+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2016 года

Содержание

Новые изменения в законе о банкротстве: расширение возможностей кредиторов и должников

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2021 года

Законодательство Российской Федерации отличается наличием огромного количества изменений, вносимых в действующие нормативные акты на протяжении всего срока их действия.

Несостоятельность или банкротство юридических лиц, как сфера регулирования гражданско-правовых отношений со стороны государства, не является исключением – с 2021 года вступили в силу очередные изменения в ФЗ № 127 от 26.10.2002г.

Новое в законодательстве о банкротстве

Основные изменения, имеющие потенциал для значимых правовых последствий в области банкротства, касаются ответственности должника и связанных с ним лиц. На место ст. 10, состоящей из 10 пунктов и 8 подпунктов, в законе появилось несколько дополнительных статей и целая глава III.2, насчитывающая 13 правовых норм.

Помимо закрепления в законе о банкротстве юридических лиц ответственности разных категорий субъектов, имеющих отношение к должнику, новые изменения содержат ряд ключевых положений:

  • более подробно расшифровано понятие «контролирующего лица» и определён процессуальный статус данной категории субъектов права;
  • установлены рамки привлечения к субсидиарной ответственности представителей руководства организации-банкрота;
  • разделены понятия фактический и номинальный руководитель, установлена мера ответственности такого рода лиц, указаны признаки, по которым определяется объективная роль в управлении деятельностью организации;
  • перечислены основания, по которым исключается исполнение обязательств перед кредиторами со стороны руководителя фирмы-должника.

Кроме этого, теперь каждый кредитор при привлечении должника к субсидиарной ответственности вправе не только добиваться взыскания существующих задолженностей в рамках процедура банкротства, но и распоряжаться правом требования, например, продать его с торгов (ст.67.17).

Принятые изменения, часть которых вступила в силу в июле 2021 г., призваны расширить возможности кредитора при восстановлении нарушенных прав.

Особо отмечается, что ответственность должна наступать при недобросовестном выполнении взятых на себя обязательств, а не в случае стечения неблагоприятных обстоятельств и возможных предпринимательских рисков. По замыслу законодателя, привлечение руководителя к ответственности по долговым обязательствам компании является исключительной мерой.

Особенности процедуры банкротства организаций-застройщиков

С начала 2021 года вступают в силу новые положения, касающиеся застройщиков. Сокращены сроки проведения процедуры банкротства для данной категории организаций-должников: упразднены наблюдение и меры по финансовому оздоровлению.

Таким образом, порядок банкротства организации, выполняющей обязательства перед инвесторами-дольщиками, включает в себя только определённые меры для обеспечения сохранности имущества, прекращение полномочий руководителей организации (внешнее управление) и операции по контролю за ходом выполнения долговых обязательств (конкурсное производство).

На законодательном уровне отдельно закреплён статус инвесторов долевого строительства как кредиторов. Теперь лица, имеющие требования к организации-застройщику на основании соглашения об участии в долевом строительстве могут:

  • требовать возмещения денежных средств через специально создаваемый компенсационный фонд;
  • инициировать передачу объекта строительства, в том числе и недостроенного, а равно готовых помещений, предназначенных для проживания;
  • привлекать иного застройщика для завершения строительства.

Для манипуляций с объектами долевого строительства требуется собрание дольщиков и утверждение соответствующих решений 3/4 . Данные положения закона о банкротстве юридических лиц касаются только покупателей объектов жилого назначения.

Перспективы дальнейшего развития законодательства о банкротстве

Существующий закон не гарантирует в достаточной мере права приобретателей нежилых помещений. Возможно, данная категория кредиторов получит те же права по удовлетворению своих требований, что и дольщики, инвестировавшие в объекты жилого фонда.

В настоящее время разработан законопроект, предусматривающий определённые механизмы для восстановления платежеспособности должников. Планируется уделить отдельное внимание реабилитации через реструктуризацию долгов, инициируемой через суд.

Должник или кредитор, помимо заявления о банкротстве юридического лица, сможет обратится с ходатайством об изменении условий погашения задолженности.

В случае принятия судом положительного решения должник сможет рассчитывать на отсрочку или отмену введения конкурсного производства.

Данные меры позволят добросовестным участникам гражданско-правовых отношений значительно упростить процесс погашения задолженностей. Должник может получить возможность:

  • снять ограничения, возникшие по причине возникновения долга;
  • отменить или приостановить возбужденные дела об исполнительном производстве;
  • получить возможность продолжать предпринимательскую и иную деятельность, направленную на выполнение долговых обязательств.

Законопроект №239932-7 предусматривает сокращение сроков процедуры банкротства или принятия решения о реструктуризации, уменьшение издержек на проведение обеспечительных мер.

Планируемые изменения и дополнения в существующее законодательство о банкротстве направлены на оздоровление самой процедуры и увеличение возможностей должников по добросовестному выполнению обязательств перед кредитором.

Источник: https://sstumanov.ru/novye-izmeneniya-v-zakone-o-bankrotstve/

Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2021 года

Добро пожаловать на сайт Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2021 год, комментарии к статьям и другие тематические материалы и документы. находятся сразу после текста статей.

Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, через систему поиска информации или навигационную цепочку.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).

Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.

Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это – его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность – физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е.

обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров.

Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

Текст ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»

Налоговый кодекс (НК РФ) 2021
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2021

Полезные документы и материалы

Источник: http://ZakonOBankrotstveRF.ru/

Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2021 года

Вступивший в силу в 2015 году Закон о банкротстве физических лиц стал основополагающим документом, регулирующим правовые отношения кредиторов и граждан-должников.

Именно на основе этого закона физлица получили возможность объявить себя банкротами и списать долги перед банками, практически обнулив свою кредитную историю.

И за почти трехлетний срок действия закона №127-ФЗ он уже успел претерпеть ряд изменений, большая часть которых однозначно пошла на пользу должникам. Рассмотрим, как дорабатывался закон, а также какие в него были внесены последние изменения.

Изменения в законе в 2021 году

Сначала принятый законопроект не пользовался популярностью. Проблема крылась в его новизне и отсутствии судебной практики, что вызывало вполне обоснованные опасения среди желающих стать банкротами.

Также стоит отметить довольно высокую госпошлину, составляющую на тот момент 6000 рублей.

Вполне логично, что гражданам, которым нечем платить кредит, было негде взять средства на признание себя некредитоспособным, и им оставалось только накапливать долги и конфликтовать с кредиторами.

И с 1 января 2021 года размер госпошлины снизили в 20 раз и установили на уровне 300 рублей. С этого момента банкротство физических лиц в России стало набирать обороты: только за первый квартал число заявлений приблизилось к итоговому прошлогоднему показателю.

Изменения в 2021 году также затронули следующие сферы:

  • деятельность саморегулируемых организаций, касаемо вопроса их реорганизации и особенностей подбора кандидатов на должность арбитражного управляющего;
  • ужесточилась ответственность финансовых управляющих за бездействие либо ущемление своими действиями законных прав кредиторов и должников.

Также в течение 2021 года был решен знаковый для многих вопрос касаемо минимальной суммы задолженности, равной 500 тысячам рублей.

Ранее суды просто отказывали в принятии заявления на банкротство должникам с меньшими суммами, несмотря на Постановление Пленума ВС №45.

И как показала судебная практика банкротства физ лиц, сегодня можно стать банкротом и при меньшей сумме задолженностей. Главное — доказать что в ближайшем будущем вы не сможете исправно исполнять требования кредиторов.

Изменения в законе в 2021 году

С начала 2021 года было принято немало поправок, назначение которых заключалось в актуализации положений закона в соответствии с текущими реалиями. К знаковым изменениям можно отнести:

Также изменения затронули и ряд других законодательных актов, в том числе регулирующих действенность МФО.

К примеру, при передаче прав требования третьим лицам основные кредиторы должны опубликовать соответствующие данные в Едином Федеральном реестре.

Таким образом, любой имеющий доступ в интернет должник сможет зайти на сайт Федресурса и узнать, кто теперь «занимается» его долгом и на каком основании.

Немного фактов из судебной практики

И по сей день не утихают споры относительно имущества банкротов, находящегося в виде криптовалютных активов на электронных кошельках. Одно из знаковых дел: дело № А40-124668/17-71-160 Ф, рассматриваемое Арбитражным судом города Москвы.

В ходе ведения дела о признании некредитоспособности гражданина финансовым управляющим был выявлен факт хранения должником денежных средств в виде криптовалюты.

Арбитражный управляющий подал ходатайство о включении этих средств в конкурсную массу, но Девятый Арбитражный Апелляционный суд отказал в ходатайстве, аргументируя это тем, что криптовалюта не относится ни к одному из видов определенного законом имущества, и в конкурсную массу не может быть включено.

Планы на 2021 год

И если изменения в законе в 2021 году сложно назвать однозначно положительными для граждан-должников, то запланированные на будущий год нововведения многие из лиц ждут с нетерпением.

Основное, и самое ожидаемое: это вступление в силу закона об упрощенном банкротстве. Разговоры о нем идут практически с момента вступления в силу основного закона о банкротстве физических лиц.

Также стало известно о планируемом на 2021 год нововведении, призванном исключить возможность «договорного» участия в деле арбитражного управляющего.

Ожидается, что с 2021 года финансовые управляющие будут назначаться случайным образом, то есть у потенциальных банкротов отберут право указывать СРО в заявлении на банкротство.

Как это в дальнейшем отразится на эффективности их работы, покажет практика.

А пока мы советуем не затягивать с подачей заявления на банкротство физ лиц, и воспользоваться предоставляемой нами услугой комплексного сопровождения под ключ. Узнать подробнее о банкротстве и получить профессиональную юридическую консультацию вы можете, связавшись со специалистами компании любым удобным для вас способом.

  1. С 1 января 2021 года задолженности физических лиц-банкротов, освобожденные от кредиторских требований, стали классифицироваться банками как безнадежные. Эту новость сложно назвать приятной для граждан — ведь она приводит к появлению негативных записей в кредитной истории.
  2. С 1 июня 2021 года снимается ответственность с кредиторов, передающих право требования третьим лицам. Таким образом, они перестают быть ответственными в случае признания такого требования недействительным. Но при условии, что в момент передачи прав им было неизвестно об обстоятельствах, делающих требования ничтожными.
  3. Также с 2021 года банкротство граждан затрагивает все его активы. Если раньше арбитражными управляющими учитывались только рублевые и валютные счета, то теперь взыскание может быть обращено и на драгметаллы.
    • арбитражного управляющего можно не привлекать;
    • длительность банкротства граждан по упрощенной процедуре не превышает 4 месяцев;
    • стать банкротами смогут граждане, чей размер долга не превышает 700 тысяч рублей, а количество их кредиторов — не более десяти.

Источник: https://fcbg.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakone-o-bankrotstve-fizlic

Банкротство по-новому: обзор изменений законодательства

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2021 года
Увеличение банкротств в России, отсутствие адекватных процедур финансовой реабилитации юридических лиц, а также относительно работающий инструмент реструктуризации долгов физических лиц подтолкнули законодателей на подготовку законопроекта*, вносящего изменения в закон о банкротстве. Проект приняли в первом чтении в 2021 году.

Законопроект содержит в себе много изменений, которые условно можно разделить на две части — концептуальные и технические. О том, как изменятся технические моменты процедуры, рассказывает советник Юридической компании «Бендерский и партнеры» Павел Двойченков.

Первые, концептуальные, касаются процедуры Реструктуризации долгов юридического лица, а также новых организационных принципов работы Арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Вторая часть изменений — техническая, затрагивающая на первый взгляд только вводные и вспомогательные положения, связанные c введением процедуры реструктуризации в закон. Но при детальном рассмотрении они содержат массу новелл, которые могут существенно изменить текущий порядок проведения процедур банкротства, сместить баланс интересов участников дела о банкротстве.

В этом обзоре законопроекта рассматриваются технические изменения, так как они представляют не меньший интерес, чем сама процедура реструктуризации.

Повысить экономическую грамотность и ответственность

Технические изменения тоже можно разделить на два блока. Первый – условно положительный, это изменения, которые скорее положительно скажутся на процедурах, не содержат двойных смыслов. Второй – спорный, это неоднозначные или противоречивые изменения, меняющие баланс интересов сторон процесса.

Первая часть изменений коснулась порядка подачи и рассмотрения заявления о признании должника банкротом или реструктуризации долгов, статуса лиц в деле о банкротстве, расходов по делу о банкротстве, экономической грамотности участников процесса.

Так, должник в момент подачи заявления о признании его банкротом или реструктуризации, а также в отзыве на заявление кредитора, обязан приложить отчет о финансовом состоянии компании, вправе приложить проект плана реструктуризации долгов.

Кредиторы, в случае подачи заявления о реструктуризации, обязаны указывать сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника и о предпринятых ими мерах по урегулированию задолженности.

Таким образом, уже на этапе рассмотрения заявления и суд и кредиторы смогут убедиться в возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника, изучив и его финансовый отчет, и проекты плана по реструктуризации.

Описанные изменения предполагают более ответственный подход сторон к инициации дела о банкротстве. Ведь при отсутствии необходимых документов или при их очевидной неполноте суд может как наложить штраф на руководителя должника, так и вернуть заявление.

Более того, согласно законопроекту суд при рассмотрении заявления о признании должника банкротом может, минуя процедуру наблюдения, назначить процедуру конкурсного производства.

Это происходит, если по итогу анализа представленных документов суд сочтет, что  очевидна невозможность восстановить платежеспособность.

Такие изменения существенно сократят сроки рассмотрения дела и судебные издержки сторон процесса, будут способствовать сохранению конкурсной массы, так как времени у должника на вывод активов в наблюдении уже не останется.

Важная новелла касается и защиты конфиденциальных данных на этапе рассмотрения заявления. Должник обязан будет предоставлять финансовый отчет, судебное заседание по рассмотрению заявления может быть закрытым по ходатайству стороны процесса.

Закладывается и механизм по сокращению трат конкурсной массы, при котором участники дела о банкротстве будут более взвешенно подходить к согласованию расходов в деле о банкротстве, привлечению в дело лиц, оказывающих услуги на возмездной основе.

Кредиторы должны будут более добросовестно подходить к самому факту подачи заявления о признании должника банкротом, так как все понесенные расходы на финансирование деятельности арбитражного управляющего, если заявление оставлено без рассмотрения или производство по делу прекращено, (за исключением удовлетворения требований и заявления о реструктуризации) ложатся на заявителя, который подал такое заявление.

Это изменение может помочь избежать подачи формальных заявлений и снизить нагрузку на суды. Более того, при рассмотрении заявления суд и кредиторы смогут сразу оценить финансовое состояние должника.

При несогласии кредиторов с отчетом должника о финансовом состоянии они смогут предоставить суду альтернативные отчеты, из которых суд на этапе рассмотрения заявления сможет понять, какую процедуру назначить.

Законопроектом предусмотрено, что расходы по делу о банкротстве — кроме специально оговоренных законом — будут компенсироваться не из конкурной массы, а конкурсным управляющим, который обязан их оплачивать из своего финансирования, порядок и лимиты которого также устанавливаются законом.

Далее справедливо указывается и на обязанность кредитора оплатить расходы по делу о банкротстве, если он ал за несение этих расходов или сам их предложил на собрании кредиторов. Изменения затронули и статуса лиц, участвующих в деле.

Теперь кредиторы, чьи требования подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами, априори обладают всеми правами участника дела о банкротстве, даже правом высказываться относительно кандидатуры управляющего, с момента принятия судом соответствующего заявления.

Это существенно снижает временные издержки таких кредиторов на вступление в дело. Вместе с тем законом не оговорено, освобождены ли такие кредиторы от дальнейшего заявления в реестр в принципе или все же данные процедуры необходимо будет пройти. 

Изменения процессуального статуса коснулись и других лиц. Так, представители работников теперь являются участниками дела о банкротстве с момента принятия заявления, а учредителей (участников) общества, если их не больше пяти, либо имеющих наибольшую долю, суд теперь императивно обязан уведомлять о дате заседания по рассмотрению заявления.

Следует отметить и новый подход законодателя и к определению статуса конкурсных кредиторов. Законопроект особо выделяет «крупных кредиторов», требования каждого из которых составляет не менее 5 % от общего размера требований, и/или не менее ста миллионов рублей.

Таким образом, значительная часть новелл направлена на большую экономическую грамотность и ответственность участников процесса по делу о банкротстве.

Заинтересованные лица

Вторая часть новелл относится к изменениям процессуального статуса заинтересованных лиц, порядку применения обеспечительных мер, а также балансу кредиторов в деле о банкротстве. 

Заметные изменения коснулись статуса так называемых аффилированных кредиторов, сам факт существования которых действующим законом никак не фиксируется. Законопроектом данная дефиниция тоже не вводится, но первые шаги в этом направлении сделаны. 

В законопроекте вводится понятие кредитор, заинтересованный по отношению к должнику, и он является «самым слабым» кредитором. Например, должник, при подаче заявления о признании себя несостоятельным или в отзыве на заявление кредитора будет обязан указать заинтересованных кредиторов.

Заинтересованный кредитор, в свою очередь, обязан при подаче заявления указать свой статус. Такой кредитор лишен права голоса на собраниях кредиторов, не вправе выбирать и предлагать при подаче заявления о банкротстве кандидатуру арбитражного управляющего.

Если информация о заинтересованности была сокрыта, но стала известна после того, как суд назначил предложенного таким кредитором управляющего, то последнего можно отстранить.

Тем не менее, требования такого кредитора предполагается удовлетворять в общем порядке, положений о понижении таких требований «за реестр» законопроектом не предусмотрено. 

У приведенных ограничений статуса заинтересованного кредитора есть исключение: если «заинтересованный кредитор» является кредитной организацией, то права голоса он не лишен. Логика такого решения не очень понятна, налицо дискриминация по признаку организационной принадлежности кредитора. 

Вместе с тем сама ст. 19 Закона о банкротстве не претерпела изменений, понятийный аппарат «заинтересованности» в законе так и не раскрыт, оставляя все же общие отсылки к легальному понятию аффилированности. Единственное изменение в ст.

19 Закона о банкротстве касается очевидного – в список заинтересованных лиц добавлены контролирующие должника лица.

Возможно, на втором чтении законопроекта законодатель будет учитывать последнюю практику ВС и добавит презумпцию автоматического «понижения» требований заинтересованных кредиторов «за реестр».

Обеспечительные меры

Необходимо обратить внимание и на то, что изменились правила о применении обеспечительных мер.

Предполагается, что по ходатайству арбитражного управляющего суд может принять меры по запрету распоряжением имуществом не только в отношении имущества должника, но и имущества контролирующих лиц, даже имущества контрагентов  (при условии того, что есть основания признать сделку, по которой контрагент получил от должника имущество, недействительной). При этом ответственности за убытки таких лиц арбитражный управляющий не несет, конечно, при условии того, что он действовал добросовестно. Контрагенты, которых коснутся обеспечительные меры, вправе их оспорить, но учитывая специфику и сроки рассмотрения дел о несостоятельности, такой арест может повлечь за собой вал банкротств компаний, у которых арестуют имущество. 

При этом обязательства перед налоговым органом исполнять можно. Впрочем, это не единственная преференция, которая дается государственным органам в деле о банкротстве. В законопроекте появляется новая форма залога – «административный», а вместе с ним и новый тип залогового кредитора, что может существенно изменить баланс удовлетворения требований в деле о банкротстве.

Согласно замыслу законодателей, залоговыми следует признать требования, основанные на обязательствах, вытекающих из отношений, «которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и наличие которых или размер которых в части превышения над размером обязательств, известных кредитору, в установленные законодательством сроки были сокрыты от кредитора, заявившего требования, в том числе если о наличии и/или надлежащем размере таких обязательств не было сообщено кредитору в порядке и в сроки, которые установлены законодательством». 

Состав имущества, в отношении которого устанавливается административный залог, указывается самим кредитором. То есть любое доначисление налогов и пеней сверху уплаченной должником суммы налога будет залоговым требованием. 

Эта новелла оставляет много вопросов. Как быть, если имеющееся у должника имущество уже в залоге? Он аннулируется или залог становится пропорциональным размеру требований? Каковы законные основания для признания такого залога? ГК РФ таких конструкций не знает. 

Баланс интересов

Нельзя отрицать желание  законодателя защитить публичный интерес в деле о банкротстве, но в совокупности с другими преимуществами, которыми пользуется налоговый орган, о таком понятии как баланс интересов кредиторов вскоре можно забыть.

Это часть существенных изменений, которые ждет закон о банкротстве. Следует отметить, что, несмотря на то, что некоторые из них действительно важны и могут изменить в лучшую сторону Банкротное законодательство, законопроект в существующем виде оставляет много вопросов. 

Все предлагаемые изменения таят в себе много «НО» и неопределенностей в части применения на практике, а какие-то необходимые инициативы не реализованы в принципе, баланс кредиторов, если законопроект будет принят в этом виде, будет существенно смещен в пользу государственных органов и кредитных организаций. 

*Законопроект №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц»

Источник

Источник: https://www.novostibankrotstva.ru/2021/08/29/bankrotstvo-po-novomu-obzor-izmenenij-zakonodatelstva/

Изменения в законодательстве о банкротстве – на бфл

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2021 года

Актуальные изменения в российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Бесплатная консультация юриста!

[Скрыть]

Для того, чтобы удешевить и облегчить процедуру несостоятельности, в закон № 127-ФЗ были внесены некоторые поправки, которые вступили в действие с 21 декабря 2021 года. Они главным образом повлияют на процесс проведения банкротства как физических, так и юридических лиц.

Срок инвентаризации

Изменения коснулись в первую очередь самих понятий. Статус конкурсного кредитора и конкурсного управляющего немного изменился благодаря поправкам, внесенным в закон о банкротстве. Конкурсные кредиторы имеют право предпринимать шаги к началу процедуры банкротства.

Они принимают участие в собрании неконкурсных кредиторов и, как и другие, определяют дальнейшие действия по отношению к должнику. Конкурсным кредитором становится уполномоченный орган или гражданин, перед которыми должник несет ответственность.

На конкурсном управляющем лежат полномочия собственника имущества самого должника со времени его назначения до прекращения производства. В течение 3-х месяцев, считая от начала производства, нужно проверить финансовое состояние компании-должника. Конкурсный управляющий должен провести инвентаризацию, сопоставить бухгалтерские данные и фактическое состояние дел.

Ранее этот срок не был ограничен временными рамками, что могло затянуть процесс банкротства. В поправке есть положение на случай, если срок проверки финансового состояния должника окажется недостаточным. На основании ходатайства конкурсного управляющего этот срок может быть продлен (пункт 2 статья 129).

Отступное: нововведение в законе

Новое регулирование погашения кредиторских требований стало возможным благодаря статье 142.1, которая была принята в качестве дополнения к закону о банкротстве. Она стала необходимой, поскольку в судебной практике уже были случаи разбирательств по спорным моментам в отношении отступного.

Традиционно расчеты с займодателями производятся за счет имущества должника. А особенностью нового способа прекращения обязательств стало взаимное соглашение, по которому должник предоставляет другое имущество. Возможность замены распространяется на следующие виды имущества:

  • собственником имущества может быть только должник;
  • на это имущество не должно находиться в обременении;
  • соглашение об отступном допустимо в рамках пропорциональности и очередности требований;
  • перед заключением соглашения необходимо согласовать инициативу с комитетом кредиторов.

Ранее спорным моментом являлось именно право любого кредитора на отступное вне приоритетности их места в очереди кредиторов.

Сейчас законом установлено, что это право может реализоваться только при положительном решении собрания кредиторов. Благодаря поправке урегулирована и оценка стоимости имущества, которое передается как отступное.

Его стоимость не может быть меньше половины минимальной цены от продажи, которая указана в публичном сообщении о торгах.

Неразрешенные вопросы порядка передачи отступного

Процедура передачи отступного, введенная законом, порождает много вопросов, которые, по-видимому, будут решаться на практике. К примеру, если свое согласие об отступном выразят не все кредиторы, будет ли считаться соглашение действительным?

Должно ли собрание займодателей принимать решение для компенсации требований тех, кто не направил свое согласие в течение месяца? Ведь те, кто не направил свое согласие в течение этого срока с указанием имущества, на которое претендует, становится отказавшимся от компенсации таким способом.

К примеру, положение о том, когда в списке требований есть пункт об удовлетворении только деньгами. Сумма поступает на банковский счет, после ее распределения пропорционально кредиторским требованиям. Специальных разъяснений по поводу расчета пропорций не дано. Возможно, это даст пищу новым вопросам.

В специальном договоре указывается, что средства списываются в течение 10-ти дней, только при условии распоряжения конкурсного управляющего. Ранее подобные гарантии в законе отсутствовали.

Изменение периода в вопросе банкротства финансовых организаций

Теперь наступление периода, в течение которого сделки будут признаны недействительными зависят от одного из двух событий. А именно: или от даты, когда будет назначена временная администрация Банком России, или от того дня, когда арбитражный суд вынес решение о признании банкротом финансовой организации.

Дата наступления этого периода будет зависеть от того, какое событие произошло раньше. Напомним, что финансовая организация — это в обязательном порядке юридическое лицо, которое имеет специальную лицензию для проведения сделок на рынке ценных бумаг, а также для оказания других услуг финансового характера.

Например, ими являются: кредитные организации, негосударственный пенсионный фонд, компании, которые осуществляют инвестиционную деятельность, приобретая имущества и передавая его на основании договора лизинга юридическим и физическим лицам.

Ранее срок периода, в течение которого совершенные сделки финансовой организации считаются недействительными, отсчитывался от даты назначения Банком России специального органа. Им являлась временная администрация, которая действовала в соответствии с законом о банкротстве, нормативными актами Банка.

Внесение изменений о банкротстве физлиц

Представление о банкротстве поменялось совсем недавно. Две года назад возможность объявить себя банкротом представилась не только юридическим, но физическим лицам. В эту группу входят как ИП, так и обычные граждане. Процедуру несостоятельности можно инициировать самостоятельно, если документально подтвержден долг 0,5 млн. рублей и неуплата по кредиту более 3-х месяцев.

Начать процесс по банкротству может также кредитор или ФНС. Дело по иску будет открыто при наличии следующего обстоятельства: стоимость имущества гражданина меньше суммы долга. Человеку, которого суд признал банкротом, назначается финансовый управляющий.

В закон внесены некоторые поправки к вопросам, которые ранее не были урегулированы. Управляющий финансами должника распоряжается не только его имуществом, но и сделками. Без его участия они считаются недействительными. Средства, которые находятся на счетах можно распоряжаться только после предварительного письменного соглашения.

Гражданин, являющийся должником, может открыть свой счет без согласия управляющего на сумму не более 50 000 рублей. Вполне возможно увеличить указанную сумму. Для этого гражданин может официально подать просьбу в арбитражный суд. Такое урегулирование вопроса устранило множество конфликтов, которые приходилось решать лишь в суде.

Поиск компромиссов

Чем существенно отличается новый закон от старого после принятия поправок? Во-первых, внесены изменения в статьи по тем вопросам, которые раньше разрешались только при участии суда.

Теперь выйти из конфликтной ситуации просто, достаточно учитывать исправления в законе. Во-вторых, стал более понятен основной смысл некоторых пунктов, содержание которых раскрыты в поправках.

Поэтому двум сторонам, кредитору и должнику, легче пойти на взаимные уступки, чем переносить дело в суд.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС НАШЕМУ ЮРИСТУ АДВОКАТУ

Источник: http://uristy-advokaty.ru/blog/bankrotstvo-fizicheskikh-lits/izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-bankrotstve

Новшества, внесенные в законодательство о банкротстве 21 декабря 2021 года

Изменения в законодательстве о банкротстве с 21 декабря 2021 года

В этом году в Федеральный Закон РФ от 26.10. 2002 г. №127 «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены кардинальные изменения, оказывающие большое влияние на осуществлении процедуры банкротства не только физических, но и в частности юридических лиц.

Преобразование процедуры банкротства юридических лиц

Законодательство определило длительность процесса описи собственности банкрота. Заключается это в том, что данный процесс инвентаризации должен быть проведен конкурсным управляющим не позднее, чем три месяца с начала ввода конкурсного производства. В соответствии с п.2 ст.

129 вышеназванного Федерального Закона РФ длительность описи имущества зависит от частности случая, и решение остается за судом, это связано с петицией конкурсного управляющего в зависимости от величины описываемого имущества банкрота.

До этого года длительность процедуры инвентаризации отсутствовала, поэтому процедура банкротства была долгой. 

Благодаря этому изменению длительность процедуры банкротства сократится.

Еще одно нововведение – статья 142.1. В соответствии с данной статьей разъясняются правила погашения требований заимодавцев способом предоставления отступного, в том случае если имущество, находящееся в собственности, еще является в торгах. Данный метод возможен тогда, когда не имеется неуплаченных требований по настоящим платежам, а также требований первой и второй очереди.

Это делает значительно труднее процесс получение кредиторами собственности как отступной, так как запросы, наиважнейшие перед третьей очередью, в большинстве случаев, сохраняются неоплаченными при присутствии неликвидной собственности у заемщика. Раньше заимодавцы пользовались применением отступного, как ликвидация своих требований.

Благоприятным изменением можно назвать то, что собравшиеся заимодавцы или комитет кредиторов решают главные вопросы предоставления собственности задолжника как отступной. Сейчас приведено в порядок и то, как должна производиться оценка стоимости движимости и недвижимости в качестве отступной.

Оценка производится собранием заимодавцев и не должна быть меньше половины наименьшей стоимости продажи, которая поясняется в сообщении о продаже с помощью официального предложения.

Какие проблемы появляются при введении данного порядка передачи отступного? 

К примеру, если законодательство Российской Федерации предполагает возможное удовлетворение требований заимодавца или представительного органа только в материальной форме, то необходимым условием договора об отступном служит вписывание на особый банковский счет, предназначенный заемщику, начисления денег для ликвидации должных условий заимодавца или представительного органа. Их погашение предусмотрено исключительно в форме выплаты денег, и данная выплата является пропорциональной объему погашаемых условий кредитора, подписывающего договор об отступном. Не до конца разъяснимо, как должна вычисляться указанная пропорция, поэтому на практике возникают споры.

Преобразование закона о банкротстве финансовых организаций

Изменен порядок подсчета промежутков, в течение которых были произведены торговые связи финансового объединения, объявленные неподлинными.

В соответствии с нововведением промежуток будет исчисляться с того момента, как органы арбитражного суда вынесут вердикт о том что данная организация объявляется банкротом, в связи с ранее наступившими событиями.

Ранее периоды исчислялись с даты назначавшейся Банком России временной администрации (п. 7 ст. 61.9 Закона о банкротстве). Теперь регулирование несостоятельности страховых фирм происходит иначе. 

Это подтверждает то, что государство ответственно подходит к вопросу банкротства особых субъектов.

К примеру, если заводится дело о разорении данной организации, то в порядке проведения отсутствует процедура наблюдения. (п. 3 ст. 184.4 Закон о банкротстве), при этом компетенции руководства производит государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Преобразование в процедуре банкротства физических лиц

Указано, что лицо имеет право завести специальный лицевой счет и владеть деньгами, находящимися на нем, без согласия финансового руководства, если сумма не превышает 50 тысяч рублей в месяц.

Данная сумма может быть поднята органами арбитражного суда по просьбе гражданина.

Если речь идет о распоряжении деньгами на других счетах (вкладах), то задолжник владеет ими при наличии предварительного подтверждения в письменной форме от лица управленца (п.5.1 ст.213.11 Закона о банкротстве). 

Изменение помогло избежать на практике разногласий между финансовым руководством и физическим лицом-банкротом, требующих судебного вмешательства.

Источник: http://legalhelp.pro/articles/bankrotstva/novoe-v-zakone-o-bankrotstve-2021/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.