+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменения в МСФО с 2016 года

Содержание

Изменения в МСФО с 2016 года

Изменения в МСФО с 2016 года

С 1 января 2016 года вступил в силу новый МСФО (IFRS) 14 “Счета отложенных тарифных разниц” (далее – МСФО (IFRS) 14) (в РФ принят согласно приказу Минфина России от 17.12.

2014 N 151н), а также ряд поправок к существующим стандартам.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, разработанные Советом по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB), далее – СМСФО), которые могут быть актуальны для компаний, применяющих МСФО.

Изменения в учете активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием

Во многих странах определенные отрасли (например, коммунальных или транспортных услуг) подвержены тарифному регулированию со стороны государства или регулирующих органов. Они устанавливают для компаний из таких отраслей ограничения на объемы поставок и цены, назначаемые покупателям.

Ранее в МСФО не было стандарта по учету активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием. При этом некоторые национальные стандарты бухгалтерского учета содержат требования о необходимости признания последних на балансе.

У составителей финансовой отчетности по МСФО нередко возникал вопрос: отвечают ли данные активы и обязательства соответствующему определению из Концептуальных основ МСФО? Ответ был очень важен, поскольку невозможность признания подобных активов и обязательств служила препятствием для применения МСФО.

Для устранения данной проблемы был введен в действие МСФО (IFRS) 14, который позволил ограниченному кругу компаний использовать учетную политику, основанную на национальных стандартах бухгалтерского учета в части признания, оценки и обесценения активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием.

Сфера действия МСФО (IFRS) 14 является очень узкой и охватывает только компании:

впервые применяющие МСФО;

  • осуществляющие деятельность, подлежащую тарифному регулированию;
  • признающие суммы, которые в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с ранее применявшимися общепринятыми принципами бухгалтерского учета, квалифицируются в качестве остатков по счету отложенных тарифных разниц.

В случае применения МСФО (IFRS) 14 компании следует отдельно учитывать активы и обязательства на “Счетах отложенных тарифных разниц”. При этом “Счета отложенных тарифных разниц”, а также соответствующее влияние на прибыли или убытки отражают отдельно от других строк финансовой отчетности.

Отметим, что указанные выше правила доступны только для компаний, впервые применяющих МСФО. Их финансовая отчетность будет сопоставима с финансовой отчетностью других организаций за счет того, что все прочие строки и промежуточные итоги будут исключать влияние отложенных тарифных разниц.

Информация о возможной связи МСФО (IFRS) 14 с некоторыми другими стандартами вследствие его применения представлена в пунктах 16-17 МСФО (IFRS) 14 (Приложение “B”) и касается адаптации в учетной политике по национальным стандартам. Так, при адаптации следует учитывать стандарты:

  • МСФО (IAS) 10 “События после окончания отчетного периода”;
  • МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”;
  • МСФО (IAS) 33 “Прибыль на акцию”;
  • МСФО (IAS) 36 “Обесценение активов”;
  • МСФО (IFRS) 3 “Объединения бизнеса”;
  • МСФО (IFRS) 5 “Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность”;
  • МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” и МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия”;
  • МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”.
  • МСФО (IFRS) 14 содержит определенные требования к раскрытию в финансовой отчетности информации, в частности:

– о характере тарифного регулирования, которое устанавливает ограничения на цены для покупателей, и о связанных с ним рисках;

– о влиянии тарифного регулирования на отчет о финансовом положении, отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств.

Кроме того, при раскрытии информации в финансовой отчетности потребуется подробное объяснение признанных сумм.

Так, например, для каждого “Счета отложенных тарифных разниц” нужно раскрытие основы первоначального и последующего признания и оценки, включая информацию об обесценении.

Для каждого вида деятельности, связанной с тарифным регулированием, по каждому классу остатков по “Счетам отложенных тарифных разниц” нужно раскрыть:

  • сверку балансовой стоимости на начало и конец периода (желательно в табличном виде);
  • норму доходности или ставку дисконтирования;
  • оставшиеся периоды, на протяжении которых компания ожидает возместить (или амортизировать) балансовую стоимость каждого класса дебетовых остатков по счету отложенных тарифных разниц либо восстановить каждый класс кредитовых остатков по счету отложенных тарифных разниц.

Отметим, что МСФО (IFRS) 14 не содержит специфических требований переходного периода.

Для компаний, впервые применяющих МСФО, будет доступно освобождение от требований МСФО (IFRS) 1 “Первое применение международных стандартов финансовой отчетности” (далее – МСФО (IFRS) 1), включая, в частности, использование текущего сальдо, сформированного по ранее применяемым национальным правилам бухгалтерского учета, в качестве условной стоимости основных средств и нематериальных активов.

Разъяснен порядок учета при переклассификации активов по МСФО (IFRS) 5

В рамках “Ежегодных усовершенствований Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014 г.г.

” (далее – Ежегодные усовершенствования (2012-2014)), выпущенных СМСФО 25 сентября 2014 года, в МСФО (IFRS) 5 “Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность” (далее – МСФО (IFRS) 5) были внесены поправки, разъясняющие, что переклассификация актива (или выбывающей группы) из категории “предназначенные для продажи” в категорию “предназначенные для распределения собственникам” или наоборот, не меняет сути изначальных планов на выбытие. Соответственно, компании могут применять все требования (по классификации, представлению и оценке) стандарта, уместные для категории “предназначенные для продажи”. Например, если актив более не подпадает под классификацию “предназначенные для распределения собственникам”, то к нему следует применять требования МСФО (IFRS) 5 для активов, которые более не подпадают под классификацию “предназначенные для продажи”.

Поправка применяется перспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки” (далее – МСФО (IAS) 8), то есть компания может:

  • применять новую учетную политику к операциям, прочим событиям и условиям, имевшим место после даты, на которую политика поменялась (с 01.01.2016);
  • признавать влияние изменения в бухгалтерских оценках в текущем и будущих периодах, затронутых изменением (то есть не затрагивая предыдущих периодов).

Разъяснения в учете права на продолжающееся участие

В рамках Ежегодных усовершенствований (2012-2014) в МСФО (IFRS) 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации” были внесены поправки, разъясняющие обстоятельства, при которых компания сохраняет за собой право на обслуживание переданного финансового актива (продолжающееся участие). Принятые разъяснения необходимы при учете требований прекращения признания МСФО (IAS) 39 “Финансовые инструменты: признание и оценка” (далее – МСФО (IAS) 39) и МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты” (далее – МСФО (IFRS) 9).

Продолжающееся участие имеет место, когда компания продолжает обслуживание переданного финансового актива и сохраняет в долгосрочной перспективе заинтересованность в финансовых результатах, которые можно получить от него.

Продолжающееся участие в финансовых активах имеет место в случаях, когда вознаграждение компании, передавшей финансовый актив:

  • является переменным и зависит от суммы поступления денежных потоков по переданному финансовому активу;
  • или является фиксированным, но не уплачивается в полном объеме, если у переданного актива плохие финансовые результаты.

Поправку применяют ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, за исключением периодов, начинающихся до годового периода, в котором компания использовала ее впервые. Соответствующая поправка была внесена в МСФО (IFRS) 1 для организаций, впервые применяющих МСФО. Таким образом, у компаний не возникает необходимости определять справедливую стоимость обслуживания в предыдущих периодах.

Поправки в МСФО (IAS) 19 “Вознаграждения работникам”

Поправки, внесенные в МСФО (IAS) 19 “Вознаграждения работникам”, касаются актуарных допущений по ставке дисконтирования и разъясняют, что высококачественные корпоративные облигации, используемые для определения ставки дисконтирования (значение которой требуется для учета вознаграждения работникам), должны быть выражены в той же валюте, что и связанное с ними будущее вознаграждение работникам. При отсутствии в какой-либо юрисдикции достаточно развитого рынка высококачественных корпоративных облигаций в определенной валюте следует использовать рыночную доходность (на конец отчетного периода) государственных облигаций, выраженных в данной валюте.

Поправки применяют ретроспективно (в соответствии с МСФО (IAS) 8) с начала самого раннего сравнительного периода, представленного в первой финансовой отчетности, в которой компания использовала данную поправку.

Изменения в методе долевого участия в отдельной финансовой отчетности

Поправки в МСФО (IAS) 27 “Отдельная финансовая отчетность” (далее – МСФО (IAS) 27) были вызваны запросами заинтересованных сторон из тех стран, где единственным отличием обязательной отдельной финансовой отчетности по национальным стандартам и отдельной финансовой отчетности по МСФО является применение метода долевого участия.

Внесенные изменения дают возможность учета инвестиций в дочерние, совместные и ассоциированные предприятия с применением метода долевого участия (как описано в МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия”) в отдельной финансовой отчетности, что, в свою очередь, уменьшает расходы на подготовку финансовой отчетности по МСФО для компаний из таких стран.

Отметим, что стандарты по-прежнему не требуют обязательного составления отдельной финансовой отчетности. Однако в случае применения поправок указанный в них подход должен использоваться для всех видов инвестиций. Ранее компания могла учитывать такие инвестиции только по фактической стоимости или в соответствии с МСФО (IFRS) 9 (МСФО (IAS) 39).

Поправка применяется ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8. Также ею можно воспользоваться досрочно.

Раскрытие информации вне рамок примечаний к промежуточной финансовой отчетности

Согласно изменениям в МСФО (IAS) 34 “Промежуточная финансовая отчетность” дополнительное раскрытие информации о значительных событиях и операциях может быть представлено в примечаниях к промежуточной финансовой отчетности или каком-либо другом разделе промежуточного финансового отчета.

Источник: https://gaap.ru/articles/Izmeneniya_v_MSFO_s_2016_goda/

Мсфо 2016 в россии: переход на новые стандарты

Изменения в МСФО с 2016 года

Введение МСФО в России в 2016 году имеет длинную предысторию. Малейшая поправка к стандарту может привести к глобальным изменениям в бухгалтерской системе. Только на первый взгляд кажется, что в бухгалтерском учете все незыблемо.

Но именно он отражает функционирование бизнеса и требует к себе повышенного внимания. Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н были снова введены международные стандарты финансовой отчетности (здесь перечень стандартов МСФО 2016).

Приказ зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2016 года и с его помощью введено 40 МСФО и 26 разъяснений МСФО. Ряд приказов Минфина России утратили силу, среди которых от 25 ноября 2011 года № 160н, от 18 июля 2012 года № 106н, от 31 октября 2012 года № 143н, от 24 декабря 2013 года № 135н.

Эти изменения в МСФО 2016 необходимо принять к сведению, чтобы грамотно и эффективно составлять финансовую отчетность без значительных временных задержек и дополнительных трат.

Кто должен применять МСФО с 2016 года?

Список юридических лиц, которые обязаны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО по ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года расширен новыми категориями.

Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:

  • кредитные компании;
  • страховые организации;
  • юридические лица, акции, облигации и другие ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;
  • юридические лица, учредительной документацией которых установлено обязательное представление и публикация консолидированной финансовой отчетности.

  • с 2014 года в список входят организации, выпускающие только облигации и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список.

  • с 2015 года список пополнили управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, осуществляющие клиринговую и страховую деятельность;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), список которых утверждается высшим коллегиальным исполнительным органом власти РФ;
  • открытые акционерные общества (ОАО), ценные бумаги которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается российским Правительством.

Итак, список организаций, которые должны совершить переход на МСФО в России в 2016 году немного дополнен. Напомним, что из списка страховых организаций исключили страховые медицинские компании, которые работают только с обязательным медицинским страхованием. Негосударственные пенсионные фонды и материнские компании были введены в список ради повышения контроля государством их деятельности и защиты интересов некомпетентных инвесторов.

Новое в МСФО 2016 году. Изменения, которые надо учесть в отчетности

Изменения МСФО 2016 внесло Министерство Финансов Российской Федерации в 2015 году, когда выпустило приказ №9 за 21 января “О введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации”.

Этот приказ также приводит в действие силу стандарта МСФО (IFRS) 15 “Выручка по договорам с покупателями и прекращение действия стандартов МСФО (IAS) 18 “Выручка”, МСФО (IAS) 11 “Договоры на строительство”, а также разъяснений: Разъяснения ПКР (SIC) 31 “Выручка – бартерные операции, включающие рекламные услуги”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 “Программы лояльности клиентов”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 18 “Передача активов от клиентов”. Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года, но на добровольных основах может быть использован и раньше.

Приказ №133н от 26 августа 2015 года “О введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации” приводит в действие новую редакцию стандарта МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. Стандарт является обязательным к применению с 01 января 2018 года, но также может применяться досрочно.

Соответственно приказу №79н от 19 мая 2015 года “О введении документа международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” в силу вступают поправки для МСФО (IAS) 27 “Отдельная финансовая отчетность”. Изменения дают возможность признавать в отдельной финансовой отчетности инвестиции в дочерние, ассоциированные или совместные предприятия через долевое участие. Поправки обязательны к применению с 1 января 2016 года.

Соответственно приказа №109н от 13 июля 2015 года “О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” вступают в силу поправки о нововведениях в принципах применения исключений из требований о консолидации. Они относятся к стандартам МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные предприятия”, МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” и МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”.

Поправки к МСФО (IFRS) 10 объясняют, что “промежуточным материнским предприятиям” предоставляется исключение из требования о подготовке консолидированной финансовой отчетности. Исключения применяются в случае, если инвестиционная (материнская) компания оценивает дочерние предприятия по справедливой стоимости.

Комании получают право на исключение при соответствии другим требованиям МСФО (IFRS) 10.

В силу вступают поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», относительно разъяснений о существенности и объединении данных, представлении промежуточных итоговых сумм, строении финотчетности и раскрытии данных об учетной политике.

Минфин РФ в 2015 году выпустило приказ №91н от 11 июня 2015 года «О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации».

В соответствии с ним в действие вступают ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014гг. Они касаются стандартов МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Доработка стандарта МСФО (IFRS) 5 разъясняет, что перенесение актива или выбывающей группы из категории “предназначенные для продажи” в “предназначенные для распределения” и наоборот не есть изменениями плана продажи или распределения и не должны отражаться в учете.

То есть их необязательно восстанавливать в финансовой отчетности только из-за того, что способ их выбытия был изменен.

Усовершенствованый стандарт МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», обязывает предприятие раскрыть информацию о характере соглашения, если передает финансовый актив третьей стороне в условиях, не позволяющих прекратить признание этого актива. Информация должна содержать степень продолжающегося участия в активе и риски, которым подвергается отчитывающееся предприятие.

Перечисленные изменения в МСФО с 2016 года вступят в силу или могут применяться на добровольной основе. Так или иначе, чтобы готовить отчетность соответственно МСФО, необходимо провести подготовительные работы, если компания попала под действие ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Организация подготовки отчетности

Если ваша организация обязана представлять финансовую отчетность соответственно МСФО, то необходимо, чтобы этот участок работы выполнял квалифицированные специалисты. Они должны пройти соответствующую подготовку и иметь не только знания, но и практические навыки по применению МСФО.

При переходе организации на МСФО необходимо решить:

  • кто будет выполнять подготовку отчетности — подрядчик или штатный специалист?
  • необходим целый регулярный отдел по работе с МСФО или лучше обратиться к сторонним исполнителям?
  • как отразятся данные отчетности по МСФО на работе компании, на что обратить пристальное внимание?
  • какие данные обязательны к публикации?
  • кто будет отвечать за проверку отчетности по МСФО?

Выбор специалиста, ответственного за отчетность по МСФО зависит от профессионализма персонала и уровня его загруженности. Стоит отметить, что штат можно пополнить сторонним специалистом, либо подготовить из существующих кандидатов, что будет более целесообразно в плане рационального использования ресурсов компании. Изучение международных стандартов финансовой отчетности под руководством маркера АССА позволит специалисту получить крепкие практические знания и навыки и подтвердить их дипломом АССА DipIFR (rus). Если повышать квалификацию специалистов за счет компании, стоит выбирать курсы, программа которых нацелена на актуальные тенденции применения МСФО в России в 2016 и их практическое применение, а не только на теоретическую подготовку.

Сотрудники гораздо лучше разбираются в специфике деятельности компании и могут уделить максимум времени своей профильной работе. Приглашенные специалисты более опытны, но их работа в организации будет поверхностна и с применением шаблонных методов.

Перед представлением и публикацией отчетности по МСФО необходимо получить аудиторское заключение. Аудиторы тщательно проверяют ее и предоставляют заключение и профессиональную оценку.

Если нет никаких замечаний и корректировок, то будут соблюдены установленные сроки подачи финансовой отчетности по МСФО.

Подготовка первой отчетности по МСФО

Первой финансовой отчетностью по МСФО считается первая годовая финансовая отчетность организации в которой были использованы Международные стандарты финансовой отчетности и включено заявление о ее соответствии МСФО.

Организации, которые перешли на международные стандарты, представили первую отчетность в апреле 2016 года, согласно п. 7 ст. 4 ФЗ №208-ФЗ. В связи с этим они должны были заранее подготовить специалистов соответствующей квалификации для подготовки отчетности по МСФО и раскрытия ее содержания.

Для составления первой финансовой отчетности по МСФО в РФ должен применяться МСФО (IFRS) 1 “Первое применение МСФО”

Этот МСФО должен обеспечивать полную и качественную информацию как первой так и промежуточной финансовой отчетности, которая:

  • прозрачна для пользователей и сопоставима по всем предоставленным периодам;
  • готовится с затратами, не превышающими выгоды от ее составления;
  • является отправной точкой для ведения учета в соответствии с МСФО.

Перед подготовкой отчетности по МСФО необходимо:

  • составить формы отчетности, соответственно международным стандартам;
  • принять содержание пояснений и раскрытий;
  • создать трансформационные и консолидированные таблицы;
  • собрать информацию для входящего баланса;
  • проверить все показатели отчетности на соответствие национальным стандартам и МСФО.

Первое применение МСФО должно быть соотнесено с актуальными стандартами, которые вступили в силу на отчетную дату.

В рамках подготовки начального отчета о финансовом положении компании необходимо провести следующие работы:

  1. Признать активы и обязательства по правилам МСФО.
  2. Привести к списанию и не признавать активами и обязательствами, если это не разрешают международные стандарты.
  3. Выполнить новую классификацию статей соответственно с МСФО.
  4. Сделать оценку активов и обязательств по МСФО.

Правила представления отчетности по МСФО

Годовую консолидированную отчетность по МСФО в Росии в 2016 году, как и в прошлых, представляют на рассмотрение акционерам, учредителям, генеральным директорам или собственникам имущества компании.

Также все организации утвержденного Законом №208-ФЗ списка обязаны подавать годовую отчетность в ЦБ России. Ее предоставляют в электронном формате, подкрепив усиленной квалифицированной электронной подписью.

Годовую консолидированную отчетность по МСФО необходимо представить до проведения общего собрания высших органов управления организацией, не позднее 120 дней по завершении календарного периода, за который была подготовлена данная отчетность.

Необходимость вести отчетность по МСФО 2016 году вынуждает компании пересматривать способ составления бухгалтерского и налогового учета, а также дальнейшего планирования бизнеса. Вместе с тем, компании повышают требования к профессиональному уровню персонала.

Частые изменения национального законодательства и внесение правок в международные стандарты финансовой отчетности вынуждают их искать на рынке труда профессионалов, которые свободно ориентируются в МСФО.

Высокую квалификацию таких специалистов подтверждает международный диплом АССА DipIFR (rus).

Источник: https://finacademy.net/materials/article/msfo-2016-v-rossii-chto-izmenilos-i-kto-dolzhen-primenyat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.