+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

Содержание

Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

В 2019 году изменились документы, которыми юридические и физические лица должны пользоваться для зачета и возврата переплаты по налогам. Рассмотрим, как сейчас выглядит форма заявления о зачете переплаты по налогу и как правильно заполнять этот документ.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Бланки заявлений, используемых для осуществления зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, утверждены приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Ими должны пользоваться и физические, и юридические лица. Но с 2019 года в приказ ФНС были внесены небольшие изменения, о которых необходимо помнить.

Когда понадобятся новые формы

Согласно статье 78 НК РФ, налогоплательщики, у которых образовалась переплата, могут по-разному распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврат средств.

Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ), НДС, авансовые платежи. Однако надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.

Образец заявления на зачет излишне уплаченного налога

Если налогоплательщик решил перераспределить свои деньги, ему необходимо написать заявление о зачете налога. Бланк этого документа представлен в приказе ФНС от приложение № 9. Скачать его можно внизу страницы.

Как заполнить такой документ

Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2018 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше.

Организация обращается в межрайонную ИФНС, просит зачет переплаты по налогам; заявление пишет, чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций.

Рассмотрим пошагово заполнение такого документа.

Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать также: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.

Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.

Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда будет отправляться обращение. Это должна быть инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль должен просить ответственный участник этой группы.

Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя, например, общество с ограниченной ответственностью «Колосок». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна.

При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется.

Кроме того, следует указать статус заявителя, в качестве кого он обращается, в соответствии с указаниями:

  • налогоплательщик – код “1”;
  • плательщик сбора – код “2”;
  • плательщик страховых взносов – код “3”;
  • налоговый агент – код “4”.

Шаг 5. Указываем статью НК РФ, на основании которой можно произвести зачет. Она будет зависеть от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, необходимо поставить прочерки. Вот какие могут быть варианты заполнения этого поля:

Шаг 6. Записываем, по чему именно образовалась переплата – налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам.

Шаг 7. Заявитель уточняет, за какой период образовалась переплата. Разработчики предоставили для указания кода 10 знакомест, из которых две точки. Первые два из них могут быть заполнены одним из следующих вариантов:

  • МС — месячный;
  • КВ — квартальный;
  • ПЛ — полугодовой;
  • ГД — годовой.

Конкретные значения будут зависеть от предусмотренного законодательством отчетного периода для того платежа, по которому планируется осуществить зачет.

В 4-м и 5-м знакоместах отчетный период уточняется:

  • если для платежа утвержден месячный расчетный период, то в предусмотренных графах вписывают числовое значение месяца (от 01 до 12);
  • если квартальный — указывают значение квартала (от 01 до 04);
  • для платежей с полугодовым отчетным периодом вводятся значения 01 или 02, в зависимости от полугодия;
  • для годового сбора предусмотрены нулевые значения, то есть в обеих клеточках надо проставить «0».

Последние четыре знакоместа предназначены для указания конкретного года, например 2019.

Вместо буквенно-цифровых комбинаций может быть записана и конкретная дата, например 25.01.2019. Такая запись допускается, если законодательство предусматривает конкретную дату уплаты сбора или предоставления декларации.

Примеры заполнения расчетного периода: «МС.02.2019», «КВ.03.2019», «ПЛ.01.2019», «ГД.00.2019», «04.05.2019».

Шаг 8. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, можно позвонить в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнать нужный код по наименованию муниципального образования.

Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н. Узнать код можно также с помощью сайта ФНС либо посмотреть его на ранее заполненном платежном поручении.

Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.

Шаг 11. На первом листе остается заполнить, на каком количестве листов подается заявление и сколько приложено листов подтверждающих документов, а также указать данные о самом заявителе. Мы рекомендуем оставить эти два небольших раздела на потом.

Продолжим заполнение на втором листе. В самом первом поле, где требуется указать фамилию, имя и отчество, ставим прочерки. Ниже указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.

Шаг 12. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.

Шаг 13. Заполняем период для того платежа, по которому планируется осуществить зачет. В нашем случае налог на имущество организаций ежеквартальный, поэтому вписываем тот квартал, в счет которого должна пойти переплата.

Шаг 14. Вновь записываем код ОКТМО. Как правило, он дублируется.

Шаг 15. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают.

Исключение в случае, если ранее были изменены коды по решению Минфина. Напомним также, что зачет может осуществляться по определенным правилам: они должны относиться к одному виду: федеральным, региональным или местным.

Зачесть федеральную часть налога на прибыль в счет предстоящих платежей торгового сбора, например, нельзя.

Шаг 16. Код ИФНС, которая принимает поступления, как правило, дублируется.

Шаг 17. Поскольку больше никаких переплат нет, в нашем примере следующие строки не заполняются. Там можно поставить пробелы. Также организации и ИП не заполняют третий лист. Он предназначен для физических лиц, не зарегистрированные в качестве ИП, которые не указали ИНН.

Шаг 18. Возвращаемся к первому листу и вписываем количество страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.

Шаг 19. Последняя часть заявления не должна вызвать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, а также указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.

Как вернуть деньги

Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, предложенной в приложении № 8. В нем содержится бланк для возврата лишней суммы.

Правила заполнения этого документа примерно такие же. Поэтому детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «Колосок» переплатило НДС за первый квартал 2019 года на сумму 15 732 рубля и теперь хочет вернуть ее. Вот как будет выглядеть обращение руководителя ООО.

Когда и как подавать обращение

Согласно статье 78 НК РФ, обращаться за зачетом и возвратом можно в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы можно тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.

Получив такое заявление, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения.

Как правило, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться.

От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении:  налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/zachet-ili-vozvrat-summ-izlishne-uplachennyh-naloga-sbora-penej-shtrafa.html

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регламентируется гл. 12 НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:

    • в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
    • погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,

либо возврату налогоплательщику (ст. 78 НК РФ).

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит

  • зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика либо
  • возврату плательщику страховых взносов.

Излишне уплаченные налоги и сборы

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (вводится с декабря 2017 г.).

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Излишне взысканные налоги, сборы, пени и штрафы

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 1 месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zachet-i-vozvrat-izlishne-uplachennich-ili-izlishne-vziskannich-summ

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и взносов. Новые бланки заявлений, действующие с 31 марта 2017 года. Зачет и возврат через Личный кабинет на сайте ФНС или программу для сдачи отчетности.

Новые бланки заявлений с 31 марта 2017 года

Новые бланки заявлений на зачет и возврат излишне уплаченных налогов и взносов утверждены Приказом ФНС России от 14.02.

2017 N ММВ-7-8/182@ Их главным отличием от предыдущих является то, что теперь новые формы позволяют подавать заявления не только на зачет и возврат излишне уплаченных налогов, но и взносов в социальные фонды, которые с 2017 года администрирует Федеральная Налоговая Служба.

Скачать бланки заявлений, действующих с 31 марта 2017 года:

Подача заявления на зачет или возврат лично

Порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченных или взысканных сумм регламентируется Статьей 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и Статьей 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа Налогового кодекса Российской Федерации.

Заполнять заявление перед подачей удобнее на своем рабочем месте, так как в ИФНС, получив бланк (наша ИФНС предоставляет такую возможность), его придется заполнять, воспользовавшись заранее заготовленной шпаргалкой или, созваниваясь с помощником, чтобы он продиктовал нужные КБК и, при возврате, реквизиты банка.

Получив заявление, ИФНС в течение 10 дней принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченной (взысканной) суммы налога или об отказе в осуществлении возврата (зачета). Далее, в течение 5 дней после принятия решения, ИФНС письменно уведомляет налогоплательщика о принятом решении.

При положительном решении о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы налога, возврат должен быть произведен в течение одного месяца с даты подачи заявления.

Подача заявления через Личный кабинет на сайте ФНС

Данная процедура проводилась в марте 2016 года, ситуация на сегодняшний день не проверялась, но если вы получите доступ к Личному кабинету на сайте ФНС, проверьте доступность этой услуги (подача заявлений на возврат и возмещение налогов) и, если она доступна, можете ей воспользоваться.

Проще всего сформировать и подать заявление на возврат или зачет излишне уплаченной или взысканной суммы налога через Личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Получение доступа к «Личному кабинету налогоплательщика юридического лица»

Доступ к «Личному кабинету налогоплательщика индивидуального предпринимателя» с использованием ключа электронной подписи

Рассмотрим процесс подачи заявления на зачет (возврат) излишне уплаченной (взысканной) суммы налога на примере Личного кабинета индивидуального предпринимателя.

1. Заходим в Личный кабинет на главную страницу:

2. Выбираем в разделе «Моя почта» пункт меню «Обратиться в налоговый орган»:

3. Выбираем пункт меню «Расчеты с бюджетом»:

4. Выбираем пункт меню «Заявление о зачете/возврате»: к сожалению, изображения нет, так как наш индивидуальный предприниматель снялся с регистрационного учета и данный пункт меню не активен. В результате нажатия пункта меню «Заявление о зачете/возврате» откроется список доступных для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов по их видам.

5.

В открывшемся окне выбираем строку с доступной к возврату (зачету) суммой, выбираем вид заявления (зачет или возврат) и формируем само заявление, выбрав вид налога для зачета, или расчетный счет для возврата.

Вернуть излишне уплаченную сумму налога при подаче заявления через Личный кабинет можно только на расчетный счет, зарегистрированный в ЕГРИП (ЕГРЮЛ), его можно выбрать из списка, ввести вручную нельзя.

6. Для просмотра отправленных заявлений и контроля за поступлением уведомлений о принятом решении выбираем на главной странице Личного кабинета в разделе «Моя почта» пункт меню «Получено из налогового органа» (в открывшемся окне под строкой «Фильтры» выбираем «Все»):

Продолжение предыдущего изображения:

В нашем случае два отказа: один – из-за превышения срока от возникновения переплаты до подачи заявления (допустимый срок – 3 года), второй – идет камеральная проверка.

Подача заявления через программу для сдачи отчетности

ФНС России своим Приказом от 23.05.

2017 N ММВ-7-8/478@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме» предоставило возможность бухгалтерским программам и специализированным сервисам, предоставляющим услуги по сдаче отчетности онлайн, организовать передачу заявлений о возврате или о зачете суммы излишне уплаченного налога своих клиентов через интернет.

Если вы пользуетесь программой сдачи отчетности или современной бухгалтерской программой с возможностью сдачи отчетности онлайн, ищите в списках формируемых документов соответствующее заявление о возврате или о зачете суммы излишне уплаченного налога и передавайте его в ФНС наряду с другими формами заявлений, писем и отчетов из привычного интерфейса вашей программы.

Источник: https://vremya-ne-zhdet.ru/nalogi/zachet-i-vozvrat-nalogov-i-vznosov/

Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога – Статьи – Консалтинговая группа

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.

Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.

78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.

78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.

Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.

78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.

2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст.

101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.

2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.

2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Процедура возврата налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.

79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возвращаем налог через инспекцию

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат через суд также допустим

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.

При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.

2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/187/vozvrashaem-izlishniyr-nalogi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.