+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О передаче полномочий налоговым органам по администрированию страховых взносов

Администрирование страховых взносов в ФНС в 2021 году – передача

О передаче полномочий налоговым органам по администрированию страховых взносов

15 января 2021 года Президент утвердил Указ № 13 “О дополнительных…” (далее – Указ № 13), который содержал указание для Правительства РФ до 1 мая 2021 года внести в Госдуму законопроект по возложению полномочий на ФНС по администрированию страховых взносов (далее также – СВ), уплачиваемых в ФСС, ПФР и ФОМС.

О том, что изменилось за последний год и кто теперь уполномочен контролировать уплату плательщиками взносов, поговорим далее.

Основная информация

Долгое время шли споры по поводу того, кому следует передать полномочия по администрированию. В конечном итоге, законодателем было решено передать соответствующие правомочия в ФНС, ведь этот орган отличается высоким качеством работы.

Передача полномочий позволит:

  • оптимизировать систему СВ;
  • сократить административные расходы;
  • упростить отчетность.

Определения

Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:

  • осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
  • прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2021 году и далее;
  • взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2021 года;
  • возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.

Законодательство

С 1 января 2021 года, в целях реализации Указа № 13, были приняты следующие законодательные документы:

Основные изменения в 2021 году были внесены ФЗ № 243.

Так, исходя из текста ФЗ № 243:

  • в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
  • ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
  • анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
  • утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.

Таким образом, в 2021 году законодательством были возложены правомочия по администрированию страховых взносов в ФНС практически во всех аспектах (кроме расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ). ВНиМ в части доходов теперь также контролирует ФНС.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Причины передачи функций

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2021 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Нюансы

Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:

  • в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
  • в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.

База начислений

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.

Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.

Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Фиксированный платеж

Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:

  • если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
  • если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.

Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.

Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2021 года:

Вид СВКБК
На ОПС18210202110061010160
ВНиМ18210202190071010160
ОМС18210202101081013160
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения)18210202103081013160

Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:

Вид СВКБК
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки)18210202131061010160
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки)18210202131061020210
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки)18210202132061010160
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки)18210202132061020210
На “травматизм”39310202150071000160

Начисление пени и штрафов

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).

Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).

Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2021 поменялись правила осуществления расчета пеней.

Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2021 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  1. Если до 30 дней включительно:
  1. Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:

Начиная с 31 дня, по указанной ниже формуле:

Чего изменения не коснуться

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2021 года, не коснулись:

  • объекта обложения СВ;
  • категорий плательщиков;
  • тарифов на ОМС;
  • фиксированного платежа для ИП;
  • срока оплаты взноса;
  • предельной базы для исчисления.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://autoexpertnost.ru/peredacha-administrirovanija-strahovyh-vznosov-v-fns/

Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов || Контроль за уплатой страховых взносов с 2021 года

О передаче полномочий налоговым органам по администрированию страховых взносов

Федеральный закон от 03.07.

2021 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» вступает в силу с 1 января 2021 года и дополняет НК РФ новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации». Федеральный закон № 212-ФЗ с этой даты утрачивает силу.

Таким образом, контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Теперь администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переходит в ведение ФНС. В то же время ряд функций останется за Пенсионным фондом и ФСС. Давайте подробнее рассмотрим их.

Отчетность

  • ФНС: начиная с отчетности за 1 квартал 2021 года, ведомство будет принимать единый расчет по страховым взносам;
  • ПФР: ведомство продолжает принимать расчеты, в том числе уточненные, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2021 года. Таким образом, РСВ-1 за 2021 год подается в ПФР в срок до 15 февраля 2021 года в бумажном виде и до 20 февраля 2021 года в электронном виде. Помимо этого Пенсионный фонд продолжит прием: сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М и сведений о стаже застрахованных лиц;
  • ФСС: форму 4-ФСС за 2021 год принимает от плательщиков взносов соцстрах. Тоже самое касается уточненок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2021. Прием проводится в порядке, действовавшем до 2021 года. Кроме того, ФСС останется администратором взносов на травматизм. Это значит, что новую 4-ФСС нужно будет по-прежнему сдавать в фонд.

Проверки    

  • ФНС: камеральные проверки отчетности по страховым взносам будут проводиться инспекторами согласно нормам НК РФ. Выездные проверки плательщиков взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2021;
  • ПФР: чиновники из фонда будут проводить камеральные и выездные проверки, в том числе повторные, за периоды, истекшие до 1 января 2021, а также выносить  решения о привлечении или отказе в привлечении по их результатам;
  • ФСС: «камералить» расчеты за периоды до 2021 года  будет фонд. Выездные проверки ФСС будет проводить за периоды до 2021 года. Кроме того, налоговики будут проводить выездные проверки плательщиков взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2021, совместно с ФСС РФ. Ведомство также продолжит проверять расходы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Взыскание недоимки

  • ФНС: налоговики будут взыскивать недоимку по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2021 года. Также ведомство будет проводить зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и  предоставлять  отсрочку (рассрочку) по данному платежу;
  • ПФР и ФСС: ведомства будут принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010 — 2021 гг..

С 1 января 2021 года Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 34 «Страховые взносы». В эту главу вошли статьи 419-432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2021 года распространяются и на страховые взносы. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.16 № 243-ФЗ.

Таким образом, с 2021 года пенсионные, медицинские и взносы на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (кроме взносов «на травматизм») – это часть налогового законодательства, которым и станут руководствоваться налоговики. Именно ФНС с 2021 года станет администрировать указанные виды страховых взносов (в частности, принимать соответствующую отчетность по ним).

Страховые взносы «на травматизм» в 2021 году, по-прежнему, останутся под контролем ФСС. Этот фонд будет принимать и отчетность по этому виду страховых взносов.

Пенсионный фонд, в свою очередь, продолжит контролировать персонифицированную отчетность. В 2021 году в ПФР нужно будет, по прежнему, ежемесячно сдавать форму СЗВ-М. Дополнительно появится и годовой отчет в ПФР с обобщенными данными о стаже работников. Также см. “Органы контроля за уплатой страховых взносов с 2021 года“.

Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов

С 1 января 2021 года все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах.При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и физических лиц не претерпела значительных изменений.

Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика, медиатора осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ;

2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;

3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;

4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;

1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:- организации- индивидуальные предприниматели- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями

2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Однако, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию. Например, если индивидуальный предприниматель, имеет работников, то он обязан заплатить страховые взносы как за себя, так и с выплат в пользу своих работников.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование– в случае, если доход плательщика не превышает 300000 руб. – 1 МРОТ х 26% х 12 мес.– в случае, если доход плательщика превышает 300000 руб. – 1 МРОТ х 26% х 12 мес. 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование1 МРОТ х 5,1% х 12

1. прохождения ими военной службы по призыву;

2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

6. за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.При этом обязательного условия о представлении документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, данная статья уже не содержит.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года – для фиксированного платежа и 1 апреля года, следующего за расчетным – для 1% с сумм дохода свыше 300000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Тарифы страховых взносов

В 2021 году тарифы страховых взносов не изменятся. Все тарифы сохранены на уровне 2021 года. Приведем таблицы со ставками тарифов на 2021 год.

Общие тарифы

Если у организации или ИП нет права на применение пониженных тарифов, то в 2021 году ей следует рассчитывать взносы по основным (общим) тарифам. С 2021 года ставки этих тарифов установлены статьей 426 Налогового кодекса РФ.

С выплат работникуРазмер тарифа
ПФРФСС на ВНиМФФОМС
не превышающих предельную базу.22 %2,9%5,1%
в части, превышающей предельную базу10 %

Пониженные тарифы

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2021 годом, тоже не изменились. В таблице ниже приведены наиболее часто встречающиеся пониженные тарифы страховых взносов на 2021 год (ст. 427 НК РФ).

СтрахователиТарифы %
ПФРФСС на ВНиМФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие «льготный» вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении лимита право на пониженные тарифы утрачивается с начала года (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ)20
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)20
ИП на патенте – в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).20
Организации, ведущие деятельность в области IT (пп. 3 п. 1, пп.1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ ).824

Как видно из таблицы, для организаций на УСН с 2021 года появились новые условия, при соблюдении которых можно применять пониженные тарифы.

В частности, организации на УСН, ведущие «льготную» деятельность, вправе применять пониженные тарифы, если их годовой доход не превышает 79 млн. рублей. Ранее такого требования к ним не предъявлялось. Также см.

“УСН с 2021 года: как увеличатся лимиты доходов и основных средств“.

Заметим, что поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава Налогового кодекса РФ 34 «Страховые взносы» начнет действовать с 1 января 2021 года. Полагаем, что именно с этой даты и нужно учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Также см. «Таблица ставок страховых взносов в 2021 году».

Тарифы страховых взносов «на травматизм» в 2021 году, по-прежнему, будут определяться в зависимости от класса профессионального риска основного вида деятельности организации (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). См. «Тарифы страховых взносов «на травматизм» в 2021 году не изменяться».

При этом в 2021 году ФСС, по-прежнему, сможет установить тариф с учетом скидки или надбавки, размер которой не должен превышать 40 процентов от тарифа (п. 1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Источник: https://OffshoreFinance.ru/kontrol-uplatoy-strakhovykh-vznosov-2021-goda/

Администрирование страховых взносов

О передаче полномочий налоговым органам по администрированию страховых взносов

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2021 году.

Январь 2021 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу. Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого – поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС.

Путь к этому решению был долгим. Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Изменения 2021 года

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2021 года подготовить проекты законов. Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.

Для воплощения данных проектов в реальность требуется внести поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы, а также в законы, взаимосвязанные с этими правовыми актами.

Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования.

Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов.

Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.

Планируемые траты на осуществление таких изменений также значительны. Покрытие этих расходов произойдет за счет сокращения финансирования фондов и направление сэкономленных средств на проведение реформы.

Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2021 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2021 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.

ДостоинстваНедостатки
Вместо четырех контролирующих органов остается один, как следствие – снижение нагрузки на бизнесменовНеобходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном местеНеобходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки
Упрощение отчетности для плательщиков взносовЗначительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрированияНарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органовСохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам

Администрирование страховых взносов: для чего нужна передача функций?

С 2010 года фискальными функциями были наделены внебюджетные фонды, которые и исполняли их до сегодняшнего дня. Ранее существовал единый социальный налог, сбор которого подчинялся налоговому ведомству.

Потом ЕСН был упразднен (подробнее про ЕСН читайте в статье: “Единый социальный налог: расчет, декларация”), и на его смену пришли обязательные взносы страхового характера, уплачиваемые в различные фонды в зависимости от своего содержания.

Уже с 2013 года начались разговоры о том, что необходимо передавать полномочия Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования единому фискальному органу. Предполагалось, что данные изменения позволят улучшить процедуру расчета и перечисления взносов и сократит задолженность перед фондами по страховым отчислениям.

Предпосылками для нововведений стало недовольство представителей бизнеса передачей администрирования страховых взносов фондам с 2010 года. Они посчитали это нецелесообразной и излишней нагрузкой на субъектов экономической деятельности – отчитываться и уплачивать сборы, налоги по одному физическому лицу компаниям пришлось в четыре различных места вместо одного, как это было при ЕСН.

Результатом стало обращение бизнесменов к российскому правительству с предложением создать единый орган, который объединит в себе функции администрирования страховых взносов и налогов.

Владимир Путин в 2013 году поручил правительству обдумать возможность возврата к единому администрированию платежей налоговой службой.

Однако однозначного мнения тогда не удалось сформировать, и до 2021 года функции по сбору страховых платежей с доходов физических лиц возлагались на фонды внебюджетного характера.

Было мнение, что даже при передаче администрирования страховых взносов налоговой службе у плательщиков все равное останется обязанность по подаче персонифицированной отчетности в фонды, а потому смысл в объединении всех платежей в налоговом органе теряется.

Кроме того, возврат налоговых функций по администрированию взносов повлечет за собой существенные траты денежного характера, а также потребует значимые передвижения в кадровом составе как внебюджетных фондов, так и налоговой.

Все эти моменты на время приостановили реформу в отношении администрирования, малый и средний бизнес выступал за передачу взносов под юрисдикцию ФНС, крупный бизнес был категорически против.

К 2015 году этот вопрос был поднят Госдумой.

Рост задолженность по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе. Результатом стало решение Владимира Путина о необходимости внесения изменений с систему администрирования, оформлено это решение было в виде указа №13 от 15 января 2021 года.

По проведенным проверкам качество работы Федеральной налоговой службы значительно превышается аналогичный показатель внебюджетных фондов за счет применения высокотехнологичных и современных методик. Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах.

07 ноября 2021

Источник: https://zullus.ru/administrirovanie-strahovyh-vznosov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.