+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О заверении налоговым органом справки 2-НДФЛ, выданной резиденту иностранного государства для представления в налоговый орган иностранного государства

Содержание

Налоговый резидент в РФ в 2021 году: кто такой и что означает

О заверении налоговым органом справки 2-НДФЛ, выданной резиденту иностранного государства для представления в налоговый орган иностранного государства

Статус налогового резидента – критерий, определяющий принадлежность субъекта налогообложения к экономической системе определенного государства. Статус обуславливает права и обязанности налогоплательщиков, а также предупреждает возникновение случаев двойного налогообложения.

Общая характеристика понятия

Налоговый резидент Российской Федерации – физическое, либо юридическое лицо, подлежащее налогообложению в пределах РФ на основании установленных законом признаков.

Согласно положениям Налогового кодекса, резидентство РФ присваивается:

  1. Физ. лицам, находящимся в пределах РФ не менее полугода (суммарно 183 дня в течение 1 года);
  2. Юр. лицам, относящимся к налоговой системе РФ по установленным признакам.

Условия признания физ. лиц

Согласно законодательству РФ, условие признания физ. лица налоговым резидентом РФ – проживание на территории РФ в течение вышеозначенного срока. Гражданам РФ рассматриваемый статус присваивается автоматически (если не доказано обратное).

Иностранцы же (как граждане, так и апатриды) по умолчанию считаются нерезидентами – но лишь при условии отсутствия доказательств соответствия вышеозначенному критерию. Наличие ВНЖ не считается достаточным основанием для присвоения статуса.

Вышеозначенный срок пребывания не обязательно должен быть непрерывным. Однако данный срок не должен прерываться выездами за рубеж с целями обучения и/или лечения, либо работы на добыче нефтепродуктов, на морских месторождениях.Следующие ситуации не являются поводами для перевода физ.

лица в категорию нерезидентов:

  • Отсутствие в России в связи с исполнением трудовых контрактных обязательств;
  • Несение воинской, либо государственной гражданской службы за рубежом;
  • Иные обстоятельства, установленные требованиями действующих международных договоров, определяющих порядок присвоения и аннулирования рассматриваемого статуса.

Условия признания юрлиц

Основной критерий признания юрлица резидентом РФ – принадлежность к российской налоговой системе, т.е. состояние юрлица на учете в ФНС РФ, а также своевременное исполнение своих налоговых обязательств.

Принадлежность же юрлица к означенной системе обуславливается территориальным принципом, т.е. местами:

  1. Регистрации организации;
  2. Расположения управляющего органа (например, центрального офиса);
  3. Осуществления целевой деятельности.

Т.о.

, налоговыми резидентами РФ являются:

  • Все организации, зарегистрированные на территории РФ;
  • Иностранные организации, фактически управляемые из РФ;
  • Организации, зарегистрированные вне РФ, но считающиеся налоговыми резидентами РФ на основании требований международных договоров.

Правовое регулирование

Среди НПА, регламентирующих налоговое резидентство РФ (условия присвоения и отзыва, права и обязанности физ- и юрлиц, относящихся к данной категории) выделяются:

Отличия статусов резидентов и нерезидентов РФ

Ключевые различия данных статусов заключаются в:

  • Размерах ставок налогов на доход и прибыль (для физ- и юрлиц соответственно);
  • Перечне объектов налогообложения;
  • Порядке определения налоговой базы;
  • Возможности предоставления налоговых вычетов;
  • Порядке исчисления налога на доход или прибыль.

Размеры ставок

Для резидентов (физ- и юрлиц) ставка ограничена значениями в 13 и 20 % соответственно. Для нерезидентов обеих означенных категорий значение ставки составляет 30 %. Однако в отдельных случаях для нерезидентов размер ставки может снизиться.

Условиями для этого являются:

  1. Принадлежность к определенной категории налогоплательщиков, среди которых: члены экипажей морских судов, переселенцы, беженцы, работники по трудовому патенту, обладатели статуса ВКС, граждане ЕАЭС.

    Значение НДФЛ для означенных лиц составляет 13 %;

  2. Осуществление инвестиционной деятельности. Налоговая ставка на доход, полученный в результате вложения средств в российские организации, может быть понижена до 15 %.

Объекты налогообложения

Резиденты обязаны декларировать и уплачивать налоги на все доходы, в т.ч. поступившие из-за границы. Объект налогообложения для нерезидентов – только доходы, полученные в РФ.

Налоговая база

Для резидентов налоговая база исчисляется нарастающим итогом с последовательным ежемесячным начислением по всем полученным доходам. Для нерезидентов – определяется лишь суммой доходов, полученных за прошедший месяц.

Предоставление вычетов

Резидентам, при условии наличия на то законодательно установленных оснований, может быть предоставлен определенный налоговый вычет. Для нерезидентов данная возможность отсутствует.

Порядок исчисления

Для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала календарного года, с нарастанием общего итога по результатам каждого прошедшего месяца. Для нерезидентов данная сумма рассчитывается по каждой отдельной сумме полученного дохода.

Варианты подтверждения статуса

Согласно тексту вышеупомянутого Приказа ФНС, статус налогового резидента РФ подтверждается соответствующим документом (форма КНД 1120008), выдаваемым уполномоченным подразделением ФНС по запросу налогоплательщика.

Форма КНД 1120008

Скачать форму КНД 1120008.

Данный документ охватывает годичный налоговый период, либо предшествовавший обращению заявителя, либо – текущий календарный год. В последнем случае подавать запрос на выдачу подтверждения следует не ранее, чем 03.07 текущего года.Т.о.

, согласно вышеозначенному Приказу, процедура получения подтверждения включает следующие этапы:

  1. Составление заявления на предоставление подтверждения налогового статуса просителя (будь то физ- или юрлицо);
  2. Направление означенного заявления налогоплательщиком, либо его законным представителем в адрес уполномоченного органа;
  3. Получение заявителем подтверждения наличия (либо справки об отсутствии) статуса по итогам рассмотрения уполномоченным органом полученного запроса.

Предельный срок рассмотрения подобных заявлений – 40 календарных дней с момента получения в ФНС. Подтверждение выдается по каждому задекларированному источнику дохода и/или объекту имущества. Форма подтверждения – бумажный, либо электронный документ.

Подтверждение (либо справка об отсутствии) рассматриваемого статуса направляется заявителю по почте или через интернет. Желаемый способ доставки указывается в заявлении.

Варианты подтверждения

Первый возможный вариант получения рассматриваемого подтверждения – подача прошения (форма 1111048) в адрес территориального отделения ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Если подтверждение требуется за текущий год, заявителю достаточно подать лишь прошение – лично, либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Форма 1111048

Скачать бланк заявления.

Бланк заполняется от руки печатными буквами, сведения приводятся в соответствии с экономическим статусом налогоплательщика (ИП, физ- или юрлицо) и подтверждающими это документами.

Если действие подтверждения должно охватывать период ранее трех лет, предшествовавших текущему (на момент подачи) году, то заявление также должно укомплектовываться иными документами (точный перечень зависит от конкретной ситуации, требующей наличия формы КНД 1120008):

  • Для юрлиц и ИП: банковские выписки и погашенные платежные поручения, копии налоговых деклараций, мемориальные ордера, регистры налогового учета, либо иные документы (в т.ч. устанавливающие необходимость получения рассматриваемого подтверждения);
  • Для физ. лиц: копии деклараций (по форме 3-НДФЛ) с отметками ФНС, либо иных документов, подтверждающих факты уплаты налогов по иным финансовым операциям, осуществленным за учетный период.

Второй возможный вариант – направление запроса через интернет. С начала 2021 года налогоплательщик может запросить подтверждение собственного налогового статуса онлайн – через сайт service.nalog.ru.

  1. Зарегистрироваться на данном сайте (можно создать новую учетную запись, использовать уже имеющиеся аккаунты сайтов ФНС или Госуслуги, либо электронную подпись) и заполнить профиль пользователя;
  2. Заполнить электронную форму предоставления подтверждения, аналогичную означенной выше (в данном случае отправка каких-либо дополнительных документов заявителем не требуется);
  3. Зарегистрировать и отправить запрос.

Заявитель может отслеживать статус обработки запроса. Результат может быть направлен заявителю как в электронном виде (документ в формате PDF), так и на бумажном носителе. Общий порядок рассмотрения запроса и направления заявителю подтверждения полностью аналогичен вышеозначенному.

Пример изменения условий налогообложения после изменения статуса

  • Оклад сотрудника – 20 тыс. руб.;
  • С 01.01 по 31.07 отчетного года сотрудник не являлся налоговым резидентом (следовательно, ставка НДФЛ за данный период – 30 %):
  • С 01.08 сотрудник получил статус резидента (что означает снижение ставки до 13 %).

Т.о., за семимесячный период суммарный доход сотрудника – 140 тыс. руб. При этом суммарный налог с его дохода – 42 тыс. руб.

(140 × 30 %).

После получения сотрудником статуса резидента налог, вычтенный работодателем за означенный семимесячный период, подлежит пересчету (поскольку для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала года и с нарастанием общего итога).

По новой ставке суммарный размер налога составит 18,2 тыс. руб. (140 × 13 %). Следовательно, налоговая переплата за означенный период составляет 23,8 тыс. руб. (42 – 18,2).

Часть компенсации переплаты может быть перечислена работодателем в счет уплаты последующих налоговых платежей за оставшиеся 5 месяцев (с 01.08 по 31.12, при этом сумма налога – 13 тыс. руб.). Остаток же по переплате составит 10,8 тыс. руб. (23,8 – 13), получить которые сотрудник сможет обратившись в территориальное отделение ФНС с соответствующими подтверждающими документами.

Наличие, равно как и отсутствие статуса налогового резидента РФ имеет для налогоплательщика как положительные, так и отрицательные стороны. Однако состояние в данном статусе поможет избежать многих нежелательных ситуаций, связанных с уплатой налогов на доход.

Источник: https://migrantvisa.ru/russia/migraciya/nalogovyj-rezident/

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

О заверении налоговым органом справки 2-НДФЛ, выданной резиденту иностранного государства для представления в налоговый орган иностранного государства

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял – кто такие налоговые нерезиденты и как это определить – ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия “налоговый резидент”, ни понятия “налоговй нерезидент”

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос – к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: “Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев” к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное – нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

  • налоговый резидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;
  • налоговый нерезидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2021 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий – время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. – гражданство) никакого значения не имеют.

При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ.

лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;
  • обучения;
  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество – квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) – 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса “налоговый резидент – нерезидент” или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание “не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев”?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);
  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться – в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);
  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalogoviy-rezident-nerezident.html

Зарубежный доход – декларирование, уплата налога

О заверении налоговым органом справки 2-НДФЛ, выданной резиденту иностранного государства для представления в налоговый орган иностранного государства

Илья Назаров, партнер

Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2021 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией за 2021-й год. Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию.

Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным. В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

Зарубежный доход — основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е.

лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Какую сумму налога необходимо доплатить в России

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое может происходить при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости, выплате заработной платы и т.п.

) и с этим государством у России имеется соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения (Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке, с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено). Если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13%, то в РФ необходимо будет доплатить до 13%.

Какие документы необходимо прикложить в качестве подтверждения уплаты налога за границей

В соответствии с п.3 ст.232 НК РФ в качестве подтверждения уплаты налога за пределами РФ к декларации 3-НДФЛ необходимо приложить любой из следующих документов (нотариально удостоверенный перевод на русский язык без апостиля):

  • документ, подтверждающий сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданный (заверенный) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В таком документе должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве (для данный целей подойдет, например, справка из местного налогового органа, в которой было бы указано, что Вы за такой-то отчетный период получили определенную сумму дохода, с которой был удержан налог в таком-то размере);
  • копия налоговой декларации, представленной в иностранном государстве вместе с копией платежного документа об уплате налога;
  • если налог был удержан у источника выплаты дохода налоговым агентом (например в случае с заработной платой от работы по трудовому договору) — необходим документ, выданный таким налоговым агентом, в котором содержались бы сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве;

При этом, суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, могут быть заявлены в декларациях 3-НДФЛ в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы — п.2 ст.232 НК РФ.

Какие расходы возможно принимать к вычету при определении базы по НДФЛ

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д.

Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов).

Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Необходимо ли подавать декларацию 3-НДФЛ, если сумма удержанного за границей налога — больше 13%

Налоговая рассматривает возможность зачета зарубежного налога как ПРАВО налогоплательщика, для реализации которого налогоплательщик в обязательном порядке должен задекларировать полученный за рубежом доход и сумму удержанного там налога (с приложением подтверждающих документов) в декларации 3-НДФЛ даже если сумма налога превышает 13%. Если не задекларировать доход и налог, то существует большой риск того, что налоговая откажет в праве на зачет зарубежного налога и обяжет уплатить в России 13%.

Как я писал выше, место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами.

Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр.

, с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Источник: https://gidprava.ru/accounting/2021/01/08/foreign-income/

EY Tax Messenger

О заверении налоговым органом справки 2-НДФЛ, выданной резиденту иностранного государства для представления в налоговый орган иностранного государства

View this page in English 

Загрузить в формате PDF

Авторы: Владимир Желтоногов, Александр Чувилин, Наталия Аверина
1 февраля 2021 г

19 декабря 2021 г. Минфин России опубликовал Письмо № 03-08-05/92537 (далее – «Письмо»), разъясняющее некоторые аспекты подтверждения статуса налогового резидентства, а также статуса фактического получателя дохода иностранного получателя доходов из источников в России для целей применения пониженных ставок российского налога у источника.

Наиболее интересным аспектом письма является подтверждение того, что российский налоговый агент несет ответственность за некорректное удержание налога в том числе в случае если резидентство получателя дохода изменилось после предоставления сертификата налогового резидентства налоговому агенту.

В Письме рассматриваются два аспекта документального подтверждения права на применение пониженных ставок по налогу у источника в РФ к выплатам дохода в пользу иностранных организаций:

  1. документы, подтверждающие налоговое резидентство иностранного получателя дохода;
  2. документы, подтверждающие наличие у иностранного получателя дохода фактического права на такой доход.

Налоговое резидентство
В отношении подтверждения налогового резидентства Минфин в рассматриваемом Письме подтвердил уже закрепившийся в практике подход, согласно которому:

  • для подтверждения иностранного налогового резидентства необходимо использовать документы, выданные компетентными органами соответствующего иностранного государства по форме, установленной законодательством такого государства;
  • если сертификат налогового резидентства предусматривает период его действия, то резидентство считается подтвержденным в отношении указанного периода;
  • если сертификат налогового резидентства не содержит указания на срок действия, то резидентство считается подтвержденным в отношении календарного года, в котором был выдан сертификат.

При этом, Минфин подчеркнул, что в случае, если налоговый агент удержал налог по пониженной ставке на основании полученного сертификата налогового резидентства, но при этом налоговое резидентство получателя дохода изменилось после получения сертификата, налоговый агент будет нести ответственность за некорректное удержание налога у источника. 

Данный риск наиболее актуален для российских компаний, которые применяют пониженные ставки налога у источника к выплатам в пользу независимых иностранных лиц на основании сертификатов резидентства, предоставленных в начале года и не имеют возможности проконтролировать изменение налогового резидентства получателя в течение года.

В целях управления данным риском, российские организации могут рассмотреть возможность включения в договоры с иностранными независимыми получателями дохода:

  • гарантий и заверений о налоговом резидентстве получателя дохода;
  • обязанности по своевременному информированию об изменении налогового резидентства получателя дохода;
  • механизм компенсации убытков, понесенных российской организацией в случае доначисления налогов в результате проверки российской компании.

Фактическое право на доход
В отношении порядка подтверждения фактического права на доход, Минфин также подтвердил свою сложившуюся позицию   и обратил внимание на последние поправки в НК РФ.

По мнению Минфина, фактическое право на доход может подтверждаться, в частности, следующими документами:

  1. Письма, подписанные директорами иностранной компании
  2. Документы, подтверждающие наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и пользования полученным доходом (в частности, подтверждающие отсутствие юридических обязательств, ограничивающих права иностранной организации по использованию дохода, а также отсутствие предопределенности последующей передачи дохода третьим лицам);
  3. документы, подтверждающие возникновение у получателя дохода налоговых обязательств, подлежащих уплате в стране резидентства, и отсутствие экономии на российском налоге у источника при дальнейшем перечислении дохода третьим лицам;
  4. документы, подтверждающие осуществление получателем дохода фактической предпринимательской деятельности в государстве резидентства.

В Письме традиционно отмечается, что указанный перечень является открытым в связи с тем, что законодатель отдает предпочтение содержательной части документов, представляемых в подтверждение наличия фактического права на доход.

С точки зрения изменений, внесенных В НК РФ, Минфин обратил внимание на то внимание на то, что НК РФ теперь прямо устанавливает, что наличие фактического права на доход определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

Ирина Быховская Партнер, руководитель практики налоговых и юридических услуг в СНГ

Тел.: + 7(495) 755 9886

Отправить сообщение

Более подробную информацию вы можете получить у партнеров компании EY.

Информационный бюллетень

Читайте самые свежие новости
.com/groups/EYTaxRussia.

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-minfin-razjasnil-osobennosti-podtverzhdenija-nalogovogo-rezidentstva-i-fakticheskogo-prava-na-dohod-pri-uderzhanii-nalogov

Сертификат налогового резидентства: подробный обзор

О заверении налоговым органом справки 2-НДФЛ, выданной резиденту иностранного государства для представления в налоговый орган иностранного государства

Сертификат налогового резидентства – важный документ, необходимый для практического применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В настоящем обзоре приводятся наиболее значимые правовые позиции, касающиеся особенностей оформления и использования таких документов в России.

Что такое налоговое резидентство?

Налоговое резидентство – это статус лица (физического или юридического) для целей налогообложения. Статус налогового резидента представляет собой «привязку» лица к определённому государству, которое имеет право на взимание налогов с доходов такого лица, то есть распространяет на данное лицо свою налоговую юрисдикцию.

Налоговое резидентство или его отсутствие определяется по критериям, установленным национальным налоговым законодательством. При этом страна налогового резидентства физического лица может не совпадать со страной его гражданства, а юридического лица – со страной его регистрации.

Например, в России для целей налога на доходы физических лиц налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ).

Что касается юридических лиц, налоговыми резидентами РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 246.2 НК РФ признаются:
  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (для целей применения этого международного договора);
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация (если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения).

Что такое сертификат налогового резидентства?

Сертификат налогового резидентства (tax residency certificate) – это документ, подтверждающий постоянное местонахождение лица для налоговых целей. Он может иметь различные наименования и особенности формы и содержания в зависимости от правил конкретной страны и своего предназначения (адресата).

Однако, его главная функция неизменна – это официальное (то есть исходящее от компетентных государственных органов) подтверждение того, что конкретное лицо является резидентом того или иного государства в смысле налогового законодательства.

В каких случаях требуется сертификат налогового резидентства?

Основные случаи, в которых может потребоваться документальное подтверждение налогового резидентства лица или организации, следующие:

  • необходимость использования льготных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) в отношении доходов, выплачиваемых в адрес иностранного лица. В этом случае сертификат должен быть предоставлен источнику выплаты доходов – налоговому агенту (withholding agent);
  • необходимость уточнения наличия/отсутствия или объёма налоговой обязанности лица в той или иной стране;
  • необходимость подтверждения наличия статуса налогового резидента того или иного государства для иных целей (например, для представления в обслуживающий банк в качестве доказательства статуса лица для целей автоматического обмена информацией по стандарту CRS).

Для юридических лиц сертификаты налогового резидентства наиболее востребованы в первом случае – при применении международных налоговых соглашений, предусматривающих освобождения или пониженные ставки налога, удерживаемого у источника выплаты дохода.

Доходы иностранной организации от источников в России

По общему правилу (согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ), исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов. Речь идёт о доходах иностранных организаций от источников в Российской Федерации, к которым относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Другими словами, при каждой выплате любого из вышеуказанных доходов в пользу иностранной организации российская организация (налоговый агент) должна исчислить и удержать сумму налога по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 310 НК РФ.

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимости в РФ и акций компаний с недвижимостью в РФ более 50%), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.

Если доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются налогом (или облагаются по сниженным ставкам) в соответствии с СИДН, соответствующие освобождения или льготы применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, российскому налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (то есть, сертификата о налоговом резидентстве).

Сертификат налогового резидентства при применении налоговых соглашений

При применении СИДН при различных трансграничных выплатах, сертификат налогового резидентства служит подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, являющейся получателем дохода, выплачиваемого из России.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Предоставление иностранной организацией указанного подтверждения (а также подтверждения наличия фактического права на доход) налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Для получения такого подтверждения иностранная компания должна своевременно обратиться в компетентный (обычно – налоговый) орган своей страны в соответствии с процедурой, установленной местным законодательством.

Российская организация (налоговый агент), в свою очередь, должна располагать сертификатом налогового резидентства иностранного получателя дохода как на момент выплаты дохода и удержания налога, так и в последующем, для возможности его представления налоговому органу в случае проверки правильности исчисления и уплаты налога.

Например, российская компания приняла решение о выплате дивидендов своему участнику – люксембургской компании.

Если люксембургская компания имеет фактическое право на указанный доход, а также напрямую владеет не менее 10% капитала российской компании и инвестировала в него не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в рублях, российская компания вправе удержать налог у источника выплаты по сниженной ставке 5%, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 СИДН, заключенного между Россией и Люксембургом от 28 июня 1993 г. (вместо ставки 15%, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Для этого люксембургская компания должна своевременно (до даты выплаты дохода) предоставить дочерней российской компании сертификат, подтверждающий, что она является резидентом Люксембурга в смысле указанного СИДН. К слову, для применения в России такой сертификат не требует апостиля в соответствии с пунктом 3 Протокола к указанному СИДН от 21 ноября 2011 г.

Другой пример: российская компания арендует у нидерландской компании контейнеры для использования в международных морских перевозках.

Согласно НК РФ, доход иностранной компании от предоставления в аренду контейнеров, подлежал бы налогообложению у источника в России по ставке 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ). Однако, СИДН, заключенное между Россией и Нидерландами от 16 декабря 1996 г.

, допускает налогообложение такой категории доходов только том в государстве, резидентом которого является получатель дохода (пункт 1 статьи 8 СИДН РФ-Нидерланды), без взимания налога в стране источника выплаты.

Таким образом, чтобы иметь право не удерживать налог у источника, российская компания должна получить от нидерландской компании подтверждение (сертификат) налогового резидентства последней в Нидерландах.

Прочие виды доходов от источников в РФ (напр., роялти, проценты по займам, доход от продажи недвижимости в РФ и др.) при невозможности применить освобождения, предусмотренные соответствующим СИДН (в том числе по причине непредставления сертификата резидентства получателя дохода), облагаются согласно НК РФ по ещё большей ставке – 20%.

Таким образом, от факта представления или непредставления сертификата о налоговом резидентстве напрямую зависит сумма подлежащего удержанию налога и итоговый размер дохода, который получит на руки иностранный контрагент.

Когда получить сертификат о налоговом резидентстве невозможно?

Несмотря на наличие у России СИДН более чем с 80 странами, далеко не каждый иностранный партнер в состоянии подтвердить российскому налоговому агенту страну своего налогового резидентства.

Если иностранная компания не удовлетворяет (или не полностью удовлетворяет) критериям налогового резидента по законодательству страны своей регистрации, она не сможет получить сертификат налогового резидентства, а российская компания (налоговый агент) будет не вправе применить льготные положения СИДН при исчислении, удержании и уплате в России налога у источника выплаты.

Ситуации, когда иностранная компания или иная структура не сможет получить официальное подтверждение своего налогового резидентства в стране своей регистрации, характерны:

  • во-первых, для компаний, не удовлетворяющих тесту налогового резидентства по законодательству страны своей регистрации. В основном такая ситуация имеет место в тех странах, где критерием резидентства является место «управления и контроля» над компанией. На практике речь идёт как минимум о наличии директора (или определенного числа членов совета директоров), являющихся резидентами страны регистрации компании и фактически (не номинально) управляющих ею с территории данной страны. Помимо указанного признака дополнительно анализируется и целый ряд других;
  • во-вторых, (что является частным случаем первого), для партнёрств, полностью состоящих из партнёров – нерезидентов по отношению к стране регистрации партнёрства. В силу принципа налоговой «прозрачности» такие партнёрства не могут считаться резидентами страны своей регистрации, так как их прибыль облагается налогом на уровне каждого из партнёров в странах их налогового резидентства.

Обязательно ли представление сертификата налогового резидентства до даты выплаты дохода?

В силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 статьи 312 НК РФ основанием для освобождения дохода от удержания налога или удержания налога по пониженным ставкам является предоставление иностранной организацией – получателем дохода – сертификата своего налогового резидентства до даты выплаты дохода.

Если на дату выплаты доходов налоговый агент не располагал подтверждением резидентства иностранной организации, однако воспользовался освобождениями или пониженными ставками, предусмотренными СИДН, последнее может быть признано неправомерным, а налог доначислен исходя из ставок, предусмотренных НК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Поскольку факт представления (или непредставления) сертификата о налоговом резидентстве российскому источнику выплаты напрямую влияет на размер налога и конечную сумму дохода, которую получит иностранный контрагент, обязанность иностранного контрагента своевременно предоставить сертификат российской стороне можно прописать непосредственно в тексте контракта (там же обозначив сроки, периодичность его предоставления, формальные требования к нему).

Требуется ли представлять сертификат налогового резидентства ежегодно?

Источник: https://int.gestion.ru/news/articles/sertifikat-nalogovogo-rezidentstva-podrobnyy-obzor/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.