+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Об обновлении кредитными организациями идентификационных сведений о клиенте при проведении операций по списанию комиссии

Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков

Об обновлении кредитными организациями идентификационных сведений о клиенте при проведении операций по списанию комиссии

Открытие и использование расчетного счета юридического лица связаны, помимо прочего, с соблюдением норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – «Закон 115-ФЗ»).

Закон 115-ФЗ предусматривает возможность приостановления банками операций клиентов или отказа в их проведении, а в некоторых случаях и блокирования (замораживания) их банковских счетов. Кроме того, клиенты часто сталкиваются с такими мерами, как ограничение использования системы «банк-клиент», а иногда и с отказом в обслуживании (в заключении договора банковского счета).

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Ограничения, о которых пойдет речь, могут быть применены банком в случае выявления «сомнительных операций» (их критерии устанавливаются Центральным банком РФ и Росфинмониторингом) либо «операций, подлежащих обязательному контролю» (их перечень установлен Законом № 115-ФЗ).

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • зачисление/перевод на счет денежных средств, предоставление/получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является резидент государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся через банк, зарегистрированный в таком государстве. В настоящее время к таким государствам относятся Иран и КНДР (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361);
  • зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации.

Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений – подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

Какие операции считаются «сомнительными»?

Сомнительные операции – это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).

Сомнительные операции» – чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.

Источник: https://www.gestion.ru/news/gestion/otkaz-v-provedenii-operatsiy-rossiyskikh-bankov/

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения – Почта Банк

Об обновлении кредитными организациями идентификационных сведений о клиенте при проведении операций по списанию комиссии

В целях реализации программы идентификации, руководствуясь Договором банковского счета, а также Статьей 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Банк обязан не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений, обновлять информацию о Клиентах, их Представителях, Выгодоприобретателях и Бенефициарных владельцах.

При этом на всех Клиентов согласно п. 14 Статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» возложена обязанность по предоставлению, информации, необходимой для исполнения Банком требований указанного Федерального закона, включая информацию о своих Выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и Бенефициарных владельцах.

Уведомление от Банка о необходимости обновления сведений может быть направлено посредством СМС-сообщения, ДБО, электронного письма, почтового отправления.

Обращаем Ваше внимание на необходимость самостоятельного предоставления в Банк документов и сведений при изменении идентификационных данных в течение 5 календарных дней с даты возникновения события.

Представитель Клиента

Представитель Клиента — лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет Клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) Клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия Клиента. Бенефициарным владельцем Клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что Бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

При этом юридические лица согласно статье 6.1 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обязаны располагать информацией о своих Бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих Бенефициарных владельцев идентификационных сведений.

Сведения о своих бенефициарных владельцах юридическое лицо обязано обновлять не реже одного раза в год и документально фиксировать полученную информацию.

Выгодоприобретатель

Выгодоприобретатель — лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует Клиент.

Выгодоприобретателем является:

  • по платежу за 3-е лицо — третье лицо, указанное в назначении платежа или в дополнительных реквизитах (за кого осуществляется платеж)
  • по договору банковского вклада — третье лицо (в пользу которого открывается вклад)
  • по договору поручения — Доверитель
  • по договору комиссии — Комитент
  • по агентскому договору — Принципал
  • по договору доверительного управления — лицо (в пользу которого заключается договор)
  • по договору страхования — лицо (в пользу которого заключается договор страхования)

Обновления идентификационных сведений физического лица — Клиента Банка

При изменении идентификационных данных, предоставленных в Банк при открытии счета (изменении ФИО, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, изменении адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, контактной информации (номер телефона/факса, адрес электронной почты, почтовый адрес др.), Клиенту необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратиться в ближайшее отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения и документы.

При изменении идентификационных сведений лица, являющегося Представителем Клиента и/или изменении наименования, даты выдачи, срока действия, номера документа, подтверждающего наличие у лица полномочий Представителя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк информацию и документы, подтверждающие данные изменения. При появлении (смене) Бенефициарного владельца и/или Выгодоприобретателя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк идентификационные сведения и подтверждающие документы о Бенефициарном владельце, Выгодоприобретателе.

Обновления идентификационных сведений Индивидуального предпринимателя и юридического лица — Клиента Банка (далее — ЮЛ/ИП)

При изменении идентификационных данных ЮЛ/ИП, предоставленных Клиентом при начале деловых отношений с Банком или предыдущем обновлении сведений, а также физического лица, являющегося Представителем, учредителем (участником)/ Бенефициарным владельцем Клиента/ Выгодоприобретателем (при наличии) Представителю ЮЛ/ИП необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратится в ближайшее(ий) отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения на основании опросного листа и подтверждающие документы.

Идентификационные данные:

  • В целях идентификации (обновления сведений) об индивидуальном предпринимателе и частнопрактикующем лице (например, адвокате, нотариусе, арбитражном управляющем) необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:

    1. сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер паспорта, дата выдачи, место выдачи, код подразделения), место рождения, дату рождения физического лица;
    2. сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
    3. сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
    5. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    6. сведения (документы) о финансовом положении;
    7. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества индивидуального предпринимателя;
    8. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) индивидуального предпринимателя (при наличии).
  • В целях идентификации (обновления сведений) о юридическом лице, кроме кредитных организаций, необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:

    1. Наименование (полное);
    2. организационно-правовая форма;
    3. адрес юридического лица;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности (при необходимости);
    5. сведения об органах юридического лица;
    6. сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества;
    7. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    8. сведения (документы) о финансовом положении;
    9. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества юридического лица;
    10. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) юридического лица;
    11. сведения о наличии у юридического лица статуса хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса в безопасности РФ, а также не является ли Клиент обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем организаций и обществ, указанных в статье 1 Федерального закона № 213-ФЗ.

Документы и сведения, направляемые в Банк, на основании которых осуществляется идентификация Клиента, Представителя Клиента, Выгодоприобретателя, Бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).

При непредоставлении Клиентом обновленных идентификационных данных и подтверждающих документов, Банк вправе приостановить работу Клиента в системе ДБО, а также вправе реализовать полномочия, определенные п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.

2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а именно, отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции до получения необходимых документов (информации).

Источник: https://www.PochtaBank.ru/about/podft

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.