+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О причинах удовлетворения жалоб налогоплательщиков в 2016 году

Содержание

Куда жаловаться на налоговую инспекцию

О причинах удовлетворения жалоб налогоплательщиков в 2021 году

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают.

Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года).

Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения – через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Несмотря на “инновационность” способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.

2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь – с заявлением или с жалобой. Главное – это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата – должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения –

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, –

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как апелляционная жалоба (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о проведении налоговой проверки или зачета, “заморозке” счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и жалобу, и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kuda-zalovatsya-na-nalogovuyu

Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, Приказ МНС России от 17 августа 2001 года №БГ-3-14/290

О причинах удовлетворения жалоб налогоплательщиков в 2021 году

В целях повышения эффективности работы с жалобами налогоплательщиков (налоговых агентов) в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке.

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденного настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерациипо налогам и сборамГ.И.Букаев

Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке

УТВЕРЖДЕНприказом МНС России

от 17.08.2001 N БГ-3-14/290

Вводная часть

Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:

– налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п.5 ст.

100 Налогового кодекса РФ);

– организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;

– налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

– физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Сроки подачи жалоб

1.1.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

1.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

1.3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

2. Сроки рассмотрения жалоб

2.1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

2.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

3. Жалобы, не подлежащие рассмотрению, и порядок повторной подачи жалобы при устранении недостатков, послуживших основанием к отказу

3.1.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

б) отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст.ст.26, 27, 28 и 29 НК РФ);

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

3.2. Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.

3.3. Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

4.

Документы, которые могут быть приложены к жалобе

– акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);

– акт налоговой проверки;

– первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

– иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

5. Подведомственность рассмотрения жалоб

5.1. Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

5.1.1. На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов – вышестоящим налоговым органом;

5.1.2. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа – вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

5.1.3. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера – вышестоящим налоговым органом.

5.2. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности:

5.2.1. Вынесенное налоговым органом в отношении организаций рассматриваются вышестоящим налоговым органом;

5.2.2. Вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

6. Рассмотрение жалоб и подготовка решений

6.1. Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

6.2. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение.

Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

К запросу могут быть приложены копии следующих документов:

– жалоба;

– акт ненормативного характера, на который подана жалоба;

– акт налоговой проверки;

– иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.

6.3. В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений.

Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии).
Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.

Жалобы налогоплательщиков рассматривается с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

7. Последствия подачи жалобы

7.1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

7.2.

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

8. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков

8.1. Юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

8.2. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.

Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы.

8.3. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемые акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.

В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

8.4. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемые акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.

8.5. В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол.

В протоколе заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указываются:

1) год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;

2) наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;
3) основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;
4) сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;
5) мнение каждого члена комиссии, а в случае, предусмотренном пп. 8.3 Регламента, – приглашенного специалиста, должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

8.6. Протокол заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.

9. По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.

10. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Текст документа сверен по:”Официальные документы”,

N 33, сентябрь, 2001 год

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901796469

Как успешно обжаловать решение налоговиков в вышестоящей инстанции

О причинах удовлетворения жалоб налогоплательщиков в 2021 году

Больше года действуют положения Налогового кодекса об обязательном досудебном урегулировании споров по материалам налоговых проверок (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Такой порядок подразумевает необходимость сначала обжаловать решение проверяющих в вышестоящий налоговый орган и лишь потом обращаться в суд.

В распоряжении редакции «ПНП» оказались копии внутренних документов УФНС по г. Москве по итогам работы в сфере обжалования за 9 месяцев 2009 года. Кроме того, мы опросили налоговых консультантов и юристов, непосредственно на практике занимавшихся досудебным урегулированием в 2009 году в спорах с региональными УФНС.

Выяснилось, что в ряде случаев отмены решения действительно можно добиться при обжаловании, а в остальных свои аргументы стоит приберечь для суда.

Налоговики назвали основные причины успешного обжалования

Внутренний документ московских налоговиков проводит статистику основных причин обращения налогоплательщиков с жалобой в УФНС. И показана вероятность их удовлетворения исходя из данных 2009 года (см. таблицу).

Кроме того, налоговики отмечают, что обжалование доначислений по налоговой проверке также во многих случаях проходит успешно, если:

  • решение налоговым органом вынесено без учета позиции Минфина и ФНС России, а также ВАС РФ по обжалуемому вопросу;
  • проверяющие не исследовали все предоставленные налогоплательщиком документы или сделали это некачественно;
  • компания была привлечена к ответственности за неуплату налога или за непредоставление сведений без учета обстоятельств, исключающих такую ответственность (ст. 109 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.01 № 5);
  • обвинение строилось на неправильном толковании положений постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.06 о необоснованной налоговой выгоде. В частности, если в качестве основания ее получения указано обстоятельство, которое само по себе не доказывает вину налогоплательщика. Например, наличие посредников или расчеты с использованием одного банка.

Чиновники отмечают, что удовлетворять жалобы налогоплательщика в досудебном порядке по этим основаниям приходится из-за изменившейся позиции арбитражных судов. Это экономит бюджетные деньги, не доводя бесперспективные дела до суда. Да и количество проигранных дел при этом не увеличивается.

В частности, УФНС по г. Москве отмечает следующее. Ранее суды считали, что нарушение процедуры проведения мероприятий налогового контроля не является безусловным основанием для отмены решения инспекции. Сейчас же в аналогичных ситуациях суды чаще признают решения налоговых органов незаконными.

Практика подтверждает выводы налоговиков

Налоговые консультанты и юристы из разных регионов России, к которым мы обратились, в целом подтверждают анализ московских налоговиков. В 2009 году многим из них удавалось оспорить в досудебном порядке следующие налоговые претензии.

Наложение штрафа за неуплату налога в одном периоде при наличии переплаты в тот же бюджет. Последнее однозначно расценивается как отсутствие состава нарушения в виде неуплаты налога (постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.01 № 5).

Ошибки налоговиков . Нередко отменяются решения, в которых сами проверяющие допустили счетную ошибку. Или если привлечение к ответственности было произведено после истечения всех сроков. Хотя этот момент прямо поименован среди обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика (п. 4 ст. 109 НК РФ), это приходилось доказывать.

Претензии по проблемным контрагентам . Оспорить решения удавалось, если основанием доначисления налогов было лишь непредоставление информации по встречным проверкам или декларирование контрагентами небольших оборотов.

Однако, если партнер налогоплательщика имел иные признаки «однодневок» – номинальные директор и учредитель, адрес массовой регистрации, непредставление отчетности и т. п., – вышестоящая инстанция почти никогда не отменяла решения проверяющих.

Претензии к убыточным компаниям . Как правило, они заключались в отказе учета расходов или вычетов НДС, если деятельность компании не принесла прибыли. Видимо, при обжаловании вышестоящие инстанции учитывают позицию Конституционного суда, который указывает, что у налоговых органов нет права оценивать целесообразность затрат (определение от 04.06.07 № 320-О-П).

Несущественные дефекты в первичных документах . Компаниям, как правило, удавалось оспорить такие претензии, если в совокупности с другими документами содержание операции было подтверждено (см. также статью «Какие погрешности в “первичке” не помешают признать расходы в налоговом учете» на стр. 52 этого номера).

Также возможно оспорить решение проверяющих, основанное на неверном толковании закона или требовании избыточных подтверждающих документов. Таким образом, компаниям, например, удается отстоять исключенные инспекторами консультационные расходы или затраты на обучение сотрудников. Или же снять доначисленные проверяющими доходы от безвозмездной передачи, которая таковой совсем не является.

Обжалование в вышестоящий орган заставляет компанию раскрыть свои аргументы

Представители компаний отметили негативные моменты в процедуре досудебного урегулирования.

В частности, если доначисления по итогам проверки превышают определенную сумму, инспекторы в соответствии с внутренними правилами предварительно утверждают все доначисления в УФНС.

 После этого процедура досудебного обжалования становится профанацией – шансы, что вышестоящие налоговики отменят ими же самими согласованное решение, ничтожны.

Также эксперты указывают, что в большинстве случаев вышестоящая инстанция будет настаивать на правильности позиции инспекции, если найдет хоть один аргумент в свою пользу. Это может быть статья закона, инструкция, письма руководящих ведомств или судебная практика в пользу налоговиков. Только при полной бесперспективности передачи дела в суд налоговики могут отказаться от своих претензий.

Кроме того, даже сами налоговики в частных беседах отмечают, что досудебное урегулирование в действующем формате не может быть объективным в принципе.

Ведь суммы налоговых доначислений формируют показатели работы территориальной инспекции, которые оценивают их же начальники А совокупность этих сумм уже образует показатель работы регионального УФНС. Потому никто из них не заинтересован в успехе обжалования.

Этот факт подтверждает и крайне низкая доля успешно оспоренных на этом этапе налоговых доначислений.

https://www.youtube.com/watch?v=SWJdRzv8PZ0

В результате аргументированные возражения налогоплательщиков инспекторы используют лишь для того, чтобы ознакомиться с доводами компании. И подготовить свои контраргументы, дополнительно затребовав недостающие документы или проведя до суда иные контрольные мероприятия. В итоге к судебному заседанию они подходят гораздо лучше вооруженными, чем до подачи возражений и жалоб.

В таком случае компании разумнее ограничиться фразой «с решением по акту налоговой проверки не согласен» и готовиться к рассмотрению дела в суде.

Московское управление готово удовлетворять только треть жалоб налогоплательщиков

Из анализа внутренних документов следует, что Управление ФНС по г. Москве фактически установило норматив по удовлетворению жалоб налогоплательщиков. Он равен 35 процентам от общего числа поступивших обращений.

Инспекции, жалобы на решения которых удовлетворяются чаще, подвергнуты начальством резкой критике. Тогда как с положительной стороны отмечены те ИФНС, по которым этот показатель не превысил 10 процентов.

Таким образом, московские налоговики считают нормальным уровнем удовлетворения жалоб – 10–35 процентов. Фактически же за 9 месяцев 2009 года он составил 27,5 процента.

Отметим, этот показатель соответствует всего лишь 6,2 процента сумм доначислений. Это подтверждает, что управлению проще удовлетворить жалобу с небольшими доначислениями или в незначительной части, чем рассматривать все жалобы по существу.

Вероятность удовлетворения жалоб налогоплательщиков в УФНС

Причина обращенияПроцент удовлетворения
Нарушение инспекцией сроков проведения проверок и оформления их результатов Более 35 процентов
Нарушение инспекцией процедуры рассмотрения материалов проверки: неизвещение налогоплательщика о рассмотрении возражений, недопущение представителя налогоплательщика к рассмотрению возражений, вынесение решения до даты вручения акта проверки и т. п. Более 35 процентов
Отказ в возмещении НДС по формальному признаку: дефекты счетов-фактур, сомнительные контрагенты и т. п. Около 25–35 процентов, при отсутствии полного комплекта контрольных мероприятий и недостаточных доказательств недобросовестности
Отказ в признании налоговых расходов в связи с их экономической необоснованностью и недостаточным документальным подтверждением Около 20–30 процентов – зависит от конкретных обстоятельств дела
Отказ в признании налоговых расходов в связи с наличием у налогоплательщика убытка или отсутствием доходов в спорном периоде Около 20–30 процентов – зависит от конкретных обстоятельств дела
Применение налоговым органом контроля цен по статье 40 НК РФ Более 35 процентов, при отсутствии оснований для применения этой статьи; менее 10 процентов, при несогласии налогоплательщика с установленными инспекцией рыночными ценами
Применение инспекцией расчетного метода определения суммы налогов (п. 7 ст. 31 НК РФ) Менее 10 процентов

Благодарим за содействие в подготовке материала:

Игоря Богомолова, руководителя проектного отдела «Управляющей компании “Независимые директора”»;
Марию Кирилину, ведущего юрисконсульта «МЦФЭР-консалтинг»;
Анну Кузнецову, консультанта аудиторской фирмы «Бизнес-Студио»;
Эдуарда Кучерова, руководителя департамента налогов и права ООО «Бейкер Тилли Русаудит», члена научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов;
Дмитрия Липатова, юриста консалтинговой группы «Налоговик»;
Марину Маркину, аудитора ООО ЦБО «Баланс Плюс»;
Юлию Пудыч, руководителя департамента налоговой практики «Велес Лекс».

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/1913-kak-uspeshno-objalovat-reshenie-nalogovikov-vvyshestoyashchey-instantsii

Как обжаловать решение налогового органа

О причинах удовлетворения жалоб налогоплательщиков в 2021 году

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.