+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О прекращении участия в иностранных организациях

Содержание

Правомерно ли привлечение к ответственности, если уведомление об участии в иностранных организациях подано позже специальной декларации?

О прекращении участия в иностранных организациях

Как известно, гарантии в рамках амнистии капиталов в части освобождения от ответственности за просрочку подачи некоторых документов (уведомлений об участии в иностранных организациях, уведомлений о контролируемых иностранных компаниях (КИК), отчетов о движении средств по счетам в зарубежных банках и пр.) в налоговые органы предоставляются лицам, подавшим просроченный документ вместе со специальной декларацией. Однако, суд признал возможным освобождение от ответственности и в случае подачи самого просроченного документа и специальной декларации в различные сроки.

Фабула дела

Индивидуальный предприниматель (далее – ИП) приобрел доли в двух иностранных организациях в 2015 году, о чем в установленный законом срок в 3 месяца с даты начала участия не уведомил свой налоговый орган. 21 июня 2021 г.

ИП представил в налоговый орган по месту своего учета специальную декларацию в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-140), в ней были указаны данные о приобретенных им долях в обеих иностранных организациях.

Позднее, 24 августа 2021 г. ИП подал в свой налоговый орган само уведомление об участии в двух иностранных организациях по установленной форме в связи с приобретением долей в них, указав дату начала участия – 15 мая 2015 г.

Налоговый орган, ссылаясь на пропущенный срок подачи уведомления об участии в иностранных организациях, принял решение о взыскании штрафа с ИП в общем размере 100 000 рублей на основании пункта 2 статьи 129.

6 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Решение налогового органа по месту учета ИП было оспорено ИП в досудебном порядке путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. ИП в своей жалобе ссылался на тот факт, что налоговым органом при вынесении решения о взыскании штрафа не был учтен пункт 3.1 статьи 25.

14 НК РФ, в соответствии с которым уведомление об участии в иностранных организациях в случае его представления вместе со специальной декларацией, в которой содержатся данные о соответствующей иностранной организации, не считается представленным с нарушением срока.

В удовлетворении жалобы было отказано по следующим основаниям:

  1. Правонарушение было совершено в результате невыполнения обязанности по уведомлению об участии в иностранных организациях не позднее 3 месяцев с даты возникновения у ИП такой обязанности (а именно 15 мая 2015 г.), т.е. подача уведомления после 16 августа 2015 г. так или иначе была бы осуществлена с нарушением установленного срока.
  2. Пункт 3.1 статьи 25.14 НК РФ, на который ссылается ИП, вступил в силу 19 февраля 2021 г. На момент совершения налогового правонарушения данная норма не была введена и не имела законной силы.
  3. В отношении ИП не имелось обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.

После этого ИП обратился в суд с исковым заявлением с требованием отменить решение налогового органа о взыскании штрафа за несвоевременное уведомление об участии в иностранных организациях. После разрешения вопроса о подведомственности данного дела арбитражному суду, оно было принято к производству для рассмотрения по существу судом первой инстанции.

Выводы суда

После изучения всех обстоятельств дела при рассмотрении его по существу суд первой инстанции пришел к следующим выводам:

  1. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ законодательные акты о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Таким образом, пункт 3.1 статьи 25.14 НК РФ может применяться и к правонарушениям, совершенным до его введения и вступления в законную силу.
  2. Уведомление об участии было представлено ИП 24 августа 2021 г., с нарушением срока, но уже после подачи специальной декларации, что делает возможным применение гарантии пункта 3.1 статьи 25.14 НК РФ, т.к. она устраняет ответственность налогоплательщика и имеет обратную силу (применяется к возникшим до ее принятия правонарушениям).
  3. Помимо этого, в НК РФ есть еще одна норма о невозможности привлечения лица к ответственности за совершения налогового правонарушения при подаче им специальной декларации с указанием в ней имущества, КИК, счетов в зарубежных банках, в отношении которых было совершено такое правонарушение – пункт 2 статьи 109 НК РФ. Данная норма действует с 10 июня 2015 г., а ИП также ссылался на нее при досудебном обжаловании решения налогового органа о взыскании штрафа.
  4. Налоговыми органами никак не учитывался ФЗ-140 (в частности, он не был упомянут в тексте письменного ответа вышестоящего налогового органа на жалобу ИП о неправомерном начислении штрафа), хотя по мнению суда он также является частью налогового законодательства в силу статьи 1 НК РФ. В данном случае ФЗ-140 подлежит применению, в том числе потому, что ИП представил специальную декларацию, предусмотренную данным законом.
  5. Принципиально важен также следующий вывод суда: «Из приведенных норм следует, что один лишь факт подачи физическим лицом специальной декларации делает невозможным привлечение его к ответственности по ст. 129.6 НК РФ даже при наличии правонарушения (пропуск срока подачи уведомления). Подача же уведомления при наличии специальной декларации исключает событие правонарушения».
  6. Вопрос вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения умышленно или по неосторожности (пункты 2 и 3 статьи 110 НК РФ), на наличие которой ссылался налоговый орган, по мнению суда не имеет значения ввиду отсутствия самого события правонарушения в рассматриваемом деле.

Опираясь на все вышеперечисленные выводы, суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа о привлечении ИП к ответственности за несвоевременное представление уведомления об участии в иностранных организациях.

Значение выводов суда: единовременность подачи документов

Необходимо в первую очередь отметить, что в тексте решения суда по рассматриваемому делу не анализировалась и не толковалась формулировка о представлении уведомлений об участии и уведомлений о КИК вместе со специальной декларацией. Она используется в упомянутом ранее пункте 3.1 статьи 25.14 НК РФ:

«Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации».

На практике предполагалось, что возможны следующие варианты подачи уведомления об участии и/или уведомления о КИК вместе со специальной декларацией для целей применения гарантий по амнистии капиталов:

  1. подача просроченного уведомления и специальной декларации в одну дату, но в разные налоговые органы;
    Представление специальной декларации и просроченного уведомления в разные налоговые органы допустимо в силу того, что частью 9 статьи 3 ФЗ-140 предусмотрена возможность подачи специальной декларации в любой территориальный орган (инспекцию), либо в центральный аппарат (ФНС России) по выбору декларанта.
  2. подача просроченного уведомления и специальной декларации в один орган, но в разные даты;
  3. подача всего пакета документов (просроченного уведомления и специальной декларации) в одну дату и в один орган.

Очевидно, что вариант подачи просроченного уведомления и специальной декларации единым пакетом документов в один орган и в одну дату (пункт «в» предыдущего абзаца) использовался на практике чаще всего для минимизации риска формального несоответствия норме пункта 3.1 статьи 25.14 НК РФ.

Штампы с отметкой одного и того же органа о принятии специальной декларации и просроченного уведомления в одну и ту же дату прямо и очевидно свидетельствуют о том, что налогоплательщик подал указанные документы вместе.

Иные же варианты подачи документов для участия в амнистии капиталов представлялись более рискованными.

Тем не менее, в рассматриваемом деле налогоплательщик представил документы в один налоговый орган, но в разные даты, при этом судом не рассматривался сам вопрос толкования нормы пункта 3.1 статьи 25.

14 НК РФ о представления просроченных документов вместе со специальной декларацией.

Превалирующее значение для суда имело отсутствие самого события правонарушения из-за одного факта подачи специальной декларации и просроченного уведомления об участии в иностранных организациях, которая не была единовременной.    

Значение выводов суда: освобождение от ответственности и отсутствие события правонарушения

Как указано в тексте рассматриваемого решения, в данном деле суд разграничивает освобождение от ответственности за правонарушение и отсутствие события правонарушения следующим образом:

  1. сам факт подачи только специальной декларации без каких-либо приложений уже означает невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности за неподачу в срок уведомления на основании статьи 129.6 НК РФ. В данном случае суд руководствовался пунктом 3 части 1 статьи 4 ФЗ-140.
    Примечательно, что по мнению суда в случае подачи специальной декларации налогоплательщик освобождался бы от ответственности в виде штрафа и в случае непредставления уведомления об участии в иностранных организациях вовсе, а не только в случае просрочки его подачи (это один и тот же состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ).
  2. факт подачи просроченного уведомления при наличии специальной декларации исключает само событие правонарушения (пункт 3.1 статьи 25.14 НК РФ).
    Гипотетически, если данный вывод получит свое развитие в практике и будет применяться исключительно в формальном понимании, то сама по себе специальная декларация с указанием иностранных компаний может послужить инструментом для освобождения от штрафов за непредставленные вовсе (ни одновременно со специальной декларацией, ни после нее) уведомления об участии и, возможно, уведомления о КИК.

Итог

Безусловно, одной из позитивных черт данного дела является принятие решения (хоть на данный момент и промежуточного) по налоговому спору в пользу налогоплательщика.

Но немаловажно также и то, что это один из немногих процессов, в котором суду было необходимо анализировать, толковать и применять законодательство о сравнительно недавно появившемся в России институте амнистии капиталов, в котором имеются пробелы и разночтения.

Рассмотрев дело по существу, суд первой инстанции признал, что подача специальной декларации и просроченного уведомления об участии в иностранных организациях в разные даты не является препятствием для освобождения от штрафа за просрочку подачи уведомления.

Также суд сделал далеко идущий вывод о том, что специальная декларация сама по себе исключает ответственность не только за просрочку подачи уведомления об участии в иностранных организациях, но и за его неподачу в принципе.

Решение может быть обжаловано налоговым органом в вышестоящих инстанциях.

Подробнее см. Решение Арбитражного суда города Москвы по делу А40-223422/18-20-4983 от 4 сентября 2021 г.

Источник: https://int.gestion.ru/news/offshore/uvedomlenie-ob-uchastii-v-inostrannykh-organizatsi/

Уведомление о КИК в 2021 году

О прекращении участия в иностранных организациях

Если вас интересует подготовка отчетности по КИК, и Вам нужен надежный партнер по вопросам подготовки и сдачи уведомлений о КИК, то наши сотрудники с радостью возьмутся за решение Вашего вопроса, обеспечив оперативность, точность и гарантировав успешность всех оформлений.

По состоянию на март 2021, в Российскую налоговую поступают данные из 91 страны. Россия отправляет данные в 64 государства.

Кто обязан подавать уведомление о КИК

Если гражданин РФ становится владельцем, организатором или совладельцем частной компании, не являющейся российским налоговым резидентом, то в соответствии с требованиями ст.25.13 Налогового Кодекса России, он обязан уведомить ФНС о своем владении такой компанией.

В отечественном законодательстве существует понятие «контролируемая иностранная компания».

Будучи обладателем части ценных бумаг такой организации и получая финансовую прибыль или убыток от ее деятельности, подданные России – физические и юридические лица должны своевременно подавать уведомления о КИК.

В противном случае, за неподачу налоговой отчетности – собственники иностранных компаний могут быть сильно оштрафованы.

Другими словами, при любой форме влияния на деятельность, принятие решений и получении доходов, нельзя игнорировать требования ФНС во избежание штрафных санкций со стороны этого контрольного государственного органа.

Наша компания оказывает помощь в оформлении бумаг в полном соответствии с действующим федеральным законодательством. Опытные эксперты, хорошо разбирающиеся в финансовых и экономических аспектах вопроса, подготовят пакет документов, заполнят необходимые бланки и подадут их в сроки, установленные чиновниками. Заказать консультацию можно по телефону 8(495) 162-10-15.

Типы уведомлений и отчетности КИК

В вопросах отчетности по зарубежным компаниям, владельцам иностранных компаний в той или иной ситуации могут понадобиться для сдачи в Российскую налоговую следующие документы:

  1. Уведомление об участии или прекращении участия в иностранной организации. Сдается 1 раз в течение 3 месяцев при возникновении факта участия или прекращения участия в компании. Актуально для собственников размер доли которых превышает 10% собственности компании.
  2. Уведомление о контролируемой иностранной компании. Сдается на ежегодной основе в срок до 20 марта текущего года за предыдущий год, если:
    • Ваша доля в иностранной компании превышает 25%;
    • Ваша доля и доля Ваших родственников в иностранной компании суммарно превышает 50%;
  3. Декларация 3-НДФЛ. Физическое лицо обязано задекларировать свой доход по форме 3-НДФЛ до 30 апреля и оплатить налог в срок до 15 июля.
  4. Декларация по налогу на прибыль. Данный документ предусмотрен для юридических лиц. Срок подачи – 28 марта. Если Вы владеете иностранной компанией напрямую, как физическое лицо, то Вы данную декларацию не предоставляете.

Варианты нашего сотрудничества могут быть разными: от консультации до услуги под ключ. Срок исполнения составляет от 1 до 7 рабочих дней, в зависимости от типа и объема предоставляемых услуг.

Сроки подачи и штрафы за нарушения

Если Вы начали свое участие в иностранном бизнесе, то необходимо внимательно следить за сроками сдачи отчетностей и уплаты налогов в российский бюджет. Всю отчетную кампанию можно разделить на 4 типа уведомлений и деклараций.

  • Уведомление об участии в иностранной организации.
    • Сроки сдачи декларации: 3 месяца с момента начала/прекращения владения компанией;
    • Штраф за не сдачу: 50 000 руб.
  • Уведомление о контролировании иностранной компании.
    • Сроки сдачи декларации: 20 марта 2021 года за 2021 год;
    • Штраф за не сдачу: 100 000 руб.
  • Декларация 3-НДФЛ. Заполняется и сдается только физическими лицами.
    • Сроки сдачи декларации: 30 апреля 2021 года за 2021 год;
    • Штраф за не сдачу: от 5 до 30% от суммы налога;
    • Сроки уплаты налога: 15 июля 2021;
    • Санкции за не оплату: 20% от налога, но не менее 100 000 руб.
  • Декларация по налогу на прибыль организаций. Формируется и сдается только юридическими лицам в электронном виде.
    • Сроки сдачи декларации: 28 марта 2021 года за 2021 год;
    • Штраф за не сдачу: от 5 до 30% от суммы задолженности по налогу
    • Сроки уплаты налога: 28 марта 2021;
    • Санкции за не оплату: 20% от налога (минимум 100 000 руб.) или 40%, если удастся доказать умышленную неоплату.

Таким образом в случае завершения участия или смены его формы в зарубежном бизнесе (включая бизнес без открытия юрлица), в котором ваша доля составляет не менее 10%, Вам необходимо подать бумаги с оповещением не позднее трех месяцев с момента возникновения факта такого участия/соучастия. Попытки уклонения грозят штрафом в размере 50 000 руб. Если Вы забудете, опоздаете подать уведомления о контролируемой иностранной компании или подадите не достоверные данные, то размер штрафа составит 100 000 руб.

Если распределяется имущество в результате ликвидации организации или выплачиваются дивиденды, то такие поступления нужно декларировать в срок до 30.04 следующего года. При этом необходимо заполнить декларацию 3-НДФЛ, Лист Б.

Важно не только своевременное заполнение уведомления о КИК, но и правильность выполнения этой процедуры. Приглашаем Вас в наш офис по адресу Москва, 2-й Рощинский проезд, дом 8.

Если Вы владеете недвижимостью заграницей, оформленную через компанию или траст (без образования юридического лица), то такая компания попадает под отчетность о КИКах и Вы обязаны отчитаться по ней.

Порядок действий

В первую очередь анализируется ситуация и возможность законного освобождения от налогов и сборов. В случае если клиент все-таки обязан отчитываться о своих иностранных компаниях, то далее проверяется финотчетность.

Как правило, у рабочего бизнеса финансовые документы имеются и с этим сложностей нет, но если их нет, то наши эксперты могут заняться вопросом подготовки отчетностей на основании банковских выписок и прочей документации фирмы. Все, что требуется для формирования налоговой базы, должно быть переведено на русский язык. После этого можно заняться заполнением и подачей.

Наша практика подсказывает, что в каждом конкретном случае порядок действий получается индивидуальным. Звоните и мы вместе с Вами составим Ваш индивидуальный порядок действий.

Наши преимущества

  1. При обращении в компанию «АТЛАС» клиент получает гарантии качества.
  2. Подход к выполнению работы всегда комплексный. Сначала изучается конкретная ситуация во всех ее аспектах. Возможно, конкретно вы не обязаны ничего заполнять и оплачивать.

    Эти законодательные нюансы подробно исследуются для каждого клиента в индивидуальном порядке.

  3. Также предлагается сопровождение в органах налогового контроля и консультации по всем возникающим вопросам.
  4. Параллельно возможна помощь с МФСО (фин.

    отчетность по зарубежному субъекту предпринимательской деятельности).

В случае заинтересованности в нашем предложении, предлагаем обсудить подробности в удобное для Вас время. Для этого Вы можете оставить заявку на обратный звонок или написать на почту свой вопрос.

В разделе контактов также есть карта, ориентируясь на которую Вы можете спланировать приезд к нам в офис в удобное для Вас время. Будем рады любому варианту сотрудничества.

Стоимость и состав услуг по КИК

№НаименованиеСтоимость в руб.
1Устная консультация по вопросам отчетности о КИК10 000
2Уведомление об участии в иностранной организации20 000
3Уведомление о прекращении в иностранной организации20 000
4Уведомлении о контролируемых иностранных компаниях30 000
5Подготовка МСФО150 000
6Подготовка декларации 3-НДФЛ10 000
7Подготовка платежного пооручения на уплату НДФЛ1 500
8Услуга по сдаче документов в налоговую московского региона по нотариальной доверенности10 000

Источник: https://atlaspg.ru/uvedomlenie-o-kik

Уведомления о КИК и об участии в иностранных организациях

О прекращении участия в иностранных организациях

Услуги > Услуги физическим лицам > Подготовка и подача уведомлений о КИК

Подача уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

В соответствии с ст.25.14 НК РФ налоговые резиденты РФ — ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА — обязаны уведомить налоговый орган по месту месту жительства или по месту нахождения организации соответственно:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Это ДВА различных вида Уведомлений, которые необходимо подать (или можно не подавать при соблюдении определенных условий, о которых речь пойдет ниже) в налоговый орган лицу, владеющему иностранной компанией.

Рассмотрим последовательно оба варианта.

В соответствии с п.п.1 п.3.1. ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган как о прямом, так и о косвенном участии в иностранных организациях если доля такого участия превышает 10%. При этом, доля косвенного участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ.

Уведомить об участии в иностранных организациях необходимо также в случае, если участие в них осуществляется через номинальных лиц.

Пример.


Вы являетесь бенефициаром Кипрской компании — Вы не директор и не акционер, Вы бенефициар, права которого на компанию возникают на основании трастовой деларации (declaration of trust) — законодательство тем не менее требует, чтобы Вы подали Уведомление как лицо, контролирующее компанию. При этом под «контролем» понимается право оказывать влияние при принятии решения о распределении прибыли компании.

Обязанность по уведомлению лежит также на налогоплательщиках, учредивших так называемую ИСБОЮЛ — иностранную структуру без образования юридического лица (к ним относятся в т.ч. актуальные британские LLP и шотландские LP партнерства). В соответствии с п.2 ст.

11 НК РФ под ИСБОЮЛ понимается  организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

Срок для подачи уведомления

В соответствии с п.3 ст. 25.14 НК РФ:

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления.

Порядок и форма подачи уведомления

Форма и формат уведомления об участии в иностранных организациях утверждены Приказом ФНС РФ от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177@. Стоит отметить, что в соответствии с буквальным толкованием норм данного приказа:

  • юридические лица должны направить уведомление исключительно в электронной форме, только по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)*
  • физические лица вправе представить уведомление на бумажном носителе

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) — (ФОРМА, ОБРАЗЕЦ, БЛАНК — СКАЧАТЬ в формате .pdf)

* См. Постановление 9-го ААС по делу № А40-24922/16 от 18 августа 2021 года о наложении штрафа, предусмотренного ст. 129.6 НК РФ, на юридическое лицо в связи нарушением срока представления уведомления об участии в иностранных организациях в электронном виде. От себя скажем, что дело довольно интересное, т.к.

налогоплательщиком-юридическим лицом были представлены соответствующие уведомления, однако, только на бумажном носителе. В электронном виде аналогичные уведомления были представлены с нарушением срока, предусмотренного действующим законодательством.

Суд вставл на сторону налогового органа, указав, что в отношении юридических лиц единственной НАДЛЕЖАЩЕЙ формой подачи уведомления является электронная форма, а единственным надлежащим способом — по ТКС.

Штраф за неподачу или несвоевременную подачу уведомлений

В соответствии с п.2 ст.129.6 НК РФ

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Указанный штраф является единовременным.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях налогоплательщик также вправе на основании п.7 ст.25.

14 НК РФ представить в налоговый орган уточненное уведомление.

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 настоящего Кодекса.

Стоимость наших услуг

УслугаСтоимостьруб.
Устные консультации на предмет необходимости подачи уведомления об участии в иностранной организации.Анализ корпоративной структуры Клиента8 000 руб./час
Подготовка Уведомления об участии в иностранных организацияхот 7 000*
Подготовка Уведомления о прекращении участия в иностранных организациях7 000
Подача Уведомления в налоговый орган по доверенности (для физических лиц на бумажном носителе, для юридических лиц — только электронно через ТКС с применением усиленной КЭП)2 500
Письменная консультация в виде правового заключенияот 14 900

* В зависимости от сложности корпоративной структуры. В указанную стоимость входит анализ структуры владения, а также устные консультации, связанные с КИК

Что такое «контролируемая иностранная компания» (КИК)?

После того как проанализирован вопрос на предмет необходимости уведомления налогового органа об участии в иностранных организациях необходимо проанализировать вопрос является Ваша иностранная организация КИК — «контролируемой иностранной компанией».

ВАЖНО! Уведомить об участии в иностранных организациях необходимо независимо от того, будут ли данные организации подпадать под признаки КИК или нет.

Если иностранные организации подпадают также под критерий КИК, то в налоговый орган должны быть поданы ДВА уведомления.

I. Рассмотрим, какие иностранные организации подпадают под статус КИК — контролируемая иностранная компания. В соответствии с п.1 ст.25.13. НК РФКонтролируемой иностранной компанией (КИК) признается компания:

  1. Не являющаяся налоговым резидентом РФ;
  2. Контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

II. КИК-ом в соответстветствии с п.2 ст.25.13. НК РФ также признается иностранная структура без образования юридического лица (ИСБОЮЛ), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

«Контролирующее лицо»

Для целей указанных выше пунктов под «контролирующим лицом» в соответствии с п.3 ст.25.13. НК РФ  понимается:

  1. Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%;
  2. Физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Контролирующим лицом ИСБОЮЛ признается учредитель (основатель) такой структуры — п.9 ст.25.13 НК РФ.

Также контролирующим лицом ИСБОЮЛ признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над ИСБОЮЛ и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий — п.12 ст.25.

13 НК РФ:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

* Лицо НЕ признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями — п.4 ст.25.13. НК РФ.

Какие компании не подпадают под статус КИК?

ВАЖНО! Учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица НЕ признаетсяконтролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:
1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие, установленное в отношении лица — учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
4) такое лицо не осуществляет иной  контроль над этой структурой.

Трасты, фонды («фаундации») — выход из ситуации?

Под ИСБОЮЛ, в первую очередь, понимаются международные трасты и фонды, создаваемые для защиты и управления активами бенефициаров. При грамотном структурировании траста или фонда, а также при соблюдении определенных условий при разработке корпоративных документов данных ИСБОЮЛ возможно создание корпоративного лица формально НЕ подпадающего под статус КИК. 

ВАЖНО! Контролирующим лицом может быть признано лицо, формально НЕ подпадающее под указанные признаки, однако фактически осуществляющее управление организацией, выраженное в частности в возможности принимать решение о распределении прибыли, получаемой компанией в ходе своей деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=PxiAwaF3PF8

Таким образом, любая иностранная компания, в которой налоговый резидент РФ является единственным акционером (или бенефициаром при номинальном акционере) будет подпадать под статус КИК для целей налогового законодательства (за исключением случаев, описанных ниже).

Наиболее очевидной ситуацией, при которой иностранная компания может не попасть под статус КИК является контроль акций в размере не более 25% компании совместно с иностранными партнерами-инвесторами. Очевидно, что подобная ситуация может сложиться при учреждении «целевой» SPV компании.

При этом, напомним, что НЕ подлежит уведомлению контроль над акциями иностранной компании в размере МЕНЕЕ 10%.

Подача уведомления о КИК: срок, порядок, форма и формат

Как было указано в начале данного раздела в соответствии с ст.25.14 НК РФ налоговые резиденты РФ — ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА — обязаны уведомить налоговый орган по месту месту жительства или по месту нахождения организации соответственно:

1) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

В соответствии с п.2 ст.25.14 НК РФ

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании.

Путем вычислений можно прийти к выводу, что первый срок для подачи отчетности по КИК — это 20 марта 2021 года. Далее контролирующее лицо обязано ЕЖЕГОДНО в срок до 20 мартакаждого года направлять в налоговый орган по месту регистрации (для физ.лиц) указанное уведомление о КИК.

ПРИМЕР:
Вы зарегистрировали иностранную компанию 27 октября 2021 года. Первое Уведомление о КИК должно быть подано Вами в срок до 20 марта 2021 года по итогам прибыли КИК за 2021 год.

Источник: https://gidprava.ru/accounting/uslugi/individuals/declaration-kik/

Сведения об иностранных организациях

О прекращении участия в иностранных организациях

Услуги > КИК. Деоффшоризация > Уведомление об участии в иностранных организациях

Налоговое резидентство физического лица

Обязанность по уведомлению, о котором пойдет речь ниже, налогового органа лежит ТОЛЬКО на налоговых резидентах РФ. По общему правилу порядок определения налогового резидентства установлен в п.2 ст.207 НК РФ:

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Примечательным моментом является тот факт, что МинФин РФ в своем Письме от 21 апреля 2021 г.

признал не соответствующими законодательству РФ о налогах и сборах и международным соглашениям об избежании двойного налогообложения положения Письма ФНС РФ от 16 января 2015 года № ОА-3-17/87@, в которых говорилось в частности, что сам по себе факт нахождения гражданина РФ на территории РФ менее 183 дней в году «не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ». Не соответствующими законодательству и не подлежащим применению были признаны также доводы о том, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ в случае, если оно «располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в РФ центр жизненных интересов». Как следует из позиции МинФина РФ ни наличие собственного жилья, ни наличие постоянной работы, бизнеса, ни проживание семьи на территории иностранного государства НЕ ВЛИЯЮТ на определение статуса налогового резидентства РФ. Единственным критерием, определяющим такой статус является, как было написано выше, фактическое нахождение на территории РФ более 183 дней в году.

Подача уведомления об участии в иностранных организациях

В соответствии с ст.25.14 НК РФ налоговые резиденты РФ — ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА — обязаны уведомить налоговый орган по месту месту жительства или по месту нахождения организации соответственно:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Рассмотрим последовательно оба варианта.

В соответствии с п.п.1 п.3.1. ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган как о прямом, так и о косвенном участии в иностранных организациях если доля такого участия превышает 10%. При этом, доля косвенного участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ.

Уведомить об участии в иностранных организациях необходимо также в случае, если участие в них осуществляется через номинальных лиц.

А если у меня траст или фонд?

Обязанность по уведомлению лежит также на налогоплательщиках, учредивших так называемую ИСБОЮЛ — иностранную структуру без образования юридического лица. В соответствии с п.2 ст.

11 НК РФ под ИСБОЮЛ понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

Подача уведомления о прекращении участия в иностранных организациях

* В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) — 4 абз. п.3 ст.25.14. НК РФ.

Штраф за неподачу или несвоевременную подачу уведомления

В соответствии с п.2 ст.129.6 НК РФ

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Указанный штраф является единовременным.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях налогоплательщик также вправе на основании п.7 ст.25.14 НК РФ представить в налоговый орган уточненное уведомление.

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 НК РФ.

Примеры из практики

1. Налоговый резидент РФ является единственным участником Гонконгской торговой компании, зарегистрированной и ведущей бизнес по импорту товаров из Китая в Россию с 2013 года.

В связи с грядущим автоматическим обменом информацией по линии банков владелец компании все-таки принял решение заявить о владении им иностранной компанией с целью продолжения использования компании в будущем. Решение «раскрыться» было принято собственником в 2021 году.

Собственник компании осведомлен, что уведомление, раскрывающее факт владения, подается им с пропуском срока, т.к. в его случае он должен был это сделать до 1 июля 2021 года, однако, до сих пор не сделал. Как лучше поступить в данной ситуации и какая собственнику компании грозит ответственность.

Источник: https://ecoafisha.ru/svedeniya-ob-inostrannyh-organizatsiyah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.