостаточны. Так, помимо 14 регионов, поименованных в НК РФ, соответствующее законодательство предусмотрено только в 17 субъектах РФ. Данное обстоятельство снижает общую инвестиционную привлекательность России и отдельных регионов в частности.

На сегодняшний день, по инициативе инвесторов и при содействии ПКР ведется разработка законодательства в Курганской и Ленинградской областях.

Важно отметить, что помимо требований, перечисленных в НК РФ, законодательство субъектов РФ может устанавливать дополнительные требования: повышать минимальный объем капиталовложений, а также вводить дополнительные ограничения для участников, такие как: соответствие критерию бюджетной эффективности (Пензенская область), создание новых рабочих мест (Удмуртская республика), поддержание определенного среднемесячного уровня заработной платы (Владимирская область) и др. Наделение субъектов полномочиями устанавливать дополнительные требования негативно отражается на инвестиционной привлекательности, так как не позволяет в полной мере осуществлять меры поддержки инвестиционной деятельности, установленные на федеральном уровне.

Срок осуществления капвложений в рамках РИП

Касательно сроков осуществления капитальных вложений имеется неопределенность в части практического применения.

Законодатель четко разграничил период осуществления инвестиций, а также не определил, что именно является фактом осуществления инвестиций.

Так, например, в случае, если фактом осуществления инвестиций считается осуществленная оплата (например, дата платежного поручения), а объем капвложений по проекту менее 500 млн руб., то ситуация может выглядеть следующим образом: 

Таким образом, часть платежей – со дня включения организации в реестр – может быть включена в капитальные затраты РИПа, другая часть платежей – остается за рамками проекта.

Тем не менее, законодатель предписывает обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по проекту (п. 1 ст. 288.

2 НК РФ), однако, не ясно, каким образом должно выполняться данное условие, в случае, если только часть платежей включена в проект.

Предпочтительнее было бы включать в проект инвестиции, осуществленные в течение любых 3 (5) лет подряд, но не ранее 1 января 2016 года.

Доходы в рамках РИП должны составлять более 90% всех доходов

Новые инвестиционные проекты, также нуждающиеся в господдержке, чаще всего реализуются на базе действующих предприятий.

В первую очередь, данное обстоятельство обусловлено большей вероятностью привлечения финансирования, соответствующим опытом производства, имеющимися компетенциями и знанием относительно схожих рынков сбыта, узнаваемостью бренда.

Кроме того, часто для целей функционирования бизнеса создается несколько компаний – компании – балансодержатели, компании – торговые дома, производственные компании.

Таким образом, требование о том, что участник РИП (а каждый РИП реализуется единственным участником, ст. 25.

8 НК РФ) вправе применять налоговые льготы при условии, что доходы от реализации в рамках РИП составляют не менее 90% всех доходов организации, существенно ограничивает возможность применения данного инструмента при осуществлении технического перевооружения, модернизации или расширении производства (несмотря на это, ст. 25.

8 НК РФ предусматривает при определении объема капвложений учитывать затраты на техническое перевооружение, реконструкцию зданий, модернизацию основных средств). Кроме того, в связи с вступлением в силу 302-ФЗ от 03.08.2018 г.

, который упраздняет полномочия субъектов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций за исключением случаев, поименованных в главе 25 НК РФ, законодатель четко устанавливает налоговые меры поддержки только в части создания новых производств, регионы впредь не смогут активно поддерживать модернизацию или расширение производств.

В этой связи, логичнее было бы применять налоговые льготы в отношении прибыли, образующейся в результате реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту.

Налог на прибыль для участников РИП

Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
  • для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% – в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
  • для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.

Наиболее часто устанавливаемый регионами срок предполагает окончание действия налоговой льготы в период, когда сумма экономии по налогу на прибыль достигнет объема капитальных вложений.

Однако некоторые регионы предполагают другой порядок определения: достижение суммы экономии по налогу на прибыль в размере 50% от объема капитальных вложений (Орловская область), включение в расчет экономии льготы по налогу на имущество (Московская область) или установление дополнительных ограничений – не более 5 лет (Мурманская область).

Налог на имущество для участников РИП

Налоговый кодекс не предусматривает льготы по налогу на имущество, однако субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать их по общему правилу. Так, например, Удмуртская Республика освобождает от налога участников РИП на срок до 10 лет.

Включение налоговой льготы по налогу на имущество в рамки РИП видится логичным, так как инвестору не приходится обращаться с одним и тем же инвестиционным проектом по различным направлениям мер господдержки (налоговые льготы по налогу на имущество для инвесторов широко распространены во многих регионах).

Сроки применения налоговых льгот для участников РИП

Важным отличием РИП от других местных мер поддержки инвесторов заключается в том, что инструмент описан в НК РФ и на него не распространяется действие 302-ФЗ, ограничивающего возможные сроки применения льготы по налогу на прибыль 2022 годом, однако налогоплательщики, вложившие менее 500 млн руб., утратят льготу по налогу на прибыль 1 января 2027 года, а вложившее 500 млн руб. и более – 1 января 2029 года.

Сравнительная таблица по имеющимся в 21 субъекте РФ льготам, предоставляемым участникам РИП

РЕГИОН

Ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в региональный бюджет

Срок применения льготной ставки по налогу на прибыль

Ставка по налогу на имущество в рамках РИП

Срок применения льготной ставки по налогу на имущество

Дополнительные критерии

Астраханская область

минус 1,5 %

3 года от 50 млн, 5 лет от 500 млн

нет

нет

Республика Башкортостан

10%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

Белгородская область

14%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

Владимирская область

10%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

Волгоградская область

10%

экономия до 100% объема капвложений, но не более 10 лет

нет

нет

 –

Калужская область

13,50%

экономия до 100% объема капвложений

0%

до 3х лет

 –

Республика Карелия

10% – первые 5 лет, 13.5% – последующие 5 лет

10 лет

 – – –

Курганская область

10%

экономия до 50% кап. вложений

нет

нет

Москва

10%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

 –

Московская область

10%

экономия до 100% объема капвложений

0% – 4 года, 1,1% -5-7 годы

7 лет

ставка по НИО 1,1% только для проектов свыше 500 млн

Мурманская область

10%

экономия до 100% объема капвложений, но не более 3 лет от 50 млн, 5 лет от 500 млн

 – – –

Ненецкий автономный округ

10%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

 –

Новосибирская область

10%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

 –

Омская область

10%

экономия до 100% объема капвложений

1,10%

5 лет

 –

Орловская область

10%

экономия до 50%/100% объема капвложений

нет

нет

50% – для тех кто после 2025 года

Пензенская область

10%

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

 –

Ставропольский край

 -8 (7) проц. пункта

экономия до 100% объема капвложений

нет

нет

 –

Удмуртская Республика

10%

экономия до 100% объема капвложений

0%

на срок окупаемости, но не более 10 лет

 –

Челябинская область

10%

экономия до 100 %, но не позднее 2028 года

0%

3 года подряд, но не позднее 2028 года , 5 лет подряд – для кап вложений до 500 млн, но не позднее 2028 года для кап вложений от 500 млн

 –

Ямало-Ненецкий автономный округ

10%

экономия до 100% объёма капитальных вложений, но не более 5 лет подряд

нет

нет

 –

Ярославская область

10%

5 лет

нет

нет

 –

Авторы:

  • Екатерина Веселова, руководитель проектов отдела корпоративных финансов
  • Александра Васильева, специалист отдела корпоративных финансов

Источник: https://PrCS.ru/praktika/status-uchastnika-regionalnyj-investproekt/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.