+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Если кадастровая стоимость земли не определена…

Содержание

Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена – все о налогах

Если кадастровая стоимость земли не определена…

Каждый гражданин РФ обязан периодически уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Эта обязанность установлена ст.57 Конституции РФ.

Налоги и сборы – основная статья дохода государства, поэтому их взимание помогает обеспечивать финансирование нужд и задач страны.

Нормы закона

Налоги и сборы – законодательно установленные платежи в государственный бюджет.

Обратимся к законодательству РФ для первоначального рассмотрения понятия земельного налога:

  • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
  • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
  • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ст.389 НК РФ).
  • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.

Таким образом, земельный налог – налог, устанавливаемый муниципальными органами власти, которым облагаются земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования.

Плательщики

Понятие плательщиков земельного налога (например, на дачу) дается в п.1 ст.388 НК РФ. Это физические и юридические лица, которые обладают правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения участком.

Размер земельного налога находится в зависимости от объективных показателей.

Это размер налоговой ставки, кадастровая стоимость участка и льготы.

Кроме того, субъекты вольны устанавливают свою ставку, но не выше законодательно установленной.

Второй параметр, влияющий на размер – кадастровая стоимость участка.

Раз в 5 лет государство оценивает стоимость земли – это и является кадастровой стоимости.

Последний параметр – льготы, которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам.

Льготы

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот. Каждая категория в свою очередь делится на налоги федерального и местного уровня.

Федеральные льготы

Граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока полностью освобождаются от выплаты налога на землю при условии, что земельные участки, имеющиеся у них в пользовании, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются к физ.лицам и порядок уплаты налога ИП ничем не отличается от уплаты налога физическим лицом.

Местные льготы

Как уже отмечалось выше, налог на землю (например, на гараж) отчасти определяется муниципальными госорганами, поэтому муниципалитеты вправе устанавливать местные льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

Для получения информации об этих льготах следует обратиться в представительные госорганы муниципального образования.

Для юридических лиц

Федеральные льготы для юр.лиц представляют из себя изъятые из объектов налогообложения определенные группы земельных участков.

В их перечень входят:

  • участки, выведенные из оборота;
  • участки, ограниченной оборотоспособности;
  • участки с размещенными на них заповедниками, заказниками;
  • участки земли с объектами водного фонда РФ;
  • участки земли, входящие в лесной фонд РФ.

Для физических лиц

Согласно Налоговому кодексу, некоторые группы граждан имеют право уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.

Ниже приводится перечень таких групп:

  • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
  • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
  • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
  • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.

Как рассчитать земельный налог в 2021 году?

Теперь следует выяснить основные правила и нормы расчета налога на землю за год, а также по каким формулам его можно вычислить.

Порядок исчисления

Наконец мы подобрались к главному вопросу статьи: как рассчитать земельный налог в 2021 г.

Стоит обозначить, что налоговый период составляет один год, то есть земельный налог подлежит уплате ежегодно.

Налоговая база

С 2021 г. расчет суммы налога на землю производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

Ранее, до 2021, земельный налог рассчитывался через балансовую стоимость участка, что было заметно менее обременительно для владельцев.

Данные о кадастровой стоимости земли возможно отыскать на вебсайте Росреестра.

Процентная ставка

Кроме налоговой базы, на величину земельного налога влияет и процентная ставка.

Она определяется муниципальными госорганами и не может быть больше 0,3% и 1,5% в зависимости от того, к какой категории относится земля.

Налоговая ставка в три десятых процента служит для расчета налога на землю:

  • отнесенных к землям сельхозназначения;
  • занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства;
  • приобретенных для ведения подсобного хозяйства(прим.– в СНТ, являющееся юр.лицом, приходится платить налог на землю с участков в размере 0,3%);
  • ограниченных в обороте, а также представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд;
  • иные участки земли, не подпадающие под этот список, облагаются налогом со ставкой в 1,5%.

Базовая формула

Базовая формула расчета налога на землю для физ.лиц выглядит таким образом:

S = (КСт – Л) * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земли;
  • Л – льготы, равные 10000р., если они предусмотрены;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 0,3% для физ.лиц.

Базовая формула расчета налога для юридических лиц аналогична формуле для физ.лиц, за исключением вычета 10 000р. льгот и процентной ставки в 0,3%, которая для юридических лиц составляет 1,5%.

Это обусловлено тем, что во владении юридических лиц могут находиться любые земельные участки, а во владении физических лиц лишь те, ставка для которых установлена в 0,3%.

Итого, формула для юридических лиц имеет вид:

S = КСт * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 1,5% для юр.лиц.

Кто определяет сумму?

Сумму налога юридические лица определяют самостоятельно, физические лица получают готовые расписки из ФНС.

Расчет на примере

Проведем расчет земельного налога на нескольких примерах.

По кадастровой стоимости

Стоимость территории составляет 1 млн.руб. От данной денежной величины требуется вычислить 0,3%, что является ставкой по сбору: 1 000 000*0,3=3 300 руб.

Эту сумму и надо выплачивать ежегодно.

В москве

Гражданин Д. владеет земельным участком в Москве, который был приобретен им для жилищного строительства. Кадастровая стоимость участка оценивается в 8 567 089 рублей. Гражданин Д. – инвалид 1 группы, инвалидность получил в 2003 году.
Налоговая ставка по Москве для данного типа земельных участков – 0,1%.

Расчет налога будет таковым: (8 567 089 – 10 000) *0,1 = 25 671,267.

Итого – 25 671,267 р. – сумма, подлежащая уплате гражданином Д.

Авансовые платежи

Авансовые платежи – сумма, которая ежеквартально отчисляется в местный бюджет юридическими лицами (п.6 ст.396 НК РФ).

Налоговый расчет авансовых платежей по налогу на землю рассчитывают по итогам каждого из первых 3-ех кварталов текущего года. Потом на основании общей суммы авансов на протяжении года высчитывают итоговый платеж.

Из ст.396 НК РФ возможно вывести общую формулу расчета квартального авансового платежа:

A=КСт*P*1/4, где

  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка

За неполный месяц

П.7 ст.396 НК РФ дает ответ на вопрос о расчете, если предприятие владело землей неполный квартал.

Смотрят на два обстоятельства — дата регистрации собственности на участок и дата прекращения владения:

  • регистрация до пятнадцатого числа – месяц считают;
  • регистрация после пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения до пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения после пятнадцатого числа – месяц считают.

Итого, чтобы посчитать платеж за неполный период, берется формула и результат умножается на количество месяцев владения землей, разделенное на три.

Способы и сроки уплаты налога

Органы муниципалитета путем принятия нормативных актов устанавливают конкретные сроки уплаты авансовых платежей. Юр.лица самостоятельно рассчитывают сумму выплат.

В конце налогового периода уплачивается оставшаяся неуплаченной после авансовых платежей сумма налога.

Для юридических лиц:

  • Сроки выплаты – с 1 февраля года, который следует за отчетным, до даты, определенной местными актами.
  • Способ выплаты  – перечисление средств через банк с помощью платежного поручения.

ИП и физ.лица выплачивают налог на основании уведомлений, полученных из органов ФНС.

Налог уплачивается разными способами, будь то через терминал, будь то через мобильное приложение ФНС или другими способами. Таким образом, процедура для физических лиц гораздо проще, чем для юридических.

В 2021 году, например, в Москве, физ.лица обязаны заплатить налог до 01.12.17 г.

Ответственность за неуплату

Неуплата земельного налога считается нарушением, за которую предусмотрена ответственность.

В РФ – это пени, наложение штрафных санкций в размере 20% за несоблюдение сроков выплаты налога в размере 40%.

Как рассчитать пени?

Пени можно рассчитать, умножив сумму долга на число дней просрочки и на одну трехсотую ставки рефинансирования.

Нюансы

В заключение к данной статье стоит отметить несколько нюансов, связанных с земельным налогом. Это наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков.

Нужен ли перерасчет при изменении кадастровой стоимости?

Налог за год, в течение которого изменилась кадастровая стоимость, не изменяется. Однако уже в следующем году налог будет рассчитан по-новому.

Если кадастровая стоимость отсутствует

Существует такой показатель как нормативная цена земли, которая рассчитывается исполнительными госорганами власти субъектов России. Эта цена рассчитывается исходя из зон, областей, административных районов.

Тем самым, в данном случае аналог кадастровой стоимости – нормативная цена.

Если налоговое уведомление так и не пришло

Неполучение уведомления не освобождает от ответственности за просрочку. Поэтому если уведомление не пришло, обратитесь в налоговый орган.

Теперь вам известно, как можно рассчитать налог на землю. Если знать налоговую ставку и стоимость участка, то это сделать будет очень просто. Также не забывайте вносить оплату во время, чтобы избежать неприятных последствий.

Источник:

Как платить земельный налог, если кадастровая стоимость участка изменилась

Источник: журнал «Главбух»

Определение стоимости

Организации признаются плательщиками земельного налога, если обладают на праве собственности земельными участками (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Его сумма к уплате в бюджет рассчитывается как произведение налоговой базы и установленной ставки (п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ).

Налоговой базой является кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января налогового периода. По земле, право собственности на которую возникло у предприятия в течение года, в расчет принимается кадастровая стоимость на дату ее постановки на учет (ст. 390, п. 1, 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Источник: https://nalogmak.ru/transportnyj-nalog/kak-platit-nalog-na-zemlyu-esli-kadastrovaya-stoimost-uchastka-ne-opredelena-vse-o-nalogah.html

Кадастровая стоимость земли: оценка и её оспаривание. Как узнать?

Если кадастровая стоимость земли не определена…

Кадастровая оценка земли (участков для различного назначения использования) в настоящее время является основополагающей расчет величиной. Она применяется для исчисления налога, арендной платы, представления информации в разных инстанциях (например, судебной).

Проведение процедуры определения стоимости строго регламентировано федеральным законодательством.

Порядок оспаривания и урегулирования существующих разногласий между собственником (арендатором) и фискальными ведомствами (арендодателем) также прописан в соответствующих нормативных актах.

Права собственников можно отстаивать в судах гражданской юрисдикции. Первичное урегулирование вопросов, связанных с проведением переоценки может быть проведено на уровне заинтересованного ведомства.

Стоит понимать, что изначальная кадастровая оценка земли назначается в одностороннем порядке государственными структурами. Затем после ознакомления с обозначенными параметрами у собственника возникает право обращаться с апелляционными заявлениями сначала в Росреестр или кадастровую палату. Если в ответ на обращение был получен отказ, то остается решение вопроса в судебном порядке.

В большинстве случаев первичная кадастровая оценка земли, назначенная государственными структурами сильно завышена и превышает среднюю рыночную стоимость аналогичных участков. И это может стать причиной начисления избыточного налога на имущество физических лиц.

Нормативная кадастровая стоимость земель по группам категорий

Автоматически определённая нормативная кадастровая стоимость земли влияет на решение множества финансовых вопросов.

До 2021 года исчисление налогов и размера арендной платы, цены выкупа определялась исходя из инвентаризационной стоимости, выраженной в значениях 1960 и 1990 года.

Эти параметры были занижены более, чем в 100 раз и совершенно не соответствовали реальным рыночным показателям. Поэтому была проведена реформа и назначена кадастровая стоимость земель по категориям и группам.

Какие существуют группы земель?

Группы кадастровой стоимости земель – это подразделение на категории по территориальному и имущественному назначению. В настоящее время принято следующее распределение:

  1. участок под индивидуальное жилищное строительство;
  2. надел для ведения оградного или дачного хозяйства;
  3. земли населенных пунктов, расположенные внутри городской черты;
  4. участки общего пользования;
  5. участки промышленного и общегражданского назначения (например, под застройку заводами, фабриками или многоквартирными кварталами).

Для всех этих категорий установлены разные коэффициенты увеличения или снижения средней рыночной стоимости.

Земли общего пользования населённых пунктов

Кадастровая стоимость земель населенных пунктов определяется по взвешенной среднерыночной величине, действующей на момент проведения инвентаризационного контроля. Это значит, что стоимость 1 кв. м. в Москве и Подмосковье не будет оценено одинаково. Что по сути является достаточно справедливым фактором.

Для определения кадастровой стоимости земель общего пользования применяются понижающие и повышающие коэффициенты. Они могут учитывать район расположения участка, его общую рыночную стоимость, транспортную доступность, обеспеченность коммуникациями, предусмотренная категория потенциального использования, наличие на участке жилого или хозяйственного строения и т.д.

Земли промышленного назначения

Кадастровая стоимость земли для промышленности может быть как увеличена, так и занижена.

Существуют территории опережающего развития, где предусмотрено льготное налоговое обложение и сокращение кадастровой стоимости объектов, предназначенных для развития экономики региона.

Там кадастровая стоимость земли промышленного назначения будет минимальной. Так государство стимулирует развитие промышленности в тех территориях, где это необходимо.

В то же время для строительства завода в регионе с высокой экологической нагрузкой в виде вредных выбросов может быть установлен повышающий коэффициент. Это затормозить строительство новых предприятий.

Сельхозугодья и дачные участки

Наименьшая кадастровая стоимость установлена на сельхоугодья и участки, предназначенные для ведения дачного хозяйства. Под эту же категорию попадают земельные наделы, выдаваемые фермерам и лицам, занятым земледелием в промышленном масштабе.

Сельскохозяйственные земли облагаются минимальной ставкой налога вне зажимистое от формы собственности.

Как и где узнать кадастровую стоимость земли?

Как уже говорилось выше, первичная оценка проводится в автоматическом режиме государственными структурами. И затем собственник или арендатор имеет право проводить оспаривание и заявлять о снижение или повышении первичных параметров. Нужно понимать, где узнать кадастровую стоимость земли из официальных источников. Сделать это можно двумя способами:

  1. на портале Росреестра в специальном разделе (можно выбрать несколько вариантов получения услуги – в электронном, физическом, с помощью отправки заказного письма и т.д.);
  2. на сайте Ростехнадзора с использованием интерактивной карты- путем введения точного адреса земельного угодья или его инвентаризационного кадастрового номера.

Перед тем, как узнать кадастровую стоимость земли путем личного обращения в офисы кадастровой палаты, необходимо подготовить правоустанавливающие документы (свидетельство о праве на собственность, договор долгосрочной аренды или выписка из реестра) и общегражданский паспорт. Каждому собственнику предоставляется исключительное право узнать кадастровую стоимость земли бесплатно, поэтому при отправке запроса никаких госпошлин оплачивать не нужно.

Полученная официально кадастровая оценка в бумажном виде необходима для оспаривания стоимости участка в суде разных инстанций. В кадастровой палате запрос на пересмотр стоимости можно подавать и без этого документа.

Изменение и перерасчет кадастровой стоимости земли

Для того, чтобы инициировать изменение кадастровой стоимости земли, нужно сначала провести предварительный расчеты. Для этого можно воспользоваться сервисом «публичная карта» на портале Росреестра.

Затем необходимо перейти на сайт губернатора или правительства того региона, где располагается участок. На этом ресурсе нужно найти соответствующее постановление главы региона о том, что он утверждает порядок проведения кадастровой оценки в своем регионе.

В этом формуляре можно найти основные параметры, базовую рыночную стоимость, понижающие и повышающие коэффициенты по категориям использования земель.

Проведите сопоставление с теми данными, которые есть у вас. Если вы видите серьезные расхождения в ту сторону, которая вас не устраивает, то можно начинать процедуру пересмотра.

Заявление на перерасчет кадастровой стоимости земли можно подавать в следующие инстанции:

  1. специально созданные комиссии, которые уполномочены рассматривать подобные обращения граждан и выносить по ним соответствующие действующему законодательству определения;
  2. заявление в мировой суд о несогласии с предоставленной кадастровой стоимостью;
  3. заявление в городской или районный суд о признание сведений, внесенных в оценку недостоверными (завышенными или заниженными).

Для суда потребуется привести доказательства вашей правоты. Ими могут послужить официально проведенные оценки с привлечением специалистов, обладающих государственной аккредитацией.

Как определяется пересмотренная оценка?

Определение кадастровой стоимости земли после принятого решения о её пересмотре начинается с проведения экспертизы.

Для этого заключается договор с экспертным агентством, имеющим государственную лицензию на этот вид профессиональной деятельности.

После полученного акта оценки он предоставляется либо в судебные органы, либо в комиссию по оспариванию. Они выносят вердикт на то, что необходимо изменить определённую ранее стоимость.

Это общий порядок того, как определяется кадастровая стоимость земли в установленном законодательно регламенте. Существуют исключения из этого правила.

Но законом предусмотрены строгие сроки, в рамках которых не может быть проведено повторное оспаривание. Поэтому рекомендуем внимательно взвешивать все факты за и против этой процедуры.

Возможно вы планируете оформлять кредит под залог земли. В этом случае выгоднее иметь более высокую стоимость.

Оценка и её оспаривание

Автоматически проведенная оценка кадастровой стоимости земли для собственника может оказаться не приемлемой в силу большого ряда важных факторов. Так, не редки ситуации, когда арендатор участка готовит пакет документов для выкупа надела и приобретения на него права собственности.

И в этом случае ему будет выгодно оспаривание кадастровой стоимости земли с целью снижения её рыночной стоимости. При оформлении договора купли-продажи с муниципалитетом будет указана именно та стоимость 1 квадратного метра, которая присутствует в государственной базе кадастровой оценки.

Также оспорить кадастровую стоимость земли может потребоваться в том случае, если предстоит судебная тяжка по назначению возмещения причиненного материального вреда. В этом случае выгодно настаивать на увеличении ценности испорченного участка.

Пересмотр с целью увеличения или снижения кадастровой стоимости

Согласно принятым нормативным актам, пересмотр кадастровой стоимости земли был окончательно завершен на начало 2021 года. Теперь это процесс остановлен и полностью заморожен до начала 2021 года. Т.е. в ближайшие два года никаких автоматических изменений в базу кадастровой оценки объектов вносится не будет.

Если требуется снижение кадастровой стоимости земли, то необходимо действовать по описанному выше алгоритму и обращаться непосредственно в суд или в специальную комиссию по разрешению подобных споров. Аналогичным образом проводится и увеличение кадастровой стоимости земли, причем вся процедура отнимает не больше 1-го календарного месяца.

Как уменьшить кадастровую стоимость земли, если она завышена

Как уже говорилось выше, чаще всего завышена кадастровая стоимость земли, поэтому рассчитывать на демократичный налог не стоит. Но существует способ исправить это положение. Согласно действующему законодательству, сначала собственнику необходимо обратиться в специальную комиссию по оспариванию рассчитанной кадастровой стоимости.

Тужа стоит представить выписку из ЕГР с указанной величиной расчетной оценки, действительной на дату обращения. Этот документ является не обязательным, но с целью затягивания процесса оспаривания многие сотрудники комиссии предпочитают требовать от заявителя максимальный пакет документов.

Если нет свежей выписки из ЕГР, то не утруждайтесь её получением.

Перед тем, как уменьшить кадастровую стоимость земли, напишите заявление в комиссию по оспариванию и дождитесь её официального ответа. Если он вас не устроит, смело составляйте исковой заявление и относите его в судебный участок. Как правило, такие судебные решения всегда выносятся в пользу заявителя.

Документы для оспаривания оценки

Для проведения процедуры оспаривания кадастровой стоимости земли потребуется собрать пакет документов:

  • выписка из единого государственного реестра объектов недвижимости с указанной актуальной кадастровой стоимостью;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • акт проведения независимой оценки с привлечением лицензированных специализированных предприятий.

Источник: https://ousluge.ru/katalog-uslug/kadastrovaya-stoimost-zemli

Влияние кадастровой стоимости участка на расчет земельного налога

Если кадастровая стоимость земли не определена…

Кадастровой стоимостью называют учетную стоимость земельного участка.

Она определяется и фиксируется Росреестром.

Ее величина формируется, исходя из кадастровой зоны и площади земли.

Земельный налог – это сбор, который ежегодно платят физические лица и организации, в собственности у которых находятся участки земли на праве собственности или наследования.

Кто обязан оплачивать?

В соответствии со 2 пунктом 8 статьи ГК РФ собственник земельного участка наделяется обязанностью платить земельный налог с момента прохождения процедуры государственной регистрации. Это правило касается как частных, так и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели также обязаны оплачивать земельный налог в полном размере, но только на землю, которая находится у них в собственности.

Скажем, если магазин, принадлежащий ИП, стоит на участке, арендуемом у государства, то за эту землю он платить не должен.

Ранее законодательство освобождало от уплаты земельного налога

  • пенсионеров,
  • многодетные семьи,
  • военных.

На сегодняшний день таких послаблений не предусмотрено, и описанные категории граждан имеют такие же обязательства, как и все остальные.

Исключением являются случаи, когда льготы устанавливает местный муниципалитет. Но такое встречается нечасто.

Величине земельного налога и расчету процента полностью посвящена 394 статья Налогового Кодекса РФ. В ней приведены ее предельные значения:

  • 0,3% — в отношении садоводческих, огородных, сельскохозяйственных земель, а также участков, которые располагаются под жилым фондом или ограничены в обороте;
  • 1,5% — во всех иных случаях.

В некоторых регионах средняя ставка налога повышается на коэффициент. Как правило, это касается курортных областей.

Коэффициент напрямую зависит от рекреационного значения земель:

  • Ставропольский край – от 3,7 до 7;
  • Краснодарский край – от 4 до 8;
  • Московская область – от 2,5 до 4;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область – от 2,5 до 4;
  • Калининградская область – от 3 до 5;
  • Приморье – от 2 до 3.

Ставка налога в этих регионах повышена с целью стимулирования природоохранных мероприятий.

Как узнать размер кадастровой стоимости земельного участка для декларации?

На размер кадастровой стоимости напрямую влияет:

  • площадь участка;
  • расположение земли;
  • актуальный уровень цен на рынке.

Определить точную стоимость для декларации можно на официальном ресурсе Росреестра. Для этого нужно найти на нем интерактивную карту. Кроме стоимости, по ней можно узнать об участке очень много полезного и важного.

Оплачивать земельный налог можно только по специальной квитанции. Любые попытки налоговых сборов наличными, например, в дачных хозяйствованиях – это мошенничество, будьте осторожны.

Величина процентной ставки

При определении земельного налога ставка налога умножается на кадастровую стоимость участка.

Точную величину ставки определяет муниципалитет. На его решение влияют многие факторы:

  • категория земельного участка;
  • состояние территории;
  • перспективы освоения земли и мн. др.

Он же регулирует порядок и временные рамки уплаты налога.

В ряде регионов уплата происходит единовременно – за весь налоговый год. Но чаще всего муниципалитет устанавливает систему авансовых платежей.

Способы просмотра категории земель по кадастровому номеру

Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет деление всех земель на 7 основных категорий. В соответствии с принадлежностью к той или иной из них участок должен использоваться только по своему целевому назначению. Наиболее известные категории – это сельскохозяйственные земли и земли поселений.

Прочитать о них подробнее вы сможете в отдельной статье.

Как определить принадлежность земли к одной из вышеназванных категорий?

Эту информацию можно узнать:

  • на сайте Росреестра, по кадастровой карте;
  • при личном обращении и оформлении кадастровой выписки в Росреестре;
  • в отделении ФНС;
  • в ФУГРЦ;
  • по кадастровому номеру участка – в МФЦ;
  • в администрации района;
  • из документов на земельный участок.

Заключение

От кадастровой стоимости напрямую зависит размер налога, который владелец земли ежегодно обязан уплачивать в государственный бюджет. Если собственник считает ее величину завышенной, необходимо обратиться в суд с просьбой о пересчете.

Как показывает практика, большая часть таких заявлений получают положительный исход.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/stoimost/vliyanie-na-nalog

Исчисляем земельный налог, если кадастровая стоимость поменялась или неизвестна

Если кадастровая стоимость земли не определена…

Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру : 31.05.2012 10:30

Узнаем кадастровую стоимость земли

База для расчета земельного налога определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом.

По земельным участкам образованным в течение календарного года, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сведения о кадастровой стоимости доводятся до плательщиков земельного налога двумя способами:

  1. предоставляются по письменному заявлению в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

    № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

  2. размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в интернете.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщика».

Получается, чтобы определить налоговую базу по земельному налогу, нужно подать заявление о предоставлении сведений либо найти необходимые данные в интернете. Первый вариант предпочтительнее, так как предприятие будет иметь письменное подтверждение кадастровой стоимости своего участка.

Если кадастровая стоимость пересмотрена

Бывает, что региональные власти пересматривают (чаще всего повышают) кадастровую стоимость земли задним числом.

К примеру, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. № 236-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Московской области по состоянию на 1 января 2010 года.

И у организаций, уплачивающих земельный налог, возник закономерный вопрос: нужно ли произвести пересчет налоговой базы за 2010–2011 годы?

По мнению Минфина России изложенному в письме от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15, при утверждении новых результатов государственной оценки земельный налог нужно пересчитать. Но только в том случае, если это улучшает положение налогоплательщика.

Однако необходимо учесть один нюанс.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О, правовое регулирование земельного налога состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

Соответственно, региональные нормативные акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков действуют на общих основаниях. То есть Конституционный суд отсылает нас к статье 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах:

  • вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • акты, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства и пр., обратной силы не имеют;
  • акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они это прямо предусматривают.

Поскольку в распоряжении № 236-РМ не указано, что оно распространяется на предыдущие периоды, то для целей расчета земельного налога оно вступает в силу только с 1 января 2012 года.

Аналогичными аргументами можно воспользоваться, если сходная ситуация сложилась в иных регионах.

Если кадастровая стоимость земли не определена

А вот если кадастровая стоимость земельного участка вообще не определена, следует руководствоваться положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

№ 137-ФЗ.

То есть для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости).

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 (далее – постановление № 319) ежегодно определять нормативную цену земли обязаны органы исполнительной власти субъектов РФ.

Документ о нормативной цене земли выдают заинтересованным лицам районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (п. 4 постановления № 319). Если окажется, что кадастровая стоимость земельного участка не определена, налогоплательщик должен обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству за документом о нормативной цене участка.

Если же и нормативная цена земли не определена, то, по мнению Минфина России (письмо от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15), в этом случае отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.

Для того чтобы подтвердить тот факт, что кадастровая стоимость и нормативная цена для конкретного земельного участка не установлены, желательно иметь соответствующие документы от уполномоченных органов.

Межевание земли

Бывают случаи, когда на тот или иной участок нет документов о межевании. Но в то же время участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с приблизительной площадью. Возникает ли в данном случае обязанность по уплате земельного налога? По мнению чиновников, возникает (письмо Минфина России от 19 апреля 2012 г. № 03-05-06-02/32).

Без межевания участка невозможна госрегистрация права на него. Однако если в ЕГРП отсутствует информация о существующих правах на участок, то плательщик земельного налога определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих право на землю. Это установлено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ.

Такими документами могут быть оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы; соответствующее решение о предоставлении земельного участка и т. д.

Статья напечатана в журнале “Учет в производстве” №6, июнь 2012 г.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/15665-ischislyaem-zemelnyj-nalog-esli-kadastrovaya-stoimost-pomenyalas-ili-neizvestna.html

Недвижимость и земельные участки без кадастровой стоимости: причины и следствия

Если кадастровая стоимость земли не определена…

Каждый объект недвижимости, согласно действующему законодательству Российской Федерации, должен иметь свою кадастровую стоимость.

Без этого параметра невозможно совершить ни одной сделки, что становится проблемой для собственника, а также нельзя рассчитать налог, что невыгодно государству.

Иными словами, и собственнику, и государству важно любую недвижимость, будь то дом, квартира или земля, зарегистрировать в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), а перед этим, соответственно, провести оценку кадастровой стоимости каждого такого объекта.

Именно поэтому наиболее популярными в сфере земельных отношений являются кадастровые услуги. Однако на сегодняшний день не все объекты недвижимости имеют кадастровую оценку. О том, почему это происходит и что влечет за собой, поговорим в нашем материале.

Почему же у отдельных объектов недвижимости может отсутствовать кадастровая стоимость? Перечислим основные причины

1. Наиболее частой причиной специалисты в сфере кадастра называют отсутствие характеристик, без которых установить кадастровую стоимость объекта невозможно либо они так или иначе непосредственно влияют на кадастровую оценку.

Среди таких характеристик категория земель, вид разрешенного использования земельного участка, а также его площадь. Для строений это вид здания, назначение постройки и также площадь.

Если нет хотя бы одной из названных характеристик, установить кадастровую стоимость объекта нельзя чисто технически.

2. Кадастровая стоимость у объекта недвижимости может отсутствовать и из-за того, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки не выявлены удельные показатели кадастровой стоимости.

Обычно данный параметр автоматически вносится в реестр в разрезе кадастровых кварталов, однако практика сталкивается с тем, что не все кадастровые кварталы имеют удельные показатели.

А без них, даже при наличии всех основных характеристик, указанных в первом пункте, установить кадастровую стоимость участка не получится.

3.

Весомой (и не так уж редко встречающейся) помехой является ситуация, при которой вид разрешенного использования земельного участка трудно отнести к той или иной функциональной группе типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ № 39 от 15 февраля 2007 года. В результате такой неоднозначности вид разрешенного использования земельного участка остается под вопросом до выяснения обстоятельств в вышестоящих инстанциях, а пока этот вопрос решается, неоднозначность вида не позволяет установить кадастровую оценку.

Тем не менее в законодательстве имеется своего рода лазейка, с помощью которой эту проблему можно решить на локальном уровне.

Выход из сложной ситуации предоставляет Градостроительный кодекс РФ, а именно в части 3 и 4 статьи 37-й, где сказано, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов недвижимости могут быть выбраны правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий). Чтобы уточнить вид разрешенного использования, воспользовавшись этим ходом, нужно подать в Росреестр соответствующее заявление. И если в результатах кадастровой оценки имеется удельный показатель кадастровой стоимости, соответствующий выбранному виду разрешенного использования, кадастровую стоимость земельного участка можно установить.

4. Наконец, есть еще одна проблема, вызванная несовершенством действующего законодательства в сфере недвижимости.

Речь идет о том, что еще совсем недавно порядок определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, вновь образованных сооружений, единых недвижимых комплексов, жилых строений, а также машино-мест в Российской Федерации попросту отсутствовал. Безусловно, это приводило к неравным возможностям использования таких объектов.

Поскольку установление кадастровой стоимости обязательно должно быть регламентировано, а регламент процесса в отношении указанных объектов недвижимости не был прописан, определить кадастровую стоимость фактически и юридически для специалиста, выполняющего кадастровые услуги, не представлялось возможным.

Поэтому в отношении таких объектов действовал судебный регулятор – только после вынесения решения суда, где содержатся сведения об установлении кадастровой стоимости этих объектов. Другим вариантом было дождаться очередного проведения государственной кадастровой оценки, в ходе которой стоимость определялась официально государственными структурами.

Порядок определения кадастровой стоимости ранее не учтенных объектов недвижимости

Однако со 2 марта 2021 года это недоработка законодателей устранена.

С этого дня начал действовать приказ Минэкономразвития РФ № 514 от 24 сентября 2021 года («Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости»).

Как видно из названия документа, приказ устанавливает порядок проведения кадастровой стоимости таких объектов.

Общий принцип порядка определения кадастровой стоимости останется прежним: кадастровая стоимость устанавливается в результате умножения площади объекта недвижимости на удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения либо вида разрешенного использования (для земельных участков), утвержденный исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления. Поэтому именно площадь  вид разрешенного использования играют наиболее важную роль для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Объектам незавершенного строительства посвящена часть 2 Порядка. Исходя из положений регламента в этом разделе мы видим, что, пока дом строится, его кадастровая стоимость будет расти, и зависеть оценка будет от этапа строительства.

То есть в начале работ кадастровая стоимость здания будет одна, а по мере завершения постройки она будет меняться пропорционально изменяющимся характеристикам здания.

Так, если в ходе строительства поменялась площадь помещения, кадастровую стоимость нужно будет определять заново (ст. 9 ч. 2).

Часть 3 Порядка посвящена определению кадастровой стоимости помещения и машино-места. Аналогичным образом прописан алгоритм проведения кадастровой оценки таких объектов. И точно так же при изменении площади пропорционально будет меняться кадастровая стоимость объекта.

В отношении кадастровой стоимости единого недвижимого комплекса сказано, что она «определяется как сумма кадастровых стоимостей всех объектов недвижимости, включенных в состав единого недвижимого комплекса» (ч. 4).

Наконец, часть 5 Порядка регламентирует установление кадастровой стоимости земельного участка. И если в отношении площади здесь действует то же правило (ст. 21), то при изменении вида разрешенного использования в пределах одной группы видов разрешенного использования его кадастровая стоимость остается прежней (ст. 22).

Следовать прописанному алгоритму кадастровому инженеру нужно в самых разных случаях: если земельный участок предназначен для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства либо огородничества, а также при разделе земельного участка, при образовании земельного участка путем объединения либо перераспределения и при наличии у земельного участка более чем одного вида разрешенного использования. Таким образом с вступлением в силу приказа Минэкономразвития специалисты получают возможность обоснованно проводить кадастровую оценку и со временем число объектов недвижимости без кадастровой оценки значительно уменьшится, рассчитывают специалисты, в идеале стремясь к нулю.

Особо подчеркнем, что незарегистрированные права на земельные участки, поставленные на кадастровый учет о 1 марта 2008 года и не имеющие кадастровой стоимости, в настоящее время массово снимаются с кадастрового учета, а значит, собственники теряют на них свои законные права.

Напомним, что с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Согласно документу земельные участки, которые были поставлены на кадастровый учет до 1 марта 2008 года и права на которые не были зарегистрированы, снимаются с кадастрового учета.

Автоматически такие участки выбывают из гражданского оборота и перестают являться предметами сделок.

Описанная ситуация носит далеко не единичный характер. Например, освоив положения закона за истекший 2021 год, только в Брянской области с кадастрового учета сняли более 5000 тысяч таких «бесправных» земельных участков.

Специалисты кадастровой палаты могут сделать это на основании того, что в ЕГРН внесены сведения о земельном участке, но права на него собственник не зарегистрировал – это отдельный акт, требующий инициативы владельца участка.

Если выявлен факт отсутствия прав на участок, специалист направляет запрос в органы государственной власти или органы местного самоуправления о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности в отношении такого земельного участка.

Если в ответ на запрос приходит уведомление об отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок или ответа на запрос не поступает в течение трех месяцев, земельный участок снимается с кадастрового учета.

Снять с кадастрового учета земельный участок, поставленный на учет до 1 марта 2008 года, могут даже при наличии сведений о нем в ЕГРН и зарегистрированных прав на него. В данном случае закон требует зарегистрировать права на вновь образованный участок. Конечно, собственник может и не знать об этом.

Поэтому правообладателю исходного земельного участка направляется уведомление о том, что если в течение шести месяцев не будут представлены документы проведения регистрации прав в отношении образованного земельного участка, его участок будет снят с учета.

За полгода владелец обязан предоставить в регистрирующий орган соответствующие документы и зарегистрировать свои права на участок, иначе по истечению указанного срока участок автоматически будет снят с кадастрового учета.

Поэтому в отношении земельных участков, поставленных на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, владельцам следует подать заявление о регистрации прав, приложив к нему свидетельство о правах на данный земельный участок.

Напомним, что сегодня бумажные свидетельства уже не выдаются и их полностью заменяет кадастровый паспорт земельного участка, который собственник получит после проведения межевания и установления границ и кадастровой стоимости участка.

Кадастровый паспорт участка может быть изготовлен как в бумажном варианте, так и в электронном виде – оба формата имеют равную юридическую силу

Источник: https://1k-k.ru/nedvizhimost-i-zemelnye-uchastki-bez-kadastrovoj-stoimosti-prichiny-i-sledstviya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.