+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как провести симметричную корректировку при сделках с взаимозависимыми лицами

Содержание

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Как провести симметричную корректировку при сделках с взаимозависимыми лицами

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими.

И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды.

Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.  

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.  

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами.

Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога.

К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.

1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:  

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5281

Отражение результата проверки ценообразования

Как провести симметричную корректировку при сделках с взаимозависимыми лицами

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: отражение результата проверки ценообразования.

Особенностью налоговых проверок взаимозависимых лиц является то, что в случае доначисления налога по итогам проверки цены, на основании которых налоговым органом осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога, могут быть применены российскими организациями – налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ. Такое применение рыночных цен признается симметричной корректировкой. Напомним, что в данном случае речь идет о следующих налогах: налоге на прибыль организаций, НДФЛ индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов), НДПИ в особых случаях и НДС в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС. Отметим, что проведение симметричных корректировок является правом налогоплательщика, а не обязанностью.

Обратите внимание! Право на проведение симметричных корректировок другими сторонами контролируемой сделки возникает исключительно в случаях, когда решение налогового органа о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого было вынесено решение о доначислении налога, в части недоимки, указанной в этом решении.

Как осуществляются симметричные корректировки при проверке?

Порядок проведения симметричных корректировок установлен статьёй 105.

18 налогового кодекса, общие положения которого следующие:
– при применении симметричных корректировок корректировки регистров налогового учета и первичных документов не осуществляются;- симметричные корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях, представленных по итогам того налогового периода, в котором были произведены соответствующие симметричные корректировки;

– если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, применяются правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Одним из важнейших моментов при проведении симметричных корректировок является то, что симметричные корректировки осуществляются налогоплательщиком на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом налогоплательщику налоговым органом. На сегодняшний день форма (форматы) и порядок выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок не утверждены ФНС.

Срок осуществления симметричных корректировок по ценам

Для налогового органа установлен срок, в течение которого он передает уведомление о возможности симметричных корректировок налогоплательщику (направляет данное уведомление по почте заказным письмом или передает в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) – в течение одного месяца с момента возникновения у налогоплательщика права на проведение симметричных корректировок. В случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке указанный срок увеличивается до шести месяцев. При этом течение срока для выдачи или направления налогоплательщику уведомления о возможности симметричных корректировок может быть приостановлено при получении налоговым органом информации об обжаловании решения о доначислении налога, на основе которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке. Такое приостановление действует до момента вступления в силу соответствующего судебного акта.

Обжалование результатов налоговой проверки

Аналогичный порядок применяется при обжаловании актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Законодатель прописал права налогоплательщиков в случае неполучения данного уведомления при наличии информации об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога.

В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, к которому должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение 15 дней и вынести решение о выдаче уведомления либо отказать в выдаче уведомления в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или не подтверждением указанной в заявлении информации.

Но есть и третий вариант: налоговый орган может проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

При этом налогоплательщик, изъявивший желание произвести корректировку цен на основе уведомления, не вправе оспаривать величину такой корректировки, за исключением случаев ее несоответствия величине, указанной в решении о доначислении налога.

В случае с симметричными корректировками возможен вариант с обратными корректировками. Они должны быть сделаны в случае, если впоследствии решение о доначислении налога было изменено (отменено) или признано недействительным. Это уже обязанность налогоплательщика, а не его право.

Обратные корректировки производятся налогоплательщиками в течение одного месяца на основании уведомлений о необходимости обратных корректировок, полученных от налоговых органов по месту учета. В данном случае пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.

Форма и порядок выдачи уведомления о необходимости обратных корректировок утверждаются также ФНС и на сегодня не утверждены.

К данному уведомлению прилагается расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме, а также копия соответствующего судебного акта, отменяющего, изменяющего или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога или соответствующие судебные акты.

Что такое обратная корректировка налоговой базы?

При этом налоговый орган произведет зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога стороне контролируемой сделки, в отношении которой было вынесено решение о доначислении налога, только после проведения обратных корректировок и уплаты налога другой стороной контролируемой сделки.

Таким образом, налогоплательщик, являющийся стороной контролируемой сделки, по результатам проверки взаимозависимых лиц не вносит изменения в первичные документы и налоговые регистры.

На основании уведомления и бухгалтерской справки он делает соответствующие проводки в бухгалтерском учете, изменения вносятся в налоговые декларации по соответствующим налогам в периоде проведения симметричных корректировок.

Источник: http://nalogitax.ru/simmetrichnye-korrektirovki-bazy-hode-proverki-ceny-otrazhenie.html

Как самостоятельно скорректировать декларации при сделках между взаимозависимыми лицами: позиция ФНС

Как провести симметричную корректировку при сделках с взаимозависимыми лицами

Если из-за применения нерыночных цен произошло занижение сумм одного или нескольких налогов, то налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года. Это предусмотрено пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ. Речь идет о следующих налогах:

  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (который платят ИП, адвокаты и другие лица на основании ст. 227 НК РФ);
  • НДС;
  • НДПИ.

Неуплата или неполная уплата названных налогов в результате применения в контролируемых сделках необоснованных условий может повлечь взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

Однако в 2015 году (по сделкам 2014 года) применяется штраф в размере 20%, поскольку сейчас идет переходный период (п. 1 ст. 129.3 НК РФ, п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ; см.

«Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков».

Однако налогоплательщик может избежать ответственности, если самостоятельно доплатит налог (например, перед налоговой проверкой). Но как отражать корректировки в отчетности?

Чиновники постарались снять основные вопросы.

В каких декларациях показывать корректировки

В комментируемом письме налоговики разъяснили:

  • самостоятельные корректировки деклараций по налогу на прибыль и НДФЛ следует отражать в годовых декларациях;
  • самостоятельные корректировки по НДС и НДПИ следует отражать в уточненных декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен от рыночных.

Срок корректировки

Самостоятельные корректировки следует производить:

  • организациям — одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль за год, то есть не позднее 28 марта. Но в 2015 году 28 марта 2015 года приходится на субботу, поэтому декларацию можно было представить до 30 марта (см. «Новая декларация по налогу на прибыль: что изменилось»).
  • физическим лицам (например, ИП) — одновременно с представлением декларации по форме 3-НДФЛ, то есть не позднее 30 апреля 2015 года.

Получается, что годовые декларации по налогу на прибыль и НДФЛ уже должны содержать все необходимые сведения о корректировках за прошедший год.

Срок уплаты недоимки

Сумму недоимки, которую налогоплательщик выявил самостоятельно, следует погасить не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (либо даты уплаты НДФЛ) за соответствующий налоговый период. То есть в 2015 году погасить недоимку по налогу на прибыль нужно было не позднее 30 марта (поскольку 28 марта — суббота), а по НДФЛ недоимку нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года.

Обратите внимание: за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются. Это означает, что при самостоятельной корректировке можно избежать не только штрафов, но и начисления пеней.

Теперь посмотрим, как именно налоговики рекомендуют отражать корректировки.

Декларация по налогу на прибыль

В приложении № 1 к листу 02 налоговой декларации предусмотрена специальная строка 107.

В этой строке следует указать налоговую базу, дополнительно исчисленную в результате корректировки цены в сделке для целей налогообложения с применением методов определения рыночных цен или корректировки прибыли (см.

«Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»). Таким же образом можно скорректировать показатели по результатам независимой оценки цены.

Декларация по НДФЛ

В 2014 году лист B «Доходы, полученные от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики» декларации 3-НДФЛ был дополнен пунктом 5 «Информация о самостоятельной корректировке налоговой базы в соответствии с положениями пункта 6 ст. 105.3 НК РФ». Этот пункт формы 3-НДФЛ следует заполнить тем, кто произвел самостоятельную корректировку налоговой базы и суммы НДФЛ по итогам истекшего года:

  • в пункте 5.1 — показать скорректированную налоговую базу;
  • в пункте 5.2 — показать скорректированный налог.

Декларация по НДС

Раздел 3 налоговой декларации по НДС дополнен строками 105-109, в которых отражается корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав по соответствующим ставкам налога, а также корректировка реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, на основании п.

 6 статьи 105.3 НК РФ.
В графах 3 и 5 по строкам 105-109 следует отразить суммы корректировки налоговых баз и сумм налога по соответствующим налоговым ставкам в случае применения в контролируемых сделках цен товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствующих пункту 1 ст. 105.3 НК РФ.

НДПИ

Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых не предусматривает возможности отражения в ней рассматриваемых корректировок. Поэтому налоговики рекомендуют опираться на рекомендации, приведенные в письме ФНС России от 14.03.

13 № ЕД-4-3/4303: отражать сумму корректировки налоговой базы  и соответствующей ей суммы налога по строкам 040, 070-080, 090 раздела 2 и всем строкам раздела 3 декларации. Напомним, что в прошлом году вышеназванные декларации также не содержали специальных срок для корректировок (см.

«ФНС напомнила порядок самостоятельной корректировки налогов при сделках между взаимозависимыми лицами»).

Потребуется пояснительная записка

Одновременно с налоговой декларацией рекомендуется направлять в инспекцию пояснительную записку.

В ней налоговики хотели бы видеть сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, сумму корректировки, сведения об участниках сделки) и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию. Налоговики считают, что такая информация позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и инспекцией.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2015/4/9669

Симметричные корректировки

Как провести симметричную корректировку при сделках с взаимозависимыми лицами
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Симметричные корректировки

Симметричные корректировки могут проводить только российские организации.

Симметричные корректировки, как определение, установлены в ст. 105.18 НК. В данной правовой номе установлен порядок и поводы для их проведения.

В 2015 году, в результате принятия ФЗ № 150, суть статьи получила новую редакцию. Такими изменениями были определены изменения, касающиеся правил, в пределах которых осуществляются симметричные корректировки.

В суть рассматриваемого понятия входит деятельность, осуществляемая налогоплательщиком, необходимость в которой может быть обоснована наличием решения органов ФНС об установлении обязательства по доначислению налога, а также процессом уменьшения размера понесенного убытка.

Таким образом, симметричные корректировки могут иметь как обязательный характер, так и выполняться в добровольном порядке.

Условия и порядок применения симметричных корректировок

Проведение симметричной корректировки возможно при наличии соответствующего уведомления, полученного от федеральных налоговых органов, которым предприятие обязывается к выполнению ряда бухгалтерских процедур.

ФЗ-150 предоставлено право плательщикам налоговых отчислений по проведению взысканий процентов с федеральных налоговых органов, в том случае, если будет существовать нарушение срока, в который уведомление о возможности симметричных корректировок направлено второму субъекту выполненной сделки, находящейся под контролем исполнительной власти.

Процедура исчисления процентов осуществляется на протяжении периода, течение которого обосновывается началом истечения срока, который предоставляется законом для направления уведомления и завершается днем фактического выполнения такой функции.

Симметричные корректировки могут иметь добровольный характер и осуществляться налогоплательщиком путем доначисления налоговых выплат, что является основанием для снижения уровня убытков.

Осуществление симметричных корректировок не требует внесения коррективов в регистры, относящиеся к налоговому учету.

Такие изменения не требуются и в отношении первичной документации. Их обязательный учет должен быть отражен в декларациях, которые впоследствии будут направлены в адрес органов исполнительной власти.

Поводом для проведения корректировок для налогоплательщика, является наличие информационного уведомления, требующего их проведения. Такое уведомление исходит от федеральных органов исполнительной власти и является обязательным для исполнения.

Со стороны ФНС процедура передачи уведомления может заключаться в его нарочной передаче, в виде направления заказной корреспонденции, передачи электронным сообщением и т.д.

Действие уведомление обозначено датой, с которой плательщик мог провести корректировку, и действует на протяжении месяца. Такой срок может быть продлен в том случае, когда со стороны плательщика инициирована процедура пересмотра решения органов исполнительной власти, но он не может превышать полугода.

Цели применения симметричных корректировок

В рамках действующих норм права, налоговые обязательства, которые закрепляются за покупателем или заказчиком по договору, могут быть уменьшены за счет доначисления налогов другой стороне.

Цель уменьшения налоговой базы достигается в результате проведения проверки, нацеленной на установление правомерности налогообложения по контролируемой сделке, что осуществляется на основе решения органов ФНС.

Со стороны органов власти проводится проверка цены сделки, которая установлена взаимозависимыми лицами. Проверка цены осуществляется по отношению к тем ценам, которые действуют на рынке.

Провести уменьшение объема налоговой базы и снизить сумму начислений может второй субъект сделки самостоятельно, для чего потребуется применить цены, установленные проверкой и выполнить, исходя из них, расчет необходимого к выплате налога.

Уведомление о возможности симметричных корректировок

Симметричные корректировки проводятся в обязательном порядке на основании уведомлений. Для такого документа характерно наличие определенной формы, утвержденной на основании распоряжения налоговых органов.

Процедура направления уведомлений в адрес второго субъекта проведенной сделки осуществляется в результате его предъявления, направления заказной корреспонденцией или путем использования электронных форм. Направление уведомительного документа относится к обязанностям ФНС.

Нарушение указанных в законодательстве сроков, касающихся времени их выдачи и направления, может стать основанием для проведения зачета или возврата в адрес плательщика сумм тех средств, которые были уплачены, как излишне начисленные. Основанием для осуществления таких действий являются результаты, которые были получены после того, как симметричные корректировки были проведены.

Отсутствие уведомления в адрес второго субъекта сделки, дает последнему возможность обратиться в органы ФНС за его получением, для чего предъявляется заявление. В качестве приложений к такому заявлению могут выступать копии документов о решении, вынесенном в отношении лица прошедшего проверку, а также оп проведении действий по доначислению или уменьшению налоговой базы с его стороны.

Решения федерального органа исполнительной власти

Со стороны федеральных органов исполнительной власти могут быть приняты такие решения:

  • о предоставлении уведомления, обязывающего провести симметричные корректировки;
  • о предоставлении отказа в передаче уведомлений, на основании которых могут проводиться симметричные корректировки;
  • по информированию о причинах приостановления сроков, связанных с выдачей уведомлений.

Принятые решения, устанавливающие возможность выдачи уведомления, должны быть направлены второму субъекту сделок не позже, чем на следующий день с момента их принятия.

Решения об отказе направляются второму субъекту на протяжении суток с того времени, как они были вынесены.

Отказ в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок

От органов налогового контроля в адрес субъекта соглашения может быть выдан отказ, на основании которого симметричные корректировки не могут быть проведены.

Процедура принятия такого решения регламентирована НК и рядом нормативных актов, относящихся к актам локального значения.

Со стороны органов исполнительной власти решения об отказе должны направляться заинтересованной стороне в срок, который ограничивается одними сутками и начинает течь с даты вынесения такого документа.

Поводом для отказа может послужить отсутствие должных оснований, изложенных в заявлении о предоставлении права на проведение корректировки. Кроме того, причиной негативного решения может стать недостаточность документации, предоставленной заинтересованным субъектом для разрешения вопроса по сути.

Обратные корректировки

В налоговом законодательстве существует обязанность, вменяемая плательщикам, согласно которой, проведение обратных корректировок является обязательным.

До настоящего времени, в качестве причины, являющейся обоснованием проведения таковой корректировки, со стороны второго субъекта соглашения могли послужить изменения, а равно и полная отмена, а также признание недействительности решений органов ФНС, которое осуществлено органами правосудия и принято по отношению к проверяемому лицу.

Изменения, которые произошли в недавнее время, послужили установлению новых правил, согласно которым, обратная корректировка должна быть осуществлена плательщиком налогов, выступающим вторым субъектом сделки, подлежащей контролю, самостоятельно.

Такая корректировка осуществляется относительно базы средств, которые могут быть обложены налогом, а также сумм налогов, которая была выплачена ранее, а равно и убытков, имеющих место в результате совершения сделок.

Любые корректировки, которые произошли по инициативе плательщика, должны иметь отражение в уточненной декларации.

Такой документ является отражением процесса уменьшения базы обложения, а также самих сумм налогов.

Проведение обратной корректировки может быть осуществлено при наличии уведомления, изданного в результате принятия решения федеральных органов исполнительной власти. Такие корректировки могут осуществляться на протяжении месяца, отсчет которого осуществляется с момента фактической регистрации уведомления в качестве входящей корреспонденции.

При осуществлении данных действий бухгалтерского характера, необходимо пользоваться правилом, согласно которому, пеня не может быть начислена в отношении тех сумм, которые возникли в результате увеличения базы, подлежащей исчислению налогов, после проведения обратной корректировки.

Уведомление о необходимости обратных корректировок

Решения о проведении обратной корректировки могут быть приняты исключительно ФНС. Законодательством установлены случаи, при которых проведение таких действий является обязательным и необходимым мероприятием.

К первому случаю относятся изменения, отмена или признание недействительности решений, установленных проверкой и устанавливающих ответственность в отношении проверяемых лиц. Для данного случая характерно наличие судебного решения.

Ко второму случаю относится вариант предоставления деклараций с уточненными сведениями, числовые значения которых свидетельствуют об уменьшении базовой суммы средств, подлежащих исчислению налогов.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/simmetrichnye-korrektirovki.html

Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями | Контур.НДС+

Как провести симметричную корректировку при сделках с взаимозависимыми лицами

Взаимозависимость субъектов бизнеса является предметом пристального внимания налоговых органов.

При выявлении в ходе проверок подозрительных сделок инспекторы в первую очередь будут проверять, не совершались ли они со «своими» организациями или ИП.

Если это так, риск получить обвинение в необоснованной налоговой выгоде существенно возрастает. Но значит ли это, что сделок с подконтрольными и зависимыми организациями (ИП) следует избегать?

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса.

Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б.

Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Допустимы ли операции между зависимыми лицами

Закон не может запретить двум компаниям провести сделку только потому, что их руководители являются, например, родственниками. Более того, принцип проявления должной осмотрительности заставляет тщательно проверять контрагентов и не работать «с кем попало».

В связи с этим выбор поставщика, возглавляемого хорошо знакомым и проверенным человеком, кажется вполне логичным. Однако это верно лишь в том случае, если исполняется требование пункта 1 статьи 105.3 НК РФ: в такой сделке нельзя устанавливать особые условия.

Другими словами, заключать договор с зависимой организацией нужно на тех же условиях, на которых он был бы заключен с совершенно «незнакомой» компанией.

Под условиями сделки в данном случае понимается не только цена, но и все прочие. Например, преференция своему покупателю в виде бесплатной доставки и/или страховки может быть сочтена особым условием сделки.

Конечно, в том случае, если прочих своих клиентов компания таким вниманием не балует. То же самое можно сказать о предоставлении зависимой организации отсрочки платежа.

В общем, любые условия работы с организациями или ИП, которые так или иначе являются зависимым или подконтрольными, должны быть абсолютно рыночными.

Если придерживаться указанного выше принципа, то совершать операции с зависимыми лицами можно. Конечно при условии, что обе стороны сделки являются добросовестными налогоплательщиками и исправно исполняют свои обязанности. Тогда у налоговой инспекции не будет никаких поводов придраться к операции.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет.

Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты.

Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Последствия

Итак, между взаимозависимыми лицами могут быть заключены сделки контролируемые и «обычные», то есть те, которые не являются таковыми. И проверяться они будут по-разному.

Сделка относится к контролируемым

Если налоговая инспекция выяснит, что компания провела контролируемую сделку без соответствующего уведомления, об этом факте будет сообщено в центральный аппарат ФНС. Дело в том, что сама территориальная ИФНС не имеет полномочий осуществлять проверку правильности исчисления налогов при проведении контролируемых сделок — это зона ответственности Федеральной службы.

Получив информацию из территориального органа, ФНС осуществит проверку сделки в отношении правильности исчисления упомянутых выше налогов. В результате может быть принято решение о корректировке цены операции, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налогов одной из сторон сделки.

Но есть одно обстоятельство, которое вряд ли позволит поставить «на поток» такие доначисления. Дело в том, что в соответствии со статьей 105.18 НК РФ, вторая сторона также может применить «новую» цену ФНС для целей налогообложения.

В результате этой корректировки ее налогооблагаемая база, вероятнее всего, уменьшится: раз выше цена, значит, выше и расходы. Получается, что эта сторона уплатила «лишний» налог, который должен пойти к возмещению либо вычету.

Так что смысл в доначислениях по контролируемым сделкам есть далеко не всегда.

Прочие сделки

Сделки между взаимозависимыми лицами, не относящиеся к разряду контролируемых, входят в зону проверки ИФНС. При малейшем отклонении от рыночных условий инспекторы будут искать мотив. Точнее, будут считать, что мотив есть — это получение необоснованной налоговой выгоды, и заниматься поиском доказательств этого.

Необоснованной налоговой выгодой считается занижение налоговой базы, неправомерное применение льгот, вычетов или возмещения. В общем, все, что так или иначе привело к уменьшению налоговых обязанностей компании или ИП.

При оценке операций инспекторы принимают во внимание наличие цели и разумного обоснования сделки, ее соответствие обычаям делового оборота. Особое внимание уделяется установлению факта реальности операции.

Ведь если она была осуществлена лишь на бумаге — это «железная» причина признать налоговую выгоду необоснованной.

Занижение налоговой базы можно увидеть даже в таком распространенном механизме кредитования бизнеса, когда учредитель дает компании беспроцентный заем. Ведь если бы организация обратилась за кредитом в банк, то ей бы пришлось уплачивать проценты. Поэтому налицо особые условия сделки между зависимыми лицами — компанией и ее учредителем.

И теоретически последнему может быть доначислен НДФЛ в размере недополученных им процентов по займу. В особенности если его организация применяет специальный режим налогообложения, который не учитывает фактическую выручку, например, УСН с объектом «доходы».

При этом размер не полученного учредителем дохода будет рассчитываться, исходя их процентов, под которые выдаются сопоставимые займы.

Сегодня доначисления и штрафы из-за необоснованной выгоды по налогам, в том числе в результате сделок с зависимыми компаниями, являются обычной практикой.

Так что в этом отношении сделки, не попадающие под определение контролируемых, можно назвать даже более «перспективными».

Таким образом, в чем бы ни заключалась суть сделки с зависимым лицом, если ее условия не соответствуют рыночным, она может привлечь внимание ИФНС.

Источник: https://kontursverka.ru/stati/kak-bezopasno-provodit-sdelki-mezhdu-vzaimozavisimymi-kompaniyami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.