+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Блок налоговых законопроектов рекомендован к принятию

Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах | Финансы и инвестиции

Блок налоговых законопроектов рекомендован к принятию

Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2021 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества.

За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70.

Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:

— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);

— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;

— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).

В чем позиции бизнеса и властей расходятся

Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения.

В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.

Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным.

В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога.

Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.

Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес.

Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки.

Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.

Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков.

Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора).

Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.

Ожидаемые последствия

С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов.

А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов.

Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.

В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов.

Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков.

Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.

Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.

Если власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами.

Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне.

После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.

Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/374623-kontrol-ili-pressing-k-chemu-privedet-proekt-minfina-o-nenalogovyh

Госдума приняла закон, меняющий ряд норм основных направлений налоговой политики

Блок налоговых законопроектов рекомендован к принятию

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, направленные на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики.

Документ, внесенный правительством, подготовлен в целях реализации отдельных положений послания президента РФ Федеральному Собранию и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2021 год и плановый период 2021 и 2021 годов.

Закон упрощает подачу документов в налоговые органы – он предоставляет гражданам право подавать в ФНС и получать от налоговой службы декларации, информацию о налоговых льготах и иные документы через многофункциональные центры.

Кроме того, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предлагается включить в единый налоговый платеж, который граждане РФ могут перечислять в бюджет одним платежным поручением.

Сейчас в него входят налог на имущество физлиц, а также транспортный и земельный налоги.

Налогоплательщик сможет подавать заявления о возврате излишне удержанных или уплаченных налогов независимо от временных ограничений – сейчас заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты налога.

С помощью многофункциональных центров граждане смогут предоставлять документы о льготах по транспортному, земельному и имущественному налогам, направлять декларации или получать сведения из налоговой, отмечал ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин.

По его словам, “работа МФЦ дает возможность получать качественные госуслуги и во многом уйти от бумажной волокиты”.

Также закон предусматривает возможность предоставления в налоговые органы заявлений о постановке на учет иностранных кредитных организаций и прилагаемых к ним документов для открытия корреспондентских счетов в российских банках.

Изменения по налогу на прибыль и взносам

Изменения коснутся уплаты подоходного налога и налога и прибыль. Для граждан отменяется обязанность декларирования доходов от продажи ценных бумаг и введения налогового агентирования, для адвокатов – обязанность документального подтверждения приостановления статуса адвоката в целях освобождения от уплаты страховых взносов за соответствующий период.

Для региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций. На постоянной основе продлено действие такой ставки для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

Закон меняет предельный срок владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от налогообложения.

В случае, если объект недвижимого имущества в соответствии с жилищным законодательством РФ является единственным жилым помещением, этот срок предлагается сократить с пяти до трех лет.

Также законопроектом упрощается процесс подтверждения прав многодетных семей на льготу или вычет при уплате ряда налогов – вместо них направлять в налоговую необходимые бумаги и заявления будут уполномоченные госорганы.

Применение патентной системы ограничат

Согласно закону, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, не смогут переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, за исключением подакцизных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья.

При этом закон запрещает применение единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения в сфере реализации лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий, а также натурального меха и других товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Кроме того, субъекты РФ получат право устанавливать ограничения для применения патентной системы налогообложения по общей площади сдаваемых в аренду или наем жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта, используемых при применении патентной системы налогообложения; по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади.

Закон также сокращает с 25 до 10 человек порог минимальной численности работников, при которой плательщики страховых взносов обязаны представлять расчеты по страховым взносам в налоговые органы в электронной форм.

Поправки ко второму чтению

Поправки ко второму чтению наделили должностное лицо налогового органа, принявшего решение о взыскании с организации недоимки, размер которой превышает 1 млн рублей, при условии, что такое решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия, правом не более одного раза производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации, а также правом истребовать документы (информацию) об ее имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России.

Предусматривается порядок определения налоговой базы по НДФЛ по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов.

Устанавливаются особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, дополняется единовременными компенсационными выплатами педагогическим работникам, не превышающими 1 млн рублей, по правилам соответствующей госпрограммы.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее отметил, что во втором чтению в документ внесен ряд важных поправок.

По его словам, среди них – освобождение от налогообложения выплат для педагогов по программе “Земский учитель”, которая начнет работать с 2021 года по инициативе президента России.

Это позволит привлечь в сельскую местность новых специалистов и повысить качество образования на территории всей страны, считает Володин.

Ранее было принято аналогичное решение в отношении выплат по программе “Земский доктор”, говорил спикер нижней палаты парламента.

Кроме того, меняется порядок определения срока уплаты земельного и транспортного налога организациями – налог должен быть уплачен ими не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (в настоящее время предусмотрено, что сроки уплаты этих налогов организациями определяются представительными органами муниципальных образований и субъектов РФ). Субъектам РФ дается право своими законами устанавливать “нулевую” ставку по упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере услуг по предоставлению мест для временного проживания. Уточняется порядок признания доходов и расходов по налогу на прибыль организаций, а также порядок налогообложения налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов.

Для компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП) меняются правила предоставления рассрочки по уплате налогов. Сейчас рассрочка предоставляется на срок от одного года до трех лет под половину ставки рефинансирования ЦБ при соблюдении ряда условий.

Принятый закон повышает ставку для такой рассрочки по налогам до величины полной ставки рефинансирования ЦБ.

При этом нормы, предусматривающие рассрочку по налогам под половину ставки рефинансирования при угрозе банкротства или сезонном характере работ, сохраняются.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6904178

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.