+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые контрольно-надзорные мероприятия в отношении организаций и ИП

Содержание

О новом в госконтроле: мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и немного о контрольной закупке

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Продолжая тему изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294), в настоящей статье мы затронем еще ряд нововведений – введение мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, а также легализация контрольной закупки. Что касается второго, то, как говорится, новое – это хорошо забытое старое.

Напоминаем, что изменения в базовый закон о проверках были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ и вступают в силу 01 января 2017 года.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами

С 1 января 2017 года деятельность по контролю органами надзора будет осуществляться не только посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЮЛ/ИП), но и посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с ЮЛ/ИП (далее – мероприятия без взаимодействия).

К мероприятиям без взаимодействия относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (на сегодняшний день еще не приняты).

Задание на проведение мероприятий без взаимодействия

Мероприятия без взаимодействия проводятся органами государственного надзора (контроля) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа.

Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления должностными лицами результатов мероприятия без взаимодействия, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются органами власти, уполномоченными принимать базовые нормативные акты для контролирующих органов.

Отметим, что на сегодняшний день пока ни одного подобного порядка органами власти не принято.

Последствия мероприятий без взаимодействия

Одно из последствий мероприятий без взаимодействия будет являться направление предостережения ЮЛ/ИП (часть 6 статьи 8.3 ФЗ № 294).

Направляется оно в случаях, когда контролирующий орган имеет сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.

Стоит отметить, что Правила составления и направления такого предостережения должны быть утверждены Правительством РФ (на сегодняшний день не приняты).

Стоит отдельно затронуть тему признаков нарушений обязательных требований. Законодательством не установлено понятия «признаки нарушения требований», и что под этим будет подразумеваться опять остается не ясным. Более того, подобного разъяснения не содержит и Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядка уведомления об исполнении такого предостережения».

При объявлении предостережения лицу предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Дополнительное основание для внеплановой проверки

Второе последствие рассматриваемых мероприятий по контролю изложено в части 5 статьи 8.3 ФЗ № 294 состоит в том, что если будет выявлено нарушение нормативных требований, то проверяющие должностные лица должны:

  • Принять меры по пресечению нарушений (в пределах своей компетенции);
  • Направить руководителю (заместителю руководителя) органа госконтроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки.

Таким образом, выходит, что теперь появляется новое основание для проведения внеплановой проверки (в связи с чем в часть 2 статьи 10 ФЗ № 294 внесены соответствующие изменения), притом организованное самостоятельно органом надзора.

Это очень печальный факт, так как раньше органы надзора, желая по тем или иным причинам провести в отношении ЮЛ или ИП внеплановую проверку, могли организовать только административное расследование, техническая реализация которого имеет много сложностей.

Теперь же основание для внеплановой проверки может быть «состряпано» закулисно и основано, по сути, только на субъективном желании органа надзора провести такую проверку.

Положительным моментом является то, что проверка, проводимая по данному основанию, требует согласования с прокуратурой согласно части 5 статьи 10 ФЗ № 294.

Об индикаторах риска

Исходя из совокупного анализа пунктов 5.1 статьи 2, пункта 2.

1 статьи 10 ФЗ № 294 следует, что «толчком» для проведения мероприятий без взаимодействия будут являться индикаторы риска, которые представляют собой параметры, соответствие которым или отклонение от которых, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием ля проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Указанные параметры должны быть утверждены соответствующими органами власти, уполномоченными принимать акты по вопросам осуществлении надзора (контроля) в соответствующей сфере деятельности (на сегодняшний день пока не приняты).

Индикаторы риска также будут использоваться и при проведении проверок методом риск – ориентированного подхода (устанавливаться на основании положения о федеральном государственном контроле (надзоре).

При этом указанные параметры будут использоваться для необходимости проведения внеплановой проверки на основании пункта 2.

1 части 2 статьи 10 ФЗ № 294, а также дополнительного мероприятия по контролю – контроль самих индикаторов риска.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Контрольная закупка

Статьей 16.

1 ФЗ №294 введено еще одно новое мероприятие, а именно, контрольная закупка, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Отметим тот факт, что контрольная закупка не является на самом деле новым мероприятием, это скорее хорошо забытое старое, от которого надзорная Россия отошла уже около 10 лет назад.

Когда и как можно проводить контрольную закупку?

Из совокупного анализа части 2 и 3 статьи 16.1 ФЗ № 294, следует, что контрольная закупка как мероприятие по контролю будет проводится при обязательном наличии двух условий:

  • исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов контроля (в настоящее время ни в одном федеральном законе по вопросам проведения надзора (контроля) подобное мероприятие не введено);
  • по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок.

Контрольная закупка, проводимая по основаниям, установленным для проведения внеплановых выездных проверок, должна быть согласована с органами прокуратуры.

Напоминаем, что основания для проведения внеплановой выездной проверки установлены частью 2 статьи 10 ФЗ № 294. Таковыми могут быть:

  • истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  • иные.

Более подробно обо всех основаниях внеплановой выездной проверки можно ознакомиться в статье «Основание и предмет проверок».

Контрольная закупка при проведении плановых проверок с применением риск – ориентированного подхода

Контрольная закупка также может быть проведена и при проведении плановых проверок в рамках риск – ориентированного подхода.

При этом такое мероприятие по контролю может проводится в том случае, если предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора). Однако, на сегодняшний день пока таких актов не принято.

Более подробно о плановых проверках с применением риск – ориентированного подхода можно узнать из статьи: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Акт о проведении контрольной закупки

О проведении контрольной закупки составляется акт, который предоставляется проверяемому лицу для подписания лишь в случае выявления нарушений. Второй экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу незамедлительно.

Особенности проведения контрольной закупки

Проводится подобное мероприятие без предварительного уведомления проверяемых лиц и в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/nadzor-v-sfere-zdravookhraneniya/o-novom-v-goskontrole-meropriyatiya-po-kontrolyu-bez-vzaimodeystviya-s-yuridicheskimi-litsami-i-nemn/

В россии появится контрольно-надзорный кодекс

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Минэкономразвития решило не просто изменить подход к проверкам бизнеса, но и систематизировать требования к ним в новом Контрольно-надзорном кодексе. Чиновники уже представили на суд общественности его проект.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Минэкономразвития России решило больше не вносить поправки в действующий Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а разработать совершенно новый законодательно-правовой акт.

Его проект опубликован на едином портале проектов нормативно-правовых актов и доступен для обсуждения до 13 июня 2019 года.

Хотя сами разработчики назвали свой документ законом, ему больше подходит название кодекса, ведь он охватывает целиком государственный и муниципальный контроль и надзор в Российской Федерации.

В документе собраны все требования к надзорной деятельности, виды контрольных мероприятий, принципы, регламенты, права и обязанности организаций и ИП, а также проверяющих.

Рассмотрим подробнее некоторые положения нового закона.

Вместо проверок другие виды контроля

Законопроектом МЭР предусмотрено существенное сокращение количества видов проверок, их место займут другие, более прогрессивные виды контрольных мероприятий. Некоторые из них в России еще не применялось. В частности, в перечень надзорных мероприятий войдут:

  • выездное обследование (инспектор приходит и сам осматривает территорию и помещения, если видит нарушения, –— фиксирует их на фото- или видеокамеру);
  • мониторинговая закупка (получение образцов для направления в лабораторию на исследование. Исполнение требований Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» не проверяется);
  • выборочный контроль (получение образцов товара для исследования);
  • инспекционный визит (проверка инспектором визуально, без проверки документов и предупреждения): подробнее об этом мы писали в статье «Введут новый тип проверок: визит без предупреждения».

При этом рейды и контрольные закупки останутся и будут использоваться шире.

Надзор разделят

Некоторые виды надзора будут, как и сейчас, осуществляться в отдельном порядке. Под такое исключение попадают:

  • банковский надзор;
  • финансовый надзор;
  • акционерный надзор;
  • налоговый надзор;
  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • надзор за соблюдением законодательства о рекламе (новое исключение).

При этом прокурорский надзор из списка исключений уберут, и он, как сказано в проекте, будет проводиться «на общих основаниях».

Требования, оформленные законами СССР и РСФСР, а также актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 1 января 2021 года больше проверять не будут.

Термины и понятия

В проекте МЭР разделены контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. В частности, действиями названы процедуры, направленные на добычу доказательств и информации:

  • осмотр;
  • допрос;
  • отбор проб;
  • эксперимент;
  • отбор письменных объяснений.

Фактически действия являются частью мероприятий, которые как раз и являются самостоятельными процедурами:

  • проверка;
  • рейд;
  • контрольная закупка;
  • инспекционный визит;
  • выездное обследование.

Помимо этого законопроект предусматривает расширение профилактических надзорных мероприятий — инспекторы будут:

  • выдавать рекомендации;
  • осуществлять профилактические визиты.

Для тех, кто не допускает нарушений, будут предусмотрены меры поощрения за добросовестность.

Во всех надзорных органах сотрудники, задействованные в контроле, будут называться одинаково — инспекторы. Они должны будут носить форменную одежду при осуществлении надзорных мероприятий.

Такие инспекторы получат право опрашивать свидетелей (очевидцев) на добровольной основе, но под подписку об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Представители проверяемого лица свидетелями быть не могут.

Инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он пострадал от деятельности контролируемого лица (съел некачественный продукт, например).

Профилактика превыше всего

Законопроектом предусмотрено профилактическое сопровождение бизнеса по договору. Такой договор будет заключаться между контролируемым лицом и надзорным органом после проведения оценки соблюдения требования законодательства.

В ходе сопровождения прикрепленный инспектор будет предоставлять организации или ИП рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Будет законодательно закреплено субъективное усмотрение руководителя надзорного органа по вопросам профилактического сопровождения.

То есть трактование законодательных норм и правил по-своему.

Также в законодательстве появится такое понятие, как профилактический визит. В ходе такого визита проверяющий инспектор сможет оценить ситуацию на месте и дать необходимые рекомендации.

При этом ему будет запрещено выдавать предписания, а тем более наказывать организацию или ИП по итогам профилактического визита.

Чаще всего такие визиты будут осуществляться к новым организациям и ИП — в течение первого года работы.

Документация и реестры

Для надзорных мероприятий основания будут оцениваться не по угрозе или причинению вреда жизни, здоровью и прочим ценностям, а по «наличию достаточных достоверных данных, свидетельствующих о нарушении обязательных требований». Факт причинения вреда жизни/здоровью также остается основанием для проведения внеплановой проверки и выборочного контроля.

МЭР собирается собрать все виды надзора; они будут занесены в специальный реестр. Кроме того, все сведения о контрольных мероприятиях должны будут оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия информации о нем в реестре проверок нет — инспектора можно не пускать.

Для взаимодействия с надзорными органами у каждого ИП и организации появится собственный электронный личный кабинет на едином портале контрольно-надзорной деятельности. Через кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган.

По результатам любого надзорного мероприятия инспектор должен будет выдать контролируемому лицу не только акт, предписание и протокол, но и рекомендации по соблюдению обязательных требований законодательства.

Источник: https://ppt.ru/news/143311

Контрольно надзорные мероприятия

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Стандарт профилактики нарушений обязательных требований, принятый в сентябре 2017 года, – это один из ключевых документов реформы контрольной и надзорной деятельности, закрепляющий новые принципы работы контрольно-надзорных органов и методы перехода к ним.

Смена «палочной» системы на модель «сотрудничества» – ключевая идея документа и действительно масштабный процесс.

Он требует введения новых технологических подходов, отдельного регулирования, а также готовых примеров, на которые легко ориентироваться.

Всё это содержится в Стандарте профилактики, существенная часть которого посвящена методическим рекомендациям для государственных служащих, с учётом зарубежного опыта.

Заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов отметил, что «Стандарт отличается максимальной комплексностью, детальностью и иллюстративностью. Это не просто красивая книжка, которую можно вывесить на сайте и забыть о ней, а инструмент реальной работы контролера, систематизирующий все формы профилактической работы в одном месте».

Стандарт не призывает буквально копировать тот или иной кейс из опыта других стран. Однако многое действительно можно адаптировать к деятельности российских контрольно-надзорных органов, особенно в сфере профилактики нарушений.

Профилактика (или предупреждение) нарушений – это то новшество, которое реформа контрольной и надзорной деятельности вводит в повседневные практики работы государства с бизнесом.

Поэтому для модели, вводимой в России впервые, неизбежна опора на чужой опыт.

Министр РФ по делам Открытого правительства Михаил Абызов также отмечает, что России предстоит большая работа в этом направлении.

«При этом и международная практика, и наше общее понимание задач реформы контроля и надзора показывает, что баланс контрольно-надзорных мероприятий, связанных с проверкой исполнения обязательных требований, и баланс профилактических мероприятий, направленных на подготовку и обучение поднадзорных субъектов работе по выполнению этих требований, должен значительно смещаться в сторону профилактики. Ещё год назад по нашим замерам этот баланс составлял 90-95% в пользу привычных для нас контрольных мероприятий, и только 5-10% были связаны с профилактическими мероприятиями. Сейчас наша задача — этот баланс радикально изменить. В ближайшие 3 года доля профилактической работы в работе инспекторского состава должна составлять более 50%», — заявил министр на презентации Стандарта, прошедшей 11 октября в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Это декларирует и сам документ, признавая неэффективность существующего «карательного» подхода к регулированию.

1.1. Как убедиться, действительно ли в отношении Вас проводится проверка?

Проверить достоверность плановой проверки можно, изучив план данного контролирующего органа, в случае внеплановой проверки – позвонив в соответствующую службу, контактные телефоны которых всегда указываются на официальных сайтах или в справочной литературе.

1.2. Порядок проведения проверки

Проверки проводятся на основании распоряжения, решения (предписания, поручения, приказа и т. п.

) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении, решении, (предписании, поручении, приказе и т. п.).

Ваше грамотное поведение в ходе проведения проверки позволит защититься от незаконных или несанкционированных действий со стороны «самозванцев», а также будет способствовать формированию объективных и справедливых результатов проверки.

1.3. Что такое журнал проверок и зачем он нужен?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который контролирующими органами вносятся сведения о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст.

16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.
Заполнив все графы журнала, Вы без труда сможете полностью получить все сведения о проверке: её цель, вид, сроки.

При поддержке управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области Липецкой торгово-промышленной палатой выпущена брошюра «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля» (далее – Журнал). Журнал содержит образец ведения журнала учёта проверок, включающий следующие графы:

— дата начала и окончания проверки;

— общее время проведения проверки (в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий указывается в часах);

— наименование органа государственного контроля (надзора), либо наименование органа муниципального контроля;

— дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;

— цель, задачи и предмет проверки;

— вид проверки (плановая или внеплановая):

в отношении плановой проверки:

— со ссылкой на ежегодный план проведения проверок;

в отношении внеплановой выездной проверки:

— с указанием на дату и номер решения прокурора о согласовании проведения проверки (в случае, если такое согласование необходимо);

— дата и номер акта, составленного по результатам проверки, дата его вручения представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю;

— выявленные нарушения обязательных требований (указываются содержание выявленного нарушения со ссылкой на положение нормативного правового акта, которым установлено нарушенное требование, допустившее его лицо);

— дата и номер содержание выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

— фамилия, имя, отчество, должность должностного лица (должностных лиц), проводящего(их) проверку;

— фамилия, имя, отчество, должности экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению проверки;

— подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

По желанию приобрести Журнал Вы можете в Липецкой торгово-промышленной палате, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Первомайская, д.

Вопросы проведения контрольно-надзорных мероприятий: виды проверок, основания для их проведения

Источник: https://printscanner.ru/kontrolno-nadzornye-meroprijatija/

«Много лишних требований»: чаще всего российский бизнес проверяют противопожарная и налоговая службы

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Согласно опросу, который провёл Центр технологий государственного управления РАНХиГС, чаще всего проверки бизнесу устраивает противопожарный надзор. Затем по убыванию идут налоговые органы и инспекция по охране труда.

При этом почти половина респондентов заявили, что регулярные визиты контролёров на предприятия не влияют на безопасность производства и качество продукции.

Удастся ли снизить административное давление на российских предпринимателей в ближайшее время — в материале RT.

Центр технологий государственного управления РАНХиГС в ходе масштабного опроса выяснил, каким государственным проверкам чаще всего подвергается бизнес в России. Так, с противопожарным надзором регулярно сталкиваются 65,8% респондентов, с налоговым контролем — 61,5%, с органами охраны труда — 42,5%, а с санитарным надзором — 41,3%.

В ходе исследования были опрошены 1000 частных организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых различными видами экономической деятельности в 28 субъектах РФ. 45,7% респондентов — индивидуальные предприниматели, 48,9% — представители малых предприятий, остальные занимаются средним и крупным бизнесом.

Согласно результатам опроса, интенсивность контрольно-надзорных мероприятий немного снизилась. Если в 2015 году в среднем в отношении каждого респондента в год проводилось 2,8 проверки, в 2016-м среднее количество проверок составило 2,5.

Также по теме

Своё дело: в России растёт интерес к малому бизнесу В 2017 году граждане России стали чаще регистрировать ИП и фермерские хозяйства. С начала года в Единый государственный реестр были…

Эксперты РАНХиГС связывают это с введением моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса. Так, с 1 января 2016 года предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек не подвергаются плановым проверкам в течение трёх следующих лет.

Эта мера позволила серьёзно снизить административное давление на малый бизнес, сообщил RT президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. Теперь аналогичные «надзорные каникулы» необходимо ввести для предпринимателей другого уровня, считает он.

«Если пять лет назад штрафы были 40 тысяч рублей, то сейчас это 100 с лишним тысяч, и плюс ввели кратность штрафов, поэтому иногда получается, что штраф в миллионы рублей накладывается на предприятие и фактически приводит к его банкротству», — констатирует эксперт.

По его словам, нужно в корне изменить подход надзорных ведомств к проверкам бизнеса, изменив уклон на консультативный.

«Сейчас сотрудники ориентированы на то, сколько они провели проверок и выписали штрафов. А должно быть так: предупредил предпринимателя о последствиях действий или бездействий, которые он делает в нарушение требований законодательных актов, дал ему время устранить эти нарушения, и только после этого штрафовать. Тогда от этих проверок будет польза», — считает Калинин.

  • РИА Новости
  • © Максим Богодвид

«Надо фокусироваться на рисках»

В ходе исследования общественного мнения РАНХиГС 34,6% респондентов заявили, что регулярные проверки оказывают скорее положительное влияние на безопасность производства и качество продукции.

При этом 11,2% опрошенных находят его скорее отрицательным, прежде всего в связи с наличием административных издержек.

В среднем трудозатраты, связанные с одной проверкой, составляют 4,3 человеко-дня (или 10,75 человеко-дня в год).

Между тем почти половина респондентов — 48,3% — и вовсе заявили, что контрольно-надзорные мероприятия не оказывают влияния на безопасность производства, качество и безопасность продукции, создаваемые ими риски причинения вреда.

К бизнесу предъявляют слишком много требований, при этом далеко не все из них способны реально улучшить работу предприятия, рассказал RT генеральный директор Национального института системных исследований и проблем предпринимательства Евгений Литвак.

«Требования в законодательстве и в нормативных актах достаточно специфические, много лишних требований, много тех, которые предпринимателям крайне сложно выполнять, и они выполняют их формально.

А надо фокусироваться на тех проблемах, на тех нарушениях и требованиях, которые создают максимальный риск для потребителей.

Если идти широким фронтом, то эффективность действительно будет низкой, а если фокусироваться и внедрять технологию оценки рисков, она увеличится», — считает он.

  • РИА Новости
  • © Виталий Безруких

Долгожданные перемены

Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев в разговоре с RT также заявил, что многие существующие проверки излишни. При этом он отметил, что в рамках реформы контрольно-надзорных органов уже сделаны значительные шаги.

Во-первых, согласно федеральному закону №246, с 1 января 2018 года все надзорные органы при организации отдельных видов госконтроля начали применять риск-ориентированный подход.

То есть форма, продолжительность и периодичность проверок теперь зависят от того, насколько высокий риск потенциальной общественной угрозы несёт то или иное предприятие.

Этот метод поэтапно внедрялся на протяжении нескольких лет.

Во-вторых, сообщил депутат, до конца года в Госдуме должны принять закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», на разработку которого ушло более двух лет.

«Документ будет очень чётко регулировать количество проверок, возможность проведения их дистанционно и рамки для проверяющих, что конкретно они имеют и не имеют право проверять. Сейчас этот закон передали в комитет по регламенту. Я думаю, что до конца этого года его точно должны принять», — рассказал он.

Жигарев отметил, что до сих пор не было специального закона, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность.

В августе 2017 года президент России Владимир Путин поручил сократить количество внеплановых проверок бизнеса, чтобы их число не превышало 30% от плановых, а продолжительность была не дольше 10 рабочих дней.

Исключение должны составить внеплановые проверки, которые инициированы в связи с причинением вреда или возникновением угрозы жизни, здоровью граждан, ущерба окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отмечается в поручении.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/475691-biznes-proverki-nadzornye-vedomstva

Реформа контроля и надзора: как правительство планирует изменить систему проверок бизнеса | Компания права Респект

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Правительство внесло в Госдуму масштабный проект, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Задачи проекта: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям больше гарантий.

Проект не распространяется, в частности, на следующие области контроля и надзора (стр. 4–13 проекта):

  • налоговый, валютный, таможенный контроль;
  • контроль за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок по Закону N 223-ФЗ;
  • контроль за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
  • контроль в сфере ПОД/ФТ.

Проект не затрагивает функции Банка России по контролю (надзору):

  • за кредитными организациями и банковскими группами;
  • некредитными финансовыми организациями;
  • соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
  • соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • в сфере корпоративных отношений в АО.

Онлайн-взаимодействие

Можно будет через Интернет подавать ходатайства, жалобы, замечания, возражения, представлять доказательства, а также документы и сведения иного характера. Для этого создадут специальный личный кабинет. Контрольно-надзорные органы смогут сообщать компаниям о своих действиях и решениях не только через личный кабинет, но и, например, через Единый портал госуслуг (стр. 44–47 проекта).

Профилактика нарушений

Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены новые профилактические мероприятия, среди которых следующие:

  • меры стимулирования добросовестности (стр. 127 проекта) — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят критерии добросовестности, конкретные виды поощрений и пр.;
  • профилактическое сопровождение (стр. 136 проекта) — рекомендация от надзорного органа об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Чтобы получить такую рекомендацию, нужно будет подать заявление и заключить с органом соглашение;
  • самообследование (стр. 139 проекта) — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения требований. Пока такая декларация действует, в отношении компании не будут проводить плановые контрольно-надзорные мероприятия;
  • профилактический визит (стр. 142 проекта) — беседа по месту деятельности компании. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

Компании смогут подтверждать соблюдение обязательных требований с помощью третьих лиц. Это позволит избежать плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (стр. 144 проекта).

Такую негосударственную оценку можно будет провести с помощью:

  • аккредитованной независимой организации (стр. 145 проекта). Она сможет выдать компании на срок не более трех лет заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • СРО (стр. 147 проекта). В проекте не говорится о том, как можно будет заменить контрольно-надзорные мероприятия членством в СРО. Вместе с тем отдельно установят правила взаимодействия СРО с органами;
  • страховой организации (стр. 148 проекта). С ней можно будет заключить договор страхования рисков причинения вреда. Это освободит клиента от контрольно-надзорных мероприятий, но не от ответственности за нарушение обязательных требований.

Рассмотренная возможность не коснется муниципального контроля.

Контрольно-надзорное производство

Это комплекс действий и решений органов, направленных на следующее (стр. 150 проекта):

  • оценку соответствия объектов контроля обязательным требованиям;
  • исполнение решений по итогам такой оценки.

Должностные лица и компании будут обязаны выполнять требования и запросы, предъявленные в рамках контрольно-надзорного производства.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий будет возможным после открытия указанного производства. Открыть его смогут только при наличии определенных поводов и оснований (стр. 154–158 проекта).

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок планируют не только за счет установления приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:

  • выездное обследование (стр. 179 проекта). Чтобы визуально оценить, соблюдает ли компания обязательные требования, взаимодействовать с ней инспекторы не будут. Например, они смогут проводить осмотр общедоступных производственных объектов;
  • мониторинговая закупка (стр. 183 проекта). В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
  • выборочный контроль (стр. 187 проекта). Это изъятие образцов товаров для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
  • инспекционный визит (стр. 191 проекта). Он необходим для предотвращения риска причинения вреда. Компании должна будет обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения;
  • рейд (стр. 192 проекта). Его будут проводить, например, в отношении объектов контроля, которыми владеют несколько лиц.

Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (стр. 240–243 проекта). Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Планируют зафиксировать перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. Сейчас в подобном списке такого нарушения нет.

Планируется, что закон, о проекте которого идет речь, вступит в силу с 1 января 2021 года (стр. 255 проекта).

Источник: https://respectrb.ru/node/22595

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.