+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О функционировании информационного ресурса маркировки

Содержание

Власти узаконили ИТ-систему маркировки товаров

О функционировании информационного ресурса маркировки
2976

26.12.2021, Ср, 16:17, Мск , Владимир Бахур

Единая система маркировки товаров в России окончательно получила юридический статус. Вместе с необходимыми правками закона о торговле, ряд изменений также затронул закон о контрольно-кассовой технике.

В России окончательно создана правовая основа для создания государственной информационной системы (ГИС) для маркировки товаров и мониторинга их оборота. Это следует из изменений и поправок в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», принятого в трех чтениях в нижней палате Госдумы и одобренных Совфедом.

Единая система контроля позволит бороться с незаконным оборотом товаров, защитит от некачественных или фальсифицированных товаров. Документ, вступающий в силу с 1 января 2021 г., наделяет Правительство России полномочиями для определения порядка работы единой ГИС маркировки товаров.

Оператор ГИС маркировки также будет определяться Правительством. В процессе проведения предварительных экспериментов по маркировке различных групп товаров оператором ГИС выступала ФНС России.

Документ также определяет процесс создания, развития, ввода в эксплуатацию и эксплуатации ГИС маркировки в рамках государственно-частного партнерства за счет частного партнера, без привлечения средств федерального бюджета.

В настоящее время информационная система, в которой будут храниться данные о маркированных товарах, находится в стадии создания и тестовых испытаний.

Оператором ГИС маркировки на безвозмездной основе является ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий), созданное как совместный проект USM Holdings Алишера Усманова (50%), госкорпорации «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).

Как ранее сообщал CNews, ЦРПТ должен стать оператором единой системы маркировки товаров, создание которой в России планируется завершить к 2024 г.

Ключевые определения и положения

В качестве приемлемых средств идентификации документ определяет коды маркировки в машиночитаемой форме, представленные в виде штрих-кода, радиочастотной метки (RFID) или другого средства автоматической идентификации. Код маркировки, в свою очередь, включает в себя последовательность символов кода идентификации и кода проверки.

Госдума окончательно приняла закон о единой ГИС маркировки товаров

Под кодом идентификации подразумевается уникальный номер экземпляра товара, код проверки является результатом криптографического преобразования id-кода (шифрования) при проверке с фискальным накопителем и/или других технических средств. Шифрование будет производиться программно-аппаратными средствами, одобренными федеральным органом исполнительной власти с соответствующим сертификатом.

Обеспечение централизованного формирования кодов проверки полностью возлагается на единого оператора ГИС маркировки.

Товары, подлежащие обязательной маркировке и внесению в ГИС маркировки, будут определяться принятым законом и рядом дополнительных нормативных актов. Помимо утверждения требований к маркировке и техническим средствам для ее нанесения и учета, документ также предписывает утверждение порядка изъятия и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров.

Размер и порядок взимания платы за оказание услуг по нанесению маркировки, идентификации и мониторинга движения маркированных товаров будет установлен дополнительными нормативными актами. Для производителей товаров, подлежащих маркировке, доступ к информации об их товарах предоставляется бесплатно.

На участников оборота возлагается обязанность предоставления оператору данных об обороте товаров для включения этой информации в ГИС.

Предоставляемые данные, в частности, должны включать сведения об участниках оборота маркированных товаров, информацию о самих товарах, данные об используемых в этом процессе технических средствах, все о нарушениях требований маркировки, выявленных пользователями, и другие данные, которые определит Правительство.

Полный доступ к данным ГИС с возможностью их обработки имеет только оператор. Доступ к информации в ГИС мониторинга обеспечивается оператором в порядке, определенном Правительством, при соблюдении законодательства о гостайне, коммерческой тайне и иных охраняемых законом тайнах.

Пользователям системы предоставляется ограниченный доступ к информации, без возможности внесения в нее изменений. В открытом доступе через интернет будут находиться данные ГИС, получившие статус общедоступных.

Отдельным пунктом также отмечается имеющаяся у оператора ГИС возможность обработки данных отдельного участника оборота маркированной продукции, без обезличивания такой информации. При условии обезличивания данных оператор ГИС может использовать данные для статистических и других исследовательских целей.

Изменения в законе №54-ФЗ

В связи с принятием закона о ГИС маркировки, корреспондирующие изменения также внесены в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (54-ФЗ).

В частности, закон о ГИС маркировки не распространяется на мониторинг движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до потребителя. Эта информация обрабатывается оператором ГИС мониторинга в соответствии с законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Предыстория и перспективы Единой системы маркировки товаров

Правительство РФ получило полномочия осуществлять маркировку различных групп товаров с принятием 31 декабря 2021 г. поправок к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

С 1 февраля 2021 г. в России проводится эксперимент по маркировке лекарственных средств и медикаментов, который был продлен до конца 2021 г. Штрих-код на упаковке считывается с помощью смартфона или специального сканера. Муниципальные аптеки оснащаются необходимой техникой за счет городских бюджетов, частным аптекам приходится закупать приборы самостоятельно.

Маркировка всех лекарственных препаратов в России должна стать обязательной с начала 2021 г. В апреле CNews писал, что он помог выявить правонарушения в сфере оборота медикаментов на сумму 500 млн руб.

Старт окончательному формированию Единой федеральной системы маркировки товаров был дан в феврале 2021 г. по итогам успешного завершения эксперимента с маркировкой шуб осуществляется на территории ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) с 12 августа 2021 г.

Маркировка являлась обязательной для всех участников оборота меховых товаров, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и пр.

Все участники пилота обязаны передавать тематические сведения в информационный ресурс маркировки, оператором которого является ФНС России.

С 1 июня 2021 г. по 30 июня 2021 г. в России также проводится эксперимент по маркировке обувных товаров в целях борьбы с их нелегальным оборотом. Соответствующее постановление правительства №620 было принято 30 мая 2021 г.

Маркировка обуви даст возможность отследить и пресечь случаи нелегального производства, ввоза и реализации обувных товаров. Это в свою очередь приведет к тому, что с товаров будут уплачиваться все налоги и таможенные пошлины, поясняется на сайте правительства.

Предполагается, что маркировка обуви станет обязательной с 1 июля 2021 г.

28 апреля 2021 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства №792-р, которое утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в России с целью борьбы с их нелегальным оборотом.

Всего в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вошло десять групп товаров. Помимо обуви, в список товаров вошли табачные изделия, для которых маркировка станет обязательной с 1 марта 2021 г.

, а также духи и туалетная вода, резиновые шины и покрышки, предметы одежды из кожи, женские блузки, мужские и женские пальто и куртки, различные виды белья и фототехника, для которых маркировка станет обязательной с 1 декабря 2021 г.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://cnews.ru/news/top/2021-12-26_edinaya_gis_markirovki_tovarov_poluchila_finalnoe

Единая система мониторинга за оборотом товаров

О функционировании информационного ресурса маркировки

В ближайшем будущем в России появится единая государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Напомним, в настоящее время уже действует ряд подобных информационных систем для отдельных видов продукции.

Например, для алкогольной продукции используется ЕГАИС, для лекарств – Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для меховых изделий – Информационный ресурс маркировки. Для товаров, маркировка которых вводится в 2021 году, станет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий.

Новая система объединит существующие системы мониторинга в единый информационный ресурс. На нем будет размещаться информация обо всех маркируемых товарах. Исключение составят лекарственные препараты. Обработка информации об их обороте будет осуществляться в особом порядке.

Оператор будущей системы еще неизвестен. Его назначит Правительство РФ.

С помощью системы мониторинга можно будет отследить движение товаров от производителя до конечного потребителя. Это обеспечит поставки качественных и безопасных товаров, а также исключит возможность оборота фальсифицированных и контрафактных товаров.

Любой потребитель, купивший товар, сможет проверить его легальность при помощи информационной системы. Для этого потребуется лишь мобильное приложение, позволяющее считать код маркировки с приобретенного товара и сверить его с кодами, внесенными в систему производителями/поставщиками.

Если приложение не сможет идентифицировать код товара, система получит сообщение о нарушении, а продавец будет привлечен к ответственности.

Как будет работать информационная система маркировки

Конкретный порядок работы информационной системы маркировки товаров (мониторинга) пока не определен. Позднее его установит Правительство РФ.

Оно же утвердит порядок предоставления информации участниками рынка, а также раскрытия этой информации для покупателей.

Между тем, общие принципы и механизмы работы системы уже утверждены в соответствии со ст. 20.

1 Федерального закона от 28.12. 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Согласно данной норме, система мониторинга создается в целях сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения, предоставления и распространения такой информации. Конечная цель функционирования системы – обеспечение прозрачности производства и реализации продукции.

Добиться этого предполагается за счет:

  • обязательной маркировки продукции средствами идентификации;
  • раскрытия информации о присвоенных продукции кодах маркировки;
  • организации обмена информацией о кодах, нанесенных на продукцию и кодах, содержащихся в информационной системе.

На стадии производства продукции ей будет присваиваться код идентификации. Он представляет собой уникальный номер экземпляра товара. Этот код выдается по запросу производителя, который сообщает системе мониторинга о произведенной продукции и необходимом количестве кодов.

Получив код, производитель наносит его на каждый экземпляр продукции и сообщает его системе мониторинга. Система генерирует проверочный код, который также наносится на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролерам выявить фальсификацию кода идентификации.

Немаркированные товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, будут изыматься из оборота и уничтожаться как контрафакт. Порядок изъятия и уничтожения немаркированных товаров определит Правительство РФ.

Передача сведений о товаре в систему мониторинга, а также их сверка будут происходить на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю.

Когда товар реализован оптовому поставщику, в систему мониторинга будет сообщаться о смене собственника товара. Розничные торговые точки также станут информировать о приобретении товара, а в момент продажи товара конечному покупателю в систему мониторинга поступит информация о конечной реализации. Уникальный код будет выводиться из оборота и уничтожаться.

Какие сведения будут вноситься в информсистему маркировки

Обязательному раскрытию участниками рынка подлежит следующая информация:

  • сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • сведения о маркируемых товарах;
  • сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары;
  • сведения о технических средствах, используемых для обмена информацией с информационной системой мониторинга.

Кроме того, в системе будут содержаться сведения обо всех нарушениях требований об обязательной маркировке товаров, выявленных потребителями товаров.

Обязанность по раскрытию вышеуказанной информации распространяется на производителей, поставщиков и розничных продавцов маркируемой продукции. Они станут нести административную ответственность за невнесение или внесение в систему недостоверной информации.

Позднее Правительство РФ определит, какие именно сведения о маркируемых товарах являются информацией ограниченного доступа, а какие – общедоступной информацией. Общедоступная информация будет публиковаться в интернете для использования любым заинтересованным лицом.

Повышение нагрузки на бизнес и штрафы

На период проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки продукции производители бесплатно получают коды идентификации. С созданием и запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата.

Размер данной платы по каждой категории товаров будет утвержден Правительством РФ.

Также не исключено, что плата будет взиматься и за регистрацию в системе мониторинга.

Причем для регистрации производителям и поставщикам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Кроме того, производители обязаны приобрести и специальное оборудование для нанесения кодов маркировки на произведенную продукцию. Со своей стороны, поставщикам придется купить сканеры, позволяющие считывать и сверять нанесенные коды. В рознице маркированная продукция станет контролироваться при помощи онлайн-касс.

Конкретное оборудование, которое потребуется участникам рынка маркированных товаров, определит опять же Правительство РФ.

Помимо прочего производителей, поставщиков и розничных продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение такой информации. Размер штрафов пока что не определен. Позднее Госдума примет специальный закон, который внесет соответствующие изменения в КоАП РФ.

При этом сейчас уже действуют штрафы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Так, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Причем вся немаркированная продукция подлежит конфискации (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ).

Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам – от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Плюсы создания единой информационной системы маркировки

Из несомненных плюсов создания единой информационной системы маркировки товаров можно выделить следующие:

  • защита потребителей от некачественной и небезопасной продукции: покупатели без труда смогут проверить легальность приобретенной продукции и, в случае необходимости, оперативно заявить о контрафакте;
  • снижение издержек на логистику: производители и поставщики смогут точнее прогнозировать спрос и отгрузки;
  • сокращение времени для сборки и контроля заказов;
  • переход бизнеса на электронный документооборот с контрагентами.

Источник: https://centrbuch.ru/news/edinaya-sistema-monitoringa-za-oborotom-tovarov/

Информационный ресурс маркировки 2021—2021 гг

О функционировании информационного ресурса маркировки

С 1 января 2021 года вступил в силу закон, регулирующий функционирование общероссийской системы маркировки товарных единиц уникальными идентификаторами — КиЗ (№ 488-ФЗ). До этого момента система маркировки была экспериментальной. В пилоте участвовали меховые изделия (с 12.08.2021 г.). В 2021-2021 г.г.

идентификаторы стали наносить на упаковки, ярлыки, тару лекарств, табачных изделий, одежду, текстиль и другие товарные группы.

В статье мы расскажем об официальных информационных ресурсах маркировки, которыми в 2021 году будут пользоваться потребители, государственные структуры, производители и реализаторы вышеуказанных изделий.

Подберем 2D-сканер для работы с маркировкой. Доставим в любую точку РФ!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Информационный ресурс маркировки меха

Маркировка меховых изделий является обязательной, согласно постановлению № 787, в котором в числе прочего говорится и о создании специального ресурса для приема, хранения, обработки, передачи в ответственные органы сведений о дате и месте изготовления товарной единицы, виде меха и других данных.

Согласно шестой главы вышеуказанного закона, для работы с информационной системой пользователю необходим электронный аналог подписи (КЭП). КЭП генерируют удостоверяющие центры, получившие аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Чтобы получить ЭП, пользователь вправе выбрать один УЦ из перечня и обратиться к нему или заказать услугу здесь.

на наш канал в Яндекс Дзен – Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

За создание, корректное бесперебойное функционирование информационного ресурса маркировки меха отвечает ФНС.

Система, созданная ИФНС, обеспечивает обмен сведениями между налоговыми, таможенными органами, службой по защите прав потребителей. Ресурс доступен каждому продавцу, изготовителю, конечному покупателю.

Согласно второму приложению постановления № 787, обращаясь к ИС, пользователь вправе получить следующие данные:

  • наименование изделия;
  • страну, в которой произведена единица;
  • модель;
  • размер;
  • код товарной номенклатуры ВЭД, согласно решению № 54;
  • из какого меха сшито изделие;
  • цвет, сведения о покраске;
  • номер и дата документа (декларации), подтверждающего соответствие продукции требованиям законодательства;
  • название изготовителя, бренд или торговая марка;
  • GTIN (код, присвоенный единице компанией GS1).

Полный перечень требований, предъявляемых к государственной системе маркировки изделий из меха, размещен по ссылке.

Сотрудники Федеральной налоговой службы разработали бесплатную утилиту для проверки подлинности товара. Приложение работает на гаджетах с ОС iOS и Android. Программа доступна для скачивания в Google Play и App Store.

Регистрация на информационном ресурсе маркировки ФНС России

Для работы с чипированными меховыми изделиями, всем участникам проекта, независимо от того, производят ли они продукцию, ввозят ли ее на территорию Российской Федерации или реализуют конечному потребителю, нужно пройти регистрацию на информационном ресурсе маркировки ФНС России. Создать учетную запись можно только при наличии КЭП.

Для регистрации необходимо:

  • перейти на главную страницу ресурса;
  • установить на компьютер, ноутбук или планшет программу криптографической защиты «КриптоПро» (ссылка для скачивания дистрибутива) и плагин для браузера;
  • добавить адрес информационного ресурса в список надежных узлов;
  • выполнить проверку (активировать соответствующую кнопку в верхней правой части страницы);
  • нажать на кнопку «Вход» в правом углу сайта;
  • выбрать сертификат ЭП, предварительно сохраненный на ПК или USB-накопителе.

После выполнения всех вышеописанных действий регистрация будет завершена.

Пользователи личного кабинета налогоплательщика (юридические и физические лица-предприниматели), вошедшие в ЛК на официальной площадке налоговой службы, автоматически получают доступ к аккаунту информационной системы.

Подберем планшеты и сканеры штрихкодов на любой бюджет! Консультация и помощь 24 часа.

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Информационный ресурс ФНС для маркировки лекарств

В 2021 году стартовал проект по нанесению идентификационных кодов на лекарства. Согласно постановлению № 62, эксперимент продлится до конца 2021 года. С 2021 г. маркировка медицинских препаратов станет обязательной.

Для работы с маркированными единицами создан информационный ресурс маркировки лекарственных средств (информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов — ИС МДЛП), который до ноября 2021 г. обслуживала ФНС России. Затем ИС МДЛП передали Центру развития перспективных технологий и включили в общероссийскую систему «Честный знак».

Для работы с ИС МДЛП нужны:

  • электронная цифровая подпись — аналог обычной подписи, необходимый для внесения в базу ресурса сведений о поступлении, изготовлении, убытии препаратов (заказ услуги в один клик);
  • сертификат от КриптоПро — это программа криптографической защиты, которая позволяет работать на ПК с сертификатами КЭП (ссылка для скачивания);
  • аккаунт на сайте Честного знака — доступ в личный кабинет медицинской организации-производителя лекарств, аптеки.

Пользователи системы передают в нее сведения о производстве, упаковке, уничтожении лекарственных препаратов и другие данные, указанные во втором приложении к методическим рекомендациям по работе с маркированными лекарствами.

Маркировка лекарственных препаратов в России в 2021 году

Информационный ресурс маркировки табака и сигарет

Согласно распоряжению № 792-р, в 2021 году начинается обязательная маркировка табачной продукции. Экспериментальное нанесение на сигаретную упаковку (пачки, блоки) матричного идентификатора DataMatrix началось в январе 2021 г. и завершится в феврале 2021 г.

Для реализации пилотного и основного проектов по маркировке табака и сигарет, оператором (ЦРПТ) создан общероссийский информационный ресурс — МОТП (система маркировки и оборота табачной продукции).

В ИС МОТП за время эксперимента зарегистрировалось 1107 компаний-производителей, распространителей и реализаторов изделий из табака: «Лента», «Магнит», SNS, АО «Филип Моррис Ижора» и другие.

Для начала работы с ресурсом нужно:

  • получить квалифицированную цифровую подпись (в УЦ или на сайте);
  • перейти на страницу ИС;
  • создать учетную запись — выбрать сертификат ЭЦП, внести контактные данные субъекта хозяйствования;
  • приобрести: продавцу — сканер матричных штрихкодов и онлайн-кассу (если таковой нет), а изготовителю — специальное оборудование для перевода сведений о товарной единице в битовую последовательность и агрегации;
  • обновить программное обеспечение на установленной контрольно-кассовой машине;заключить соглашение о сотрудничестве с оператором электронного документооборота.

Для участия в экспериментальной маркировке необходимо заполнить заявку, которая находится в нижней части сайта «Честный знак» в разделе «Для бизнеса».



Информационный ресурс маркировки одежды и обуви

Согласно распоряжению № 792-р, с 3-го квартала 2021 г. предусмотрена обязательная маркировка обуви, а с декабря того же года идентификаторы начнут наносить на ярлыки курток, трикотаж и другую продукцию легкой промышленности.

Источник: https://Online-kassa.ru/blog/informatsionnyj-resurs-markirovki-2021-2021-gg/

Маркировка на пространстве ЕАЭС: проблемы и риски

О функционировании информационного ресурса маркировки

Маркировка товаров помогает обеспечить взаимное признание качества и безопасности товаров в рамках Единого экономического пространства.

В то же время существует ряд проблем, препятствующих успешному действию этого инструмента.

 Наталья Малярчук, старший советник компании Kesarev (консультации по вопросам нормативного правового регулирования) обозначила основные сложности и риски на выступлении в рамках VI международного форума Антиконтрафакт-2021.

Неопределенность иерархии национальных систем маркировки и регламентов ЕАЭС

В настоящее время во всех пяти странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) существуют свои системы маркировки и прослеживаемости, в основном отличающиеся друг от друга платформами информационных систем, перечнем товаров, обязательных к маркированию, и требованиям к самим меткам.

К примеру, в Беларуси, Казахстане и России обязательной маркировке и прослеживаемости подлежит подакцизная алкогольная и табачная продукция. В Беларуси, Киргизии и России – продукция животного происхождения, в Армении маркируются 42 группы товаров.

Системы маркировки в странах ЕАЭС

Армения

  • маркировка товаров Vero code — маркировка марками 42 групп товаров;
  • ЭСФ (ИС Налогоплательщик 3) — центр мониторинга и взаимодействия с таможней и электронные кассовые аппараты.

Беларусь

  • ГИС AITS — контроль животных и продукции животного происхождения;
  • АРМ «Плательщик» — подакцизная продукция (табак, алкоголь;
  • ИС E-Pass — товары, подлежащие обязательной маркировке.

Казахстан

Киргизия

  • СИОЖ (система идентификации и отслеживания животных) — биркование (КРС, МРС, свиньи); чипирование (лошади); присвоение группового идентификационного номера (МРС, свиньи, птицы, пчелы).

Россия

  • ИС «Маркировка» — мониторинг движения лекарственных препаратов (КИЗ);
  • ЕГАИС — акцизные товары (акцизные марки);
  • ЕГАИС — учет древесины и сделок с ней (пластиковые бирки со штрих кодом или RFID-метки в виде гвоздей);
  • маркировка и прослеживаемость табачной продукции (цифровой код DataMatrix);
  • ФГИС «Меркурий» — электронное прослеживание продукции животного происхождения.

Помимо указанных систем действует единая маркировка ЕАЭС для товаров из натурального меха, предусматривающая также вариативность в использовании меток.

Поскольку указанные системы в основном направлены на обеспечение контроля обращения продукция в рамках национальных рынков, то не везде между странами наблюдается унификация подходов к маркировке товаров, типу идентификационного знака, процедурам функционирования информационных систем маркировки.

Также системы прослеживаемости для различных видов продукции подразумевают разную идеологию и архитектуру как программного, так и физического решения.

Все это может быть препятствием для свободного обращения товаров в рамках ЕАЭС, увеличивая таким образом логистические затраты, время на поставку товара, содержание складских площадей и т. д.

Так, для одного ряда товарных групп предполагается модель сквозной прослеживаемости с контролем продвижения товара по дистрибьюторской цепочке, для другого — только регистрация ввода и вывода из оборота.

Подобный разнобой в технических решениях порой вынуждает предприятия проводить работы по соответствию различным требованиям для различных товарных категорий.

В особенности затраты на обеспечение различных требований маркировки продукции ощутимы для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате существует риск ограничения поставок продукции в другие страны-члены ЕАЭС, где действует иная система маркировки в отношении одной и той же товарной группы.

Рост издержек бизнеса

В настоящее время все указанные системы прослеживаемости товаров находятся на различных стадиях — от разработки до внедрения и интеграции с базами налоговых и таможенных служб.

Внедрение данных систем требует периодических корректировок в деятельности государственных органов и национальных операторов, что, как правило, находит свое отражение и в изменении законодательства.

Это делает затруднительным осуществление предварительных расчетов по расходам на генерацию кода, покупку этикетки, приобретение оборудования, программного обеспечения, их установку и поддержку. Кроме того, предполагаются расходы на дополнительный штат и производственные процессы.

Можно возразить, указав на опыт пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха.

Действительно, цена метки в $1 не повлияла на стоимость шуб. Но стоит задаться вопросом — насколько опыт отрасли, работающей практически со штучным дорогим товаром, производимым вручную, можно перенести на почву массового производства товаров повседневного спроса? 

Кроме того, хотя цена метки не повлияла на стоимость мехового изделия, из-за необходимости создания инфраструктуры для чипирования меховых изделий, получение меток было затруднительным. В результате добросовестные производители и продавцы в начале проекта были вынуждены останавливать продажи готовых изделий на нескольких месяцев.

В то же время практически прекратилось производство традиционных меховых изделий для нужд народов севера — меховых чумов, унтов, парок и проч. Для производителей такого товара барьером стала не стоимость метки, а стоимость администрирования процесса.

Необходимость обеспечения прослеживаемости создает издержки сбытовой сети, в особенности актуальные для малого бизнеса. Для создания «последней мили» прослеживаемости перед продажей потребителю необходимо приобрести и поддерживать в рабочем состоянии устройства контроля маркировки (сканеров) и каналов связи, а в случае продажи товаров с различными видами меток – несколько таких устройств.

Расходы по приобретению и поддержанию этих устройств лягут на розницу, что может привести к серьезному сокращению малой розничной и разносной торговли, снижению доступности многих товарных категорий товаров в отдаленных районах и дальнейшей концентрации розницы под контролем крупных розничных сетей.

Всего за период действия пилотного проекта по маркировке меховых изделий в РФ арестовано более 11,7 тыс. изделий с нарушениями требований законодательства на общую сумму более 582,5 млн. руб.

К примеру, в Амурской области России в конце октября 2021 года уничтожено более 100 конфискованных меховых изделий без маркировки либо с нарушениями маркировки. Уничтожен товар на сумму 5,5 млн. руб. (так называемое «дело шубовиков»).

В Казахстане до лета надзорными органами проводились разъяснительные работы. В настоящее время проводятся точечные проверки налогоплательщиков для обучения правилам маркировки. Административную ответственность планируется ввести с 2021 года.

Маркирование товаров не освобождает рынок стран ЕАЭС от небезопасной продукции

Для продукции, изготовленной с нарушениями или несоответствующей заявленным свойствам, маркировка может маскировать эти свойства от потребителя и тем самым способствовать легализации подобного товара.

Введение маркировки и прослеживаемости потребует существенных затрат, особенно чувствительных на этапах производства и реализации конечному потребителю (закупка маркирующего и считывающего оборудования, программного обеспечения и др.).

На отдельных сегментах рынка уже существуют эффективные системы и механизмы обеспечения легального обращения продукции. Причем бизнес обеспечивает исполнение данных механизмов и требований, в том числе в форме дополнительных добровольных ограничений.

Таким образом, до определения групп товаров, подлежащих маркировке, представляется необходимым органам власти, бизнесу и экспертному сообществу совместно проводить анализ соотношения законного/незаконного оборота в конкретных сегментах рынка, эффективности использования системы маркировки для очищения конкретного сегмента от контрафакта.

Например, по данным Комитета статистики Казахстана, Казахстан импортирует до 70 % сырья для производства пищевой продукции, 90 % сырья для производства сахара, 92 % — изделий легкой промышленности, 94 % — моющих средств и бытовой химии, 95 % — парфюмерии.

Обязательная маркировка товаров широкого потребления создаст дополнительную финансовую и административную нагрузку производителям и импортерам, что, в свою очередь, повлечет, по различным экспертным оценкам, удорожание конечной продукции на 10-30 %.

Если не учесть эти тенденции сейчас, то в ближайшей перспективе будут сформированы условия для роста нелегальной продукции и административных барьеров между членами ЕАЭС.

В каждой стране ЕАЭС уже существует порядка 40-45 видов ограничений на поставку товаров и услуг других стран-участниц.

Над устранением этих ограничений работают специальные комиссии, разбирающие каждую ситуацию путем согласительных процедур, гармонизации законодательства и даже через арбитраж. Это требует значительных временных затрат.

Каждый пилотный проект будет сталкиваться с нерешенными сложностями

К числу таких сложностей можно отнести отсутствие механизма защиты национального бизнеса при нарушении правил маркировки и обороте товаров без контрольных знаков, отсутствие инфраструктуры для производства радиочастотных меток в своей стране, слабые системы защиты меток от незаконного сбора информации о производителях и товаре.

Кроме того, текущая редакция Соглашения ЕАЭС о маркировке товаров де-юре декларируя свободу государств-членов в выборе товарных групп и способов маркировки, может привести лишь к дальнейшему повышению влияния на общий рынок государств с развитыми товарными рынками на выбор объекта и способа их маркировки.

Представим себе страну с маленьким рынком товаров, которая решит ввести маркировку определенных товаров, а другие члены ЕАЭС примут решение отказаться от такой маркировки.

В этом случае возникает серьезный риск того, что производители и импортеры товаров посчитают необходимые издержки для операций на маленьком рынке несопоставимыми с ожидаемыми прибылями и откажутся от поставок на конкретный рынок, продолжая поставки на остальной рынок ЕАЭС.

Обратный пример тоже достаточно любопытный. Если страна с развитым товарным рынком принимает решение о введении у себя маркировки, то производители других стран ЕАЭС тоже будут вынуждены маркировать свои товары, даже без требования национального законодательства, поскольку значительная доля продаж будет приходиться на страну с сильным рынком. 

Кроме того, если государства-члены захотят ввести у себя, вслед за более сильным соседом, систему маркировки в определенной категории, то будут вынуждены принять уже существующий подход к такой маркировке, поскольку велик риск отказа производителей от двух не гармонизированных систем маркировки.

Таким образом, исходя из анализа нормативных и институциональных проблем, видится целесообразным до введения к 2025 году единой инфраструктуры прослеживаемости ЕАЭС осуществлять маркирование в добровольном порядке и тестовом режиме, избегая дополнительных издержек на конечного потребителя, а также с учетом широкого обсуждения с участием представителей органов власти, бизнеса и экспертного сообщества.

Retail.ru

Источник: https://www.retail.ru/articles/markirovka-na-prostranstve-eaes-problemy-i-riski/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.