+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О расчетах с бюджетом по НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия

Ндс при ремонте

О расчетах с бюджетом по НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия

Работы на объектах культурного наследия не облагаются Ндс при ремонте. Но надо соблюдать обязательные условия. Расскажем, какие возможны сложности при работе с этой льготой и как их преодолеть.

Рассмотрим ситуацию. Подрядчик заключил с госзаказчиком договор на капремонт объекта культурного наследия (Санкт-Петербург). Часть работ по договору с подрядчиком выполняет субподрядчик.

Субподрядчик получил лицензию Минкульта для работ с памятниками. Есть также справка от исполнительного органа власти о том, что этот памятник относится к объектам культурного наследия.

Может ли субподрядчик рассчитывать на льготу по НДС? Нужно ли на каждый отчетный период получать справки от исполнительного органа? Та справка, которая есть, двухлетней давности. Какие документы для льготы нужны подрядчику? Какие могут возникнуть проблемы?

Кому положена льгота

От налога освобождены работы, включая ремонтные, которые проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ – для них необходимо специальное разрешение (ст. 45 Закона № 73-ФЗ). Порядок выдачи разрешений – в Административном регламенте (утв. приказом Минкульта от 30 июля 2012 г. № 811).

Документы, которые нужны для применения льготы по Ндс при ремонте (таблица)

ДокументОснование
Справка о том, что объект входит в единый реестр или относится к выявленным объектам культурного наследия (такие справки выдает орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, или орган исполнительной власти субъекта РФ)Подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ
Копии договоров на выполнение работПодп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ
Разрешение на работы от уполномоченного органаСт. 45 Закона № 73-ФЗ
Лицензия на работыП. 6 ст. 149 НК РФ,п. 6 ст. 45 Закона № 73-ФЗ

Льготу применяют для объектов, которые входят в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или которые выявили.

Это могут быть объекты федерального, регионального или местного значения (ст. 4 Закона № 73-ФЗ).

Какие бумаги нужны для освобождения от НДС, смотрите в таблице выше.

Требования одинаковые для всех исполнителей – генподрядчика, подрядчика, субподрядчика и т. д. То есть, чтобы применять льготу, у каждого из них должны быть все эти документы, несмотря на то, что в кодексе приведены только справки и копии договоров.

Если подрядчик привлекает субподрядчиков, то за качество работ перед заказчиком отвечает подрядчик (ст. 706, 754 ГК РФ). Значит, подрядчик должен проверить, есть ли у субподрядчика лицензия, разрешение и т. д.

Таким образом, субподрядчик также имеет право на освобождение от уплаты НДС, как и его генподрядчик, при выполнении ремонтных работ на объектах культурного наследия. При этом, чтобы получить разрешение, субподрядчику не нужно представлять в уполномоченный орган документы по авторскому и техническому надзору (п. 16.2.1–16.2.4 Регламента, утв. приказом Минкульта № 811).

Как избежать проблем

Какие подводные камни могут подстерегать субподрядчика? Как обезопасить свою работу? Выделим основные моменты.

Цена в договоре

Не указывайте в договоре НДС для работ, которые освобождены от налога.

Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта. А именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей (письма Минэкономразвития России от 13 июля 2016 г. № Д28и-1787, от 10 мая 2016 г. № Д28и-1317).

При разработке документации об аукционе информацию о размере НДС в цене контракта приводят в разделе «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта».

В нашем случае цена контракта с государственным или муниципальным заказчиком НДС не включает, так как работы освобождены от налога.

Значит, и в договоре с субподрядчиком, который вправе применять освобождение, напишите, что цена договора без НДС. Так как стоимость работ налогом на добавленную стоимость не облагается (письма ФНС от 16 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2366, Минфина от 24 ноября 2014 г. № 03-07-15/59623).

То есть стороны должны урегулировать этот вопрос заранее – до того, как заключить договор. Поскольку, если исполнитель не освобожден от НДС, при реализации работ он обязан предъявить НДС дополнительно к цене работ. И выделить в документах сумму налога отдельной строкой (п. 1, 4 ст. 168 НК РФ).

Таким образом, в ходе работ не все затраты будут без НДС – отдельные поставщики и исполнители могут предъявлять Ндс при ремонте по материалам, работам, услугам. Поэтому подрядчик должен это учитывать, когда будет определять договорную стоимость работ. Она должна покрывать все его затраты.

Обязательны ли лицензия и разрешение

Для применения льготы в данном случае лицензия обязательна.

Работы на объектах культурного наследия – лицензируемый вид деятельности (п. 6 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, подп. 48 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). И проводить работы без лицензии исполнитель не вправе, это касается и генподрядчика, и субподрядчика.

В Налоговом кодексе есть прямое требование о том, что у компаний должны быть лицензии для отдельных видов деятельности и операций, которые освобождены от НДС. Если лицензии нет, льготу применить нельзя. На стоимость работ придется начислить НДС (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Вывод: у субподрядчика должна быть лицензия, и он обязан в период работ соответствовать условиям лицензирования. То есть иметь в штате достаточное количество специалистов с необходимой квалификацией и стажем (инженеров, рабочих, реставраторов – если проводится реставрация, и т. д.).

Кроме того, субподрядчик должен располагать необходимым оборудованием, инвентарем и т. д. Убедитесь, что все это у него есть на самом деле, а не фиктивно – лишь на бумаге. Это поможет избежать претензий налоговиков в фиктивности расходов из-за неосмотрительности при выборе партнера.

То же самое касается и разрешения на работы. В подпункте 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ прямо сказано, что от Ндс при ремонте освобождаются работы, проведенные в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ. А такие работы проводят на основании разрешения (ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Из Административного регламента (утв. приказом Минкульта № 811) следует, что разрешение должна получить каждая организация, которая выполняет работы. В том числе субподрядчик (п. 2, п. 16.2.1–16.2.4 Регламента).

Сколько действует справка

Закон не устанавливает, сколько раз и с какой периодичностью исполнитель должен получать справки, подтверждающие, что объект относится к культурному наследию.

Но есть подзаконные акты. Например, распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 4 сентября 2012 г. № 10-117 (ред. от 29.06.2016). В нем определен срок действия таких справок – один год.

Значит, если вы ремонтируете объект в Санкт-Петербурге и договор длится больше года, получите новую справку вовремя. То есть и вы, и ваш субподрядчик должны следить за сроками – просроченные справки будут недействительными и не позволят воспользоваться льготой.

А если в региональных актах требований к сроку нет?

Тогда безопаснее подстраховаться и подрядчику, и субподрядчику – получить свежие справки в том периоде, когда будете сдавать работы. Это подтвердит вашу добросовестность.

Получить их можно бесплатно в срок не более месяца (п. 2.4, 2.8 Административного регламента, утв. распоряжением № 10-117). Можно через портал госуслуг в электронном виде.

Например, субподрядчик сдает вам окончательный результат работ в I квартале. Ему безопаснее получить в I квартале справку от уполномоченного органа.

Как учитывать операции

Не забывайте вести раздельный учет операций, которые облагаются и не облагаются НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Для этого откройте отдельные субсчета к счетам, которые используете для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Закрепите в учетной политике способы отражения налога – когда берете к вычету, когда относите на затраты.

Если применяете льготу, входной НДС по материалам и другим затратам в ходе ремонтно-реставрационных работ к вычету не принимайте. Включайте его в себестоимость работ (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Воспользуемся условиями ситуации, которую мы привели в начале статьи.

Подрядчик для субподрядчика является заказчиком.

Будем исходить из того, что все документы у субподрядчика есть и он применяет освобождение от НДС. Стоимость работ субподрядчика по договору с подрядчиком – 300 000 руб. (НДС не облагается).

Для выполнения работ субподрядчик купил материалы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Другие затраты на работы (зарплата, взносы, амортизация и т.п.) составили 150 000 руб.

Бухгалтер субподрядчика на соответствующие даты сделал проводки:

ДЕБЕТ 10 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – приобретены материалы;

ДЕБЕТ 19 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – выделен НДС;

ДЕБЕТ 10 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 19 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС»
– 18 000 руб. – включен входной НДС в стоимость материалов;

ДЕБЕТ 20 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 10 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС»
– 118 000 руб. – списаны материалы в производство;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 118 000 руб. – оплачены материалы поставщику;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 «ВЫРУЧКА» («ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС»)
– 300 000 руб. – реализованы выполненные работы;

ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» («ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС») КРЕДИТ 20 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС»
– 268 000 руб. (118 000 + 150 000) – отражены затраты на выполнение работ;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 300 000 руб. – получена оплата от заказчика.

Ндс при ремонте: с какими еще трудностями можно столкнуться

Одна из отличительных особенностей таких работ – это то, что надо соблюдать лицензионные требования. Иначе можете лишиться лицензии и потерять право не только на льготу, но и на работы. Лицензирующий орган (Минкультуры России) вправе проводить плановые и внеплановые проверки, приостанавливать и аннулировать лицензии.

Есть еще одно важное обстоятельство. В большинстве случаев заказчиками ремонтных работ выступают госструктуры. За тем, как они тратят бюджетные деньги, контроль более строгий. Так что вы должны быть готовы к дополнительным требованиям и проверкам.

Кроме того, нередко госзаказчики задерживают оплату, объясняя это тем, что не получили вовремя деньги из бюджета. Потребовать деньги с процентами можно через суд. Законных оснований для задержки нет. Ведь госзаказчик обязан оплатить работы вовремя, как и любой другой заказчик.

Источник: https://www.stroychet.ru/article/76796-qqq-17-m2-10-02-2017-nds-pri-remonte-pamyatnikov-kultury-kakih-opasnostey-osteregatsya

Вычет НДС при реконструкции здания ресторана – объекта культурного наследия

О расчетах с бюджетом по НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия

Снегирев В. М., эксперт журнала

Cогласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) на территории РФ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ является операцией, не подлежащей обложению НДС. К таким работам (услугам) относятся:

  • консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы;
  • работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования;
  • спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы;
  • научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Перечисленные виды работ (услуг) – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, обозначенные в Федеральном законе № 73‑ФЗ[1] (см. п. 1 ст. 40).

При определении перечня работ, относящихся к работам, предусмотренным пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, следует руководствоваться нормами указанного закона (письма Минфина РФ от 26.02.2016 № 03‑07‑07/10897, от 29.07.2015 № 03‑07‑11/43645, от 25.03.2015 № 03‑07‑07/16454, от 08.09.

2014 № 03‑07‑07/44937, от 11.08.2014 № 03‑07‑07/39888).

Освобождение от налогообложения применяется при условии представления в налоговые органы следующих документов:

  • справки, подтверждающей факт отнесения объекта (здания ресторана) к объектам культурного наследия;
  • копии договора на выполнение работ по сохранению указанного объекта.

Кроме того, следует учитывать: перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

А деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – один из видов деятельности, подлежащих лицензированию (ч. 48 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 99‑ФЗ[2]). В пункте 6 ст.

 45 Федерального закона № 73‑ФЗ закреплено: к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Поэтому освобождение применяется при наличии у организации (ИП), проводящей работы по сохранению объекта культурного наследия (здания ресторана), соответствующей лицензии (см. также Письмо Минфина РФ от 13.06.2017 № 03‑07‑11/36477, постановления ФАС ВСО от 16.01.2014 № Ф02-6033/2013 по делу № А33-19510/2012, АС ЗСО от 29.09.2016 № Ф04-3981/2016 по делу № А70-12725/2015).

Таким образом, подрядчик, проводящий работы по сохранению объекта культурного наследия (здания ресторана), должен иметь соответствующую лицензию и при выполнении работ НДС не исчислять. Отказаться от применения освобождения он не вправе, поскольку такая возможность предусмотрена только в отношении операций, представленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Можно ли ндс поставить к вычету?

 Ответ положительный

При совершении операции, не подлежащей налогообложению, у продавца отсутствует обязанность по составлению счета-фактуры (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ), ведь в этом случае сумму НДС покупателю предъявлять не нужно.

Однако в рассматриваемой ситуации предприятию общепита предъявлен к уплате НДС (будем исходить из того, что у подрядчика имеется лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия). При таких обстоятельствах подрядчик сумму НДС, указанную в выставленном счете-фактуре, должен уплатить в бюджет на основании пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Это одно из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений (лицо, совершающее не подлежащую налогообложению операцию, наделено правом вступить в правоотношения по уплате НДС). В свою очередь, выставленный покупателю счет-фактура, согласно п. 1 ст. 169 НК РФ, в дальнейшем служит основанием для принятия указанных в нем сумм налога к вычету (Постановление КС РФ от 03.06.

2014 № 17-П). Другими словами, покупатель вправе такие суммы отражать в декларациях в качестве налоговых вычетов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06 по делу № А32-35519/2005-58/731).

В результате чиновники делают следующий вывод. Суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 15 п. 2 ст.

 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. 171 и 172 НК РФ (письма ФНС РФ от 18.07.2017 № СД-4-3/13991@, Минфина РФ от 21.06.2017 № 03‑07‑15/38864[3]).

Аналогичные выводы представлены в письмах Минфина РФ от 06.09.2016 № 03‑07‑11/52118, ФНС РФ от 28.06.2016 № СД-4-3/11519@.

Ответ отрицательный

В свое время Минфин придерживался другой позиции: счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от налогообложения в соответствии с пп. 15 п. 2 ст.

 149 НК РФ, с указанием сумм НДС являются составленными с нарушением действующего порядка. Поэтому суммы НДС, обозначенные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются (Письмо от 18.11.2013 № 03‑07‑11/49526).

Данный подход встречается и в арбитражной практике.

Постановление АС СЗО от 22.06.2017 № Ф07-3578/2017 по делу № А56-42572/2016

Общество и его контрагенты не могли не знать о том, что работы выполняются на объектах культурного наследия. При заключении договоров с исполнителями работ общество должно было указывать, что работы будут проводиться на объекте культурного наследия.

Таким образом, счета-фактуры с выделенным НДС, выставленные на работы, освобожденные от налогообложения в соответствии с пп. 15 п. 2 ст.

 149 НК РФ, считаются составленными с нарушением положений Налогового кодекса, а суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются

Постановление АС СЗО от 14.04.2017 № Ф07-2152/2017 по делу № А56-35772/2016

Постановление АС СЗО от 16.02.2017 № Ф07-13433/2016 по делу № А56-66946/2015

Поскольку здание является объектом культурного наследия, в силу прямого указания закона (пп. 15 п. 2 ст.

 149 НК РФ) произведенные на нем спорные работы не образуют объекта обложения НДС, а следовательно, отсутствуют правовые основания для предъявления по неправильно оформленным документам налоговых вычетов по этим операциям.

Заключая договоры непосредственно с исполнителями спорных работ, общество должно было указывать в этих договорах, что работы будут производиться на объекте культурного наследия, и, соответственно, не включать в эти договоры такое условие, как выполнение подрядных работ с НДС

Постановление АС СЗО от 23.12.2016 № Ф07-9818/2016 по делу № А26-3613/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.04.2017 № 307-КГ17-3553

Контрагенты неправомерно выставляли счета-фактуры с выделенным НДС, так как общество и подрядные организации знали, что спорное здание является объектом культурного наследия регионального значения. Доказательств обратного общество в материалы дела не представило

Постановление АС СЗО от 30.03.2016 № Ф07-553/2016 по делу № А56-32358/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 13.07.2016 № 307-КГ16-7899

Общество, являясь собственником спорного объекта, на который им получено разрешение на осуществление работ по приспособлению для современного использования (реконструкции) под гостиницу без изменения предмета охраны, не могло не знать об отнесении его к объектам культурного наследия и включению в соответствующий реестр. При заключении договоров с исполнителями работ общество должно было указывать, что работы будут производиться на объекте культурного наследия, и, соответственно, не включать в эти договоры такое условие, как выполнение подрядных работ с НДС

Постановление АС СЗО от 01.09.2015 по делу № А56-66597/2014, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 03.03.2016 № 307-КГ15-16650

Учитывая тот факт, что спорное здание является объектом культурного наследия, спорные работы не должны облагаться НДС, поскольку операции по их реализации освобождены от уплаты НДС

К сведению:

В арбитражной практике встречаются случаи, когда заказчик через суд добился признания недействительным договора на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в части включения в цену договора НДС (примеры – постановления АС ПО от 06.07.2017 № Ф06-21813/2017 по делу № А55-12785/2016, от 12.03.2015 № Ф06-20811/2013 по делу № А55-18446/2014).

* * *

 Подрядчик, осуществляющий работы по сохранению объекта культурного наследия (здания ресторана) при наличии соответствующей лицензии, не должен предъявлять заказчику (предприятию общепита) НДС, так как операции по выполнению указанных работ не подлежат налогообложению.

Однако если НДС все-таки предъявлен, право на вычет у заказчика возникает – данного подхода придерживаются и Минфин, и ФНС.

В то же время в арбитражной практике прослеживается иной подход: поскольку стороны не могли не знать о том, что работы выполняются на объекте культурного наследия, счета-фактуры с выделенным НДС являются составленными с нарушением положений Налогового кодекса, поэтому вычет налога на их основании не возможен.

Источник: https://www.audar-press.ru/vychet-nds-pri-rekonstrukcii-restorana

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.