+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Нужно ли при приеме на работу гражданина ЕАЭС вносить запись в национальную трудовую книжку?

Содержание

Прием на работу белорусов | казахов и других граждан ЕАЭС в 2019 году: порядок и документы

Нужно ли при приеме на работу гражданина ЕАЭС вносить запись в национальную трудовую книжку?

Внимание!  Документы в рамках данной процедуры утверждены приказами Федеральной миграционной службы России. В связи с упразднением ФМС на основании п. 1 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. N 156 и передачей ее функций МВД РФ, указанные формы документов действуют до момента принятия новых нормативных правовых актов. 

Прием на работу граждан Республики Беларусь и стран – участниц ЕАЭС

Для оформления трудовых отношений с работниками, которые являются гражданами стран – Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика (членов ЕАЭС, присоединившихся к Договору о Евразийском экономическом союзе от 21.05.2014 г. ) установлен упрощенный порядок:

– Работодатели при приеме на работу вправе не учитывать ограничения допустимой доли иностранных работников, ежегодно устанавливаемые Правительством России (п.1 ст.97 Договора об ЕАЭС).

– Таким работникам не надо получать разрешение на работу или патент для работы в России.

– Документы об образовании признаются на территории России без специальных процедур.

– Доходы таких иностранцев облагаются НДФЛ по ставке 13 % с первого дня работы в России (п.10 ст.98 Договора об ЕАЭС, письмо Минфина России от 27 января 2015 г. № 03-04-07/2703).

– Работники – граждане стран ЕАЭС  имеют равные с гражданами России права, касающиеся оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий.

При заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь не требуется указанный в абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинской организацией о предоставлении данному гражданину платных медицинских услуг.

2.

 Порядок оформления приема на работу иностранного гражданина

1.  При оформлении приема на работу иностранный гражданин должен предъявить следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

 – трудовая книжка (если отсутствует у работника трудовая книжка установленного законодательством Российской Федерации образца, то оформляется работодателем)

 – документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа

 – документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Документ должен пройти процедуры признания, консульской легализации и перевода на русский язык, если международными соглашениями не установлено иное)

 – справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию  

– документы воинского учета – только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

3.

Работодатель должен направить работника на медицинский осмотр

 Если иностранный работник будет выполнять работу, которая связана с вредными или опасными условиями труда или работу, при которой проводятся обязательные медицинские осмотры в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.

04.2011 N 302н, то периодические медицинские осмотры он проходит в том же порядке, что и граждане России. Для прохождения предварительного медицинского осмотра лицу, поступающему на работу, выдается индивидуальное направление на медосмотр.

Затраты: расходы на прохождение медицинского осмотра несет работодатель.

4.

Работодателю необходимо ознакомить работника под роспись с локальными нормативными актами, связанными с работой:

– правила внутреннего трудового распорядка;

– правила хранения и использования персональных данных работников;

– положение об оплате труда;

– правила и инструкция по охране труда;

– должностная инструкция;

– соглашение о неразглашении информации;

– коллективный договор (при его наличии);

– иные документы при их наличии, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника.

 Факт ознакомления с локальными нормативными актами подтверждается подписью работника на листе ознакомления с указанием фамилии, имени, отчества, даты ознакомления и проставления личной подписи. Кроме того, отметку об ознакомлении можно сделать и в трудовом договоре с указанием наименования каждого документа.

5.

Ознакомить работника с приказом (распоряжением) о приеме на работу

 Приказ следует распечатать и ознакомить с ним работника под роспись – в нижней части приказа работник должен расписаться и поставить дату ознакомления.

 Срок: 3 дня со дня фактического начала работы.

11.

Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку

 Трудовая книжка заполняется по образцу:

№ записиДатаСведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
числомесяцгод
1234
Общество с ограниченной ответственностью “Ромашка” (ООО “Ромашка”)
102082013Принят в технический отдел на должность программиста 1 категорииПриказ №2к от 02.08.2013г.

Срок : 5 рабочих дней

Вносить записи в иностранную трудовую книжку работодатель не вправе.

12.

Оформить личную карточку работника

Необходимо заполнить первую и вторую страницы личной карточки и ознакомить работника с внесенными сведениями под роспись.

14.

Получить заявление об уменьшении налога на сумму стандартного налогового вычета

15.

Иностранному физическому лицу, у которого ребенок находится за пределами РФ, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок.  

16.

Уведомить территориальное подразделение Главного Управления по вопросам миграции МВД Российской Федерации о заключении трудового договора

Уведомление осуществляется путем предоставления документа нарочно, либо направлением по почте, либо по Интернету через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/).

17.

Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в РФ, а также постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане в случае нахождения в месте, которое не является местом их жительства, или отсутствия у них места жительства. Для постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания работодатель должен уведомить орган миграционного учета об их прибытии. Такая обязанность обусловлена тем, что работодатель выступает для этих граждан в качестве принимающей стороны.   

Для уведомления используется форма, утвержденная Приказом МВД России от 23.11.2017 № 881. 

Граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана подлежат миграционному учету по месту пребывания.

Для граждан Беларуси срок пребывания в РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда.

Нормативная документация

– Трудовой кодекс Российской Федерации

– ст. 333.28 Налогового Кодекса РФ

– п.п. 1-3 п.1 ст. 218 Налогового Кодекса РФ

Источник: https://www.freshdoc.ru/kadry/priem-na-rabotu/grazhdan_eaes/

Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы

Нужно ли при приеме на работу гражданина ЕАЭС вносить запись в национальную трудовую книжку?

На форуме «Бухгалтерии Онлайн» часто появляются вопросы, связанные с работниками из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Как правильно оформить их прием на работу? Какие документы они должны предоставить? Как начислять на их зарплату НДФЛ и страховые взносы? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Как принять на работу иностранца из страны ЕАЭС

Начинать рассмотрение, пожалуй, нужно не с налогообложения, а с кадровых вопросов. Ведь правила оформления работников из стран ЕАЭС отличаются от правил для «обычных» иностранцев и граждан РФ.

  Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов.

Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1 и 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года, далее — Договор о ЕАЭС).

Однако некоторые особенности при трудоустройстве работников из стран ЕАЭС все же имеются.

Перечень документов

Во-первых, перечень документов, которые такие сотрудники должны предъявить при поступлении на работу, шире, чем для россиян. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст.

97 Договора о ЕАЭС, в России без каких-либо дополнительных операций признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС.

Но если документ составлен на иностранном языке, работодатель вправе потребовать от трудоустраивающегося иностранца представить нотариально заверенный перевод.

Обратите внимание, что правила о безусловном признании документов об образовании не действуют, если речь идет о приеме на должности, предполагающие педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность. В этом случае дополнительно к переводу потребуется также документ о признании в РФ документа об образовании, выданного иностранным государством.

Медицинское страхование

Во-вторых, есть особенности, связанные с медицинским страхованием работников из ЕАЭС. Ситуация крайне запутанная. Так, согласно п. 5 ст. 96 и п. 3 ст.

 98 Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС.

Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (см. письмо от 14.02.17 № БС-4-11/2686).

Однако у Минтруда по этому поводу иное мнение. В письме от 17.12.15 № 16-4/В-823  специалисты ведомства сослались  на определение термина «трудящийся государства — члена ЕАЭС», приведенное в п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, где говорится, что лицо, осуществляющее трудовую деятельность, должно находиться на территории РФ законно.

Кроме того, авторы письма сослались на ст. 327.3 ТК РФ. Данные нормы позволили авторам сделать следующий вывод.

Гражданам стран ЕАЭС (кроме белорусов, для которых дополнительно действуют правила Договора между Россией и Белоруссией о создании союзного государства от 08.12.

99) для поступления на работу нужно предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС, реквизиты которого указываются в трудовом договоре.

Исключение составляет случай, когда работодатель сам оформляет договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг такому сотруднику-иностранцу.

На наш взгляд, вывод Минтруда является крайне спорным. Однако тем работодателям, которые не готовы доказывать свою правоту в суде, мы рекомендуем к нему прислушаться. А для этого потребуется учесть еще несколько тонкостей.

На какой срок покупать полис ДМС

Дело в том, что ДМС можно оформить на любой срок, и даже разово для получения той или иной медуслуги. Каким именно должен быть срок действия полиса, позволяющего иностранцу устроиться на работу в РФ, законодательство не поясняет.

Восполнить этот пробел вновь попытался Минтруд России. В письме от 26.09.

2016 № 16-4/В-465 специалисты министерства указала, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора.

Но это исправило ситуацию только частично. Ведь с ЕАЭС-иностранцем можно заключать не только срочный, но и бессрочный трудовой договор! А бессрочных полисов ДМС не бывает.

Как же поступить работодателю, который не желает самостоятельно заключать договор на медобслуживание иностранца, такой ситуации? Ответ находим в Трудовом кодексе.

Так, в ст. 327.5 ТК РФ сказано, что окончание срока действия полиса является основанием для отстранения иностранца от работы. И дальше действует обычный для отстранения порядок, установленный ст.

 76 ТК РФ: если в течение месяца не устранены обстоятельства, из-за которых работник был отстранен (т.е. работодателю не представлен новый полис ДМС), работник увольняется на основании п. 8 ч. 1 ст. 327.

6 ТК РФ.

Это означает, что при заключении бессрочного договора иностранца можно принять на работу с любым (по сроку действия) полисом ДМС.

Но при этом иностранец должен помнить, что ему потребуется предоставить работодателю данные о новом полисе не позднее дня окончания действия предыдущего.

Соответственно, при получении этих данных нужно будет внести изменения в трудовой договор. А при неполучении — отстранить работника.

Миграционный учет

Наконец, работодатели, принимающие на работу граждан стран ЕАЭС, не должны забывать, что в отношении таких работников за ними сохраняется обязанность уведомить о заключении трудового договора органы МВД (отдел по вопросам миграции).

Ведь Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных российским законодательством в части миграционного учета. Направить соответствующее уведомление следует не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.

07.02 № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ).

Завершая раздел, посвященный приему на работу, скажем несколько слов о трудовых книжках.

Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые позволяют признавать трудовые книжки, выданные в иностранных государствах.

Значит, если у принимаемого на работу ЕАЭС-гражданина нет российской (или советской, образца 1938, 1974 или 1975 года) трудовой книжки, то в этой части он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке.

При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (письмо Роструда от 15.06.05 № 908-6-1).

По той же причине НДФЛ в отношении выплат таким иностранцам нужно считать не нарастающим итогом, а по каждой выплате отдельно (п. 3 ст. 226 НК РФ)

Однако на этом особенности в части НДФЛ не заканчиваются. Так, по мнению Минфина, работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря.

Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма от 14.07.16 № 03-04-06/41639 и от 10.06.16 № 03-04-06/34256).

Объясняется это очень просто: Договор о ЕАЭС требует облагать доходы иностранцев-граждан стран-участниц ЕАЭС в том же порядке, что и доходы резидентов. А, согласно НК РФ, эти правила зависят от количества дней, проведенных в России по итогам налогового периода (п. 3 ст. 225, п. 3.2 постановления КС РФ от 25.06.15 № 16-П).

Поэтому, точно также, как был бы пересчитан налог гражданину РФ, который по состоянию на 31 декабря не провел на территории РФ 183 дня за прошедшие 12 месяцев, нужно пересчитать налог и гражданам стран ЕАЭС.

Поспорить с таким подходом, конечно, можно. Если внимательно читать ст. 73 Договора о ЕАЭС, то мы увидим, что речь в ней идет о том, что доходы ЕАЭС-граждан от работы в РФ должны облагаться по ставкам, предусмотренным в РФ именно для физических лиц — налоговых резидентов РФ.

То есть, буквальное толкование Договора говорит о том, что ставка 13% должна применяться к доходам ЕАЭС-граждан, работающих в РФ, в любом случае, даже если по итогам года они не обрели статус налогового резидента РФ.

Косвенное подтверждение этого вывода можно найти в письме ФНС России от 28.11.16 № БС-4-11/22588@. В нем отмечается, что положениями ст.

 73 Договора об ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств — членов союза в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства.

Однако риски в связи с отказом от пересчета налога в рассматриваемой ситуации существуют, и работодателю необходимо принять самостоятельное решение. Либо взять риски на себя и не пересчитывать налог, либо переложить эти риски на работника. То есть пересчитать налог, тем самым предоставив работнику возможность при желании оспорить такой подход в налоговом органе и (или) в суде.

Страховые взносы

Вопросы социального обеспечения ЕАЭС-работников также регламентированы Договором о ЕАЭС. Так, в ст. 98 Договора сказано, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Ссылаясь на эту норму Договора налоговая служба настаивает: граждане стран ЕАЭС признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации.

Значит, работодателю нужно уплачивать страховые взносы на ОМС с выплат в пользу данных лиц (письмо ФНС России от 14.02.17 № БС-4-11/2686).

Также в силу этого положения Договора выплаты в пользу ЕАЭС-граждан являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вопросы же пенсионного страхования в данном случае, как этого требует п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС урегулированы уже российским законодательством. В частности, законом от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ, который (п. 1 ст. 7) признает таких лиц застрахованными в системе ОПС.

Так что вывод в данном случае получается простой. Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств — членов ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

Источник: Онлайн-Бухгалтерия

Источник: https://migrant.ru/kak-oformit-rabotnikov-iz-stran-eaes-i-platit-s-ix-zarplaty-nalogi-i-vznosy/

Какие нужны документы для принятия на работу гражданина армении

Нужно ли при приеме на работу гражданина ЕАЭС вносить запись в национальную трудовую книжку?

Вернуться назад на Прием на работу 2018

Упрощенный прием на работу граждан Армении значительно облегчает обязанности работодателя связанные с оформлением иностранных граждан. Граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз, имеют ряд привилегий при трудоустройстве по сравнению с другими иностранцами.

О том, как правильно оформить прием на работу гражданина Армении, существуют ли особенные требования к приему на работу гражданина Армении, действительна ли трудовая книжка гражданина Армении на территории России, как происходит оформление приема на работу гражданина Армении, а также как составить уведомление о приеме на работу гражданина Армении, читайте в этой статье.

Республика Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для граждан Армении на территории Российской Федерации существует упрощенный порядок приема на работу. Тем не менее, работодатель должен соблюдать все предусмотренные законодательством формальности при приеме в коллектив такого сотрудника.

К числу основных требований к приему на работу гражданина Армении, в первую очередь, относится законность его нахождения на территории России. Соискатель должен иметь документ, который подтверждает его миграционный статус.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, таким документом считается миграционная карта(если гражданин Армении временно пребывает на территории России), разрешение на временное проживание (если он временно проживает в России) или вид на жительство (если гражданин проживает в России постоянно).

Действующее законодательство не обязывает граждан Армении оформлять визу для въезда в Россию. При пересечении границы они должны оформить миграционную карту.

Если пребывание на территории Российской федерации продлится менее 30 дней, оформление миграционной карты не обязательно. Для контроля времени пребывания в стране гражданину Армении ставится отметка в загранпаспорт о дате въезда.

Если визит в Россию продлится более 30 дней, гражданину необходимо встать на миграционный учет по месту пребывания (ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Поставить гражданина Армении на миграционный учет имеет право принимающая сторона, которой, в том числе, может выступать и работодатель.

Законодательство не дает возможности гражданину встать на учет самостоятельно, кроме тех случаев, когда он является собственником помещения, считающегося местом пребывания (Федеральный закон №109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”).

В случае, когда при трудоустройстве гражданина Армении работодатель выступает принимающей стороной, он обязан направить уведомление в ФМС России.

Согласно Федеральному закону №115-ФЗ, временно пребывающие безвизовые иностранцы имеют право находиться на территории Российской Федерации не более 90 суток суммарно в течение 180 дней.

Если гражданин Армении официально трудоустроен в России, этот срок продлевается на период действия трудового договора (ст. 97 Договора о ЕАЭС). При этом законодательно срок действия договора не имеет никаких ограничений.

Трудовой договор может быть как срочным, так и заключенным на неопределенный срок.

В случае досрочного расторжения договора гражданину Армении дается 15 дней, чтобы трудоустроиться в другом месте, даже если период в 90 дней уже истек. В противном случае, он должен покинуть страну.

Для нарушителей данного правила предусмотрена ответственность в виде трехлетнего запрета на въезд в Россию (Федеральный закон № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию).

Трудоустройство граждан Армении происходит без учета ежегодно устанавливаемых правительством квот, определяющих допустимую долю иностранных сотрудников в отдельных отраслях экономики.

При приеме гражданина страны-члена ЕАЭС на работу, руководство компании вправе не учитывать установленные Правительством России квоты на иностранную рабочую силу (п.1 ст.91 Договора об ЕАЭС).

Оформление приема на работу гражданина Армении не подразумевает получение патента или разрешения на работу.

Таким образом, соискатель должен предъявить работодателю стандартный перечень документов (ст. 65 ТК РФ):

• Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, который признается на территории России (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).

• СНИЛС.

Оформляется для следующих категорий работающих иностранцев (Федеральный закон № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации): постоянно или временно проживающие на территории РФ; временно пребывающие на территории РФ, кроме высококвалифицированных специалистов (п.

1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). В случае, когда СНИЛС гражданина Армении утерян или еще не получен, работодатель должен сам оформить его в Пенсионном фонде России (Федеральный закон № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования).

• Документ об образовании. Граждане Армении не должны подтверждать действительность документов об образовании. При необходимости работодатель может запросить нотариально заверенный перевод такого документа на русский язык.

Исключением считается трудоустройство в педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической сфере (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В этом случае гражданину Армении необходимо пройти процедуру признания документов об образовании (п. 3 ст.

97 Договора о ЕАЭС, Административный регламент, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1391).

• Полис добровольного медицинского страхования. Прием на работу гражданина Армении, временно пребывающего в России, осуществляется при условии наличия у него полиса ДМС.

Если работодатель заключает с сотрудником договор о предоставлении платных медицинских услуг (ст. 327.3 ТК РФ), дополнительная страховка не понадобится.

После заключения трудового договора иностранный сотрудник признается застрахованным в системе обязательного медицинского страхования (письмо Минтруда России № 16-4/В-823).

• Другие документы. При трудоустройстве гражданина Армении на работу с вредными или опасными условиями труда, ему может понадобиться заключение медкомиссии (ст. 213 ТК РФ).

Стоит отметить, что работодатель не имеет права требовать предоставления военного билета у граждан Армении, так как иностранцы не подлежат воинскому учету в России (Федеральный закон № 53-ФЗ, Федеральный закон №115-ФЗ).

Прием на работу гражданина Армении происходит с оформлением тех же документов, что и при трудоустройстве российского гражданина. К этим документам относится и трудовая книжка. Тем не менее, работодатель не имеет право вносить записи в трудовую книжку иностранного государства.

Если у гражданина Армении уже есть трудовая книжка советского образца (утверждена Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС № 656) или российского образца (утверждена Постановлением Правительства РФ № 225), работодатель вправе внести туда соответствующую запись о трудоустройстве. Если у иностранного гражданина нет этого документа, работодатель обязан завести новую трудовую книжку, не внося в нее информацию о стаже сотрудника за рубежом (письмо Роструда № ПГ/13372-6-1).

Работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС России как о заключении трудового договора с иностранцем, так и о его расторжении. То же правило относится к заключению гражданско-правового договора (п.8 ст.13 закона № 115-ФЗ).

При оформлении на работу гражданина страны-члена ЕАЭС, в данном случае — гражданина Армении, работодатель обязан составить уведомление о приеме на работу иностранного сотрудника (письмо УФМС по г. Москве № МС-9/21-4586н).

Работодателю предоставляется три рабочих дня с момента заключения или расторжения трудового договора для отправки уведомления в ФМС России.

Уведомление должно быть составлено по форме, утвержденной приказом ФМС России № 147 с учетом изменений, внесенных приказом ФМС России № 149.

Что касается образцов форм уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, их можно найти в соответствующих Приложениях к приказу.

Стоит отметить, что работодатель должен отправить уведомление в оговоренные законом сроки, иначе ему грозит штраф за неуведомление или несвоевременное уведомление миграционной службы о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем:

• от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;

• от 400 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток для организаций.

Ответственность работодателя за нарушения в отношении работников-иностранцев в 2016 году наступает в случае доказанного несоблюдения работодателем норм трудового права. Отметим, что административная ответственность за неуведомление о приеме и увольнении иностранца установлена за нарушение в отношении каждого работника.

Право собственности 2018
Предварительный договор 2018
Предпринимательская деятельность 2018
Преобразование 2018
Приватизация 2018

Статус иностранных работников

Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:

  • иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в Россию в визовом и безвизовом порядке,
  • иностранные работники, пребывшие из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (применяется с 2015 года).

Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:

  • разрешение на работу/патент;
  • разрешение на временное проживание (если иностранец находится в РФ временно);
  • вид на жительство (если иностранец проживает в РФ постоянно).

В отношении же второй категории иностранцев действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Собственно, их прием на работу мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. Но есть некоторые нюансы.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.

2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

Источник: https://document-expert.ru/novosti/kakie-nuzhny-dokumenty-dlya-prinyatiya-na-rabotu-grazhdanina-armenii.html

Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы

Нужно ли при приеме на работу гражданина ЕАЭС вносить запись в национальную трудовую книжку?

Начинать рассмотрение, пожалуй, нужно не с налогообложения, а с кадровых вопросов. Ведь правила оформления работников из стран ЕАЭС отличаются от правил для «обычных» иностранцев и граждан РФ.

  Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов.

Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1 и 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года, далее — Договор о ЕАЭС).

Однако некоторые особенности при трудоустройстве работников из стран ЕАЭС все же имеются.

Ставка НДФЛ

Разобравшись с кадровыми моментами, можно переходить к вопросам налогообложения. Начнем с НДФЛ. На первый взгляд, тут все кажется достаточно простым, поскольку в ст.

73 Договора о ЕАЭС сказано: к трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. Выходит, что независимо от того являются ли такие работники налоговыми резидентами РФ (т. е.

провели ли они 183 дня за предыдущие 12 месяцев на территории РФ) к их доходам должна применяться ставка 13 процентов.   Однако при этом бухгалтеру нужно помнить, что «уравнивание» ставки с первого дня работы не означает уравнивание и в иных правах с этого же момента.

Так, до тех пор, пока у работодателя не будет подтверждения, что работник является налоговым резидентом РФ, ему нельзя предоставлять стандартные налоговые вычеты. Ведь в Договоре о ЕАЭС говорится исключительно о ставке, а не о применении всех правил для налоговых резидентов.

А, по правилам НК РФ, нельзя предоставить вычеты тем налогоплательщикам, доходы которых облагаются по ставке, определенной международным договором (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ). По той же причине НДФЛ в отношении выплат таким иностранцам нужно считать не нарастающим итогом, а по каждой выплате отдельно (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Бесплатно рассчитать зарплату и НДФЛ со стандартными вычетами в веб‑сервисе

Однако на этом особенности в части НДФЛ не заканчиваются. Так, по мнению Минфина, работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря.

Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма от 14.07.16 № 03-04-06/41639 и от 10.06.

16 № 03-04-06/34256).

Объясняется это очень просто: Договор о ЕАЭС требует облагать доходы иностранцев-граждан стран-участниц ЕАЭС в том же порядке, что и доходы резидентов. А, согласно НК РФ, эти правила зависят от количества дней, проведенных в России по итогам налогового периода (п.

 3 ст. 225, п. 3.2 постановления КС РФ от 25.06.15 № 16-П). Поэтому, точно также, как был бы пересчитан налог гражданину РФ, который по состоянию на 31 декабря не провел на территории РФ 183 дня за прошедшие 12 месяцев, нужно пересчитать налог и гражданам стран ЕАЭС.

Поспорить с таким подходом, конечно, можно. Если внимательно читать ст. 73 Договора о ЕАЭС, то мы увидим, что речь в ней идет о том, что доходы ЕАЭС-граждан от работы в РФ должны облагаться по ставкам, предусмотренным в РФ именно для физических лиц — налоговых резидентов РФ.

То есть, буквальное толкование Договора говорит о том, что ставка 13% должна применяться к доходам ЕАЭС-граждан, работающих в РФ, в любом случае, даже если по итогам года они не обрели статус налогового резидента РФ. Косвенное подтверждение этого вывода можно найти в письме ФНС России от 28.11.

16 № БС-4-11/22588@. В нем отмечается, что положениями ст.

73 Договора об ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств — членов союза в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства.

Однако риски в связи с отказом от пересчета налога в рассматриваемой ситуации существуют, и работодателю необходимо принять самостоятельное решение. Либо взять риски на себя и не пересчитывать налог, либо переложить эти риски на работника. То есть пересчитать налог, тем самым предоставив работнику возможность при желании оспорить такой подход в налоговом органе и (или) в суде.

Оформление трудовой книжки для иностранного работника

Нужно ли при приеме на работу гражданина ЕАЭС вносить запись в национальную трудовую книжку?

Сотрудники кадровой службы, оформляющие на работу иностранцев, сталкиваются с массой нюансов. Нужна ли трудовая книжка иностранному работнику?

Какой бланк следует использовать? Как его заполнять? Какие документы могут потребоваться? Ответы на все эти вопросы вы сможете найти в данной статье.

Нужна ли трудовая книжка для иностранного работника?

В соответствии с 65 и 66 статьями ТК РФ, каждый гражданин, устраивающийся на работу официально, должен заводить трудовую книжку (далее – ТК). Иностранные лица не являются исключением из правил, однако оформление данного документа в этом случае сопровождается определёнными нюансами.

Если в компанию трудоустраивается гражданин страны, в которой не предусмотрено наличие трудовых, кадровик обязан завести новый бланк ТК на имя нового сотрудника. При этом оформление новой трудовой необходимо и в ситуации, когда работник имеет «национальную» ТК (то есть трудовую иностранного государства).

Специалисты отдают предпочтение бланкам, содержащим защитную голограмму, однако её отсутствие не делает документ недействительным либо неактуальным.

Организации, нанимающие персонал, обычно самостоятельно заводят трудовые своим сотрудникам. Чистые бланки заказываются у специализированных компаний, имеющих соответствующую лицензию.

Что делать, если у иностранного работника уже есть российская ТК?

Трудовые книжки введены в действие более 75 лет назад, поэтому имеется вероятность наличия у иностранного гражданина бланка старого или даже нового образца.

В любом случае данный документ обладает законной силой и не подлежит обязательной замене. Исключение составляют бланки, выпускаемые в девяностых годах.

Если сотрудник-иностранец предоставил в отдел кадров российскую ТК, новый документ оформлять нет необходимости. Достаточно продолжать вести записи на листах этого бланка.

Нужно ли учитывать заграничный стаж сотрудника-иностранца?

На практике, трудовой стаж, заработанный иностранным гражданином за пределами России, не подлежит учёту. Однако из данного правила имеются исключения, содержащиеся в Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, утверждённом 15.04.1994 года.

Отработанные года могут быть зачислены в стаж, если сотрудник был трудоустроен в одном из государств, указанных в данном документе (например, Белоруссии, Узбекистане и т. п.).

Может ли иностранец работать по совместительству?

Любой человек, в том числе гражданин иностранного государства, может работать по совместительству в свободное от основного трудоустройства время. При этом законодательство не устанавливает ограничений ни для внешнего, ни для внутреннего совместительства.

Ставиться ли соответствующая пометка в трудовой книжке иностранца?

Согласно 60 статье ТК РФ, информация о дополнительной работе может быть указана в бланке ТК по месту основного трудоустройства по инициативе самого сотрудника.

При устройстве на работу по совместительству законодательство РФ устанавливает определённые ограничения. Например, к подобному труду не может допускаться иностранный гражданин, не достигший полных 18 лет.

Как оформить трудовую книжку для иностранного работника?

Для заполнения бланка ТК – старого, предоставленного сотрудником, или нового – кадровик должен иметь на руках определённую документацию, предоставляемую как самим иностранным гражданином, так и компанией, в которую он трудоустраивается.

При оформлении трудовой иностранца кадровик должен указать в бланке следующие сведения:

  • фамилию, имя и отчество сотрудника;
  • дату его рождения;
  • специальность и полученное образование;
  • о прохождении военной службы (при необходимости);
  • о переводах на иные должности или в другие отделения компании;
  • причины увольнения с прежнего места трудоустройства;
  • о вознаграждениях за успешный труд.

Документы, требующиеся от сотрудника-иностранца

При трудоустройстве гражданин должен предоставить в отдел кадров национальный паспорт, актуальную миграционную карту, разрешение на работу в конкретном регионе, а также бумаги, подтверждающие регистрацию на территории России.

Дополнительно представители компании могут запросить иные документы, требующиеся в связи со спецификой предстоящей деятельности.

Документы, требующиеся от руководства компании

Иностранные граждане, желающие устроиться на ту или иную должность, находятся на территории нашей страны на основании оформленной трудовой визы.

Чтобы нанять иностранца, руководство предприятия должно первоначально подготовить проект договора, заключаемого с будущим сотрудником.

Помимо этого, руководитель обязан добиться оформления разрешения от МВД РФ о возможности привлечения иностранца к работе в конкретной должности в определённом регионе.

Как заполняются сведения о расторжении договора?

При увольнении сотрудника-иностранца важно правильно указать в бланке ТК запись о причинах расторжения договора. Помимо самой формулировки, необходима ссылка на номер и пункт определённой статьи Трудового кодекса РФ.

При этом неважно, по каким основаниям уволен работник – по собственной инициативе или по причине невыполнения своих служебных функций.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)

+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Источник: https://urmozg.ru/trudovoe-pravo/trudovaya-knizhka-dlya-inostrannogo-rabotnika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.